Самообразование

Хомушку Алдынай Кезеровна

Самообразование - это возможность педагогу самому накапливать опыт работы в направлени, которое его интересует, надеюсь Вам будет интересно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка»  с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикского кожууна

Отчет по самообразованию

на тему:

«Формирование навыка выразительного чтения стихотворения у детей

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Хомушку Алдынай Кезеровна

с. Кызыл-Мажалык – 2020

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи. Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

   Современная методика понимает навык выразительного чтения стихотворения, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое прочтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности.

   Охарактеризовать навык выразительного чтения стихотворения можно следующими критериями:

  • правильность,
  •  сознательность,
  • выразительность.

   Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

Цель работы самообразования:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Задачи:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.

Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.

Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями и склонностями.

Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Ожидаемый результат

Ребенок может совершенствовать художественно- образные исполнительные умения.

Ребенок имеет творческую самостоятельность передачи образа, умеет развивать выразительность речевых и пантомимических действий.

Ребенок видит прекрасное в людях и жизни, стремится внести в жизнь прекрасное, доброе.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит, – как справедливо пишет Л.А. Горбушина, – найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

Становление навыка выразительного чтения произведений – процесс очень не простой и длительный. Педагогу необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень сформированности этого навыка у каждого ребенка.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого произведения. При подготовке к чтению произведения ребёнком, педагог должен внимательно изучить то или иное произведение, уяснить для себя какова идея данного произведения и в чём его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдёт в нем речь, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить степень понятности произведения для ребёнка.

   

Средства речевой выразительности

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», – утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи.

Ударение

Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

Пауза, темп, ритм речи

Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо учиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

С паузой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее.

Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

Мелодика речи

Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит мелодика тона.  Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

Тембр

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация – это главный компонент в обучении выразительному чтению стихотворений.

 1 этап. Заучивание стихотворения.

Способы заучивания стихотворений

Способ №1 .

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3 .

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6 .

 Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Заключение

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

2этап.

Выявление с помощью педагогического мониторинга детей, с проблемами речи, детей, желающих и нежелающих читать стихи выразительно. Определение по результатам мониторинга детей, нуждающихся в сопровождении логопеда. Разработка рекомендаций семьям детей с нарушением речи. Создание условий для детей с плохой речью, а также для детей, нежелающих читать выразительно стихи.

3этап.

Разработка индивидуальных программ для чтецов. Индивидуальная работа с детьми. Проведение внутригрупповых конкурсов чтецов, конкурсов внутри детского сада. По результатам отбор чтецов на поселковый конкурс, районный конкурс. Совместная работа с родителями детей в подготовке к внутригрупповому конкурсу. Помощь родителей в организации и проведение конкурсов различных уровней.

4этап.

Оценка результатов участия детей в конкурсах чтецов различного уровня.

5этап.

Разработка методических рекомендаций для родителей, для педагогов. Показ мастер- классов на родительских собраниях.

Литература:

Смоленский Я. Н. «Как научиться читать стихи?»

Приложение .

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дышим глубже

Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом — Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю артикуляционную гимнастику. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплекс 1. Гласные звуки

Комплекс рекомендуется проводить в период прохождения гласных звуков. Игра-сказка сопровождается артикуляционными упражнениями, которые дети выполняют вначале по показу педагога, а затем самостоятельно.

1Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой.Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

2. Он жил в своем домике-ротике, который открывался и закрывался, вот так. Губы нейтральные, как при произношении “а”. Широко открыть и закрыть рот 8–10 раз.

3. В домике были двери-губы и заборчик-зубы. Когда двери и заборчик были закрыты, язычок спокойно спал в своем домике-ротике. Сегодня язычок спит за закрытым заборчиком, а двери открываются и закрываются, вот так. Углы рта слегка оттянуты – так, чтобы были видны передние зубы. Объем движений, как при артикуляции звука “и”. Повторить 8–10 раз.

4. В гости к язычку пришел ослик и стал его звать: “и-а, и-а, и-а”. Плавный переход от “и” к “а”. Повторить 8–10 раз.

5. Удивился ослик, что язычок спит, и сказал: “О-о-о”.Губы округлены, произносится утрированный звук “о”. Повторить 8–10 раз.

6. Мимо проезжал паровозик с длинной трубой. Решил он разбудить язычок и загудел: “У-у-у”. Губы вытянуты в трубочку. Повторить 8–10 раз.

7. Стали ослик и паровозик язычок будить: “и-а, о-у, а-у, у-у-у”. Плавный переход от “и” к “а” (8–10 раз), от “о” к “у” (8–10 раз), от “а” к “у” (8–10 раз). Так и не удалось им в этот раз язычок разбудить.

Комплекс 2. Свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ц’]

1. Жил был язычок, длинный-предлинный, вот такой.Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Жил он за заборчиком-зубами. Покажите, какой ровный заборчик-зубы. Вот так. Углы рта слегка оттянуты, передние зубы сомкнуты и видны. Объем движений – как при артикуляции звука “и”. Под счет “раз-два” губы раздвигаются и снова смыкаются.  Повторить 8–10 раз.

3. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

4. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 3. Шипящие звуки [ш], [ж], [щ], [ч]

1. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел вниз язычок и увидел красивые цветы. Долго-долго смотрел он изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

3. Посмотрел язычок вниз, нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки. Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

4. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

5. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 4. Звуки [л], [л’]

1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким. Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

3. Язычок может быть широким, как лопаточка, и узким, как иголочка. Широкий – узкий, широкий – узкий. Попеременно расслаблять (делать язык широким, как в упражнении 1) и напрягать его (делать узким, как в упражнении 2).

4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так. Высунуть узкий язык, медленно двигать им из правого угла рта в левый и обратно. Повторить15–20 раз.

5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так. Тик-так, тик-так. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (по часовой стрелке и наоборот).


Комплекс 5. Звуки [р], [р’]

1. Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

3. Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. Повторить 10–15 раз.

4. Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болботали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. Повторить 8–10 раз.

5. Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. Повторить 10–15 раз.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Упражнения для развития техники чтения

Работа сложна тем, что дети быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на 3 группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

  1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  2. «Прыжки». Чтение через слово.
  3. . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  4. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
  5. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
  6. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  7. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  8. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

  1. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

  1. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
  2. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
  3. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
  3. Чтение скороговорок.
  4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
  7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
  9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
  11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
  12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  13. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
  14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
  15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
  16. Чтение по ролям.
  17. Чтение по ролям без слов автора.
  18. Инсценирование.
  19. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
  20. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.
  10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

  1. Составление кроссвордов по тексту.
  2. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  3. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  4. Подбор загадок к словам из текста.
  5. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  6. Составление ребусов к словам из текста.

Начиная со 2-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.

Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

  • Урок-игра;
  • Урок-викторина;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-зачёт;
  • Урок-тестирование;
  • Читательские конференции


Большое место отвожу работе с родителями. Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге.



Предварительный просмотр:

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В.Г.Белинский.

Природа наделяет человека задатками, которые помогают ему устанавливать связи со средой его обитания, познавать окружающий мир, обеспечивают жизнеспособность. Очевидно, что именно среда активизирует определенные задатки человека, те, которые необходимы для его успешного в ней существования. Иначе говоря, все природные функции, которыми наделен человек, имеют крайне ограниченное время для своего развития. Если они были вовремя востребованы средой, активизированы ею, то со временем функция превращается в стабильный механизм, которым человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Если активизации по каким-либо причинам не произошло, то по истечении отпущенного природой на развитие функции времени она угаснет, и развить ее будет невозможно.

Как обычно бывает: мама берёт в руки книжку или записку из детского сада с четырьмя строчками, которые нужно выучить её ребёнку к определённой дате (в силу занятости мамы, дата эта оказывается «завтра») и говорит дочке или сыну, что сейчас мы будем учить стишок. В большинстве случаев она получает резко негативный ответ. Малыш не желает не только учить, но даже слушать и просто тихо сидеть рядом. Мама нервничает, она заранее чувствует себя виноватой и перед воспитательницей за то, что её ребёнок не выполнит задание и перед ребёнком за то, что у него будут неприятности... А всего этого можно было легко избежать, соблюдая всего лишь несколько правил.

Правило № 1: учим стихи заранее

Стихи редко задают «на завтра», обычно всё же отводят примерно неделю на подготовку. И вся эта неделя вся нужна для того, чтобы выучить нужные строчки.

Правило № 2: понемногу каждый день

Не стремитесь к тому, чтобы кроха сразу повторял стихотворение вслед за вами. Первые три дня сами рассказывайте стихотворение при ребёнке. Достаточно по 1-2 раза 4-5 раз в сутки:

  • утром, как проснулся;
  • по дороге в детский сад;
  • по дороге домой;
  • на прогулке;
  • перед сном.

Правило № 3: в игровой форме

Не превращайте заучивание стихов в нудную зубрёжку. Играйте! Рассказывайте стихотворение на разные голоса, пробуждайте фантазию ребёнка. Как бы это сказал медведь? А зайка? А бабушка? А пупсик? А ты сам как расскажешь?

Некоторые дети сами не хотят учить стихотворение, но с удовольствием это делают от имени любимой игрушки. В этом случае просто спрашивайте: - А может твоя Зайка повторить целую строчку за мной? А две? А все четыре?

Если Зайка устала, можно пригласить на помощь Мишку. Не забывайте хвалить Зайку за успехи: - Такая маленькая, а вон как учит, почти так же, как ты.

Некоторые родители не рассказывают стихи детям, а напевают их. В напевном виде многие строчки запоминаются быстрее, а спустя пару дней их будет просто воспроизвести и в обычном, стихотворном, виде.

Правило № 4: призовите на помощь ассоциации

Поговорите с ребёнком о стихотворении. Попробуйте вместе «нарисовать в голове» картинку, соответствующую стихотворению. Разберите сложные слова, составьте ряд ассоциаций.

Если вы воспользуетесь этими правилами, то навсегда забудете о том, что такое «зубрить» стихи и полюбите их учить, причём вместе с вашим малышом.

Хотелось бы заметить, что все люди по разному читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка?

Да, можно. При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

 - укрепление памяти;

 - выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

 - развитие творческих способностей ребенка;

 - расширение кругозора;

 - воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

  1. I. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

  1. II. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка»  с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикского кожууна

Консультация для родителей:

«Формирование навыка выразительного чтения стихотворения у детей

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Хомушку Алдынай Кезеровна

с. Кызыл-Мажалык - 2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий отчет по самообразованию Воспитатель: Хомушку Алдынай Кезеровна «Формирование навыка выразительного чтения стихотворения у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

« Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии слова , сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» В.Г.Белинский .

Слайд 3

Выразительное чтение стихотворения понимается, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому .

Слайд 4

Критерии выразительного чтения стихотворения: Правильность, Сознательность, Выразительность

Слайд 5

Цель работы над самообразования : Создание оптимальных условий для формирования навыка выразительного чтения детям дошкольного возраста. Задачи: Вызвать интерес к произведению и желание знать его. Воспитать любовь к поэзии. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями и склонностями. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Слайд 6

Ожидаемый результат: Ребенок может совершенствовать художественно- образные исполнительные умения. Ребенок имеет творческую самостоятельность передачи образа, умеет развивать выразительность речевых и пантомимических действий. Ребенок видит прекрасное в людях и жизни, стремится внести в жизнь прекрасное, доброе.

Слайд 7

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса.

Слайд 8

Средства выразительности речи: Интонация, Логическое ударение, П ауза, Темп, Сила и высоте голоса.

Слайд 12

Спасибо за внимание!