К урокам

Харитонова Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение воды для жизни на Земле Знаю Хочу знать Узнал Жидкая, мы её пьём, Бесцветная, не пахнет Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

Слайд 2

Пословица Капля воды дороже золота.

Слайд 7

Вода – это жизнь, красота и здоровье.

Слайд 10

Вода – дом для многих растений

Слайд 12

Вода – помощник человека.

Слайд 14

Вода и её значение на Земле Знаю Хочу знать Узнал Жидкая, мы её пьём, Бесцветная, не пахнет Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь? Вода – это жизнь, красота и здоровье Вода – дом для многих растений и животных Вода – помощник человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения и их регуляция. Газообмен в тканях и легких. Первая помощь и гигиена органов дыхания. Обобщение: «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем».

Слайд 2

Цели и задачи урока: 1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.

Слайд 3

Основные термины и определения: Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ . Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

Слайд 4

Дыхание Внутреннее Внешнее Вдох и выдох Клеточное дыхание

Слайд 5

Биологическое значение дыхания : 1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Слайд 6

Дыхательная система Дыхательная часть Воздухоносные пути последовательно соединенных между собой полостей и трубок : 1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи. место, где происходит газообмен: 1) легкие 2) плевра - (соединительно-тканная оболочка)



Предварительный просмотр:

 

                                                                                 

      Приложение № 1

к Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе

                                                                                       

НОРМАТИВНО-ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Государственные требования к физической подготовленности

населения Российской Федерации

II СТУПЕНЬ

(мальчики и девочки 3 - 4 классов, 9 - 10 лет)

  1. Виды испытаний (тесты) и нормы

№ п/п

Виды испытаний

(тесты)

Мальчики

Девочки

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой

Знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 60 м  (сек.)

12,0

11,6

10,5

12,9

12,3

11,0

2.

Бег на 1 км (мин., сек.)

7.10

6.10

4.50

6.50

6.30

6.00

3.

Прыжок в длину с разбега (см)

190

220

290

190

200

260

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

130

140

160

125

130

150

4.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(кол-во раз)

2

3

5

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(кол-во раз)

-

-

-

7

9

15

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

9

12

16

5

7

12

6.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Достать пол пальцами

Достать пол пальцами

Достать пол ладонями

Достать пол пальцами

Достать пол пальцами

Достать пол ладонями

Испытания (тесты) по выбору

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

24

27

32

13

15

17

8.

Бег на лыжах на 1 км

(мин., сек.)

8.15

7.45

6.45

8.40

8.20

7.30

или на 2 км

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

или кросс на 2 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

9.

Плавание без учета времени (м)

25

25

50

25

25

50

Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе

9

9

9

9

9

9

Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

5

6

7

5

6

7

*Для бесснежных районов страны.

** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса ГТО обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

2. Знания и умения - в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 12 часов)

п/п

Виды двигательной активности

Временной объем в неделю, мин.

1.

Утренняя гимнастика

Не менее 105

2.

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3.

Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т.д.)

150

4.

Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

Не менее 180

5.

Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными

и спортивными играми, другими видами двигательной активности

Не менее 160

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов


 

Приложение № 3

к Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по выполнению видов испытаний (тестов), входящих

во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Перед тестированием участники выполняют индивидуальную или общую разминку под руководством инструктора, педагога (тренера-преподавателя) или самостоятельно. Одежда и обувь участников - спортивная.

Во время проведения тестирования обеспечиваются необходимые меры техники безопасности и сохранения здоровья участников.

  1. Челночный бег 3х10 м.

Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии - "Старт" и "Финиш".

Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде "Марш!" (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается ее и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии "Финиш". Участники стартуют по 2 человека.

  1. Бег на 30, 60, 100 м.

Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м - с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 - 4 человека.

3.Бег на 1; 1,5; 2; 3 км.

Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега - 20 человек.

4.Смешанное передвижение.

Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу.

Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега - 20 человек.

5.Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Участник принимает исходное положение (далее - ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

Ошибки:

1) заступ за линию отталкивания или касание ее;

2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;

3) отталкивание ногами разновременно.

6.Прыжок в длину с разбега.

Прыжок в длину с разбега выполняется в секторе для горизонтальных прыжков.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

7. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.

Подтягивание на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.

Высота грифа перекладины для участников I - III ступеней - 90 см. Высота грифа перекладины для участников IV - IX ступеней - 110 см.

Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от перекладины, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 сек. ИП, продолжает выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

Ошибки:

1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;

2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;

4) разновременное сгибание рук.

8. Подтягивание из виса на высокой перекладине.

Подтягивание на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

Ошибки:

1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);

2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

3) разновременное сгибание рук.

9. Рывок гири.

Для тестирования используются гири массой 16 кг. Контрольное время выполнения упражнения - 4 мин. Засчитывается суммарное количество правильно выполненных подъемов гири правой и левой рукой.

Соревнования проводятся на помосте или любой ровной площадке размером 2×2 м. Участник обязан выступать на соревнованиях в спортивной форме, позволяющей судьям  определять выпрямление работающей руки и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах.

Рывок гири выполняется в один прием, сначала одной рукой, затем без перерыва другой. Участник должен непрерывным движением поднимать гирю вверх до полного выпрямления руки и зафиксировать ее. Работающая рука, ноги и туловище при этом должны быть выпрямлены. Переход к выполнению упражнения другой рукой может быть сделан один раз. Для смены рук разрешено использовать дополнительные замахи.

Участник имеет право начинать упражнение с любой руки и переходить к выполнению упражнения второй рукой в любое время, отдыхать, опустив гирю вниз (не ставя на пол) или держа ее в верхнем положении не более 5 сек. Во время выполнения упражнения судья фиксирует каждый правильно выполненный подъем после фиксации гири не менее чем на 0,5 сек.

Запрещено:

1) использовать какие-либо приспособления, облегчающие подъем гири, в том числе гимнастические накладки;

2) использовать канифоль для подготовки ладоней;

3) оказывать себе помощь, опираясь свободной рукой на бедро или туловище.

Ошибки:

1) дожим гири;

2) касание свободной рукой ног, туловища, гири, работающей руки;

3) постановка гири на голову, плечо, грудь, ногу или помост;

4) выход за пределы помоста.

        10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола (или платформы высотой         5 см), затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 сек., продолжить выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи.

Ошибки:

1) касание пола коленями, бедрами, тазом;

2) нарушение прямой линии "плечи - туловище - ноги";

3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;

4) разновременное разгибание рук.

11. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Поднимание туловища из положения лежа выполняется из ИП: лежа на спине, руки за головой, локти вперед, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.

Участник выполняет максимальное количество подниманий (за 1 мин.), касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.

Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.

Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени и одновременно ведет счет. Затем участники меняются местами.

Ошибки:

1) отсутствие касания локтями бедер (коленей);

2) отсутствие касания лопатками мата;

3) пальцы разомкнуты "из замка";

4) смещение таза.

12. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или гимнастической скамье.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.

При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 сек.

При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 сек. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком –, ниже - знаком +.

Ошибки:

1) сгибание ног в коленях;

2) фиксация результата пальцами одной руки;

3) отсутствие фиксации результата в течение 2 сек.

13. Метание теннисного мяча в цель.

Метание теннисного мяча (57 г) в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч (диаметром 90 см). Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять бросков. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем (попадание в край обруча засчитывается в пользу участника).

14. Метание спортивного снаряда на дальность.

Метание спортивного снаряда (весом 150, 500, 700 г) на дальность проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом "из-за спины через плечо". Другие способы метания запрещены.

Участнику предоставляется право выполнить три броска. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления снаряда.

Спортивные снаряды разработаны специально для применения на спортивных соревнованиях и имеют специфическую форму и оптимальный вес, обеспечивающие наилучшую дальность полета. Участники II - IV ступеней Комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V - VII ступеней Комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г (мужчины                      и женщины соответственно).

Приложение № 4

к Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации проведения испытаний (тестов), входящих во

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстановке. На этапах подготовки и выполнения норм Комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.

Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования. Она заключается в необходимости начать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлении участникам достаточного периода отдыха между выполнением нормативов. Кроме того, организаторы соревнований перед тестированием должны провести общую разминку участников.

Наиболее эффективным является следующий порядок тестирования физической подготовленности населения:

1. Бег на 30, 60, 100 м в зависимости от возрастных требований и ступени Комплекса.

2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, прыжок в длину с разбега.

3. Тестирование в силовых упражнениях:

- подтягивание из виса лежа на низкой перекладине и из виса на высокой перекладине;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

- рывок гири;

- поднимание туловища из положения лежа на спине.

Для тестирования в силовых упражнениях рекомендуется привлекать бригады судей: старший судья бригады (устанавливает единые требования к судейству на всех снарядах, подает общие команды, ведет хронометраж и протоколирует результаты) и по одному судье на каждом снаряде (контролируют технику выполнения упражнения, ведут подсчет правильно выполненных движений, указывают на ошибки).

Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу рекомендуется проводить с применением контактных платформ, что обеспечивает более высокую объективность измерения.

Тестирование по скоростно-силовым видам и силовым упражнениям может выполняться в один или два дня в зависимости от количества участников.

4. Бег на 1; 1,5; 2; 3 км проводится в один день. До соревнований в беге на  1; 1,5; 2; 3 км можно организовать тестирование по одному-двум наименее энергоемким испытаниям (тестам), однако лучше ограничиться только бегом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза И. В. Панфилова

города Петровска Саратовской области

ДОКЛАД

 «Совершенствование системы педагогической диагностики  с целью повышения качества обученности учащихся».

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Харитонова Л.В.

2012 г.

На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения учащихся.

         Каждому учителю предстоит на практике планировать, организовывать и анализировать результаты деятельности по управлению качеством образовательного процесса.  

           Исследования показали, что эффективность системы управления качеством образовательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации учителем  мониторинга, включающего накопление информации о каждом ребенке.

         В  новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Ответы на  вопросы «Почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели, запланированный уровень обученности» может дать психолого-педагогическая диагностика. Она является обязательным компонентом системы управления качеством образовательного процесса.

Диагностика обученности как способ управления качеством образовательного процесса

Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .  

Диагностику предметной обученности надо рассматривать как процесс сбора достоверной информации в неразрывной связи с коррекционной работой.

Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг,  успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии.

Диагностика предметной обученности  проводится в несколько следующих этапов.

1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.

2. Подбор заданий для диагностических работ. 

3. Проверка работ учащихся.

4. Анализ результатов диагностики.

На данном этапе учитель заполняет таблицу “Анализ диагностической работы”, с помощью которой производится анализ эффективности протекания образовательного процесса по данной теме для каждого ученика, выявляется степень обученности.

            Анализ результатов диагностики позволяет учителю спланировать дальнейшую работу по коррекции обученности учащихся.

5. Планирование коррекционной деятельности учителя.

В зависимости от полученных при диагностике результатов могут вноситься необходимые коррективы в почасовое планирование учебного материала.

Использование диагностики предметной обученности в совокупности с коррекционной работой выгодно отличается рациональным распределением учебного времени не только на отдельные темы, разделы, но и целиком на учебный курс.

Повышение эффективности протекания образовательного процесса и, следовательно, качества управления образовательным процессом невозможно без знания индивидуальных особенностей учащихся.

Психологический мониторинг в школе представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о психологических особенностях личности учащегося.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.                                                                                                                                              

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. (В книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» разработаны положения и рекомендации которые могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, развития коммуникативных универсальных действий.)

Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника.

Если в школе есть психолог, который может определить готовность ребят к обучению, нужно ли проводить ещё и педагогическую диагностику? Да, но только под ней подразумевается не проверка предметных знаний, умений и навыков. Намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов.

Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе её проведения для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Итак, педагогическая диагностика, проводимая учителем в начальной школе, ориентирована, прежде всего на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению.

В процессе обучения учитель должен обязательно учитывать уровень достижений своих учеников. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость.

Проведение диагностической работы.

Педагогическая диагностика проводится три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Можно провести такие работы на второй неделе сентября, в двадцатых числах декабря и до майских праздников (20-30 апреля)

Это даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно двигаться дальше.

В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.                                                                                                                                                     Диагностика, проводимая в конце года, даёт возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

Только в начале первого класса проводится единое исследование, нацеленное, на выявление интеллектуальной и личностной готовности ребёнка к обучению.

Методика проведения диагностического исследования проста. Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов,  беседую с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.

Перед каждым заданием  даю необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования по одному уроку на русский язык и математику.

Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы  ученики всё должны выполнять самостоятельно.

Анализ первого диагностического обследования.

Эта единственная диагностическая работа, которую ребёнок выполняет 30-35 минут. Данные диагностики заносятся учителем в таблицу.

 Проанализировав эту таблицу можно сделать следующие выводы: сколько  человек имеют  высокий уровень готовности к обучению, средний, низкий.  

После общего анализа результатов,  приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.

Таким образом, диагностическое обследование класса уже на первой неделе обучения может стать хорошим помощником  в проектировании работы педагога с классом, учитывая его не только общие, но и индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны.

Анализ последующих диагностических работ.

Все остальные диагностические работы обрабатываются по схожей схеме. Начинаю с составления сводной таблицы по классу.

     

         Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки  на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

        Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования).

        Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе .

        Итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

        Они строятся на основе несплошного текста с различными ситуациями из реальной жизни, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

        

Ещё об одной особенности класса можно судить на основании сравнений результатов диагностических работ, проводимых в конце года и начале следующего. Такие работы не отличаются по содержанию. Цель исследования в конце года — это установить успешность обучения, развитие умений использовать полученные на уроках знания в нестандартной ситуации, выяснить, насколько обучение способствовало общеинтеллектуальному развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. Точно такая же работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь, преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и умения. К повторению каких разделов необходимо обратиться в первую очередь. Увидеть результаты сравнения  Из сравнения полученных результатов, можно сделать вывод, что за три месяца летних каникул теряется определённый процент знаний, а значит, они были кратковременными, требующими дополнительного закрепления и работы с ними. Учитель получает информацию о том, какие знания, умения и навыки, а так же в каких областях науки в начале года требуют более тщательного повторения и отработки, а на какие знания можно опираться при дальнейшем изучении материала.

Составление диаграммы развития каждого ученика.

Работа с диагностическими листами не ограничивается только описанными выше возможностями. Для этого можно использовать такую работу, как составление диаграмм.

Такие графики можно составить  на каждого ученика. Рост, конечно же, доставляет удовольствие, а вот спады в развитии требуют от педагога особенного внимания, а так же совместной работы по выявлению причин учителя, психолога и родителей.

Диагностические работы  учеников не только многое рассказывают о них самих, но и помогают планировать личностно-ориентированную учебную деятельность в данном классе.


  Использованная литература:

1.Дормидонова Т. М. Диагностика обученности \ Т. И. Дормидонова // Педдиагностика. – 2004. - № 2. – с. 91- 101.

2.Зайцев В. Мониторинг как способ правления качеством обучения / В. Зайцев // Народное образование. – 2002. - №9. – с. 83-91.

3.Монахов В. М., Никулина Е. В., Майнагашева Е. Б. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта? / В. М. Монахов, Е. В. Никулина, Е. Б. Майнагашева // Школьные технологии. – 2002. - №2.

4.Поташник М. М., Ямбург Е. А., Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. – Педагогическое общество России. – 2004. – 448 с.

5.Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования / Н. Яшина // Народное образование. – 2009. - № 7. – с. 131-139.19.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмоловова-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-152.: ил. ISBN 978-5-09-025478-6.