Конкурсное задание. Методический семинар (объяснительная записка).

Фадеева Ирина Владимировна

Формирование гражданской идентичности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zadanie.metodicheskiy_seminar_na_temu.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Методический семинар на тему:

«Формирование гражданской идентичности у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

И. В. Фадеева, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Пильнинская

                                        СОШ №2  им. А.С.Пушкина

Необходимость формирования гражданской идентичности младших школьников

   Прежде чем познакомить вас с опытом своей работы, хочу процитировать слова академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Я думаю,  вы согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые её населяют.  

  В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Скольким поколениям нашей огромной страны предстоит преодолевать последствия «эпохи бескультурья и хаоса», если нравственное воспитание не вернет утраченные в последние годы позиции!

 Для меня, как учителя важно развитие гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в результате чего происходит формирование личности. Нравственные ценности не могут быть принесены кем – то извне, они результат активной деятельности самого ребёнка.

 Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- резко выросла информированность детей.  Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

- для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных и нравственных принципов;

- тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

- категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей  с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

 Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов образования и принятия Федеральной целевой программы развития образования формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. универсальных учебных действий.  Основой для разработки этого понятия служит системно–деятельностный подход. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием.  Ученик развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.   Школа  должна формировать УУД для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Формирование личностных универсальных учебных действий – наиболее сложная задача для современного педагога, т.к. любовь, уважение, гордость, достоинство – эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые. При этом именно личностные универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС НОО, отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

 В настоящее время, когда на государственном уровне гражданско–патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.  В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-гражданской идентичности. Первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности.  Ведь любой человек живёт в социуме, в обществе других людей и имеет потребности в создании тёплых эмоционально значимых отношений с другими людьми. Это желание заводить дружбу и испытывать привязанность к другим людям, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с людьми, любить и присоединяться к группам друзей и единомышленников.

  Как добиться того, чтоб человек вырос с широким гуманитарным кругозором, способный через традиции и обычаи своего народа с уважением относится ко всем народам и народностям?  Как же сделать так, чтоб школьный курс был не только учебным, но и помогал нравственному становлению учеников?

  Содержание учебно-воспитательного процесса в школе, тесно связанное с внутренней жизнью ребёнка, с его запросами и потребностями, должно содействовать разрешению названных проблем.

Сущностные характеристики опыта

  Ведущая  идея моей педагогической деятельности направлена на взаимодействие разных видов деятельности, что позволяет учащимся познать себя, осознать свою принадлежность.  В своей работе использую различные формы деятельности, как урочную, так и внеурочную. Направленность на взаимодействие разных видов деятельности даёт учащимся возможность получить более глубокие знания.  А создание творческой атмосферы на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование гражданской идентичности.  Приобретение комплексных знаний позволяет учащемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в индивидуальных творческих проектах, что позволяет развивать способность личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях.  Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.

  Сущность инновационного педагогического опыта заключается в том, что его результаты дают возможность использовать позитивные педагогические тенденции в разработке структурных элементов педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности.

  Идея изменений в моей педагогической деятельности связана с тем,  что в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным ценностям, как Отечество, Родина.

  Источник изменений определяется следующими противоречиями:

- с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении младших школьников  к гражданской идентичности

- с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность.

    Условия реализации изменений связаны с тем, что я не работаю учителем, я живу учителем. Я живу вместе с детьми, переживаю вместе с детьми, придумываю вместе с детьми, откликаюсь на их зов, слышу их даже тогда, когда они молчат.  Моя цель научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Я считаю, что нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером.  В этом заключается суть моей философии. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся.

 Предполагаемый результат:

- формирование у детей системы знаний о своей Родине;

- воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни;

- включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний 

Целью моей работы является создание условий для социализации растущей личности, для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

 Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

1.  Воспитание у младших школьников патриотизма и российской гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.


2.  Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.


3. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.


4. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных  УУД.

5.  Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

   Мой ученик – это кораблик, которому предстоит преодолевать опасности океана фактов, событий, теорий, идей, мыслей.  Значит,  я должна стать его килем, направляющим по нужному курсу и обеспечивающим надёжность и прочность полученных знаний.

В своей работе я  опираюсь на гуманную педагогику Ш. А. Амонашвили

Законы учителя:

- любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку;

Руководящие принципы учителя:

- принцип очеловечивания среды вокруг ребёнка;

- принцип уважения личности ребёнка;

- принцип терпения в становлении ребёнка;

   Одним из значимых принципов я считаю принцип деятельностного патриотизма, то есть не пассивно-созерцательного, а полезного, прочно связанного с практической деятельностью. Многовековая история России сумела показать победы духа, победы мужества во времена иноземных нашествий, героических битв и штурмов, страшных поражений или торжества победителей. Мужество, проявленное героями истории и современниками, безусловно, является примером для воспитания личности. Многие выдающиеся люди были сильными, так как понимали значение слов «надо» и «нельзя», умели выполнять эти требования. Подобные примеры задают необходимую личностную мотивацию к любой деятельности, в том числе и учебной: «Я должен воспитывать в себе волю, чтобы, как они, быть готовым к действию».

 Очень важными для формирования гражданственности являются годы обучения ребёнка в начальной школе. Ребенок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности.  В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.  В этом возрасте происходит осознание и принятие ребёнком первой социальной роли - роли ученика. Начинать формирование гражданской идентичности необходимо с первых дней  обучения ребёнка в школе. Каким человеком станет этот ребенок? Каким человеком сделаем его мы?

  Свою деятельность я разделила на два этапа: констатирующий и формирующий.

  1. Констатирующий.

В 1 классе совместно с психологом мы провели диагностику сформированности личностных  УУД обучающихся. Для определения уровня сформированности использовались различные  методики, такие как: «Беседа о школе», «Рукавичка», «Проба на позитивную инициативу», «Методика кодирования» и другие

      2. Формирующий.

На основании результатов диагностики я составила рабочую программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности.

Реализовывать программу я стараюсь через практическую деятельность

- в содержании и построении уроков;

- в способах организации совместной деятельности родителей и детей в учебной и внеурочной  деятельности;

-в составлении плана мероприятий на основе преемственности;

- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

- в личном примере ученикам.

Методическая разработка реализуется на всех уроках.

- на уроках окружающего мира распределяется по классам, соответственно темам разделов;

- на уроках литературного чтения дети знакомятся с фольклором и произведениями русских писателей;

- на уроках математики материал вводится в содержание задач, ребусов или зашифрованные задания;

- на уроках русского языка путём приобщения учащихся к материальной и духовной культуре русского народа, его многовековым обычаям и традициям

- на уроках изо и технологии полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных или коллективных творческих работ;

    Каждый урок я планирую, прописывая методы работы   на  этапах урока

 Чтобы развивать познавательную активность и творческую деятельность учащихся использую различные  методы работы с детьми

- беседы;

- игры нравственного и духовного содержания;

- использование мультимидийных технологий;

- исследовательская деятельность учащихся;

- экскурсии;

- организация выставок творческих работ;

- проведение праздников, мероприятий;

- индивидуально-групповые занятия;

В своей работе я использую разные педагогические технологии:

- Технология деятельностного метода обучения.

Данный подход  направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличивать темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для разноуровневой подготовки, реализация принципа моделирования.

- Технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

- Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, возможность выбора заданий для проверки своих знаний.

- Информационно- коммуникационная технология – позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладеть практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Сделать уроки более эффективными мне  помогают следующие виды заданий:

- участие в проектах

- подведение итогов урока

- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма

- самооценка события, происшествия

- дневники достижений

В целях формирования способностей  у обучающихся  к саморазвитию и самосовершенствованию,   стараюсь применять на уроках различные приемы педагогической техники.  Такие задания как:

- Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой  или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

- Дай себе помочь: предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (загадки, кроссворды для повторения).

- Выход за пределы: в ходе конструирования учитель выходит за пределы урока, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики») или детских сериалов.

- Лови ошибку: объясняю материал, намеренно допускаю ошибки.  Сначала предупреждаю учеников об этом, иногда подсказываю «ошибочные» места интонацией или жестом.

-  Театрализация, т.е. разыгрываем сценки на учебную тему.

- Идеальное задание: предлагаю выполнить дома работу по выбору обучающихся.

  С первого класса мы начинаем знакомить своих учеников с такими понятиями как «гражданские права», «конвенция», «права на развитие», «права ребёнка», «Устав школы», «обязанности ученика», «демократия», «достоинство», «символы России». Опыт показывает, что данная тема, её терминология трудна для восприятия семилетним ребёнком, но необходимо это начинать с первого класса. Работа по гражданскому воспитанию в настоящее время больше носит словесно-развлекательный характер, т.е. я просто рассказываю учащимся о героях прошлого, о том, что надо беречь и охранять природу, провожу встречи с воинами и ветеранами, с известными людьми. Это, конечно,  даёт свои результаты, но этого не достаточно, школьники должны быть вовлечены в активную деятельность. Реально переживают ребята чувства привязанности к родной земле, когда включаются в краеведческую работу. Участие в этой работе вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям. Так в преддверии 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне ребята учили стихи и участвовали в конкурсе «Строки, опалённые войной», готовили проекты «Спасибо деду за победу» и защищали их на школьной научно – практической конференции.  А участие в акции «Бессмертный полк» стало одним из значимых событий, когда ребята с гордостью несли портреты своих родственников, участников войны. Для меня важно было подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. При воспитании патриотизма учитываю специфику сознания той социальной группы, к которой относятся мои ученики, её культуры развития и т.д.  С учётом этих обстоятельств определяю объём и содержание бесед и информации о родной стране, крае, о замечательных людях, умноживших славу своей Родины в мирное время. Приобщение к традициям народа идёт через современные методы обучения – исследовательскую, поисковую и проектную деятельность. Ребята с удовольствием выполняли   проекты на темы: «Моя малая Родина» (1класс), способствующий воспитанию любви к родному краю.  «Родословная моей семьи» (2класс) – проект, который помогает детям более внимательно относиться к старшему поколению,  хранить и передавать свои семейные традиции. В 3-4 классах изучение истории родного края происходит в ходе исследовательского поиска, представляющего интерес для учащихся. Работая с проектом, у учащихся повышается мотивация учебной деятельности, формируется умение добывать новые знания, собирать и отбирать информацию. В этом случае учащиеся фактически выступают в роли юных ученых исследователей.

 Участие моих учащихся  в  социально – значимых проектах таких, как:  «О малой родине с любовью», «Война в истории посёлка», «Народные праздники»,  «Ёлочка, живи!»  способствовало  формированию их творческой личности, приобретению гражданского самосознания, развитию социальных качеств личности. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее. К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

   Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную  нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка - Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»  становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших. Фольклор  находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, которые  помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.

   Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» использую  прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,  близкими и противоположными ему. Безусловно, я должна проделать эту работу сама, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,  предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся, задания связанные с малой родиной.  Так, изучая тему «Правописание заглавной буквы в географических названиях» обязательно проговариваем названия «своих рек». Названия Пьяна, Сура, Пильна, Нижегородская область становятся близкими, понятными, имеют практическое применение. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки русского народа,  фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.                  

  А вот математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего  общего, но только на первый!  Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Я  на своих уроках использую задания, связанные с историей родного посёлка  и страны в целом. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае.  К работе по составлению подобных задач привлекаю  самих учащихся. Так, при подготовке проекта по окружающему миру «Разнообразие природы родного края» ребята узнали,  какие животные населяют нашу местность, какие растения растут в наших лесах и парках, какие культуры выращивают на полях района и теперь,  используя эти сведения,  составляем и решаем задачи. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному посёлку. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

     В силу особенностей младшего школьного возраста, приоритет отдаётся внеурочной форме работы. Я стараюсь проводить тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов отвожу игровой деятельности. Вместе с ребятами мы в игровой форме переживаем различные ситуации.  Моя задача помочь ребенку осознать свою роль в обществе и семье.  Он должен осознать свой статус в семье ( «Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»).   Учащиеся получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-нибудь проблеме, учатся работать в коллективе,  высказывать своё мнение.  Викторины, КВН, кружковая работа, конкурсы, дискуссии, экскурсии в музей, библиотеку, совместные просмотры кинофильмов и много других форм мероприятий, которые я использую. Главным считаю не заставлять, а заинтересовать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Творческая активность моих учащихся

  • Победители и призеры олимпиад школьного и муниципального уровней.
  • Призеры муниципального экологического конкурса «Моя планета».
  • Победители и призеры интернет-олимпиады портала «Продленка».
  • Победители и призеры интернет-олимпиады «ФГОС ТЕСТ».
  • Участники Международного интернет-проекта «Мосты Дружбы».
  • Победитель муниципального этапа областного конкурса «Мир книги».
  • Призер областного конкурса «Что мы знаем о погоде».
  • Победители и призеры  районного Фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Светлячок»
  • Участник VI-го Всероссийского Ступинского фестиваля-конкурса народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам».
  • Участники областного фестиваля семейного художественного творчества.
  • Участники Фестиваля «Пасха Красная 2016»

Моя активная жизненная позиция.

  • 2010 г- тьютор по внедрению ФГОС в начальной школе
  • 2011-2015 член экспертной группы аттестации педагогических работников

Выступления на районных объединениях МО начальных классов

  • ФГОС начального общего образования
  • Организация учебного  сотрудничества в начальной школе
  • Формирование УУД во внеурочной деятельности

Выступления на школьных заседаниях МО и педагогических советах:

  • Развитие универсальных учебных действий
  • Требования к современному уроку
  • Формирование регулятивных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования
  • Участник проектно-инициативной группы Федеральной инновационной площадки «Межмуниципальный методический центр эффективного педагогического опыта»

Показатели результативности от реализации моего педагогического опыта:

  • Повысилась познавательная активность учащихся, что выражается в улучшении качества знаний.
  • Наличие призеров  областных конкурсов, победителей муниципальных этапов конкурсов.
  • Увеличивается информационно-коммуникативное пространство младших школьников.
  • Формируются толерантные чувства учащихся и их бережное отношение к культурно- историческому наследию малой и большой Родины.

  На практике убедилась, что если учитель равнодушен, то и дети равнодушно воспринимают учебный материал. Поэтому к своей работе подхожу очень ответственно. Проводя работу в этом направлении, размышляя над ее результативностью, стоит  отметить, что формирование гражданской идентичности – процесс многоплановый.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла. Хочется верить, что посеянные в детских сердцах зёрна Истины прорастут и дадут свои плоды.

 «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро...» В.А.Сухомлинский