Главные вкладки

    Для учеников

    Заступова Наталья Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Разбор предложения.

    1.Определи  предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

    2.Определи  предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

    3.Определи  предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

    4.Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    5.Подчеркни второстепенные члены предложения.

    6.Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

    7.Выпиши словосочетания.

    Морфологический разбор имени существительного.

    1.Часть речи, вопрос

    2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

    3.Постоянные признаки:

    - собственное или нарицательное;

    - одушевлённое или неодушевлённое;

    - род;

    - склонение.

    4. Непостоянные признаки:

    - падеж;

    - число.

    5. Роль в предложении.

    Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

    1.Часть речи, вопрос

    2.Начальная форма.

    3.Постоянные признаки:

    - спряжение;

    4. Изменяемые признаки:

    - число;

    - время;

    - лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

    - род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

    5. Роль в предложении.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    1.Часть речи, вопрос

    2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

    3.Постоянные признаки: разряд

    4.Непостоянные признаки:

    - число;

    - род (только в ед.ч.);

    - падеж.

    5. Роль в предложении.

    Морфологический разбор местоимения.

    1.Часть речи.

    2.Начальная форма (им.п.).

    3.Постоянные признаки

    - лицо.

    4. Непостоянные признаки:

    -число.

    -род (только в 3 лице ед.ч.).

    -падеж.

    5.Роль в предложении.



    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА  ОРФОГРАММ ( по русскому языку)

    для учащихся начальных классов

                                                                     

    1. Заглавная буква в начале предложения.

    Начало предложения пишется с большой буквы.

                 Мальчики играли во дворе.

             

    1. Заглавная буква в имени собственном.

    Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

     Марина,  Волга, Москва

    1. - ОРО -       ворона

     

    1. ЧА - ЩА

    Ча - ща  пиши с буквой А    чашка, роща

    1. ЧУ - ЩУ

    Чу - щу пиши с буквой У     учу, щука

    1. ЖИ - ШИ

    Жи -ши пиши с буквой И   карандаши, живет

    1. Ь, обозначающий мягкость согласных (ь-м)

     лось, мальчик

    1. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН

    Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака    ручка, ночной, песня

    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

     моря - море

    1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

    Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть  их в словаре.

     пенал, пилот

    1.  Парная по глухости - звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
      Чтобы проверить парную по глухости - звонкости надо подобрать однокоренное  слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

     завод – заводы    лес - лесной

    1.  Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)

    Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

        Сосна росла у берега.

        Сосна росла у самого берега.

    1.  Предлоги с местоимениями.

    Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

     к нему,  с  ним,  ко мне.

    1.  Союзы (а, и, но, да)

    Союзы пишутся отдельно  от слова.

     ручка и карандаш

    1.  Ь - разделительный (ь-р)

    Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

    Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.    платье

         16.  Разделительный Ъ

     Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед   корнем, начинающимся с гласных Е,  Ё, Ю, Я.

               подъём,  объяснение, предъюбилейный, съезд

             

     17.  Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)

     класс,  Анна

    18.  Непроизносимые согласные

    1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносят-

                 ся. Эти слова нужно проверять.

                честный - честь          солнце - солнышко

                   звездный - звезда       здравствуй - здоровье

               

        19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

              Вот наиболее часто встречающиеся слова - запомни их:

              Не  чудесно,  не  прекрасно,   а ужасно  и  опасно

              Букву Т писать напрасно в словах  «вкусный»,  «интересный»!              чудесный - чудесен

             

        20.  В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВА

               непроизносимая согласная  не проверяется.

               Эти слова нужно запомнить.                 лестница

                 

    21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

    В именах существительных женского рода в именительном падеже в

    конце слова после шипящих пишется Ь.  

                  ж.р.             ж.р.

      мышь    дочь   

    22.  Ь после шипящих в именах существительных   мужского рода.

    В именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце мягкий знак не пишется.

                       м.р.           м.р.             м.р.                 м.р.

                 луч ,  меч ,  плащ ,  врач

             

    23.  Приставки

    1).Приставки со словами пишутся слитно.

     полетел,  забегал

    2) Приставки с гласной  - о- : до-, о-, об-, обо-,  от-, ото-,  по-, под-, подо-, про-.

      облетел, подошёл

               

              3) Приставки с гласной  - а- : за-, на-, над-.

                  нарезал, залил

           

           4) Приставки – раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со  звонкого согласного.

            а) издать, разбить

               

      5) Приставки  - рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с     глухого   согласного.

              растаять, исписать

                 

      6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания.  

             Приставки з- не бывает!

              сделать, сбежать, смотать

                 

       24. Не  с глаголами.

    Не с глаголами пишется раздельно.

     не знал,  не учил,  не пилил

         

       25. Пропуск, замена, перестановка букв.

    Будь внимательным!

    26. Переписать предложение, выполнить задание.

     а) .   ?   !

     б)  Разбор по членам предложения.

          Дети  поехали  в лагерь.

     в)  Разбор по частям речи.

              сущ.           гл.            п.       сущ.

          Дети  поехали  в лагерь.

     г)  Предложение с однородными членами.

          Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

    27.  Правописание окончаний.

    1) имен существительных

    на опушке - опушка,  сущ., I скл., П. п.

    1. имен прилагательных

    к лесу (какому?) дальнему  -  ед.ч., м.р., Д.п.

    1. личных окончаний глаголов.

    пишет - писать, I спр. (е-ут-ют)

    ставит - ставить, II спр., (и-ат-ят)

    видит - исключение, II спр., (и-ат- ят)

       28. Родовые безударные окончания глаголов.

           Если глагол прошедшего времени ед. ч. м. р., то                                                             пиши     окончание, если ж.р., то пиши окончание –а,

    если ср. р., то пиши окончание – о. Если гл. прош. вр. мн. ч., то пиши окончание –и.

       29. Ь на конце глаголов.

    На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.

      пишешь, рисуешь, поешь, думаешь

        30. Неопределенная форма глагола.

     Что делать ? Что сделать?

     учиться, умываться,  брызгаться, умыться

           31. Написание букв о – ё после шипящих в окончаниях глаголов.

              Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

                стрижём, печём

    32. Написание суффиксов – ик -, - ек-.

    1)Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: столик - столика

     столик, ключик

    2)Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук  «убегает»: замочек- замочка

     замочек, сыночек

    33. Написание соединительных гласных в сложных словах.

    Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е -.

     пароход, мышеловка

       34. Написание буквы   -о-, -ё- после шипящих в корне слова.

         1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой    ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.

           пчёлы - пчела

         

          2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:

           шорты, шорох 

         

     35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].

    1) в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и.

      цирк, цифра.

           2)Слова- исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.

     

           3)В окончаниях после ц пишется буква ы.

               огурцы, певицы

                 

           4)в словах на –ция пишется буква и.

                милиция, акация

               

    36. Написание суффикса – ок- в именах существительных.

            Суффикс –ок- всегда под ударением.

             сверчок, жучок

           

    37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

       1) В именах существительных мужского рода  пишется суффикс –ец-              братец, красавец  

           

              2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц-              девица, красавица

               

             3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица            сестрица – сестричка, лисица- лисичка

     

                4) В остальных случаях пишется сочетание–ечк-.

             дочка- дочечка, чашка – чашечка

     

    38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

    1) Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

      вершина – вершинка, трещина - трещинка

           

              2) Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня .

       вишня-вишенка, сосна-сосенка

             

        39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и  ц.

    В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под  ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.

       свечо'й – ту'чей, карандашо'м -ду'шем

     

         40. Перенос слов.

    1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить  на другую строку часть слова, не составляющую слога.

    Нельзя переносить:   ст-рах, просмо-тр.

    Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

    2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

    3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

    4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

    5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

    6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

    7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

    8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например:  ново-введение.

      9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

    10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

    например:  СССР, КЗоТ,  ТУ-104.

    11) Многие слова можно переносить  различными способами; при этом  следует предпочитать такие переносы, при     которых не разбиваются    значащие части слова. Возможны варианты переносов:

           дет-ский, детс-кий;    

           дерз-кий, дер-зкий, дерзкий;    

           род-ство, родст-во, родс-тво;  

           скольз-кий, сколь-зкий,

           кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин.

    12) Некоторые слова не подлежат переносу,  например:

           Азия,  узнаю,  фойе.

    13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

           и т.п.,  и пр.,  т.е. ж.д., о-во.

    14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-

          ре, стоящего  после  точки  или  после  двоеточия  перед второй частью

          прерванной прямой речи.

    15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com