консультация

Папасова Валентина Ивановна

Речквое развитие дошкольников  через ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov_cherez_metod_triz.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

                Речевое развитие дошкольников через ТРИЗ.    

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
    Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем.
   Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
   Одной из таких технологий  смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.                                                                                             Ребенок входит в окружающий мир через родной язык. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
   Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов.
   На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например, как можно использовать предмет – стул. Стул можно использовать как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т.д. Дети придумывают, где еще можно использовать стул.
   Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно. Например, солнце-это хорошо:  греет, можно загорать, купаться и т.д. И солнце – это плохо:  жара, можно обгореть на солнце, сохнет травка и т.д.

Съесть конфетку – хорошо. Почему?  Потому что она сладкая.  
Съесть конфетку – плохо. Почему? От сладкого могут заболеть зубы.                Дети стараются вспомнить, придумать, что же еще есть хорошего и плохого.
   Следующий этап – разрешение противоречий. Для решения противоречий  существует целая система задач. Например, как узнать, лужа глубокая или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии (надо измерить глубину палочкой, надо надеть сапоги и измерить и др.);  что бывает то маленьким, то большим ( воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель), совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
   На этапе изобретательства основная задача: научить детей и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого можно дать детям такие задания, как: «Придумайте новую игрушку,  новый вид транспорта и т.д.».
Следующий этап работы над развитием речи по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Сказки, по – новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
   На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные способы решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал. Ситуации могут быть разные. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем? Дети скажут, что надо взять зонт, надеть плащ-дождевик, что-нибудь поднять над головой и т.д.
   В работе по речевому развитию по тризовским технологиям используются разные методы и приемы.
   Один из методов – синетика, то есть, аналогия. Личностная аналогия предлагает ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод всегда проводится в паре с мозговым штурмом, например, предложить взять сломанную игрушку, представить себе, что это он и рассказать, о чем  думает игрушка.                   Или сорванный и брошенный цветок. Ребенок представляет, что это с ним так поступили и рассказывает, что он чувствует, что думает.
Игровые задания:  «Добавь словечко».  Зеленая, пушистая (Что?) – елка.
                                 Звенит, бежит (Что?) – ручей.
                                Снег, лед (Что делают?) - тают  

        Следующий метод – это метод проб и ошибок. Этот метод также называют методом перебора вариантов. Здесь можно использовать такие задания, как «Выложи букву» (Выкладываются буквы  из камушек, ракушек, пуговиц и т.д.).  Ребенок ищет ответ на вопрос методом проб и приходит к определенному выводу.
   Метод «мозгового штурма» предполагает постановку изобретательной задачи и нахождения способов решения. Анализ каждой идет по оценке «хорошо-плохо», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод развивает у детей способность к анализу, стимулирует  творческую активность в поиске решения проблемы. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Здесь можно предложить детям изменить знакомую сказку, например, придумать конец к сказке «Колобок», где лиса не съедает колобка, или продолжить историю: «Наступила зима. Речка замерзла, и я пошел с друзьями на речку кататься на коньках». Придумать, что случилось дальше?
    Игра «Цепочка слов» (предлагается составить цепочку так, чтобы каждое следующее слово начиналось с того звука, которым заканчивается предыдущее слово).                                                                                              Игра  «Угадай, что я загадала» или эта игра еще называется «Да – нет». Воспитатель загадывает слово, а дети с помощью вопросов должны отгадать это слово. Например, рыба. Это животное? Оно большое? Живет дома? Оно живет в лесу? В воде? Это дельфин? И т.д. пока не отгадают слово.
   Метод фокальных объектов. Суть метода в переносе признака одного или нескольких предметов на выбранный нами объект. К определенному объекту «примеряются»  свойства и характеристики других, ничем не связанных объектов.  Сочетание свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес детей. Интересная игра «Цепочка слов». Например:
Трава  какая? – зеленая, мягкая.
А что еще бывает мягкой? – подушка.
А подушка еще какая? – прямоугольная и т.д.  
Этот метод способствует активизации и пополнению словаря, работу над словами – признаками (например, согласование существительного и прилагательного в роде и числе).                                                                         Игры со словами нужно постепенно усложнять, тренируя у детей способность легко находить нужное слово.
   Есть еще метод «моделирования маленькими человечками». Он позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и твердые, согласные звонкие и глухие. Костюмом  человечков определенного цвета, отсутствием или присутствием колокольчика.
   Этот метод применяется и  при проведении опытов, чтобы решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. Помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень твердый, а  вода жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар.
   Таким образом, ТРИЗ – уникальная технология развития связной речи. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приемы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей, и, конечно, речи дошкольников.