НОД

Папасова Валентина Ивановна

НОД "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД "Зимующие птицы"43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

      Конспект непосредственной образовательной деятельности

                      На тему «Зимующие птицы»

                 (для детей среднего дошкольного возраста).

                                                                         Воспитатель:  Папасова В.И.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с зимующими птицами нашего края.

Задачи:

- прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним;

- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;

- дать детям представления о питании зимующих птиц;

- активизировать в речи обобщающие слова «зимующие птицы»; расширять словарный запас: кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая.

Материал: иллюстрации с изображением воробья, синицы, снегиря, вороны;

модели с видами  питания зимующих птиц;

изображения птиц, разрезанные на части (голова, хвост, туловище)

аудиозапись с голосами птиц.

Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, изготовление кормушек, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

           Ход непосредственной образовательной деятельности.                  

Восп. Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми  зимующими птицами. Но сначала я предлагаю послушать рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года идет речь.    

     Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белыми пушистыми хлопьями снега.

     Побелели дорожки, река покрылась льдом, притихла, уснула, как в сказке.

     Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

     А внизу над ними разные кустики, да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек в белые шубки одели.

- О каком времени года рассказ?

Дети: В рассказе говорится о зиме.

Восп.: Что за шубы и шапки на деревьях?

Дети: Их покрыло снегом, снеговые шапки и шубы.

Восп.: Правильно. Зимой все вокруг покрыто снегом, холодно, метели и  вьюги кружат. В то время, когда мы находимся в своих теплых домах, многие птицы умирают от холода и голода. Вспомните, какие птицы остаются зимовать в наших краях?

Дети: вороны, синички, сороки, снегири, воробьи…

Восп.: Сегодня к нам залетела птичка, чтобы погреться. Посмотрите, что это за птичка?

Дети: Это синичка.

Восп.: Да, ребята, это синичка Зинька. Как хорошо, Зинька, что ты к нам залетела, сегодня мы с ребятами будем говорить о зимующих птицах, посиди у нас, погрейся и послушай. А о какой птице сейчас пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Птица черная сидит

На лохматой елке.

- Кар! - все время он кричит.

Клюв - страшней иголки. (ворона).

Дети: Это ворона.

Восп.: Правильно, это ворона (вывешивает иллюстрацию с изображением вороны). Посмотрите, какая ворона?

Ответы детей: Она большая. У нее большой, крепкий клюв. Хвост, спина и голова черные, а живот белый.

Восп.: А чем питается ворона, знаете? (Ответы детей).

Ворона, ребята, питается в основном остатками человеческой кухни, которые люди выбрасывают в мусорные контейнеры. А также любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семенами различных растений. Это мы обозначим вот так (показывает на карточке изображение остатка от яблока).

А сейчас давайте отдохнем, превратимся в ворон: «Вот под елкою зеленой скачут весело вороны - дети прыгают;

Кар-кар-кар,

Кар-кар-кар! – громко кричат.

Только к ночи умолкают, и все вместе засыпаю

Кар-кар-кар. – тихо произносят.

Дети прыгают, летают, затем садятся и засыпают.

Восп. А вот загадка про другую птицу:

                          Кто приносит на хвосте

                          Много разных новостей?

                          Всем расскажет все до срока

                          Белобокая … (Сорока).

Дети: Это сорока.

Восп. Верно, это сорока. Посмотрите, какая она?

Дети: У нее голова, шея, крылья и хвост черные. А живот и грудь белые.

Восп. Сорока имеет удивительно красивую внешность. Питается как животным, так и растительным кормом. Гнездо она устраивает обычно в гуще кустарника. Осенью сороки собираются в небольшие стайки и приближаются к поселениям человека, где они кормятся пищевыми остатками и отбросами.  

Восп.: Слушайте следующую загадку:

                      Любит прыгать и летать,

                      Хлеб и зернышки клевать.

                      Вместо «Здравствуйте» привык

                       Говорить всем «Чик-чирик»

Дети: Это воробей.

Восп. Правильно, посмотрите на картинку, расскажите, какой он.

Дети: Он маленький. Грудка серая, спинка и хвостик коричневого цвета.

Восп.: А чем он питается? (Ответы детей).

      Воробьи питаются различными зернышками, крошками, ягодами, семенами подсолнечника. Это мы обозначим так.( показывает карточку с нарисованными зернышками).

      Какая же следующая птичка: Красногрудый, чернокрылый,

                                                         Любит зернышки клевать,

                                                         С первым снегом на рябине

                                                         Он появится опять.(Снегирь)

Ответы детей.

Восп.: Давайте посмотрим, правильно ли отгадали. Да, это снегирь. Какой он?

Дети: Он тоже маленький. У него красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья.

Восп.: Из загадки можно узнать, чем питается снегирь. (Ответы детей).

    Правильно, снегири питаются семенами деревьев и кустарников, зернышками и рябиной, из которой выбирают семена, а мякоть выбрасывают. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

  Слушаем следующую загадку: Хоть поменьше воробья,

                                                        Не боюсь зимы и я.

                                                         Всем известная вам птичка,

                                                          А зовут меня…( синичка).

Что это за птичка? Правильно, это наша синичка Зинька. Расскажите, какая она?

Дети: У нее грудка желтая, а голова и крылья черные.

Да, Зинька, дети правильно заметили. Зинька, может, ты сама расскажешь, чем питаешься? Ребята, она говорит, что любит семена подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит полакомиться несоленым салом. Поэтому не забывайте ей иногда повесить кусочек сала.

Живет она в садах и парках. Зимой в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая их можно удержать в своем саду.

Ребята, птичкам зимой бывает очень трудно, холодно и голодно, особенно во время вьюг и метелей.

(Воспитатель выкладывает десять птичек). Посмотрите, во время метелей из десяти синичек остаются только две, остальные погибают. До весны выживают только две птички. Синички погибают после шести часов голода.

Столько времени проходит от вашего обеда, до ухода из детского сада домой.

Поэтому птичкам надо помогать. Как вы можете помочь им?

Дети: Надо сделать кормушки и не забывать посыпать туда корм для птиц.

А чтобы лучше запомнили, чем питаются птицы, давайте поиграем в игру    

                              «Кому какая еда нужна?»

    Восп.: Воспитатель перемешивает карточки-модели питания, ребенок выбирает карточку, говорит, что на ней обозначено и какая птица питается этим.

Восп.: Молодцы, все запомнили, чем питаются наши птички. Я предлагаю вам еще одну игру, называется    

                                «Сложи птичку».                                                                                          

В конвертах части птиц: голова, хвост и туловище. Вам надо собрать птичку и сказать кто это.

Я посмотрю, какие у вас получились птички. (дети называют у кого какая птица получилась). Молодцы, вы все сложили правильно и назвали птиц.

Восп.: Ребята, Зинька погрелась, давайте мы ее угостим. Чем будем угощать?

Дети: Салом и зернышками.

Восп.: Ну, Зинька, лети. Если зимой тебе стане трудно, заходи еще к нам, ребята тебе помогут.  До свидания!

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать их одним словом?  Какую помощь мы можем оказать им зимой?