Предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда

Сенкова Елена Александровна

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

 

РАЗДЕЛ РАБОТЫ

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

I. Диагностический материал

1.Володина В. С. «Альбом по развитию речи».

2.Ткаченко Т. А. «Альбом индивидуального обследования дошкольников» (диагностическое пособие).

3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей

4.  Практические материалы для обследования  устной речи детей по Т. А. Фотековой.

  1. Развитие

познавательной

деятельности

Развитие слухового внимания

1.Звучащие     игрушки: колокольчик,   дудочка, свисток, погремушка, бубен, молоточек и др.

2. Дидактическое пособие «Живая книга».

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти

1. Пособие Тихомировой Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка».

2.Агранович З. Е.  «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников».

3.Ткаченко Т. А «Найди и обведи». Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи.

4.Рассказы-небылицы.

5. Картинки-небылицы.

6.Разрезные картинки (различное количество частей).

7.Мозаики, пазлы (8-104 деталей).

8.Игры и упражнения Третьяковой Т. С.: «Узнай что это?» (контуры); «Путаница» (наложенные изображения; «Чей силуэт?»; «Четвёртый лишний».

9.Настольно-печатные  игры: «Логические цепочки», «Логические таблицы», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Наблюдательность», «Что перепутал художник?». «Из чего мы сделаны?», «Кто что делает», «Логический поезд», «Признаки»,  «Цвет», «Найди похожую фигуру», «Ума палата».

                       Развитие мелкой моторики

1. Шнуровки.

2.  Мозаики (различного размера).

3.Мелкий настольный конструктор.

4.Счётные палочки.

5. Цветные ручки, карандаши, восковые мелки.

6.Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

Ш. Формирование произносительной стороны речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания

1.Мыльные пузыри.

2. Вертушки, свисток, дудочка.

3. Ватные/ поролоновые  шарики.

4.Подвесные  игрушки на зеркале.

5. Коктейльные   трубочки.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1.Настенное авторское пособие  «Логопедическая азбука»

 ( профили артикуляции звуков).

2. “Сказка про веселый язычок” (артикуляционная гимнастика). Презентация.

3. Подборка картинок для артикуляционной гимнастики со стихами для детей младшего дошкольного возраста.

4.Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков

1.Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Звуки  Р-РЬ.

2. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Звуки Л- ЛЬ.

3. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей».  Шипящие звуки.

 4. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по

 исправлению недостатков произношения у детей».  Свистящие  звуки.

5. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ш][Ж].

6.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Р] [Р’] .

7.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З] [З’] [Ц].

8.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч] [щ]

9. Богомолова А. И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми».

10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить» в 2 частях.

11. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

12. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные  звуки» Звук Л.

13. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные  звуки» Звук Р.

14. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные  звуки» Звуки Ч - Щ.

15. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные  звуки» Звуки З - Ц.

16. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные  звуки» Звуки Ж-Ш.

17.Резниченко Т. С., Ларина О. Д. «Говори правильно».

18. Пособие Каше Г. А., Фличевой Т. Б. «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников».

19.Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы и сказки (3 тетради).

IV.Развитие фонематического восприятия,  звукового анализа и синтеза, слоговой структуры

1.Пособие Ефименковой Л. Н.: часть 4 – «Работа над слоговым составом слова», часть 5 - «Работа над твёрдостью и мягкостью согласных  звуков», часть 6 – «Работа над  звукобуквенным анализом».

2. Пособие Ткаченко Т. А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».

3. Пособие Агранович  А. Г. «Логопедическая работа по преодолению  нарушений слоговой структуры слов  у детей».

4.Пособие Третьякова Т. С. «Где звук живёт».

5. Пособие Третьякова Т. С. «От слова к звукам».

6. Пособие  Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал для обучения  звукобуквенному анализу  детей 5-7 лет».

7. Настенное авторское пособие «Звуковые часы».

8. Настенное авторское пособие «Твёрдый – мягкий».

9. Подборка картинного материала для  преодоления нарушений слоговой структуры (предметные картинки).

10. Подборка речевого материала  для преодоления нарушений  слоговой  структуры слова (слова СССС, чистоговорки, скороговорки, стихи).

11. «Фонетические рассказы с картинками» Звуки З-Зь-Ц; С-Сь.

12. Подборка картинок «Слова – паронимы».

13. Настольно-печатные игры: «Расшифруй слова», «Раздели слова на слоги», «Ребусы», «Какое слово получилось», «Расшифруй по первым звукам», «Звонкий – глухой», «Необычные цветы» фонетическое лото, «Эрудит», «Умный телефон».

V.Развитие лексико-

грамматических  средств языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пособие Третьякоаой Т. С. «Удивительные слова».

2.Пособие  Соловьёвой О. И. «Говори правильно»: «Трудные глаголы», «Несклоняемые существительные».

3.Дидактическое пособие для обучения правильному  употреблению предложных конструкций (картинный материал).

4.Пособие Чохонелидзе Т. А. «вот предлог простой…»

5.«Чья? Чей?» дидактическое пособие для закрепления правильного употребления притяжательных прилагательных (картинный материал).

6.Пособие Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» альбом дошкольника.

7.Пособие Ефименковой Л. Н. часть 1»Работа над словом».

8.Пособие Третьякова Т. С. «Слово к слову».

9. Пособие Третьякова Т. С «Расскажи, какие» словарь прилагательных.

10. Пособие Третьякова Т. С «Противоположные по смыслу» антонимы.

11.Пособие Коноваленко С. В., Коноваленко В. В. «Антонимы» картинный материал.

12.Предметные картинки по лексическим темам.

13.Пособие Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР,  альбомы 1-4.

14.Настольно-печатные игры: «Зелёный друг», «Детеныши животных»,  «Профессии» (лото), «Подбери предметы к нужному слову (овощи, грибы, фрукты)», «Что это? (лото), «Все работы хороши». «Игрушки» (лото), «Шесть картинок» (лото).

VI. Развитие самостоятельной развёрнутой  фразовой речи

 

1.Пособие  Ефименковой Л. Н. часть 2 «Работа над предложением».

2. Пособие  Ефименковой Л. Н. часть 2 «Работа над связной речью».

3.Пособие Счёвой Г. Е «Опорные картинки для пересказа» (выпуск 1).

4.Серии сюжетных картинок Каше Г. А.: «Вороны», «Ледоход»,  «Синичка», «Почтальон», « Это я виноват», «Рыбаки», «Школьник и волки», «Злая собака».

5.Серии картинок «Про Кирилла».

6.Серии картинок Радлова К. С. «Рассказы в картинках».

7. Сюжетные картинки с проблемным содержанием Ткаченко Т. А.

8.Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов по лексическим темам.

9. Игрушечные телефоны для развития диалогической речи.

10. Подборка текстов для пересказа по лексическим темам.

11. Подборка стихов для заучивания по лексическим темам.

12. Пособие Третьяковой Т. С. « От слова к предложению».

13. Пособие Нищевой Н. В. «Развивающие сказки».

14.Пособие Гусаровой Н. Н. «Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников».

15.Пособие  Бардышевой Т. Ю. «Как много вам хочу сказать» описание по опорной таблице.

16. Пособие Агранович З. Е. «Времена года».

17. Пособие Чохонелидзе Т. А. «Это стул, на  нём сидят…» рассказы-описания.

18.Пособие Дедовой М. В. «Уроки Ушинского» беседы по картинкам.

19.Пособие Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие  связной речи» логопедическая тетрадь.

21. Наглядный  материал  для   составления     рассказов

по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ».

VII .Овладение элементарными навыками письма и чтения

 

 

 

 

 

 

 

1.Настенная разрезная азбука.

2.Настольные разрезные азбуки.

3. Схемы для определения позиции звука в слове

4. Картинный материал (для ознакомления дошкольников с буквами и звуками).

5.Пособие  Раевского Ю. В. «Весёлая азбука»

6.Настенное пособие «Дома букв».

7.Настенное пособие «Грамотей».

8. Фишки – символы звуков.

9. Магнитная доска, магнитные буквы.

10.Пособие  «Звуковые цепочки».

11. Пособие Курицыной Э. М. «Большая книга по развитию речи».

12.Настенное пособие «Твёрдый - мягкий».

14. Пособие Колесниковой Е. В. «От звука к букве»

 демонстрационный материал для обучения звукобуквенному

 анализу детей 5-7 лет.

15.Пособие Астафьевой Е. О. «Играем. Читаем. Пишем» пособие-конспект и 2 рабочие тетради.

16.Настольно-печатные игры: «Эрудит», «Сложи слово»,  «Умный телефон», «Ребусы», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Умные кубики».

VIII.Консультативно-информационный материал для воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы  воспитателя по развитию речи (2-я  группа раннего возраста).

2. Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы  воспитателя по развитию речи (младшая группа).

3.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы  воспитателя по развитию речи (средняя  группа).

4.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы  воспитателя по развитию речи (старшая   группа).

5.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы  воспитателя по развитию речи (подготовительная  группа).

6.Выразительность речи, как одно из средств полноценного общения.

7. Артикуляционная гимнастика.

9.24 упражнения для чёткого произношения.

10.Коррекция нарушений слоговой структуры слова в младшей и средней группе.

11.Обучение дошкольников звукобуквенному анализу.

14.Грамматический строй речи детей дошкольного возраста.

 

IX.Консультативно-информационный материал для родителей

 

1.Учимся правильно произносить все звуки

2. Научите меня говорить правильно.

3.Как научить  ребёнка говорить.

4.Учите детей правильно произносить и различать звуки.

5. Развитие речи детей 2-го года жизни в норме.

6. Развитие речи детей 3-го года жизни в норме.

7. Развитие речи детей 4-го года жизни в норме.

8. Развитие речи детей 5-го года жизни в норме.

9. Развитие речи детей 6-го года жизни в норме.

10. Развитие речи детей 7-го года жизни в норме.

11.Игры для обучения чтению.

12.Как помочь ребёнку заговорить.

13.Влияние речевого окружения на развитие речи ребёнка.

14.Обучение дошкольников элементам грамоты

15.Если ребёнок начал заикаться.

16.Основные причины возникновения речевых нарушений.

17.Рекомендации родителям будущих первоклассников

18.Речевая готовность к школе

19.Роль книги в развитии ребёнка

20.Осбенности развития  речи у мальчиков и девочек

21.Весёлая грамматика.

22. Развиваем пальчики – развиваем речь.

23. Профилактика речевых расстройств.

X. Картотеки

1.Картотека артикуляционных упражнений.

2.Картотека  речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи) для автоматизации звуков.

3.Картотека речевого материала для развития связной речи (рассказы, стихи) по лексическим темам.

4.Картотека  речевых игр по формированию слоговой структуры слова.

5.Картотека пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

6.Картотека заданий для автоматизации звуков в речи.

7.Картотека игр на развитие дыхания.

8.Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

9.Картотека игр на развитие слухового внимания.

10.Картотека игр на развитие фонематического слуха.

XI. Медиатека

1.Электронные образовательные ресурсы интернета.

 

2.Компьютерные программы и игры.

 

3.Компьютерные презентации.