Инновационная деятельность на базе КФУ"

Фатыхова Гулия Фоатовна

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме того, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс:3

Учитель: Фатыхова Гулия Фоатовна, учитель начальных классов  МБОУ «Сармановская гимназия»

Тема:   Деление с остатком.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: научиться решать примеры с остатком.     

 Задачи:

-сформировать практические навыки деления числа с остатком

-формулировать  проблему (Познавательные  УУД)

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

- создать способов решения проблем творческого и поискового характера (Познавательные  УУД)

-анализировать  с целью выделения признаков (Познавательные  УУД)

- построение логической цепи рассуждений (Познавательные  УУД)

- целеполагание   (Регулятивные  УУД)

- оценивать  на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Этапы урока

Деятельность учителя и деятельность учащихся

Планируемые результаты

Актуализация знаний.

Групповая работа.

-Сегодня «магическое число» для упражнения 3. Вы начинаете считать с 1 до 40. Каждый раз, когда новое число делится на «магическое число» или содержит его, вы не проговариваете его, а  молча  встаете. Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа. Если вы ошиблись, начинаете сначала. Вам 2 минуты

Какие знания вам пригодились для выполнения этого задания?

Дети : знание таблицы умножения и деления.

Развития навыка активного слушания.

Введение в новую тему.  

 Создание проблемной ситуации: учащиеся при решении примеров сталкиваются с проблемой «они не все могут решить примеры». При анализе и сравнении примеров дети понимают, что данные примеры решаются другим способом
 Учитель:

- Мы сейчас поиграем в игру «Подумай».

– Чья группа  быстрей решит примеры?
Дети: 45: 5 = 9,  49: 7 = 7,  63: 9 = 7
Учитель: Правильно решили! (примеры выставляются в 1 столбик)
2 группа Дети: Мы не можем разделить поровну 35: 6   25: 6   28: 9.
 Дети высказывают различные решения и приходят к одному мнению: если решать пример 25: 6, то число 25 делиться на 6 не будет, а делится число 24, но остаётся число 1. И при решении других примеров, тоже  остаётся число.

-Ребята, вы точно заметили, что остаётся остаток в данных примерах.  А вы хотите научиться решать примеры такого вида?

Учитель:

Как называется тема нашего урока?

 Дети : «Деление с остатком».

- Поставьте цель дальнейшей нашей работы на уроке.
 Мы должны научиться решать примеры с остатком.     

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Развитие логического мышления, умение сравнивать и анализировать

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного. (Познавательные УУД).

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Работа над новым материалом.

    Практическая работа

Работа в группах

 - Разделите данные предметы на четыре человека.

17 шайб

10 пар коньков

9 камней для игры в керлинг

Вопрос к ученикам 1,2 группы:

 - Сколько шайб делили?(17) На сколько частей?(4) Удалось поделить поровну?  По сколько шайб получит каждый?

Вопрос к ученикам 3,4 группы:

 - Сколько пар коньков делили?(10) На сколько частей? (4) Удалось ли поделить поровну? (нет) По сколько пар коньков получилось ровно в каждой группе? (2) Сколько пар коньков не смогли разделить?(2) Число 2 называется остатком. Записывается это вот таким образом:

 10:4 = 2(ост. 2)

Вопрос к ученикам 5,6 группы:

 - Сколько камней для игры в керлинг вы делили?(9). На сколько частей?(4) Сделайте вывод самостоятельно.  

Игра «Хоккей»

 - Ваши руки – это ворота в хоккее. Локти стоят на столе. Я буду вам забивать «голы» из математических примеров. Если в частном есть остаток, то вы закрываете ворота, опуская правую руку на парту. Проверим, кто из вас лучший вратарь – математик.

21: 7 =

16:5 =

45: 8 =

81:9=

74:8=

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Переоценка проблемы

Создание проблемной ситуации.
Учитель:

- Как вы думаете, всегда будем делить предметы, для того, чтобы решить примеры этого вида?


Дети: Делить предметы  для этих примеров трудно, да и очень долго. Надо составить такое правило, чтобы решать подобные примеры.


Учитель:

-Давайте попробуем составить такое правило.

Выведение алгоритма деления числа с остатком.

Организует составление совместного плана действий.

Первичное закрепление материала.

Цель: Учащиеся закрепляют знания и практические умения по новой изученной теме.

Самостоятельная работа - работа в группах (дети составляют алгоритм)
Учитель:

- А теперь посмотрим, что получилось у вас?

(коллективная работа по составлению алгоритма – дети читают свои записи и учитель корректирует их).

 1. Находим наибольшее число, (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка.
   2.  Данное число делим на делитель. Это значение частного.
   3.  Оставшаяся часть делимого – это остаток.
   4.  Проверяем, остаток должен быть меньше делимого.

Учитель:

- На доске вы видите примеры


  17: 9 =     46: 5 =    35: 6=  

25: 6=    28: 9 = 34:8=
 их решили. Но подул холодный зимний ветер и ответы разлетелись. Мы восстановим запись, для этого надо …
Дети:  Решить примеры

-Решите примеры устно, пользуйтесь  алгоритмом.
Дети идут к доске и восстанавливают запись.
     17: 9 = 1(ост.8)     46: 5 =9 (ост.1)     35: 6= 5(ост.5)  

25: 6=4(ост.1)     28: 9 =3(ост.1)     34:8=4(ост.2)

 

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием!


 Физкультминутка.

 

   Чистописание.

Работа в тетрадях.

-Запишите число, классная работа.

-Не забывайте правильно прописывать цифры и следите за осанкой.

 Учитель:

-Записать число 1   (учитель объясняет запись числа по элементам),
- Записать следующее число в 4 раз больше 1.
 Учитель:

-Имеется ли общий элемент у этих цифр?
Дети: Да, прямая наклонная (показывают)
Учитель:

-Составьте из данных цифр двузначные числа
Дети: 14   41.
-Составить  примеры на деление, где  числа 14 и 41 делимое . (Дети работают у доски)
  14:2=7    14:7=2    41:8=5(ост.1)  41:5=8(ост.1)  

 

Закрепление (групповая работа)

Учитель:  

-Какие профессии у ваших родителей? Кем они работают?

-Сейчас мы будем модельерами и цветоводами.

- Каждый день мы сталкиваемся с различными трудностями, в том числе и  в профессиональной деятельности.  Уверена, что вы справитесь с полученным заданием.
Решение задачи.

 «Из 9 метров ткани сшили 2 костюма. Сколько метров пошло на 1 костюм и сколько метров осталось?

9:2=4(ост.1)

Вторая задача:

«Из 19 цветов составили 5 букетов. Сколько цветов в 1 букете и сколько цветов осталось?»

        19:5=3(ост.4)

Учитель: -Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

 построение логической цепи рассуждений

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Рефлексия и оценивание

Регулирующий момент урока, вызывающий у учащихся чувство радости, удовлетворения от урока.                                                            Какую цель ставили? (Научиться делить с остатком)
– С какими затруднениями столкнулись? (Не знали алгоритма)
– Какого результата достигли? (Вывели эталон, применили)

                  - Я на уроке научился…
                  - Я умею …
                  - Я могу научить других…

Домашнее задание. Оценки.

     Учебник  с. 26 №5 или  придумать и решить 10 примеров на деление с остатком.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Организует самооценку учебной деятельности.