Тематические и итоговые тесты

Фомина Снежана Леонидовна

Тематические и итоговые тесты по биологии 6-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация   по  биологии  9 класса.                       1 вариант.

1.Задание: (2 балла).

2. Задание:  Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь (5 балов).

Объект

Процесс

А. хранение информации

Б. деление клетки

В. синтез белка

Г. синтез АТФ

Д. в фотосинтезе

Объекты:

1. митохондрия , 2. клеточный центр, 3. рибосома,  4. хлоропласты  5. ядро

3. Вставьте соответствующие цифры в тексте,  используя  перечень терминов (3 балла).

Текст:

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________(А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________(Б), на которых расположены __________(В), осуществляющие синтез молекул __________(Г).

 Термины:

1) фермент, 2) АТФ,  3) полисахарид, 4) энергетический, 5) цистерна, 6) ДНК, 7) пластический,  8) Криста

4. Прочитайте текст «Органические соединения» и ответьте на вопросы? (3 балла).

1. Какую функцию выполняют белки?

2. Какую функцию выполняют жиры?

3. Какая общая функция у белков и жиров?

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием – липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.

 Белки разных клеток неодинаковы, специфичны. Однако они обладают общим свойством – свертываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Вещества участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.

 Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма

5. Дополните предложения вместо точек вставьте недостающие термины из словаря расположенного    ниже. (5 баллов).

      1. Совокупность генов в организме - … .

      2.Способность организмов передавать признаки из поколения в поколение- …

      3. Упрощение в строении организмов в связи с паразитическим образом жизни - …

      4. Процесс выживания наиболее приспособленных особей  к условиям среды обитания- …

5. Совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство

Словарь: вид, популяция, генотип, наследственность, адаптация, естественный отбор, дегенерация, ароморфоз.

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

                  1.   Имеет кристы.

  1. Носитель наследственной информации.
  2. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  3. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  4. Энергетические станции клетки.
  5. Заполнена клеточным соком.
  6. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  7. На них синтезируются белки.
  8. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  9. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  10. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  11. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  12. В этом органоиде формируются лизосомы.
  13. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

                  1.   Имеет кристы.

  1. Носитель наследственной информации.
  2. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  3. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  4. Энергетические станции клетки.
  5. Заполнена клеточным соком.
  6. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  7. На них синтезируются белки.
  8. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  9. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  10. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  11. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  12. В этом органоиде формируются лизосомы.
  13. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль 

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

                  1.   Имеет кристы.

  1. Носитель наследственной информации.
  2. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  3. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  4. Энергетические станции клетки.
  5. Заполнена клеточным соком.
  6. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  7. На них синтезируются белки.
  8. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  9. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  10. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  11. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  12. В этом органоиде формируются лизосомы.
  13. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль


Промежуточная аттестация   по  биологии  9 класса.                            2 вариант.

1.Задание: (2 балла).

 2. Задание:    установите соответствие между содержанием левого и правого столбца.

Установите соответствие между особенностями и молекулами сложных органических веществ, для которых они характерны (5 баллов)

ОСОБЕННОСТИ

МОЛЕКУЛЫ

A) полимер, который состоит из двух спирально закрученных цепочек

Б) полимер, который состоит из одной линейной цепочки

B) в состав нуклеотидов входят азотистые основания — аденин, тимин, гуанин, цитозин.
Г) в состав нуклеотида входит пентоза-рибоза
Д) в состав нуклеотида входит пентоза-дезоксирибоза

1) РНК

2) ДНК

3.   Вставьте соответствующие цифры в тексте,  используя перечень терминов (3 балла).

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 Перечень терминов: 1) гликолиз, 2) лизосома, 3) митохондрия, 4) кровеносная, 5) пищеварительная, 6) межклеточная жидкость, 7) цитоплазма клетки, 8) фотолиз

4. Используя содержание текста «Происхождение живых существ» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы. (3 балла).

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых(контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

5. Дополните предложения  вместо точек вставьте недостающие термины из словаря расположенного ниже. (5 баллов).

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма - ….

2. Процесс образования крупных систематических групп (отрядов, классов, типов) - …

3. Способность организмов приобретать новые признаки в пределах своего вида- …

4. Группа особей одного вида, обитающая в определенной части ареала, частично или полностью изолированная от особей других таких же групп - …

5. Сложные органические вещества, состоящие из аминокислот, называются-….

Словарь: вид, популяция, макроэволюция, микроэволюция, фенотип, изменчивость, белки, углеводы

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

  1. Имеет кристы.
  2. Носитель наследственной информации.
  3. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  4. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  5. Энергетические станции клетки.
  6. Заполнена клеточным соком.
  7. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  8. На них синтезируются белки.
  9. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  10. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  11. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  12. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  13. В этом органоиде формируются лизосомы.
  14. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

  1. Имеет кристы.
  2. Носитель наследственной информации.
  3. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  4. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  5. Энергетические станции клетки.
  6. Заполнена клеточным соком.
  7. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  8. На них синтезируются белки.
  9. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  10. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  11. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  12. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  13. В этом органоиде формируются лизосомы.
  14. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (14 баллов).

Признаки:

  1. Имеет кристы.
  2. Носитель наследственной информации.
  3. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
  4. Отделяет от других клеток или от внешней среды.
  5. Энергетические станции клетки.
  6. Заполнена клеточным соком.
  7. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
  8. На них синтезируются белки.
  9. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
  10. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
  11. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
  12. Может «переваривать» бактерии, вирусы.
  13. В этом органоиде формируются лизосомы.
  14. Кроме ядра участвует в делении клетки.

Органоиды: А. Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро, К. рибосомы, Л. вакуоль

Ответы.

1 вариант

1. Клеточная мембрана. Выполняет функцию проведения питательных веществ клетки, и выведение продуктов распада, участвует в процессах фагоцитоза и пиноцитоза.

2. 5А, 2Б, 3В, 1Г, 4Д.

3. А4, Б8, В1, Г2.

4. 1. Строительная, ферментативная, двигательная, транспортная, защитная.

    2. Строительная, запасающая, регуляторная.

    3. Строительная

5. 1. генотип

    2. наследственность

    3. дегенерация

    4. адаптация/естественный отбор

    5. вид

6.Задание общее для 1 и 2 варианта.

1Е, 2И, 3Ж, 4А, 5Е, 6Л, 7Ж,8К,9И, 10Л, 11Г, 12В, 13Д, 14З.

2 вариант

1. Комплекс Гольджи. Запасает питательные вещества, ферменты, упаковывает лизосомы.

2. 21212

3. 5713

4. 1) 8 банок, марля.  ИЛИ  Банки и марля.

    2) Мясной бульон.

      3) Черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами.

5. 1. Фенотип.

    2. Макроэволюция.

    3. Изменчивость.

    4. Популяция  

    5. Белки.

6.Задание общее для 1 и 2 варианта.

        1Е, 2И, 3Ж, 4А, 5Е, 6Л, 7Ж,8К,9И, 10Л, 11Г, 12В, 13Д, 14З.

Оценивание работ.

Оценка «5» -  30-32 балла.

             «4» - 24 -29 баллов

             «3» - 15 -23 баллов

             «2» - 14 и ниже.



Предварительный просмотр:

Аттестационная работа по биологии – 8 класс

Вариант 1

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, — это

1)     вены малого круга кровообращения3) артерии малого и большого кругов кровообращения

2)     вены большого круга кровообращения  4)     капилляры малого и большого кругов кровообращения

2. Клетки крови, которые могут захватывать чужеродные тела ложноножками и совершать амебоидные движения, — это1) эритроциты      2)  лимфоциты          3) фагоциты4) тромбоциты

3. При свертывании крови

1)     гемоглобин превращается в оксигемоглобин

2)     растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин

3)     образуются гормоны и другие биологически активные вещества

4)     уменьшается содержание гемоглобина в крови

4. Автоматизм сердца — это его способность

1)  изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды

2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы

3)  ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нем самом

4)  воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью

5. Кровь, лимфа, межклеточное вещество — разновидности ткани

1)  нервной  2) мышечной      3) соединительной      4) эпителиальной

6. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят

1) ослабленных возбудителей болезни               3)готовые антитела

2)  фагоциты и лимфоциты4) вещества, вырабатываемые возбудителями

7. При артериальном кровотечении

1)  кровоточит вся раневая поверхность   3) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струей

2)  вытекает кровь темного цвета4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей

8. Подвижное соединение костей в организме человека характерно для

1) мозгового отдела черепа      2) костей таза       3) рёбер и грудины     4) костей запястья

9.Значение жёлтого костного мозга заключается в том, что он

1) запасает жироподобные вещества              2) обусловливает прочность кости

3) обеспечивает рост кости в толщину          4) регулирует концентрацию крови

10. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц

1) верхних конечностей    2) нижних конечностей        3) шейных          4) кишечника

11. Неустойчивая походка, несогласованность движений характерны для человека, у которого нарушена деятельность отдела головного мозга –

1) среднего  2) моста  3) мозжечка   4) продолговатого

12. Периферическая нервная система человека образована

1) спинным мозгом                            3) нервами и нервными узлами  

2) вставочными нейронами              4) проводящими путями мозга

13. В печени избыток глюкозы преобразуется в 1) гормоны   2) адреналин   3) ферменты   4) гликоген

14. В организме человека сложные углеводы под действием ферментов расщепляются на

1) глицерин и жирные кислоты              3) глюкозу и другие простые сахара

2) аминокислоты                                      4) нуклеиновые кислоты

15.Всасывание питательных веществ у человека наиболее интенсивно происходит в

1) пищеводе     2)ротовой полости     3)тонкой кишке               4)толстой кишке

16. Как называется плотное вещество – основа зуба? 1) эмаль    2) пульпа    3) дентин

17. Какие вещества расщепляются в желудке?

1) жиры молока   2) белки    3) углеводы   4) нуклеиновые кислоты.

18.Определите путь воздуха при выдохе

1) легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

2) носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

3) легкие — трахея — бронхи — гортань — носовая полость

4) легкие — бронхи — гортань — трахея — носовая полость

19.У человека из гортани воздух попадает в1) легкие   2) альвеолы   3) бронхи  4) трахею

20. К железам внешней секреции относят:

1) вилочковую железу;  2) половые железы;   3) печень;   4) гипофиз.

21. Химический элемент, являющийся действующим началом в тироксине (гормоне) щитовидной железы:        1) калий;  2) йод;    3) железо;    4) магний.

22. При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче

1) хлорида натрия2) белка3) мочевины4) солей аммония

23.Избыток сахара превращается в гликоген при участии:

1) гомона роста;       2) адреналина;       3) инсулина;        4) тироксина.

24. Наружная оболочка глазного яблока называется:

1) сосудистая   2) фиброзная (белковая)   3) сетчатая

25. Светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки находятся в

        1) белочной оболочке глаза                                   2) сосудистой оболочке глаза

        3) стекловидном теле и хрусталике глаза            4) сетчатке глаза

  1. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:

        1) механические     2) электрические      3) электромагнитные

  1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:
  1. проводящие пути   2) кора головного мозга    3) рецепторы

Часть 2

28. Особенности скелета, свойственные только человеку, –

1) наличие ключиц        4) наличие пятипалых конечностей

2) наличие подбородочного выступа                            5) S-образная форма позвоночного столба

3) облегчение массы костей верхних конечностей     6) сводчатая стопа

29. В какой последовательности располагаются у человека отделы скелета нижней конечности, начиная с тазового пояса?  1) фаланги пальцев   2) плюсна   3) бедро      4) голень    5) предплюсна

30. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ                                            ВИД ИММУНИТЕТА

А) передается по наследству                                                1) естественный

Б) вырабатывается под действием вакцины                        2) искусственный

В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки           

Г) формируется после перенесенного заболевания                    

31. Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

                    ФУНКЦИЯ                                                        ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) направляет импульсы к скелетным мышцам            1) соматическая

Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов             2) вегетативная

В) обеспечивает перемещение тела в пространстве

Г) регулирует работу сердца

Д) регулирует работу пищеварительных желёз

32. Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека.

1) глотка   2) толстая кишка   3) желудок 4) ротовая полость  5) пищевод   6) прямая кишка

7) двенадцатиперстная кишка

33.Установите соответствие между строением, функцией и органом пищеварительной системы человека.

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИЯ                              ОРГАН ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А) является самой крупной железой         1) поджелудочная железа

Б) вырабатывает желчь                                                           2) печень

В) выполняет барьерную роль

Г) участвует в эндокринной регуляции

Д) вырабатывает инсулин

34. Внимательно прочитайте предложенный текст "Кровь" и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

1. Кровь — жидкая эпителиальная ткань 2. Она состоит из жидкости, называемой сывороткой, в которой содержатся форменные элементы. 3. Среди форменных элементов выделяют эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. 4. Эритроциты транспортируют газы. 5. Лейкоциты обеспечивают свертывание крови. 6. Тромбоциты способствуют образованию тромба.

35.Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростков возрасте – и обувь на высоком каблуке.

______________________________________________________________________________________

31. Установите соответствие между особенностями строения и функций головного мозга человека и его отделом.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ                    ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А) содержит дыхательные центры                                                           1) продолговатый мозг

Б) поверхность разделена на доли                                                           2) передний мозг

В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств

Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы

Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания

32.Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ                         ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

А) обработка пищевой массы желчью                                                      1) желудок

Б) первичное расщепление белков                                                                  2) тонкая кишка

В) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками           3) толстая кишка

Г) расщепление клетчатки

Д) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

33.Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

         ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                        ВИД ТКАНИ

А) образует средний слой стенки кровеносных сосудов        1) гладкая

Б) состоит из многоядерных клеток – волокон        2) поперечнополосатая

В) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

34. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

35. Каковы функции пищеварительной системы человека?


Аттестационная работа по биологии – 8 класс

Вариант 2

1. У человека и млекопитающих животных артериальнаякровь течет в

1)  венах малого круга и в артериях большого кругакровообращения

2)  венах большого и малого кругов кровообращения

3)  артериях  малого  и  большого  кругов  кровообращения

4)  артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения

2. Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что

1) позволяет им плотно прилегать друг к другу

2) замедляет скорость переноса этих клеток кровью

3) способствует более быстрому и равномерному поступлению в них кислорода

4) дает им возможность проникать сквозь стенки кровеносных сосудов

3. Артерии — это кровеносные сосуды, по которым кровь течет

1) к сердцу и в малом, и в большом кругах кровообращения

2) от сердца и в малом, и в большом кругах кровообращения

3) в малом круге к сердцу, а в большом круге от сердца

4) в большом круге к сердцу, а в малом от сердца

4. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?

1) обмен газов в капиллярах большого круга

2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков

3) перенос кровью питательных веществ к клеткам

4) образование оксигемоглобина

5. Какие форменные элементы участвуют в свертывании крови?

1)  фагоциты       2) эритроциты 3) лейкоциты      4) тромбоциты

6. Вакцина содержит

1)  лейкоциты  2) лимфоциты3)  готовые белки-антитела  4)ослабленных возбудителей болезни

7. Гибкость позвоночника человека достигается за счёт соединения позвонков

1) подвижного    2) хрящевыми дисками    3) костным швом   4) отростками

8. Рост кости в толщину осуществляется за счёт деления клеток

1) хрящей, покрывающих головки трубчатых костей

2) прослойки соединительной ткани между сочленяющимися костями

3) надкостницы, примыкающей к компактному веществу кости

4) эластичных хрящевых соединений между сочленяющимися костями

9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости

1) плечевая и локтевая   2) грудного отдела позвоночника3) мозгового отдела черепа 4)бедра и голени

10. Центр дыхательных рефлексов расположен в

1) мозжечке   2) среднем мозге   3) продолговатом мозге   4) промежуточном мозге

11. Рефлекторная функция спинного мозга заключается в передаче

1) нервных импульсов от рецептора в головной мозг     2) сигналов из головного мозга к мышцам

3) импульсов из левой части спинного мозга в правую  4) информации от рецепторов и ответа на нее

12. Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью

1) внутренних органов  2) скелетных мышц 3) мимических мышц   4) головного и спинного мозга

13. Нервным импульсом называют

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну

2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочками

3) процесс сокращения клетки

4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата

14. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1) крахмал   2) липиды   3) нуклеиновые кислоты   4) белки

15. Желчь из печени у человека по протоку попадает в кишку

1) двенадцатиперстную   2) толстую   3) слепую    4) тощую

16. В грудной полости у человека располагается

1) желудок   2) печень   3) трахея   4) поджелудочная железа

17. Укажите «лишний» отдел пищеварительной системы.

 1) ротовая полость  2) желудок 3) толстая кишка   4) желчный пузырь 5) тонкая кишка.

18. Назовите отдел пищеварительной системы, в который открывается проток, несущий желчь.

1) желудок    2) двенадцатиперстная кишка   3) средний отдел тонкой кишки  4) толстая кишка  

19.Определите путь воздуха при вдохе

1) легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

2) носовая полость — трахея — гортань — бронхи — легкие

3) носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

4) носовая полость — гортань — бронхи — трахея — легкие

20.У человека из трахеи воздух попадает в1) легкие    2) бронхи   3) альвеолы   Г4 гортань

21. К железам смешанной секреции относится:

а) поджелудочная железа; б) гипофиз;         в) надпочечники;            г) щитовидная железа.

22. Моча здорового человека не содержит

 1) солей аммония2) белков и эритроцитов3) минеральных солей4) пигментов и мочевины

23 . Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга, и состоящая из трёх частей – это:а) щитовидная железа;   б) гипофиз;    в) мост;        г) вилочковая железа.

24. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется: 1) роговица  2)  сетчатка  3) радужка

25. Цветовое зрение обеспечивают:   1) палочки   2) колбочки    3) клетки радужной оболочки

26. Слуховые косточки расположены в полости:   1) наружного уха  2) среднего уха    3) внутреннего

уха

27. Улитка является органом:1) слуха  2)  равновесия    3) звуковоспроизведения

Часть 2

28. Неправильная осанка может привести к

1) смещению и сдавливанию внутренних органов

2) нарушению кровоснабжения внутренних органов

3) растяжению связок в тазобедренном суставе

4) нарушению мышечного и связочного аппарата стопы

5) деформации грудной клетки

6) увеличению содержания минеральных веществ в костях

29. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.

A) вены большого круга                             Г) артерии головы, рук и туловища

Б) аорта                                                        Д) капилляры большого круга

В) левый желудочекЕ) правое предсердие

30. Поджелудочная железа в организме человека

1) участвует в иммунных реакциях        4) образует гормоны

2) образует клетки крови                                                5) выделяет желчь

3) является железой смешанной секреции                6) выделяет пищеварительные ферменты

31. Установите соответствие между признаком строения, функцией и органом пищеварения человека, для которого они характерны.

       ПРИЗНАК СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЯ                                           ОРГАН ПИЩЕВАРЕНИЯ

А) располагается в начальном отделе кишечника              1) тонкая кишка

Б) осуществляет всасывание основной массы питательных веществ       2) толстая кишка

В) включает двенадцатиперстную кишку

Г) обеспечивает расщепление клетчатки

Д) осуществляет основное всасывание воды

 32. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

         ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                        ВИД ТКАНИ

А) образует средний слой стенки кровеносных сосудов        1) гладкая

Б) состоит из многоядерных клеток – волокон                                               2) поперечнополосатая

В) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

33.  Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИЯ                                                                                 ОТДЕЛ

А) посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре                         1) соматический

Б) контролирует деятельность внутренних органов                                     2) вегетативный

В) влияет на сокращение гладкой мускулатуры

Г) регулирует работу сердца

Д) регулирует произвольные движения

34. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

35. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее 3-х функций.

_____________________________________________________________________________

 

32. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

         ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                        ВИД ТКАНИ

А) образует средний слой стенки кровеносных сосудов        1) гладкая

Б) состоит из многоядерных клеток – волокон                                               2) поперечнополосатая

В) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

33.  Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИЯ                                                                                 ОТДЕЛ

А) посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре                         1) соматический

Б) контролирует деятельность внутренних органов                                     2) вегетативный

В) влияет на сокращение гладкой мускулатуры

Г) регулирует работу сердца

Д) регулирует произвольные движения

34. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

35. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее 3-х функций.


Аттестационная работа по биологии – 8 класс

Вариант 3

1. Красный костный мозг участвует в формировании

1) нервной ткани      2) клеток крови   3) железистого эпителия   4) губчатого вещества кости

2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в

1)  камерах сердца                                            3) артериях большого круга кровообращения

2)  венах малого круга кровообращения        4) капиллярах большого круга кровообращения

3. На что указывает увеличение числа лейкоцитов в крови человека?

1)   возникновение малокровия                         2) заболевание сахарным диабетом

3)  воспалительный процесс в организме        4)   уменьшение способности крови свертываться

4. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, — это

1)     вены малого круга кровообращения

2)     вены большого круга кровообращения

3)     артерии малого и большого кругов кровообращения

4)     капилляры малого и большого кругов кровообращения

5. Клетки крови, которые могут захватывать чужеродные тела ложноножками и совершать амебоидные движения, — это  1) эритроциты      2)  лимфоциты          3) фагоциты   4) тромбоциты

6. Место расположения центров, регулирующих процессы дыхания и сердечно-сосудистую деятельность, –  1) средний мозг    2) мозжечок    3) продолговатый мозг     4) мост

7. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц

1) плеча   2) голени   3) межрёберных   4) кишечника

8. В сером веществе спинного мозга расположены 

1) тела вставочных и двигательных нейронов        2) длинные отростки двигательных нейронов

3) короткие отростки чувствительных нейронов   4) тела чувствительных нейронов

9. Соматическая нервная система регулирует деятельность

1) сердца, желудка 2) желез внутренней секреции 3) скелетных мышц   4) гладкой мускулатуры

10. В пищеварительном канале расщепление сложных органических веществ осуществляется при участии       1) антител   2) гормонов    3) кислорода   4) ферментов

11. Какую роль в пищеварении играет желчь?     

1) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты  2) активизирует ферменты, эмульгирует жиры

3) расщепляет углеводы до углекислого газа и воды   4) ускоряет процесс всасывания воды

12. Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

1) мышечные клетки пищеварительного канала

2) эпителиальные клетки пищеварительного канала

3) железы различных отделов пищеварительной системы

4) кровеносные сосуды большого круга кровообращения

13.  Дышать нужно через нос, так как в  носовой полости

1) происходит газообмен   2) много слизи   3) нет капилляров   4) воздух согревается и очищается

14. Поджелудочная железа образует гормон:  

1) инсулин;    2) адреналин;     3) соматотропин;      4) тироксин.

15. Назовите орган, который поддерживает постоянство глюкозы в крови.

1) желудок    2) печень  3) поджелудочная железа   4) тонкая кишка  5) желчный пузырь.

16. Какая реакция характерна для желудочного сока?

1) слабокислая         2) слабощелочная         3) кислая

17. В чём особенность строения стопы у человека, страдающего плоскостопием?

1) внутренняя часть образует свод    2) внешняя часть не служит опорой

3) происходит опускание свода         4) ослабевают связки голеностопного сустава

18. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,

1) быстрее наступает утомление                              4) уменьшается частота сердечных сокращений

2) движения в суставах не происходит                   5) утомление наступает медленно

3) работоспособность более продолжительна       6) сокращение мышц чередуется с расслаблением

19. В скелете человека с помощью сустава соединяются

1)  кости таза                                                  2) теменная и затылочная кости  

3) шейные позвонки с грудными                4) бедренная кость с тазовой

20. Какую доврачебную помощь следует оказать человеку при переломе позвоночника?

1) наложить на нижние конечности шины                  

2) прибинтовать верхние конечности к туловищу

3) перебинтовать грудную клетку после глубокого вдоха    

4) уложить на твёрдую прочную поверхность

21. Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости?

1) мышечная  2) эпителиальная  3) нервная   4) соединительная

22. Структурной и функциональной единицей почки человека является

 1) нейрон2) нефрон3) миоцит4) остеоцит

23. Поджелудочная железа образует гормон:  

1) инсулин;   2) адреналин;     3) соматотропин;      4) тироксин.

24. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:

       1) склеры     2) слепого пятна    3) желтого пятна

25.Ушная раковина входит в состав:    1) среднего уха   2) наружного уха   3) внутреннего уха

26. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

   1) улитка   2) барабанная перепонка   3) полукружные каналы

27. Хрусталик:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,   3) определяет цвет глаз,
  2. регулирует поток света, поступающего в глаз,                       4) обеспечивает питание глаза.

Часть 2

28.Искусственный иммунитет может

1) быть врождённым

2) вырабатываться после перенесенного инфекционного заболевания

3) образовываться вследствие прививки культуры убитых микроорганизмов

4) вырабатываться после введения в организм ослабленных микробных ядов

5) быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода

6) создаваться путём введения сыворотки, содержащей антитела

29. Установите соответствие между этапом пищеварения и органом пищеварительной системы человека, в котором он происходит.

                  ЭТАП ПИЩЕВАРЕНИЯ                          ОРГАН ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А) завершение расщепления жиров                                                     1) желудок

Б) первичное расщепление белков                                                              2) тонкая кишка

В) расщепление клетчатки                                                                          3) толстая кишка

Г) обработка пищевой массы желчью

Д) обработка пищевой массы ферментами поджелудочной железы

Е) интенсивное всасывание питательных веществ

30. Рецепторы – это нервные окончания, которые

1) воспринимают информацию из внешней среды

2) воспринимают информацию из внутренней среды

3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

4) располагаются в исполнительном органе

5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

31. Установите соответствие между особенностями строения и функций головного мозга человека и его отделом.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ                    ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А) содержит дыхательные центры                                                           1) продолговатый мозг

Б) поверхность разделена на доли                                                           2) передний мозг

В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств

Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы

Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания

32.Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ                         ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

А) обработка пищевой массы желчью                                                      1) желудок

Б) первичное расщепление белков                                                                  2) тонкая кишка

В) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками           3) толстая кишка

Г) расщепление клетчатки

Д) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

33.Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

         ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                                        ВИД ТКАНИ

А) образует средний слой стенки кровеносных сосудов        1) гладкая

Б) состоит из многоядерных клеток – волокон        2) поперечнополосатая

В) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

34. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

35. Каковы функции пищеварительной системы человека?



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по биологии. 10 класс.

Вариант 1

1. Возникновение пресмыкающихся от древних земноводных, заселение ими суши как новой среды обитания – пример

1) общей деградации         2) дивергенции       3) идиоадаптации               4) ароморфоза

2. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду  обитания, –

1) внутреннее оплодотворение                   3) пятипалая конечность

2) покровительственная окраска               4) глаза с веками

3. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1) возникновение лёгких                                               3) образование хорды

2) образование головного и спинного мозга           4) возникновение четырёхкамерного сердца

4. Установите соответствие между доказательством эволюции и биологической наукой, которая его изучает.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ                                                              

А) рудиментарные органы у животных                                            

Б) переходные формы ископаемых животных                      

В) гомологичные органы у растений                                      

Г) отпечатки древних растений

Д) окаменевшие раковины древних моллюсков

Е) сходство зародышей позвоночных

НАУКА

1) эмбриология

2) палеонтология

3) сравнительная анатомия

5. В соответствии с правилом экологической пирамиды

1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов

2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3) вся энергия пищи преобразуется в химическую

4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5) происходит колебание численности популяций

6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается

6. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.   1) инфузория-туфелька   2) сенная палочка   3) чайка   4) рыба   5) моллюск   6) ил

7. Выберите три верных ответа из шести. Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»? 

1) широкий лентец и человек     2) минога и рыба                          

3) рак-отшельник и актиния    

4) карась и щука                        

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь

8. Установите соответствие между характеристикой вида Дикобраз азиатский и критерием вида, к которому эту характеристику относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                          

А) Лапы снабжены длинными когтями.                                            

Б) Животные питаются растительной пищей.                                  

В) Беременность самок длится 110-115 дней                                    

Г) Самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице животных.

Д) У самки выделяется молоко после рождения детёнышей.

Е) животные ведут ночной образ жизни.

КРИТЕРИИ ВИДА

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

9. Решите задачу

Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

10. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК - матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГГГТГЦТТТТЦААГТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе трансляции, если второй триплет соответствует антикодону т-РНК.


Промежуточная аттестация по биологии. 10 класс.

Вариант 2

1. Ароморфоз, способствовавший выходу позвоночных животных на сушу в процессе эволюции, – появление

1) четырехкамерного сердца  2) двухкамерного сердца       3) легких        4) живорождения

2. Выходу растений на сушу способствовало появление у них в процессе эволюции

1) фотосинтезирующей ткани           3) генеративных органов

2) механической ткани                      4) автотрофного способа питания

3. Установите последовательность этапов эволюции растений.

1) возникновение псилофитов                                4) возникновение папоротниковидных

2) появление многоклеточных водорослей           5) возникновение покрытосеменных

3) появление голосеменных                                    6) появление одноклеточных водорослей

4. Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом.

 ПРИМЕРЫ                                                         ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ

А) усы таракана и рыбы сома                                   1) гомологичные органы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы                              2) аналогичные органы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

5. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

1) длинные цепи питания

2) короткие цепи питания

3) небольшое число видов

4) осуществляется саморегуляция

5) замкнутый круговорот веществ

6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

6.Установите последовательность процессов, происходящих при сукцессии.

 1) заселение кустарниками

2) заселение лишайниками голых скал

3) формирование устойчивого сообщества

4) прорастание семян травянистых растений

5) заселение территории мхами

7. Выберите три верных ответа из шести. Какие из приведённых пар организмов вступают в симбиотические отношения?

1) корова и бычий цепень

2) носорог и воловьи птицы

3) заяц и лисица

4) рак-отшельник и актиния

5) человек и трипаносома

6) акула и рыба-лоцман

8. Установите соответствие между характеристикой вида Дикая свинья (кабан) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и её возраста      

Б) Свиньи активны днём                                                                                        

В) Животные ведут стадный образ жизни                                                            

Г) Окраска особей  от светло–бурой или серой до чёрной, поросята полосатые.

Д) Способ добывания пищи - рытьё земли.

Е) Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.

КРИТЕРИИ ВИДА

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

9. Решите задачу.

У человека близорукость – доминантный признак, а нормальное зрение – рецессивный. Нормальный уровень глюкозы в крови – доминантный признак, а предрасположенность к сахарному диабету – рецессивный. Близорукий мужчина, не страдающий сахарным диабетом, женился на предрасположенной к сахарному диабету девушке с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей с нормальным зрением и предрасположенных к заболеванию сахарным диабетом, если известно, что отец гетерозиготен по обоим признакам. Какой закон наследования проявляется в данном случае?

10. Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру полипептида, содержит определенную последовательность нуклеотидов: ААТГЦАЦГГААГЦЦГ. Определите: 1. Последовательность нуклеотидов на и-РНК; 2. Число т-РНК, участвующих в биосинтезе пептида, и нуклеотидный состав их антикодонов; 3. Аминокислотный состав белковой молекулы.


Промежуточная аттестация по биологии. 10 класс.

Вариант 3

1. Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление

1) парных плавников и жаберного дыхания        3) объемной грудной клетки

2) чешуи и слизи на поверхности тела                 4) пятипалой конечности и легочного дыхания

2. Эволюция цветковых растений осуществлялась параллельно с эволюцией

1)        пресмыкающихся     2) голосеменных растений   3) человекообразных обезьян  4) насекомых- опылителей                                                                                                                                

3.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции.

                   ПРИМЕР                                                              

А) колючки кактуса и колючки барбариса                              

Б) находки останков зверозубых ящеров                                  

В) филогенетический ряд лошади

Г) появление признака многососковости у человека

Д) червеобразный отросток слепой кишки – аппендикс – у человека

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

4. Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

 ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) действует в постоянных условиях среды

Б) сохраняет особей со средним значением признака

В) действует в изменяющихся условиях среды

Г) закрепляет появление новой нормы реакции

Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции

Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

1) движущий

2) стабилизирующий

 5. Каковы существенные признаки экосистемы?

1) высокая численность консументов III порядка

2) наличие круговорота веществ и потока энергии

3) сезонные изменения температуры и влажности

4) неравномерное распределение особей одного вида

5) наличие производителей, потребителей и разрушителей

6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

6. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.  1) крот   2) дождевой червь   3) волк   4) куница   5) листовой опад    

7. Выберите три верных ответа из шести. Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»?

1) бычий цепень и человек

2) человек и кошачья двуустка

3) корни бобовых растений и клубеньковые бактерии

4) плотва и окунь

5) малярийный плазмодий и комар

6) волк и мышь

8. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида. 

1. Комнатная муха-двукрылое насекомое служит пищей для насекомоядных птиц.

2. Ротовой аппарат лижущего типа.

3. Взрослые особи мух и их личинки питаются полужидкой пищей.

4. Самки мух откладывают яйца на гниющие органические остатки.

6. Личинки белого цвета, не имеют ног. Быстро растут и превращаются в красно-бурых куколок.

7. Из куколки развивается взрослая муха

9. Решите задачу.

У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

10. Участок молекулы ДНК, на котором синтезируется фрагмент центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТАГГАЦАГАААГАЦТЦЦТАЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК.


Ответы:

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

4

1

3214

323221

126

621543

125

132123

Задача 9.

Р

G

F1

Ответ:

Задача 10.

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

3

2

621435

212111

145

25413

246

233133

Задача 9.

Р

G

F1

Ответ:

Задача 10.

Вариант 3

1

2

3

4

5

6

7

8

4

4

21122

221121

256

52143

125

134

Задача 9.

Р

G

F1

Ответ:

Задача 10.