Занимательный русский язык!

Анисимова Наталья Петровна

       Занимательные задания по русскому языку призваны оживить интерес школьников к слову и словесности. Те, кто не уверен в своих силах, сможет, обратившись к выполнению игровых заданий, повысить свою самооценку и обрести уверенность в своих знаниях по русскому языку! Для знатоков же русского языка на страничке представлены  задания повышенного уровня сложности. Школьная олимпиада  -  одна из популярных и полезных форм работы. Она представляет возможность, не страшась ошибок и плохой отметки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывает нам родной язык.  

Не упускайте такую возможность!!!

       На страничке вы найдете дополнительные задания для тех, кому хочется узнать что-то новое (иногда даже за пределами школьной программы), удивиться, порадоваться, получить хорошую оценку, и, конечно же, знания. Материалы могут быть ориентиром в подготовке к олимпиаде по русскому языку и содержат аудиотексты для выполнения заданий. Рубрика "Лингвистическая кладовая" создана для тех, кто хочет узнать интересные сведения для расширения собственного кругозора, и предлагает не только теоретическое ознакомление с информацией, но и практическое задание.  Желающие поработать дополнительно могут выполнить задания в печатном виде или отправить мне на электронную почту: 

nata.anisimov.anisimova@mail.ru

УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 5 – 6 КЛАССА

Уважаемые учащиеся!

Школьная олимпиада -  одна из популярных и полезных форм работы. Она представляет возможность, не страшась ошибок и плохой отметки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывает нам родной язык.

Не упускайте такую возможность!!!

Выполните олимпиадные задания (№ 1-9) по русскому языку и отправьте ответы учителю на электронный адрес почты: nata.anisimov.anisimova@mail.ru

Фамилия, имя учащегося, класс _______________________________________________

Вариант -1

  1. Придумайте предложение, в котором встретятся два слова с корнем – пут-, не являющиеся однокоренными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните грамматическую основу предложения из «Сказки о мертвой царевне» и семи богатырях А.С. Пушкина.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

Какую редкостную конструкцию использует здесь Пушкин? Что он хочет сказать? Придумайте собственное предложение, используя такую конструкцию.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавают, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В одном из фрагментов стихотворения С.Я. Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните свое решение.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку,

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Пройдя по ссылке, прослушайте текст один раз. Определите ситуацию общения. К какой речи вы отнесете текст – книжной или разговорной? Аргументируйте свой ответ.

Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g4_u132.mp3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.  Письменно ответьте на вопросы. У вас получится краткое описание Политехнического музея.

  1. Чему посвящен московский Политехнический музей?
  2. Когда он был создан?
  3. По чьему проекту построен музей?
  4. Сколько коллекций хранится в музее?
  5. Какие области техники представлены в музее?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Представьте, что вы уже однажды побывали на экскурсии в Политехническом музее. Ваша задача – уговорить вашего друга пойти в музей. Дополните свое приглашение описанием одной из его экспозиций, упомянутой в прослушанном тексте. Для этого можете прослушать текст еще раз.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 5 – 6 КЛАССА

Уважаемые учащиеся!

Школьная олимпиада -  одна из популярных и полезных форм работы. Она представляет возможность, не страшась ошибок и плохой отметки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывает нам родной язык.

Не упускайте такую возможность!!!

Выполните олимпиадные задания (№ 1-9) по русскому языку и отправьте ответы учителю на электронный адрес почты: nata.anisimov.anisimova@mail.ru

Фамилия, имя учащегося, класс _______________________________________________

Вариант -2

  1. Подберите 2 группы слов с одинаковым корнем – реч - , но с разным значением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разберите по членам первое предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа? Почему Пушкин этого не делает? Объясните, что значит выделенное слово.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте предложения со словами: мечи, надо лай – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось?

_________________________________________________________________________

  1. Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами к употребляется предлог НА и в каких случаях нужно использовать каждый падеж.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Произведите их морфемный разбор. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

«Жаль, - я сказал, - что тбилисцы в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, - сказал, - до Нью – Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите имена, которыми можно назвать и мальчика, и девочку.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пройдя по ссылке, прослушайте текст один раз. Определите ситуацию общения. К какой речи вы отнесете текст – книжной или разговорной? Аргументируйте свой ответ.

Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g4_u132.mp3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте название отраслей промышленности. Отметьте два названия, которые не прозвучали в тексте. Затем прослушайте текст еще раз и проверьте свои ответы.

Горное дело, металлургия, химическая технология, автоматика и вычислительная техника, связь, оптика, метеорология, космонавтика, энергетика, транспорт.

  1. Расскажите, какие слова и где вам уже встречались?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте самостоятельно дать определение словам:

архитектор, экспозиция, коллекция, модификация.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 5 – 6 КЛАССА

Уважаемые учащиеся!

Школьная олимпиада -  одна из популярных и полезных форм работы. Она представляет возможность, не страшась ошибок и плохой отметки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывает нам родной язык.

Не упускайте такую возможность!!!

Выполните олимпиадные задания (№ 1-9) по русскому языку и отправьте ответы учителю на электронный адрес почты: nata.anisimov.anisimova@mail.ru

Фамилия, имя учащегося, класс _______________________________________________

Вариант -3

  1. Прочитайте отрывок из детской песенки «Голубой вагон». Объясните, почему в ней употребляется слово скатерть. Объясните значение выделенного слова.

Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется

И упирается прямо в небосклон.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте предложения, используя словарные слова: к..(л, лл)ектив, к..ми (с, сс)ия, к..л..ндарь, уча(?)ствовать, мес..ц, д..ректор, гру (п, пп) овой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог ПОД и в каких случаях нужно использовать каждый падеж.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие местоимения можно безо всяких изменений вставить в оба предложения? В чем особенность этих местоимений?

А. В пятницу… день рождения.

Б.  К…дню рождения мама испекла огромный торт.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких строчках припева «Песенки крокодил Гены» написание слов полностью совпадает с произношением? Подчеркните эти слова.

А я играю

На гармошке

У прохожих

На виду.

К сожаленью,

День рожденья

Только раз

В году.

  1. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения

 А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

«Был бы он наш, - говорю для потехи, -

Дал бы, пожалуй, ему н орехи».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Мистер, - сказал он, - вы очень любезны,

Так как орехи вкусны и полезны».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Ксюша, Даша, Дуня.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите две группы слов с одинаковым корнем -толк- , но с разным значением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пройдя по ссылке, прослушайте текст один раз. Определите ситуацию общения. К какой речи вы отнесете текст – книжной или разговорной? Аргументируйте свой ответ.

Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g4_u132.mp3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополните высказывания информацией из текста.

  1. Политехнический музей был создан…________________________________________________

  1. Политехнический музей хранит около…__________________коллекций.

  1. В цокольном этаже музея расположена…_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На втором этаже расположена экспозиция…_________________________________

  1. Выберите фамилию архитектора Политехнического музея:

а) Растрелли;  б) Монигетти.

  1. Экскурсовод, рассказывая об экспозиции «Велосюжеты», употребил следующие названия одного вида транспорта. Какого? Как вы объясните название экспозиции?

Деревянный бегунок, «паук», машины с равновеликими колесами.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

Русский язык сложный? Нет, интересный!

      В этом учебном году открываю рубрику для тех, кому хочется узнать что-то новое (иногда даже за пределами школьной программы), удивиться, порадоваться, получить хорошую оценку и, конечно же, знания.

Задания для 5-6 классов

Задание №1.

1) Разделите это слитное написание на слова: 

БЫЛИЖЕБЫЛИАНЕБЫЛИНЕБЫЛИ. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Из скольких слов состоит данный текст:

НЕРАЗДЕЛЕННЫЙНАСЛОВАТЕКСТПРЕДСТАВЛЯЕТНЕВЕРОЯТНУЮСЛОЖНОСТЬИСОЗДАЕТОГРОМНЫЕТРУДНОСТИДЛЯ

ПОНИМАНИЯИОСМЫСЛЕНИЯТЕКСТАТАККАКВНЕМЗАТРУДНЕНОВЫДЕЛЕНИЕОТДЕЛЬНЫХСЛОВПОЭТОМУСЛОЖНОПОНЯТЬ

ИХЛЕКСИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕИСВЯЗЬМЕЖДУНИМИ.

3)  Образуйте форму множественного числа от существительных:

 

ДЛИНА, ТОЛЩИНА, ШИРИНА,ВЫСОТА, КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО

_____________________________________________________________________________

4) Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

ГРАММ, ДЕЛО, МАНДАРИН, МЕСТО, НОСКИ, ПОМИДОР, РЕЛЬСЫ, ЧУЛКИ, ЯБЛОКИ

__________________________________________________________________

5)  Игра «Наборщик наоборот». Отгадайте исходное слово, составив его из данных слов.

Например, ВОСТОК, СТЕКЛО, КЛИЧ. В каждом из данных слов буквы В, С, Т, К, Е, Л, И, Ч встречаются не более одного раза, а в слове ВОСТОК две буквы О. Выписываем буквы : востокелич- из них можно составить слово КОЛИЧЕСТВО.

Задание1

Даны слова: ЖЕНА, ТРЕНИЕ, РОТА.

Отгадайте исходное слово.

__________________________________________________________________

Задание 2

 Из какого слова составлены слова: ТОРТ, РОСТ, КИНО?

__________________________________________________________________

Задание 3

Из букв какого слова можно составить слова ПЕПЕЛ, ПРАВДА, ПАЛЬТО?

__________________________________________________________________    

6)  Найдите ошибку в каждом предложении и запишите в исправленном виде.

  • Я одел пальто и пошел гулять.
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
  • У дороги стоял пожилой гриб.
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
  • Она уверена в свои силы.

                                                                                                                                _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

РУБРИКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ»

Раздел «НА КАКОМ ЯЗЫКЕ МЫ ГОВОРИМ»

  • Количество гласных и согласных в языке неодинаково. Во всех языках гласных звуков меньше. Согласные играют более важную роль в понимании смысла слов. У некоторых народов на письме используются одни согласные. Так, в арабском языке гласные, которые называются огласовками, пишутся в словах только в тех случаях, когда нужно уточнить грамматические формы слово или их смысл.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2121ac3ce8d39bf016e648a8b3aa032d&n=24

Любознательным сюда

Найдите в рубрике предложения, которые передают основную мысль текста, и те, в которых приводится пример, иллюстрация к основной мысли. Запишите кратко основную мысль текста и приведите пример из русского или изучаемого вами иностранного языка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БУКВИЦА

  • Древнерусские рукописные книги – настоящие произведения искусства. Их украшают н только искусно выполненные миниатюры (иллюстрации) и орнаменты, но и чудесные буквицы в начале красных строк. Буквицы словно вырастают из движущихся людей, из фантастических растений, сказочных зверей и птиц. Для древнерусского книжника буквы – не просто обозначения звуков. Они могут рассказать о том, как наши далекие предки представляли себе мир.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=de97aa8fee4f6a8f7656edfe85c5399b&n=21

Любознательным сюда

  1. Объясните, чем буквица отличается от буквы? Как еще называют начальные буквы текста?http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=382daac1dc4aa26ec4a89a3384913cd0&n=21
  2. Встречается ли подобное оформление в современных книгах? Попробуйте найти такие книги в школьной библиотеке.

КИРИЛЛИЦА

  •        Уроженце города Солуни (теперь Салоники в Македонии) братьев Кирилла и Мефодия называют славянскими первоучителями. Они были учителями – миссионерами, которые создали славянскую азбуку. Ее можно было использовать для перевода богослужебных книг с греческого языка на славянский. Распространение славянской письменности началось с 863 года.

Ежегодно в нашей стране 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. С 1991 года это государственный праздник, но еще в 1863 году в России был введен церковный праздник почитания памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. 

Задачи исследования: Выяснить, почему возникла необходимость…

        В честь Кирилла славянскую азбуку стали называть кириллицей. Первоначально в ней было больше 40 букв. Со временем азбука изменилась, потому что изменилась фонетическая система языка. Постепенно часть букв кириллицы вышла из употребления, а затем в русский алфавит добавили буквы Й, Ё, Э.

        Окончательно современная азбука утвердилась лишь в 1918 году, когда были внесены изменения в алфавит и правила правописания. Раньше школьники учили кириллические названия букв: аз, буки, веди, глаголь, добро и так далее. В современной азбуке приняты другие названия: а, бэ, вэ, гэ, дэ и так далее.

Любознательным сюда

Просмотрите текст рубрики. В каких словах используются прописные буквы? Для чего они служат в русском языке? Приведите другие примеры слов, которые пишутся с прописной буквы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИНИЦИАЛЫ

  •      Инициалами называют начальные буквы имени и отчества, иногда и фамилии: И.А. Петров, А. Семенова, посвящаю А.С.  Слово инициал образовано от латинского слова initialis – «начальный». Из инициалов составляют особые знаки – монограммы. Они представляют собой переплетенные или поставленные рядом начальные буквы имени, фамилии. Первоначально монограммы делали на печатях и личных вещах правителей: императоров, королей, царей и знатных вельмож. Но со временем монограммы получили более широкое применение в быту людей. Они стали служить знаком, меткой владельца на экслибрисах, посуде, постельном белье и другом имуществе.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=38be64a833fcf49b465083f1fe3841c5&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a481ef8ee5e47ca3ec8ddf7ea8953939&n=21

     В древних книгах буквы в начале текста были большого размера и раскрашивались цветными красками. Иногда их украшали орнаментами, рисунками. Такие буквы, которые являются знаками начала текста, в книгопечатном деле тоже называют инициалами.

               ЗАДАНИЕ для любознательных!http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

  1. Просмотрите текст рубрики «Лингвистическая кладовая». Объясните своими словами, как вы поняли значение слов, выделенных жирным шрифтом.
  2. Просмотрите выше текст рубрики «Буквица». Как вы думаете, можно ли словом буквица заменить слово инициал?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

РУБРИКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ»

Раздел «ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ»

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ИЛИ СОБСТВЕННОЕ?

        В языке постоянно происходит процесс перехода нарицательных существительных в имена собственные и наоборот.

       Многие имена собственные когда-то были нарицательными. Женские имена Вера, Надежда, Любовь существуют в русском языке наряду с нарицательными существительными вера, надежда, любовь. Но не всем известно, что имя Виктор происходит от латинского слова, а Никита – от греческого с одним и тем же значением – «победитель».

      Часто отрицательные имена образуются от собственных имен людей и географических названий: наполеон, боржоми, пломбир, регби, бадминтон.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=987e63d0a78ab4edfcd8a3e24572bc97&n=24http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=df326bc96cf6945a5e31ac9456792d69&n=24http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5b5cdad3f4e5420ab7ae892bcc1ceec1&n=24http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2d414048f9a38e0d52b9a004ef2c1fa7&n=24

Любознательным сюда

Послушайте отрывок из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» об истории образования некоторых существительных Download: http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g6_u021.mp3

В каком абзаце рубрики "Лингвистическая кладовая" они приведены в качестве примеров? Выпишите эти слова. Расскажите, что они означают и от каких собственных существительных образованы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕГО РОДА ИЛИ НЕТ?

Слова, обозначающие названия лиц по профессии, должности: врач, доктор, профессор, судья и другие, - существительные мужского рода. Но эти слова мы употребляем и по отношению к мужчинам, и по отношению к женщинам: доктор Петров, доктор Петрова. 

Определения (прилагательные), относящиеся к словам типа врач, профессор, судья употребляются в форме мужского рода: добрый доктор Петров, добрый доктор Петрова.Молодые люди на фоне инфографиков - бизнес женщина, врач, мужчина, гламурная девушка в векторе

Сказуемые же употребляются в форме мужского рода, если относятся к лицу мужского пола, и в форме женского рода, если относятся к лицу женского пола: Пришел наш семейный врач Иванов. Пришла наш семейный врач Иванова. 

- О каких существительных идет речь в рубрике? Чем они похожи и чем не похожи на существительные общего рода (умница, забияка, растяпа, тихоня)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И

РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ОСНОВЫ

В современном русском языке есть несколько небольших групп существительных, которые в отдельных формах изменяю основу, получая своеобразное «наращение». Сюда относятся:

  1. Существительные небо и чудо, склоняющиеся во множественном числе с основой небес-, чудес-;
  2. Существительные мать и дочь, образующие формы косвенных падежей и все формы множественного числа от основ матер- и  дочер-;
  3. 10 существительных среднего рода на –мя, склоняющихся во всех падежах, кроме И.п. единственного числа, с элементом – ен- после м;
  4. Существительное дитя, имеющее в косвенных падежах единственного числа основу дитят-. В древности все эти существительные принадлежали к особому типу склонения существительных. В современном языке они лишь в незначительной мере отражают старые особенности своего склонения.

(По Д. Шмелеву)

ЗАДАНИЕ для любознательных!http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

Выпишите из рубрики «Лингвистическая кладовая» примеры существительных, которые имеют разные варианты основы при склонении. Просклоняйте их, выделите корень и окончание. Все ли формы этих слов вам знакомы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОЖНО ЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРЕВРАТИТЬ В СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

   Имена существительные могут образовываться из других частей речи, например, прилагательных. В этом случае прилагательные обозначают предмет, а не признак. Переход прилагательных в существительные бывает полным или частичным. Когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться: За невестой дают богатое (что?) приданое (сущ. ср.р. в В.п.). При частичном переходе слово употребляется то как прилагательное, то как существительное: Папа был военным (каким?) врачом. В комнату вошел (кто?) военный (сущ. м.р. в И.п).

    (По Е. Шмелевой)

ЗАДАНИЕ для любознательных!http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

Прочитайте и найдите слова, которые используются только как существительные. Составьте предложения с этими существительными в разных падежах.

           Мясная, боярская, мостовая, зеленая; пирожное, мокрое,   теплое, честное; длинная, верная, модная, горничная; рыжий, леший, веский, зоркий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА?

Письменно дополните высказывания.

  1. Грубый, невоспитанный человек – это…
  2. Необразованный, неученый человек – это…

Прочитайте рубрику и подумайте, правильно ли вы употребляете эти слова.

   

       Церковнославянское слово невежда и древнерусское невежа образованы от одного глагола – ведать («знать, иметь о чем-то сведение»). Но со временем пути этих двух слов в языке разошлись. В современных толковых словарях у каждого из н их свое значение: если невежда – это неуч, человек необразованный, непросвещенный, то невежа – это грубый, невоспитанный человек, тот, кто не умет себя вести.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=fa020d55a21b93a8cf6316fc9d318fef&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b8b0a52051810e22b64cd97b815cf0bf&n=21

 Другое дело, сто невежественным мы можем назвать как малообразованного, так и малокультурного человека (то есть и невежу, и невежду). И под невежеством можем понимать как отсутствие знаний (свойство невежды), так и невежливое поведение (свойство невежи).

(По М. Королевой)

ОШИБКИ ЛЮДЕЙ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

               ЗАДАНИЕ для любознательных!http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

  1. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово. Составьте с ним по образцу свое задание с несклоняемыми существительными, различающимися по роду.
  1. Моль, тюль, рояль, бюллетень, плетень.
  2. Бандероль, вестибюль, магистраль, дрель.
  3. Метро, кафе, кофе, купе, кашне.
  4. Тбилиси, Дели, Миссисипи, Токио.

  1. Правильно ли вы употребляете несклоняемые существительные? Какие ошибки, связанные с этими словами, встречаются в речи людей? Прочитайте рубрику «Лингвистическая кладовая» и расскажите, как ошибки в речи людей могут влиять на развитие языка.

Иногда ошибки, которые повторяются в речи большого количества людей, становятся фактом языка, влияют на него. И тогда в словарях или в грамматиках русского языка появляются изменения. В литературных произведениях XIX века вы можете встретить слова зала (просторная), рояль (черная), георгина (красная) – это были существительные женского рода. В современном русском языке слова с тем же значением употребляются как существительные мужского рода: зал (просторный), рояль (черный), георгин (красный).

  1. Прослушайте отрывок из книги В.Е. Гольдина «Речь и этикет». Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g6_u137.mp3. Закончите следующие высказывания на основе прослушанного текста.
  1. Самоименование – это имя, которым…
  2. Уменьшительным именем можно подписываться в конце писем к…
  3. Для официальных писем в самоименование нужно включить… и слова, которые показывают…

  1. Напишите два письма: электронное письмо своему другу (подруге) с благодарностью за полученное поздравление к празднику; письмо своему учителю с объяснением причины, по которой вы не можете поехать на экскурсию с классом. Какие формы обращения и самоименования вы выберете в каждом случае? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

РУБРИКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ»

Раздел «КАК В ЯЗЫКЕ ВЫРАЖАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ»

МОНО… и ДИА…

   Во многих словах, заимствованных из иностранных языков, мы можем встретить составные части моно… (от греческого слова монос – «один», «единый») и диа… (от греческого слова диа – «через», «между»). Приведем примеры слов с этими корнями:http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b0c8ab5b8692e52e1821915e96ff30b0&n=21

монокль (круглое оптическое стекло для одного глаза),

монолит (цельная каменная глыба), монарх (единоличный наследственный правитель государства);

диаметр (отрезок, соединяющий точки окружности и проходящий через ее центр), диапазон (совокупность всех звуков разной высоты, доступных голосу или музыкальному инструменту), диаспора (большая группа людей какой- либо национальности, живущих вне своей исторической родины).http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=01b4b3d4aad3cdb9ec2a76b480284291&n=21

   

ГЛАГОЛ БЫТЬ

Глагол быть  - один из самых древних глаголов в русском языке. Загляните в толковый словарь, и вы убедитесь в том, как много у него значений.

      Измените этот глагол по временам: формы прошедшего времени (был, была, были) и формы будущего времени (буду, будешь, будет) образуются от разных основ. А вот почти все формы настоящего времени глагола быть в современном русском языке вышли из употребления. В древнерусском языке такие формы существовали:

ЛИЦО

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е

есмь

есмы

2-е

еси

есте

3-е

есть

суть

       Сейчас в настоящем времени для всех лиц в единственном и множественном числе используется только форма есть со значением «существует, имеется»: У меня есть щенок, а у тебя есть два котенка. Хорошо, что вы есть на свете, друзья.

     В книжной речи форма есть иногда употребляется в роли глагола – связки: Неясность слова есть признак неясности мысли. Изредка в этой же роли используется древняя форма множественного числа 3-го лица: Поэты суть гордость нации.

   Но слово суть нашло себе новую «работу»: начиная с XIX века оно стало употребляться как имя существительное женского рода со значением «существо, сущность, самое главное»: Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

         Как обратиться к незнакомому человеку на улице, в магазине, в транспорте? Часто можно услышать: «Женщина, вы выходите?», «Мужчина, ваша очередь». Но для других мы вовсе не воплощение женственности и мужественности. Просто привыкли у нас, как сказал один остроумный человек, называть друг друга так, будто на каждом таблички висят: «М» и «Ж».

         Подобное обращение употреблялось в городской среде и в XIX веке, правда, крайне редко. После Октябрьской революции «мужчины» и «женщины» использовались вместо «буржуазного» господа и дамы и просторечного мужики и бабы. Потом появились товарищи и граждане. XX века мы вновь стали мужчинами и женщинами.  Звучит ужасно. Согласитесь, невозможно представить себе англичанина, спрашивающего на улице: «Woman, где здесь ближайшая аптека?»http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7f016564fd4e898132c9478a6f6b733f&n=21

       Дореволюционные вежливые формы (господин – госпожа, сударь – сударыня) не приживаются. Язык не поворачивается сказать: «Сударь, не лезьте без очереди!» Больше повезло юным, к ним все чаще обращаются юноша, барышня, да и оставшиеся с советских времен обращения молодой человек и девушка тоже неплохо звучат (чего не скажешь о вариантах эй, парень! эй, девушка!). Остальным приходится довольствоваться мужчиной и женщиной да пришедшими на смену «товарищам» другом и подругой – фамильярными, но с потугами на дружелюбность…

       Обращения братишка, сестренка, мать, отец, мамаша, папаша, бабуля, дедуля, тетенька, дяденька не годятся. Адресуясь к незнакомому человеку как к члену семьи, мы тем самым вольно или невольно спекулируем на его «родственных» чувствах.

         Получается, что нет в современной России общепринятого вежливого обращения. А потребность в нем есть. Так как же быть?

           Во-первых, можно назвать незнакомого человека по профессии, добавив господин (госпожа). Придя к врачу, использовать обращение доктор: «Доктор, мне нужна справка»

           Во-вторых, у нас есть спасительная безликая формула: «Извините…» - такими «извинениями» (англ. sorry, фр. excusez-moi, нем. entschuldiegen) все чаще при обращении к незнакомым людям пользуются и за границей.

           Обращение не должно быть грубым или обидным. Вежливое обращение к собеседнику, в том числе незнакомому, - важная часть речевого этикета.

  (По О. Северской)

       

ЗАДАНИЕ для любознательных!http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

  1.  Выражено ли в этом тексте отношение автора к тому, как обращаются друг к другу наши современники? Приведите примеры из текста, которые выражают авторскую точку зрения. Используйте для передачи речи автора предложения с косвенной речью.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Представьте, что вам надо пригласить друзей на свой день рождения. Составьте текст открытки ил смс – сообщения, используя подходящее обращение. Не забудьте о формулах речевого этикета.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ!

РАЗДЕЛ «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БОГАТСТВО ЯЗЫКА»

МОТИВИРОВАННЫЕ И НЕМОТИВИРОВАННЫЕ СЛОВА

  • Главная задача слова – называть предметы и явления окружающего мира. В одних случаях легко объяснить, почему именно данное слово является названием того или иного предмета или явления, в других случаях – нет. Например, подорожник назван так потому, что растет по дорогам, или вдоль дорог. Подберезовиком называют гриб, который растет под березой. Но вот устройство слова дорога не помогает объяснить, почему так называют «путь для передвижения», а строение слова береза не объясняет его значение «дерево с белым стволом». Таким образом, слова можно разделить на мотивированные (подорожник, подберезовик) и немотивированные (дорога, береза). У мотивированных слов понятны причины называния предметов и явлений, а у немотивированных – нет.

(По О. Дроздовой)

Самым любознательным предлагается задание))http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=835105c9884c4b304050747cd2377779&n=21

  1. Послушайте текст. О каких русских словах в нем рассказывается?

Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g4_u006.mp3

  1. Можно ли объяснить значение этих слов через ближайшее родственное слово в современном языке (являются ли они мотивированными)? Найдите для каждого из слов объяснение его лексического значения. Запишите полученные предложения.

1. Сшитые листы чистой бумаги с обложкой – это лексическое значение слова… ______________.

2. С окраской небесного, светло – синего цвета – это лексическое значение слова…______________.

3. Застекленное отверстие в стене для света и воздуха – это лексическое значение …___________________.

3) Можно ли рассказать, как эти слова образовались когда-то давно? Были ли они мотивированными раньше?

РАЗЛИЧИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И ОМОНИМОВ

         Главное различие многозначных слов и омонимов состоит в том, что у многозначного слова все значения как-то связаны друг с другом, а у омонимов не связаны.

        Откуда берутся в языке омонимы? Путей их возникновения несколько.

        Омонимы могут возникнуть в результате случайного совпадения исконно русского слова и слова, заимствованного из другого языка. Так, русское слово клуб (дыма) связано со словом клубиться (пыль клубится по дороге). Из английского языка в русский пришло слово club (общественная организация), которое стали писать и произносить как клуб. Так возникло два одинаковых по звучанию и написанию слова с разными значениями.

       Омонимы могут также возникать в результате расхождения значений многозначного слова.

       Слово среда первоначально было связано по значению со словом середина. В современном языке есть два омонима: среда (окружающая) – «среди которой» находится    человек; среда – день в середине недели. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=0aee00358efc61e71dbda2fc840b1683&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2f2cafeeb76652534e6421846b40611d&n=21

ОМОФОНЫ – ОМОГРАФЫ – ОМОФОРМЫ

В языке существуют пары слов, похожие на лексические омонимы. Это омофоны, омографы и омоформы.

 ОМОФОНЫ (фонетические омонимы) – это слова, которые одинаково произносятся, но имеют различное значение и написание:

Код – кот, пруд – прут, компания –кампания, спица – спится.

ОМОГРАФЫ (графические омонимы) – это слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение и по-разному произносятся:

 зАмок – замОк, Атлас – атлАс, пАрить – парИть.

ОМОФОРМЫ (грамматические омонимы) – это слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах:

Три (брата), трех, трем, тремя – тереть (сыр), тер, тру, трем, трешь, три, трите;

(зеленый) попугай, попугая, попугаю, попугаем, о попугае – попугать, попугаю, попугаем, попугаешь, попугай, попугайте.

Задание для любознательных! http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1a8067f57ea5a331c5fe13c1d4e68e3&n=21

1)Выпишите из текста рубрики омографы. Составьте с ними предложения. Прочитайте х вслух. Правильно ли вы произнесли в них слова – омографы?

2)Свойства омонимов часто используются в загадках. Послушайте аудиозапись Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g4_u052.mp3 , запишите и отгадайте такие загадки. Можно поискать отгадки в толковом словаре.

  1. Попробуйте сами придумать подобные загадки и загадайте их одноклассникам.



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС

К РУССКОМУ ЯЗЫКУ! Дерзайте, и Ваша успеваемость повысится!!!))

Игровое задание 1.

      Расшифруйте девиз, украшающий герб школьной библиотеки. Для этого вам необходимо отыскать по одному нужному слову в каждой части шифровки. В первой части нужно найти лишнее слово, во второй – составить слово из частей, а в третьей –угадать его по описанию.

  1. Руки, реки, примерки, ноги, заслуги, береги, пурги, корки, оговорки, проверки.
  2.  

род

родиться

народиться

народ

зародиться

уродиться

ножная

ручная

парный

жирный

сильные

янтарное

большой

вековой

тепловой

донской

восковой

хоровой

  1. С его помощью строятся города и развивается культура, он помогает обмениваться знаниями и объясняться в любви.

 

Игровое задние 2

Кто сможет угадать и правильно записать зашифрованные слова? Догадались, какая буква есть во всех словах?

                                                     

Игровое здание 3

Какие части слов показаны на рисунках? Победит тот, кто за три минуты подберет наибольшее количество слов к каждой модели – «рыбке».

        

        

Игровое задание 4

 Послушайте текст. Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g3_u050.mp3   

Потом составьте из данных морфем слова, о которых говорилось в тексте. Какие слова можно использовать только в разговорной речи в неофициальной обстановке?

- чанин

дат- , англи-, ростов-    

-ар-/-яр-

овч-, гусл-

-ун-

бег-, болт-, опек-

-ул- / -юл- я

чист-, грязн -

- он- я

тих-

-уш- а

коп-, дорог-

Игровое задание 5

Прочитайте фразу, которую придумал для своих учеников знаменитый ученый – филолог Лев Владимирович Щерба. Послушайте аудиозапись и ответьте на вопросы. 

Download:http://nsportal.ru/modules/file/icons/audio-x-generic.png g6_u012.mp3

Глокая  куздра  штеко  будланула  бокра и кудрячит  бокренка.