Русский язык. ГИА. 9 класс

Белова Марина Александровна

 

Основная цель ГИА- внедрение единых стандартов оценки знаний выпускников.

Экзамены в 9 классе (ГИА) проводятся по следующим дисциплинам: русский язык и математика (обязательные), иностранный язык (английский, французский, немецкий), биология, физика, химия, литература, история, география, обществознание и информатика (по выбору).

Выпускные задания по каждой отдельной дисциплине подразделяются на 3 блока: A, B и С.

Блок Азаданий государственной итоговой аттестации включает в себя контрольные вопросы в виде тестов, которые предусматривают выбор одного варианта ответа из четырех предложенных.

Задания, размещенные в блоке В, требуют предоставления короткого ответа, включающего в себя несколько слов, чисел или букв. При этом ответы, которые выпускник отметил в блоках заданий А и В, заполняются на специальном бланке и подлежат проверке с помощью компьютера.
 

В блоке Сразмещено несколько заданий, на которые нужно предоставить достаточно развернутые ответы. Это может быть решение задачи, написание сочинения в соответствии с предложенной тематикой либо предоставление полного ответа на поставленный вопрос.

 

Демонстрационные варианты, спецификации и кодификаторы КИМ ГИА выпускников 9-х классов 2013 года

  • Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.Перейти на сайт можно по ссылке
  • Сайт Федерального института педагогических измерений. Перейти на сайт можно по ссылке
  • Официальный сайт ФГБУ "Федеральный центр тестирования" (Организационно-технологическое сопровождение единого государственного экзамена). Перейти на сайт можно по ссылке
  • Портал проекта СтатГрад. Перейти на сайт можно по ссылке
  • Официальный сайт ГКУ "Региональный центр оценки качества образования" (РЦОКО). Перейти на сайт можно по ссылке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Демонстрационный вариант 2012 года

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой  микротемы, так и всего текста в целом.
  Объём изложения – не менее 70 слов.
  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и
передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

 Васильев Борис Львович (1924) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.  

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жмутся» (предложение 2).
1) держатся близко друг к другу, теснятся
2) сжимают что-либо
3) скупятся
4) съёживаются

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________

B2 Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: ___________________________

B4 Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________

B5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,
(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5)вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Ответ: ___________________________

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.
Ответ: ___________________________

B8 Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________

B9 Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1

Текст для прослушивания.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову) 135 слов



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 240 минут (4 часа). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами два раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из заданий с выбором ответа (А) и заданий с кратким ответом (В)

  1. К каждому заданию группы А даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
  2. Ответы к заданиям группы В вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти вопросы словами или цифрами.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.

Приступая к выполнению третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.

Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями.  

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при
оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.  

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1 (Сжатое изложение)

Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание, но упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание, но упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

ИЛИ

экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста,

ИЛИ

правильно применил 1 прием сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста

2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

ИЛИ

правильно применил 1 прием сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия текста и использовал его для сжатия 1 микротемы,

ИЛИ

не использовал приемы сжатия текста,

ИЛИ

неверно использовал приемы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  1. логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  2. в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

7

С2.1 (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только 1 функцию языкового явления

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления

2

Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления,

ИЛИ

экзаменуемый привел 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста,

ИЛИ

экзаменуемый привел 1 пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления

1

Экзаменуемый привел 1-2 примера из текста, не соответствующих обоснованиям,

ИЛИ

не привел ни одного примера, иллюстрирующего функцию языкового явления

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  1. логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  2. в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1-С1К4

7

С2.2 (Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.

2

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Неверное объяснение содержания фрагмента текста, ИЛИ 2 и более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, ИЛИ объяснение фрагмента содержания отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привел из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привел из текста 1 аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

1

Аргументы, объясняющие содержание фрагмента текста отсутствуют, ИЛИ экзаменуемый привел в качестве аргумента данную в задании цитату (ее часть), ИЛИ экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  1. логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  2. в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности

0

ПРИМЕЧАНИЕ: если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1-С1К4 или С2К2-С2К4, ГК1-ГК4, ФК1).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ и фактическая точность письменной речи оценивается на основании проверки сочинения и изложения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, ИЛИ допущено не более 1 ошибки

2

2 ошибки

1

3 и более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, ИЛИ допущено не более 2

2

3 ошибки

1

4 ошибки и более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, ИЛИ 1

2

2 ошибки

1

3 и более ошибок

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, ИЛИ допущено не более 2

2

3 ошибки

1

4 ошибки и более

0

ФК1

Фактическая точность сочинения-рассуждения

Фактических ошибок в изложении материала или в употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

2 ошибки и более

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4, ФК1

10

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140 – 290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70 – 139 слов, то по каждому из критериев не ставится более 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 – ГК4 оценивается 0 баллов.

Если ученик выполнил только 1 вид творческой работы, то оценивание по критериям ГК1 – ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 45 баллов.

Ученик, набравший по итогам комплексной проверки более 21 балла, справился с работой.



Предварительный просмотр:

Памятки для работы над сжатым изложе нием:

Памятка 1

        

1) Прочитайте рассказ.

2) Определите его тему (о чем он?).

3) Подумайте о его главной мысли (чему учит рассказ?).

4) Выделите его основные части.

5) Составьте план.

6) Определите способ сокращения.

7) Объедините части.

8) Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать).

9) Отметьте существенное в каждой части.

10) Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения.

11) Напишите сжатое изложение...

Памятка 2

Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  9 КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые связаны между собой общетематической направленностью и подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлеченного к конкретному».

  1. Первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлеченный характер. Текст-рассуждение.
  2. Второй текст раскрывает тему на жизненном материале. В тексте могут быть представлены различные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Первая часть работы – написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

Сжатое изложение позволяет проверить…

  1. умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  2. умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  3. умение вычленять главную информацию;
  4. умение сокращать текст разными способами;
  5. умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  6. умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А) и задания с кратким ответом (В)Задания группы Апроверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Важно помнить, что до конца постичь авторский замысел помогает анализ средств речевой выразительности.Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность. Кроме того, выполнение большинства заданий группы В ориентирует экзаменуемых на успешное выполнение задания С2.1 третьей части работы.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.