ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ

Юлина Виктория Владимировна

                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зачем в школе учитель-логопед»

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма у обучающихся испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что учителя-логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи;
  •   накопление и совершенствование словаря;
  •   развитие физического и речевого слуха;
  •   развитие грамматической стороны речи;
  •   обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  •   коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для взрослых, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К детям с ограниченными возможностями здоровья (а именно ЗПР) нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребёнок левша.
  2. Если он – переученный правша.
  3. Если Ваш ребёнок посещал логопедическую группу. Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей могут возникнуть трудности с освоением письменной речи.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислекии). Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у вашего ребёнка есть проблема с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.
  8. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ - шапка, /теловек/ - человек, /вопата/ - лопата.
  9. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит)
  10. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
  11. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).
  12. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: /Всаду вы росли чудесные розы / (в саду выросли чудесные розы).

 Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к учителю-логопеду своевременно!

  Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Имеющиеся нарушения устной речи наслаиваются на овладение ребёнком письменной речи (дети как говорят, так и пишут). Специфические нарушения письменной речи – дисграфия никогда не возникает «из ничего»!  Дети, страдающие дисграфией, нуждаются вспециальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
  2. Не заставляйте ребёнка переписывать много раз домашнее задание,это не только несёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование речи у логопеда, результаты  которого помогают наиболее полно охватить все стороны речевого развития ребёнка. Родителями или законными представителями заполняется разрешение на обследование устной и письменной речи ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи. При зачислении на логопункт Вы заполняете заявление и договор.

 Учитель-логопед ведёт подгрупповые и индивидуальные занятия 2-4  раза в неделю.

 Подгрупповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные - 20 минут.   В каждой группе по 3-5 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года. За консультацией и на диагностику к учителю-логопеду вы можете записаться (Ф.И.О.) в журнале, который находится на вахте.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьной жизни – самый ответственный период в жизни вашего малыша. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности ласки. Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим учеником. Дайте поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться. Уважайте и любите своих детей!



Предварительный просмотр:

Директору БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа № 63»

Н.Г. Пучкиной

_____________________________

_____________________________

                                                                                                  Ф.И.О. (полностью)

проживающ_________ по адресу:

_______________индекс, г. Омск,

ул.__________________________

 дом________ кв. ________

телефон______________________

заявление

__________

        (дата)

Я, (Ф.И.О.) являясь законным представителем своего ребёнка___________________________________________________________________,

с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи прошу зачислить моего ребенка     _______________________________________________

                                                                                   ф.и.о. ребенка

в логопедический пункт бюджетного образовательного учреждения города Омска «СОШ № 63»  (далее – Учреждение) с «____»________________г.

Обязуюсь:

1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.

2. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

3. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.  

В случае длительного отсутствия моего ребенка в Учреждении согласен (на):

- на его отчисление из логопедического пункта;

- последующее его зачисление в логопедический пункт при наличии свободных мест.

 

        

Ф.И.О.________________________                                        _________________

родителя (законного представителя)                                                    подпись    



Предварительный просмотр:

Директору БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная

школа №63»

 Пучкиной Н. Г.

_____________________________

_____________________________

                                                                                                                                                                                                                                                            Ф.И.О. (полностью)

заявление

____________

        (дата)

Я ________________________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем) ________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения ребенка)

согласна (-сен) на логопедическое сопровождение учителем-логопедом Юлиной В. В.  моего ребёнка на протяжении 20__/20____ гг. 

Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости групповые или индивидуальные логопедические занятия с ребенком, консультирование.

Подпись:____________________



Предварительный просмотр:

Директору БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная

школа №63»

 Пучкиной Н. Г.

_____________________________

_____________________________

                                                                                                                                                                                                                                                          Ф.И.О. (полностью)

заявление

____________

        (дата)

Я ________________________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем) ___________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения ребенка)

отказываюсь от логопедического сопровождения (логопедического обследования, групповых, индивидуальных логопедических занятий с ребенком, консультирования) учителем-логопедом Юлиной В. В.  моего ребёнка на протяжении 20__/20____ гг. 

Подпись:____________________



Предварительный просмотр:

Директору БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа № 63»

Н.Г. Пучкиной

_____________________________

_____________________________

                                                                                                  Ф.И.О. (полностью)

проживающ_________ по адресу:

_______________индекс, г. Омск,

ул.__________________________

 дом________ кв. ________

телефон______________________

заявление

_________       

(дата)

       

Прошу зачислить моего ребёнка ФИО ______________________

___________________________________________________________,

дата рождения ________________, учени___  ___ класса, в кружок «Юный филолог», организованный в рамках внеурочной деятельности с _____________года.

Согласен (-на) на обработку персональных данных с даты подачи заявления до отзыва настоящего согласия.

 (подпись)



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий. В целях более эффективной логопедической работы нам необходимо знать некоторые особенности  его развития и состояния здоровья.

  1. Фамилия, имя ребенка _________________________________________
  2. Дата рождения ________________
  3. Сведения о родителях:              

         Мать                                                    Отец

_________________                        ________________

_________________                        ________________

_________________                         ________________

  1. Контактный телефон___________________________________________
  2. Особенности протекания беременности: возраст матери,  токсикоз, хронические заболевания, инфекции, вирусные заболевания, иные осложнения________________________________________________________
  3. Роды: быстрые, обезвоженные, досрочные (в 6,7,8 месяцев), кесарево сечение, асфиксия во время родов, нормально протекающие, иные осложнения родов_________________________________________________
  4. Речевое развитие:  
  •  первые слова (какие?)__________________________________________ возраст_____
  •  простая речь (например, «Мама, дай пить») с_______лет
  •  темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный)___________________________________________________________
  1. Условия воспитания ребенка
  •  социальная среда (воспитывался в детском саду, дома с мамой, с бабушкой ит.д.)_____________________________________________________
  • занимался ли с логопедом (в д/саду, в поликлинике, индивидуально, в центре развития), каковы результаты________________________________________________________
  • особенности речевой среды (наличие двуязычия в семье, контакты с заикающимися, с людьми с другой речевой патологией)__________________
  •   перенесенные заболевания_____________________________________
  •  операции____________________________________________________
  • инфекции___________________________________________________
  •  травмы головы, ушибы_______________________________________
  • судороги при высокой температуре_____________________________
  1. Какие серьёзные заболевания есть в настоящее время в том числе отметьте то, что считаете нужным _________________________________________________________________________________________________________________,
  •   нарушение слуха_____________________________________________
  •   нарушение зрения_____________________________________________
  •   нарушение опорно-двигательного аппарата_______________________
  •   поражение центральной нервной системы________________________
  1. Жалобы в настоящее время________________________________________________
  2. Какие особенности своего ребенка вы хотели бы отметить (нужное подчеркните): активный, пассивный, замкнутый, нервный, плаксивый, исполнительный, усидчивый, ответственный, легко возбудимый, упрямый, тревожный, спокойный, уверенный, общительный, пугливый, не идет на контакт с взрослыми.

Добавьте свои варианты_________________________________________

                                                                                                                   Подпись_____________