ЦОРы по истории

Егорова Любовь Васильевна
Тема:  Коллективизация – трагедия или триумф?

Цель урока:

  • выяснить причины перехода к сплошной коллективизации,
  • проследить ее основные этапы,
  • проанализировать итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация 2.2 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока65.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллективизация Учитель: Егорова Л.В. МОУ СОШ №3 г. Ядрин Класс: 11 б Цель урока: выяснить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить ее основные этапы и проанализировать итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы.

Слайд 2

Коллективизация ТРАГЕДИЯ ИЛИ ТРИУМФ? «ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО РОССИЯ И ПОТЕРЯЛА XX ВЕК» А.И.Солженицын Жить стало лучше, жить стало веселей» И.Сталин (проблема урока)

Слайд 3

Социальная структура крестьянства в 1927 -1929гг. Защита 1-ой части проекта «Социальные портреты кулака, середняка, бедняка»

Слайд 4

КУРС НА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ ВЗЯТ на XV съезде ВКП (б) в 1927 году КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ- политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Коллективизация-объединение крестьян- единоличников в коллективные хозяйства

Слайд 5

Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни, ликвидация аграрного перенаселения Ликвидация кулачества как класса Создание колхозов с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок Кулак – эксплуататор Кулак – враг трудящихся Кулак – чуждый элемент Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный на нужды индустриализации Экспорт зерна, масла, сахара – импорт станков и оборудования Забрать средства у крупных хозяйств легче

Слайд 6

7 ноября 1929 г. - статья Сталина «Год великого перелома» - «о коренном переломе в развитии сельского хозяйства в сторону крупного коллективного земледелия декабрь 1929 - конец нэпа и переход к политике ликвидации кулачества как класса РЕГИОНЫ СРОКИ завершения коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга осень 1930 -весна 1931 Украина, Центрально –Чернозёмный район, Сибирь, Урал, Казахстан осень 1931-весна 1932 Остальные районы к 1933 2 марта 1930 года в «Правде» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» Чувашская АССР

Слайд 7

Физкультпауза под песню 30-ых гг.

Слайд 8

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ глазами крестьян защита 2-ой части проекта

Слайд 9

ДИНАМИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ КРЕСТЬЯН В КОЛХОЗЫ

Слайд 10

. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране Ликвидация слоя зажиточных крестьян ( число пострадавших до 5 млн. чел) Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве Отчуждение крестьян от собственности и земли Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве Рукотворный голод 1932-1933гг (жертв от 3 до 15 млн. чел) Не стало кулаков Не стало середняков Не стало бедняков Появился колхозник

Слайд 11

1. Возникший в 1925 г. хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял: А) кулацким саботажем хлебозаготовок; Б) нехваткой сельскохозяйственной техники; В) отсутствием резервного фонда промтоваров. 2. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации: А) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы; Б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации; В) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства. 3. Экономическая цель политики раскулачивания: А) обеспечивать продуктами городское население; Б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис; В) создать материальную базу коллективных хозяйств. 4. «Подкулачники» - это: А)наемные сельскохозяйственные рабочие; Б)крестьяне, не желающие произвольно вступать в колхозы; В)дети кулаков. ТЕСТ

Слайд 12

5. Главными социально-экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были: А) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда; Б) ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства; В) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне; Г) решение проблемы перенаселения. 6. Сталин опубликовал в марте 1930 г статью «Головокружение от успехов», ставил задачу: А) признать собственные ошибки; Б) возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти; В) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы; 7. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были: А) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции; Б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства; В) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволило обходиться без импорта товаров; Г) преимущественное развитие легкой промышленности; Д) второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства; Е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции .

Слайд 13

Ответы 1. А 2. Б 3. В 4. Б 5. А,Б, В,Г 6. Б 7. Б, В, Д.



Предварительный просмотр:

                                                                      Егорова Любовь Васильевна -

                                                                                            учитель истории и обществознания

                                                                     МОУ СОШ №3 г Ядрин

                                                                   Чувашской Республики

Тема:  Коллективизация – трагедия или триумф?

    Задачи урока:

Образовательная – выяснить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить ее основные этапы и проанализировав итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы сделать выводы по проблеме урока.

Воспитательная -  оценить коллективизацию с точки зрения соотношения целей и средств

Развивающая – совершенствование навыков аналитической работы, развитие логического мышления, умение  работать в группах и аргументировать собственную точку зрения.

          Тип урока: изучение нового материала

    Методы обучения:  проектный метод;

                                        использование ЦОР;

                                        метод диалога;

                                           

    Опережающее задание к уроку:

 За несколько дней  до урока ребятам даются задания составить мини-проект по теме «Коллективизация  глазами крестьян». Класс делится на 3  группы. Каждая группа составляет мини-проект, состоящий из 3 частей:  1. социальный портрет представителя определённого слоя крестьянства (кулака, середняка,  бедняка (батрака)); 2.  отношение к коллективизации; 3. вывод по проблеме урока

      Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, карта «СССР в годы первой пятилетки»

    Литература: 

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ–ХХI века”, М. “Просвещение”, 2006.
  2. Загладин Н.В., Козленко С.И. «История России ХХ–ХХI века», М., 2009, § 17-18

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ЦОР

Записи в тетради

Тема сегодняшнего урока сформулирована как   проблема.  Коллективизация  - трагедия или триумф?

Коллективизация коснулась многомиллионной армии российского крестьянства,    проходила и в Чувашской республике, и в Ядринском районе, и в каждом селе со всеми положительными и отрицательными  проявлениями.

Следовательно, приоритеты в поставленной проблеме отдадим судьбе крестьянства 1) как социальной группы и 2) крестьянина как личности.

Я думаю, никто не сомневается в том, что анализ  уроков прошлого помогает решать сегодняшние проблемы сельского хозяйства.

Ребята, как вы думаете, всё ли благополучно сегодня в российском аграрном секторе?

Ответы на многие вопросы следует искать в 1920-30-хх гг. нашей истории, когда была проведена коллективизация.

III.   Задачи урока:

 - выяснить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить ее основные этапы и проанализировав итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы сделать выводы по проблеме урока.

Участие в диалоге.

Примерные ответы: наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну. Россия  закупает за границей зерно, продукты питания. Плохо приживается фермерство. Российское с/х производство неэффективно.

Звучит музыка «Время вперёд»,

заставка к программе «Время»

Слайды 1-2

Запись темы урока в тетради

IV. Изучение новой темы.

Коллективизация   стала очередным крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования?

Изучение новой темы предлагаю начать с характеристики крестьянства 20-ых гг.

Зимой 1927/28 гг. в стране разразился кризис хлебозаготовок. Из-за низ  ких цен на хлеб зажиточные крестьяне удерживали хлеб в закромах. Под угрозой голода оказалась армия и города. Руководство страны прибегло тогда к насильственным методам изьятия хлеба. В ответ зажиточные крестьяне стали сокращать посевные площади. Кризис повторился. В правительстве страны сформировались 2 точки зрения на проблему выхода из кризиса.

Ребята называют крупные преобразования:  

1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 –1918  декрет о земле; Закон о социализации земли:, в 1922 г разрешена аренда земли; 1927 – коллективизация.

Защита 1 части проекта

«Социальный портрет представителя определённого слоя крестьянства (кулака, середняка,  бедняка (батрака))

2 ученика раскрывают 2 точки зрения.

Запись данных с диаграммы

Победила точка зрения Сталина.  Курс на коллективизацию  был взят на 15 съезде партии в 1927 году., но  усиленная пропаганда и строительство колхозов начались в 1928г. Было создано 70 тыс. колхозов.

 Определяем цели коллективизации, составляя опорную схему.

Сроки коллективизации. Из таблицы видно, что Чувашская АССР (1920 г –ЧАО, 1925- ЧАССР) отнесена к регионам, где коллективизация  должна была завершена  к весне 1931г. Реально она закончилась в 1937 г.

Вопрос: Каково было отношение самого крестьянства  к  политике сплошной коллективизации?

  Раскулачивание коснулось и моей семьи. Мой дед …

5. Подведём итоги: 1.Коллективизация шла методом проб и ошибок.

  1. В конечном счёте. сельскому хозяйству был нанесён огромный урон. По этой причине реализованный на практике вариант сплошной коллективизации нельзя назвать оптимальным.

Альтернативный путь:

При меньшем нагнетании «классовой борьбы», сохранении многообразия форм землепользования, учёте частнособственнических интересов крестьян экономические потери минимизированы.

6. Закрепление темы.

7. Домашнее задание. § 17-18,  Сравните политику НЭПа и коллективизацию (2 сходства и 2 отличия)

Ребята работают с текстом слайда № 4

Работа с опорной схемой на слайде 5

Защита 2 части проекта «Путь крестьянина в      колхоз» (в том числе используя семейный материал) Вывод по проблеме.

3 группы

тестирование

Слайд №4

 

Слайд №5

 Запись определения «коллективи

зация»

заполнение опорной схемы

Аргументы

«за» и «против»

Ребята прикрепляют на доске.

Создаётся кластер, который показывает общий вывод класса по проблеме.

Запись вариантов правильного ответа.

Самопроверка.

Приложение 1

Схема составления социального портрета   середняка (бедняка, кулака)

I  Общая характеристика

  1.       Процентный состав в общей структуре крестьянства.

   2.       Описание хозяйства

- доходность

- производительность

-ориентация на  рынок

- способ ведения хозяйства

         3.      Перспективные возможности

II «Отношение к коллективизации»

  1. Общая тенденция.
  2. Варианты поведения.