Мои проекты

Васина Анжела Владимировна

Яндекс.Метрика

 

Использование инновационных педагогических технологий открыва­ет новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позво­ляя ему успешно адаптироваться к школе.

 

 

Презентация проекта "Классическая музыка в детском саду"

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 128» города Саратова

Проект

Тема: «Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в ДОУ»

Образовательная область «Музыка»

Автор проекта: Васина Анжела Владимировна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Актуальность

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье – важнейшая работа.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.

Работая музыкальным руководителем в детском саду, я постоянно ищу и апробирую новые методики, технологии в музыкальном воспитании детей. Практика показала, что при обучении детей не всегда удается достичь поставленных задач (плавности и мягкости в пении, свободы и творчества в движении и т.д.) В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Понимание проблемы привело к необходимому поиску инновационных методов и приемов музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста. Изучив литературу по данной тематике, я пришла к выводу, что музыкальные занятия для старших дошкольников должны быть направлены не только на формирование основ музыкальной культуры, развитие эстетических и нравственных качеств личности, но и способствовать укреплению здоровья ребенка.

Воспитательные и целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление, упражнения В. В. Емельянова укрепляют голосовые связки, Стрельниковская дыхательная гимнастика увеличивает объём лёгких.

Исходя из этого, постепенно стала выстраиваться система работы, основой которой является модель занятия, включающая в себя элементы здоровьесберегающих технологий.

Современные здоровьесберегающие технологии использую на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях.

Привлекаю к сотрудничеству педагогов и родителей.

Сохранять и укреплять здоровье детей – одно из приоритетных направлений нашего детского сада.

Для решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей был разработан данный проект.

Цель проекта:

Разработать и включить в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Повысить интерес детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровье сберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое и танцевальное творчество.

Проект позволяет решать следующие задачи:

1. Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности;

2. Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка;

3. Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях.

Новизна проекта:

1. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, двигательно-речевые упражнения, игровой массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия и другие;

2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.

3. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.

Сущность: Проект музыкально – оздоровительный.

Срок реализации проекта: три месяца.

Состоит из 4 этапов:

1 блок «Создание условий»: создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания;

2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»: технологии и их описание;

3 блок «Музыкально – валеологические занятия»;

4 блок «Логоритмические занятия».

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей старших дошкольников, и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на традиционных музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Доступность: Проект может быть использован в образовательном процессе других дошкольных учреждений.

Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, старшая медсестра, родители.

Теоретическая значимость моей работы заключается в изучении разнообразных методик по музыкально - валеологическому воспитанию.

Практическая значимость моей работы состоит в разработке комплекса мероприятий направленных на и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный.

Цель: изучение литературы по данной проблеме, накопление материала, определение задач реализации проекта на учебный год.

Формы работы: 

- саморазвитие;

- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями;

- изучение возможности их применения на музыкальных занятиях.

2 этап – практический.

Цель: создание методических разработок для реализации проекта.

Формы работы:

- традиционные музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;

- интегрированные занятия;

- музыкально – валеологические занятия;

- логоритмические занятия;

- взаимодействие с воспитателями и родителями (мастер – классы, консультации)

3 этап – обобщающий.

Цель: исследование результатов практической деятельности.

Составление презентации проекта.

Формы работы: 

- диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- диагностика физической подготовленности дошкольников (совместно с воспитателем);

- диагностика заболеваемости в ДОУ (совместно с медицинской сестрой);

- создание методических рекомендаций и пособий;

- презентации реализации проекта.

Модель реализации проекта

Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях:

- программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Новосельцева, И.Каплунова. – Издательство Композитор – санкт-Петербург 2010;

- примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100»  (Под науч. ред. О.В. Чиндиловой.2012 г);

- по музыкальному воспитанию Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тютюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;

- по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н. Ефимова, А. Осиповой, А. Стрельниковой.

В основе построения музыкального воспитания в ДОУ лежит уровень развития музыкальности детей, заданный  примерной основной общеобразовательной программой «Детский сад 2100»  (Под науч. ред. О.В. Чиндиловой.2012 г) и программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И.Новосельцева, И.Каплунова.

На основе диагностических данных были составлены перспективные планы развития музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Содержание и структура проекта.

1 блок: «Создание условий»

Создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания.

Для реализации проекта в музыкальном зале создана развивающая среда:

- технические средства: ноутбук, два магнитофона, телевизор, фортепиано;

- записи детских пьес, песен;

- фонотека произведений для музыкотерапии;

- театральная ширма для кукольных спектаклей;

- театральный уголок;

- музыкальный уголок;

- шапочки животных;

- костюмы, элементы костюмов;

- декорации;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека этюдов и упражнений: (на развитие эмоций и чувств; на развитие пластичности и координации движений; на выразительность жестов; на развитие чувства ритма; на развитие артикуляции и дыхания; на развитие интонационной речевой выразительности);

- стихи для ритмизации;

- картотека гимнастики для глаз;

- картотека речевых игр;

- картотека: психогимнастика, релаксация, песенки – приветствия;

- картотека валеологических песенок - распевок;

- картотека упражнений по логоритмике;

- картотека игрового массажа;

- картотека «Музыкотерапия»;

- картотека коммуникативных игр;

- музыкальные дидактические игры.

2 блок: «Музыкальные занятия с использованием здоровьесбрегающих технологий»

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на традиционных музыкальных занятиях:

- валеологические песенки – распевки;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- игровой массаж;

- пальчиковые игры;

- двигательно-речевые упражнения;

- музыкотерапия;

- психогимнастика;

- гимнастика для глаз;

- коммуникативные игры.

Валеологические песенки-распевки.

В системе музыкально-оздоровительной работы на занятиях я использую разнообразные  здоровьесберегающие технологии: валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игроритмические упражнения, игровой массаж, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы  остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

 

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

- укрепление физиологического дыхания детей;

- тренировка силы вдоха и выдоха

- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

- развитие продолжительного вдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать  правильно. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

Мониторинг, проводимый в конце учебного года,  позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

     

Игровой массаж.

Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

В этом учебном году я стала использовать в своей работе элементы игрового массажа. Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном. В своей работе я использую элементы игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной.

Пальчиковые игры.        

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.  

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»: «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. Они адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Двигательно-речевые упражнения.

Позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Это важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует психологическому благополучию ребенка на занятиях и в повседневной жизни, т.е. сохранение психического здоровья. Музыка дает положительно эмоциональный настрой всему организму. Начиная  от утренней гимнастики и заканчивая упражнениями на расслабление в течение всего дня. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. В  нашем детском саду мы практикуем использование музыки  во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем  музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку мы проводим комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати. 

Психогимнастика.

Порой детям стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, можно дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме.

 Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

 Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в процессе игр - драматизаций, чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

Гимнастика для глаз.

Гимнастику для глаз использую для снятия у детей зрительной нагрузки, развития остроты зрения, применяя при этом схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаза, головы и туловища в позе свободного стояния. Есть несколько вариантов проведения таких упражнений. В первом случае я использую зрительные ориентиры. На потолке или стене располагаются различные предметы, и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Во втором варианте дети выполняют задание, следя глазами за движением пальца своей руки. Приятная музыка, звучащая во время их выполнения создает положительный эмоциональный настрой.

Коммуникативные игры.

Основной задачей музыкальных коммуникативных игр является: включение детей в межличностные отношения, формирование социальных навыков их поведения, развитие эмоционально выразительных движений и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная коммуникативная игра – синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.

Я использую коммуникативные игры как на музыкальных занятиях, так и на развлечениях и праздниках. Они помогают мне эффективно реализовывать такие направления воспитательной работы по формированию у детей навыков общения, как развитие:

- динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;

- эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе и с ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, со сформированной положительной самооценкой.

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.

Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет:

- обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников;

- выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого дошкольника.

Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь  обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.

Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Применение валеологической песни - распевки.

Занятие начинается с песни-распевки. Активизирует внимание детей, создает у них положительный эмоциональный настрой на занятие.

Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.

Применение игрового массажа и пальчиковых игр.

Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка», при разучивании «Песни про котика»).

Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.

Применение речевых игр.

Применяю в качестве вспомогательных упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат ребенка перед пением.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»)

Применение музыкотерапии.

Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки (предложить сесть удобно, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе).

Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

Применение гимнастики для глаз.

Применяю после проведения дидактических игр, требующих сосредоточенности и внимания. Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют снятию напряжения, расслаблению.

Применение коммуникативных игр.

Перед детьми стоит задача научиться общаться друг с другом, со сверстниками и взрослыми людьми. На музыкальных занятиях я помогаю им решить эту задачу, применяя коммуникативные игры. Игровой танец - игра вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий.

(Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей)

1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.

2. Приветствие. Валеологическая песня - распевка для настроя на рабочий лад.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Пальчиковая или жестовая игра.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

5. Танцы, танцевальное творчество. Комуникативная игра.

6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование. Музыкотерапия.

8. Прощание.

3 блок: «Музыкально – валеологические занятия»

Музыкально-валеологические занятия:

- носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников.

- ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

- занятия проводятся 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинский работник.

Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных:

1. Валеологическая песенка-распевка;

2. Проблемные ситуации;

3. Актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;

4. Закрепление нового материала в практической деятельности.

Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне:

- познавать окружающий мир и свой организм;

- самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;

- анализировать.

Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.


Прогнозируемые результаты организации и проведения музыкально – валеологических воспитания детей:

- снизился общий уровень заболеваемости детей;

- снизился уровень заболевания у детей верхних дыхательных путей;

- уменьшилось количество детей, заболевших ОРЗ;

- повысился уровень общего физического развития детей;

- улучшились двигательные способности детей: пластичность, координация, ориентирование в пространстве;

- повысился интерес детей к здоровому образу жизни.

4 блок: «Логоритмические занятия»

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся  логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.).

Основа занятий разнообразна:

- сказочный сюжет;

- воображаемое путешествие или экскурсия;

- фольклорные источники;

- сюжетные и дидактические игры;

- музыкальные игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий:

- способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности;

- поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям;

- помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность:

общеразвивающие упражнения;

- работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса;

- простейшие приемы массажа;

- гимнастика для глаз,;

- дыхательные упражнения (основаны на методе Б. Толкачева, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова).

В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. 

Структура логоритмического занятия:

- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- танец (хоровод);

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

- песня, сопровождаемая жестами;

- логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);

- мимические упражнения (психогимнастика);

- массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;

- пальчиковая игра;

- подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать:

- упражнения на релаксацию под музыку;

- чистоговорки;

- речевые или музыкальные игры;

- занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоретмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом.

Средства, используемые в логоритмике:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувства темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры,

- творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
- упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;
- упражнения для развития мимики лица;
- упражнения на релаксацию;
- этюды для развития воображения, творческих способностей;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- танцевальные упражнения;

- мимические упражнения;
- логопедические упражнения;
- разные виды массажей.
Принципы построения всех перечисленных видов работы:

- тесная связь движения с музыкой.

- обязательное включение речевого материала.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах:

- тексы песен, хороводов,

- драматизации с пением,

- инсценировки на заданную тему,

- команды водящего в подвижных играх,

- указания ведущего и т.п.

5 блок: «Взаимодействие с родителями»

Надо отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительной работы зависел не только от работы музыкального руководителя, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводились: родительское собрание (Приложение), консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности старших дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка»

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какое место занимает музыка в жизни вашего ребёнка?

2.

Любит ли он её слушать?

3.

Какое самое любимое произведение Вашего

ребёнка?

4.

Любит ли ребёнок танцевать под музыку?

5.

Передаёт ли в движении характер музыки, ритм?

6.

Насколько эмоционально реагирует на музыку?

7.

Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка:

  • Есть ли дома фонотека детской музыки?
  • Смотрите ли по телевизору музыкальные программы?

Заключение.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Методическая литература

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

5. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

6. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева;

7. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008;

8.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.;

9. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.;

10. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Новосельцева, И.Каплунова. – Издательство Композитор – санкт-Петербург 2010;

11.Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100»  (Под науч. ред. О.В. Чиндиловой.2012 г);

12. Речевые игры Т. Э. Тютюнниковой. «Дошкольное воспитание» -1998-№9.

13. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеньевская, Волгоград: Учитель, 2011.

 14. .«Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» авт. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.