10 а класс

Мухаметшина Рузалия Алиевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №3

«Решение задачи табулирования функции в Excel’97»

Цели работы:

  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц;
  • познакомиться со способами адресации;
  • освоить некоторые приемы оформления таблиц.

Для дальнейшего знакомства с Excel рассмотрим задачу табулирования функции.

 

Постановка задачи: вычислить значения функции y=kx(x2-1)/(x2+1) для всех x  на интервале [-2; 2 ] с шагом 0,2 при k=10.

Решение должно быть получено в виде таблицы:

x

K

y1=x^2-1

Y2=x^2+1

y=k*(y1/y2)

Задание 1.  Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомтесь со способами адресации в Excel.

Абсолютная, относительная и смешанная адресации ячеек и

блоков (диапазонов)

При обращении к ячейке можно использовать описанные ранее способы: B3, A1: G9 и т. д. Такая адресация называется относительной. При её использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так, например, когда вы вводите формулу =B1+B2 в ячейку B4, то Excel интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки, расположенной двумя рядами выше”.

Если вы скопировали формулу =В1+B2 из ячейки B4 в С4, Excel также интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше”. Таким образом, формула в ячейке С4 примет вид =С1+С2.

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для её задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например: B$4 или $C2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой - нет.

   

Задание  2. Заполните основную и вспомогательную таблицы

  • 2. 1. Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки А1:

в ячейку А1 занесите N;

в ячейку B1 занесите X;

в ячейку C1 занесите K и т.д.

установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.

  • 2.2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки H1:

              X0

               Step

                     K

              -2

                 0,2

                     10

        

Где х0 - начальное значение х, step - шаг изменения х, k - коэффициент (константа).

Данный пункт при решении задачи табулирования функции является не обязательным и введен искусственно - для демонстрации способов адресации.

  • 2. 3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.
  • 2. 4. Заполните столбец В значениями х:
  • в ячейку В2 занесите $H$2.

Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

  • в ячейку В3 занесите =В2 + $I$2.

Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, который берется из ячейки I2;

  • скопируйте формулы из ячейки В3 в ячейки В4 ; В22.

Столбец заполнится значениями х от 2 до -2 шагом 0,2.

  • 2. 5. Заполните столбец С значениями коэффициента k:
  • в ячейку С2 занесите =$J$2;
  • в ячейку С3 занесите =С2.

Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

  •  скопируйте формулу из ячейки С3 в ячейки С4: С22.

Весь столбец заполнится значением 10.

  • 2. 6. Заполните столбец D значениями функции y1 =x^2-1:
  • в ячейку  D2 занесите =B2 *B2-1;
  • скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3: D 22.

Столбец заполнится как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное и конечное значения равны 3.

  • 2. 7. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у2=х^2+1.

Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.

  • 2. 8. Заполните столбец F значениями функции y = k*(x^2-1)/(x^2+1):
  • в ячейку F2 занесите =С2*(D2/E2);
  • скопируйте формулу из F2 в ячейки F2 :F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.

Задание 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

  • 3. 1. Измените во вспомогательной таблице начальное значение х: в ячейку Н2 занесите -5.
  • 3. 2. Измените значение шага: в ячейку I2 занесите 2.
  • 3. 3. Измените значение коэффициента: в ячейку J2 занесите 1.

Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

  • 3. 4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: х0 = –2, step = 0,2,  k=10.

Задание 4. Оформить основную и вспомогательную таблицы.

  • 4. 1. Вставьте две пустые строки для оформления заголовков:
  • установите курсор на строку номер 1;
  • выполните команды меню Вставка, Строки (2 раза).
  • 4. 2. Введите заголовки:
  • в ячейку А1 «Таблицы»;
  • в ячейку А2 «Основная»;
  • в ячейку Н2 «Вспомогательная».
  • 4. 3. Объедините ячейки А1:J1 и разместите заголовок «Таблицы» по центру:
  • выделите блок А1:J1;
  • кнопку Центрировать используйте ко столбцам панели инструментов Форматирование.
  • 4. 4. Аналогичным образом разместите по центру заголовки «основная» и «вспомогательная».
  • 4. 5. Оформите заголовки определенными шрифтами.

Шрифтовое оформление текста.

Символы любой ячейки или блока можно оформить разными шрифтами. Для этого необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат, Ячейки, Шрифт. При использовании команды появится диалоговое окно вида:

Рис. 3. 1.

  • для заголовка «Таблицы» задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 14, полужирный.

Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;

  • Для заголовков «основная» и «вспомогательная» задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 12, полужирный.

Используя команды меню Формат, Ячейки, Шрифт;

  • для шапок таблиц установите шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 12, курсив.

Любым способом.

  • 4. 6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью.
  • 4. 7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

Выравнивание.

Содержимое любой ячейки можно выровнять по левому или правому краю, по центру (по горизонтали и вертикали), а так же можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т. д.).

Для задания необходимой ориентации используют кнопки в панели Форматирование или команды меню Формат, Ячейки, Выравнивание.

  • 4.8. Задайте рамки для основной и вспомогательной таблиц, используя кнопку панели инструментов Форматирование.

Для задания рамки используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Рамка

  • Задайте фон заполнения внутри таблиц – желтый, фон заполнения шапок таблиц – малиновый.

Фон

Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона.)

Для задания фона используется кнопка в панели Форматирование или команда мену Формат, Ячейка, Вид.

Вид экрана после выполнения работы представлен на рис. 3. 2.

Рис. 3. 2.

Задание 5. Сохранить результаты работы на дискете в личном каталоге файле

Задание 6. Завершите работу.

Задание 7. Подведите итоги.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое относительная адресация; абсолютная; смешанная;
  • умеете  ли вы: использовать различные способы адресации при обращении к ячейкам, оформлять символы, производить выравнивание,  задавать рамку, изменять фон.

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

Предьявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл раб_2.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.