Логачёва Татьяна Владимировна

Логачёва Татьяна Владимировна

ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

Логачёва Татьяна Владимировна

Воспитать настоящего читателя

Воспитать настоящего читателя

Воспитать настоящего читателя.
(2014год-Год культуры)
«Не бойся человека, не
прочитавшего ни одной
книги, бойся человека,
который прочитал одну
книгу»

Cовременная общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности. Мне кажется, в настоящее время заметно возрастает роль учителя литературы, планомерно и целенаправленно развивающего познавательные и творческие способности обучающихся. Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению, формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Чтение – важнейший вид деятельности школьника в современном мире. Чтение книги развивает в ребёнке душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. Следует помнить, что книга - необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Воспитание книгой состоит в том, чтобы бережно, но настойчиво, ввести юного читателя в литературу, как в искусственно созданное удивительное пространство, научить в нем ориентироваться. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Литература – это настоящее искусство, оказывающее на ребёнка скрытое воздействие, позволяющее решать многие задачи. Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и учителя, и родителей. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто воспринимать текст согласно авторскому замыслу. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, родители тоже должны проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, Не секрет, что дети сейчас читают мало, так как утрачена мотивация к чтению высокохудожественной литературы. Все более архаичным становиться язык русской классики для молодого поколения. Проблема в том, что наши школьники боятся показаться несовременными, поэтому просиживают много времени в Интернете.
Следует помнить, что детство - время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению, поэтому главной задачей учителя-словесника, на мой взгляд, является приобщение учащихся к прочтению книг. Добиться повышения интереса к чтению, литературного развития читателя-школьника – задача сложная, но выполнимая.
. К урокам литературы я подбираю творческие задания и вопросы, ориентированные на возраст учащихся и их читательские интересы. Юные читатели должны научиться понимать, что составляет ядро произведения, его тайну.
В учебнике хрестоматии воспитанию настоящего читателя подчинено многое, начиная от форзацев с материалами об истории книги. В связи с этим урок по тексту введения считаю очень важным. В процессе подготовки к уроку и во время его проведения использую вопросы к диспуту «Книга - твой друг и советчик».
Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения, поэтому часто ученикам предлагаю нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ, сделать словесное рисование. Изучение произведений устного народного творчества завершается интересной работой: учащимся сочиняют свою сказку и оформляют её в иллюстрированную книжку – малышку. Важность подобных заданий в образовательном процессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.
Обучению творческой деятельности способствуют статьи учебника «В мире художественного слова», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые я предлагаю учащимся с учётом дифференцированного подхода к обучению.
В народе говорят: «Пословица ввек не сломится». Действительно, ручеёк человеческой мудрости не иссяк и в наши дни, поэтому особое место в работе с детьми отвожу поисковой работе. Учащиеся много читают, ищут пословицы и поговорки на актуальные темы: о дружбе, учении, семье. В качестве источников информации школьники используют не только печатные издания, но радио и телевидение. Результатом такой работы являются сборники пословиц.
Особое место в работе с детьми отвожу внеклассной работе по предмету
на занятиях лингвистического кружка «Гармония», где
развивается интерес школьников к чтению, расширяется их кругозор. Учащиеся начинают понимать истинную ценность книги, её роль в жизни человека. Именно на таких занятиях школьники делают свои первые пробы пера как юные поэты. Предварительно знакомлю членов кружка с особенностями стихотворения, его размерами. В качестве примера, привожу стихотворения, написанные мною, о роли русского языка и пользе чтения. Вот одно из них.
Я рано читать научилась
Я рано читать научилась:
Мир сказок хотелось понять.
Тогда в отчем доме читали
Отец мой, сестрёнка и мать.

И папа открыл мне науку,
Которой учился он встарь,
Огромной таинственной книгой,
Что все называли «Букварь».

Листая страницы той книги,
Хотелось её мне понять,
И так же, как взрослые, быстро
Я вдруг научилась читать.

Казалось, нет лучше дороги,
Чем та, о которой мечтать
Мне книга всегда помогала,
Чтоб в жизни счастливою стать.

Шли дни, год за годом бежали,
Я стала взрослее, умней,
Но с книгой дружить продолжаю,
И стало общенье тесней.

Пространство и время ломая,
Я двигаюсь с книгой вперёд,
И, чувство искусства вдыхая,
Всё больше люблю свой народ.

И радость надежды питая,
Стараюсь я больше узнать,
А мир наш, огромный, прекрасный,
Хочу всё сильнее понять.

Дар слова - волшебная сила.
И чтобы себя воспитать,
Советую я молодёжи:
«Побольше вам книжек читать!»
Свои стихи учащиеся читают перед классом, такое публичное выступление – это своеобразная демонстрация своей артистичности, своей памяти, что в основе является нормой, как для робких детей, так и для раскрепощенных. Когда это удаётся, дети чувствуют себя на высоте. Их самооценка повышается, и им захочется еще и еще раз быть победителями, а это значит, что они будут учить стихи, сочинять свои, будут читать, надо только помочь им почувствовать себя личностью, которую слушают и к которой приковано внимание здесь и сейчас.

Добавить запись

Защита от спам-роботов