Участие в работе методических объединений (Для аттестации. Детский сад)

Волосатова  Наталья Владимировна

Подтверждающие материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2013-2014_uch.god_.zip1.24 МБ
Package icon 2015-2016_uch.god_.zip36.79 КБ
Package icon 2016-2017_ch.god_.zip22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Направление :Художественно- эстетическое

Область «Музыка».

Группа: 1 младшая

Тема: «Прогулка по весеннему лесу»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально- художественная, коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация».

Цель: Развитие музыкальности детей, формирование эмоционально-радостного ощущения в процессе общения с музыкой.

Задачи:

  1. Обучающая: Вызвать  у  детей  радостные  чувства, желание  активно  участвовать  в  занятии,  эмоционально  реагировать  на  происходящее.  Закреплять  представления  об  окружающем  мире. Вызвать  у  детей  желание  подпевать  знакомые  песни, сопровождая  их  движениями; установить  тесную  связь  между  речевой  функцией  и  двигательной.
  2. Развивающая: Продолжать  развивать  двигательную  активность  детей, эмоциональную  отзывчивость  на  музыку. Развивать  у  детей  потребности  в  музыкально-творческом  самовыражении , способность исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом в песне – танце «Берёзка», обогащать двигательный опыт в музыкальной игре «Птичка и лисичка»; развивать  умение  ритмично  играть  шумовым инструментом   под  ритмичную музыку.  
  3. Воспитывающая: Воспитывать  любовь  к  природе  и  птицам, желание  общаться  с  окружающим  миром.

Материал. Раздаточный: шумовые инструменты, платочки, шапочки птичек .

 Музыкальный  репертуар: песенка –приветствие «Здравствуйте» (автор О.Н.Арсеневская ) ,« МАШИНА»  музыка Е. Тиличеевой, Песня- танец «Берёзка» Г.В.Вихарёва, « Птичка» Т. Попатенко, фонограмма  с  пением  птиц , «Птички- невелички» муз. игра Е.Железнова.

Методические приемы: беседа, художественное слово, выразительное исполнение, словесные указания, музыкальная игра.

        Оборудование: домик; игрушка – птичка, руль, стулья- машина,берёзка            муз. колонка , флешка с записью муз.материала. 

Материал. Раздаточный: шумовые инструменты, платочки, шапочки птичек .

Планируемые результаты - уметь выразительно передавать  характер танцевальных движений, чётко и выразительно допевать слова песни, уметь доброжелательно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку

Муз. рук: Сегодня к нам пришли гости. Что мы говорим, когда с кем -то встречаемся? (Здравствуйте). Верно. Но мы здороваемся по-особенному (по музыкальному). Дружно споём, вместе с музыкой…

Музыкальная приветственная валеологическая песенка –приветствие «Здравствуйте» (автор О.Н.Арсеневская )

Солнышко ясное , здравствуй!                        Поднимают руки вверх

Небо прекрасное , здравствуй                         Качают руками

Все мои подружки, все мои друзья,               Опускают руки по очереди

Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!      Обнимают себя

Муз.рук. Ребята, а где же ваши ножки? Покажите как ваши ножки научились ходить по дорожке!

МРД  «Ножками затопали»  

I. Вводно-мотивационный этап.(организационный)

Муз.рук. Шли , шли и к машине пришли.Ой,Что это в ней лежит?Какая-такая открытка , давайте прочитаем , что в ней написано?

 Наступила Весна красна,

 И зовет всех гулять она.

 Солнце ясное встает,

 На прогулку вас  зовет.

Это же Весна- красна вместе с солнышком  зовут нас к себе в гости ,давайте отправимся   на прогулку в весенний лес .А поедем мы туда вот на этой машине. (стульчики стоят в виде машины)Занимайте скорее места, в машину   все  садитесь и   покрепче  вы  держитесь, водителем будет  Давид, ему мы дадим в руки руль, а чтобы нам в дороге скучно не было споём песню.

МРД  «МАШИНА»   Дети садятся в «машину» и «едут» с песней:

В машине, в машине шофер сидит.

 Машина, машина идет, гудит:

 «Би-би-би» (2 раза).

В машине, в машине

Детей полно

Поехали дети.

Глядят в окно

«Би-би-би» (2раза).

 Вот поле, вот речка, вот лес густой,

 Приехали дети, машина, стой!

 «Би-би-би» (2 раза).

II. Операционно-содержательный этап. (основной)

Муз.рук. Вот мы и приехали. Выходите скорее , посмотрите какая берёзка нас встречает.Весной прилетают птицы, расцветают подснежники – цветы и распускаются листья на деревьях. Посмотрите – на нашей березке тоже распустились зеленые листочки. Какая она стала красивая! Давайте подуем на листочки , чтобы они сильнее зашумели.

  • Дыхательная гимнастика.(шум листьев)

Муз. рук.Посмотрите, какой красивый домик стоит, кто же в нём живёт. Давайте подойдём и постучим.

Из домика выходит воспитатель- весна

Весна: Здравствуйте, мои друзья !Очень рада встрече я. Встречаю вас я  не с пустыми руками, а с разноцветными платочками

        Вы платочки  все возьмите да со мною вокруг берёзки попляшите!

  • Песня- танец «Берёзка»

1. Посмотри, березка,      дети с платочком в вытянутой вперёд руке,идут вокруг берёзки

  Мы к тебе идем,

 Яркие платочки

 Мы тебе несем.

Припев.

На берёзке  листики                                           кружатся вокруг себя, платок над головой

Тихо шелестят,

Кружится с платочками

Хоровод ребят.

2. Малыши к березке                                    протянув, руку с платком вперёд, подходят к берёзке

 Ближе подойдут,         взмахивают платком вверх, вниз, отходят

Белый ствол погладят

 Ласково споют.

Припев тот же                                           повтор т движения припева

3. Разошлись ребятки         идут вокруг берёзки, рука с платком опущена

И пошли гулять,

Про березку песню

 Нежно напевать.

Припев тот же        повтор движений припева и поклон

Муз. рук. В весеннем лесу всё звенит, поёт! Сядем , ребятки, на стульчики и послушаем звуки весеннего леса.

  • Активное слушание «Голоса птиц»

Дети сидят, расслабившись, слушают птичьи голоса, воспитатель читает стихотворение

Чудесная птичка

На ветке сидела

И песенку пела.

 И лес веселился,

И листья искрились-,

 В них лучики солнца

 Купались, резвились.

 Всем песенка птичья

Тепло принесла.

 И радуга в небе

Над лесом взошла.

М. Гаджиева 

Воспитатель показывает детям игрушечную птичку.

Весна:Вот и птичка-невеличка к нам прилетела (говорит за птичку).

Чив-чив-чив!

 Пришла весна!

Птичкам вовсе не до сна.

 Целый день они поют,

 На деревьях гнезда вьют.

  • Подпевание «Птичка»

Маленькая птичка
Прилетела к нам                      
Движение кистями рук

Маленькой птичке
Зернышек я дам                      
Ладошки согнуты в виде тарелочки

Маленькая птичка             постукивают указательным пальцем по ладошке
Зернышки клюет                      

Маленькая птичка
Песенки поет           
                Дети проговаривают слова “чив-чив-чив”

ВЕСНА Ребята, хотите покормить птичку ?Тогда приготовьте свои ладошки

  • Пальчиковая игра  «Птичка»

Птичка , птичка                                  дети водят указательным пальчиком

Вот тебе водичка                               по ладошке, рисуя кружок

Вот тебе крошки                           постукивают указ. пальчиком по ладошке

На моей ладошке

Как подую на тебя                                    потихоньку дуют

Сразу птичка улетай.

Улетела                                                    машут ручками проговаривая «Ай»

Ай.ай.ай

Во время исполнения  игры воспитатель подносит птичку к ладошкам детей, которые хотят ее «покормить».(в конце игры посадить птичку на берёзку.)

Весна делает вид, что ей птичка что- то шепчет на ухо.

                                                      Птичка  просит  вас  детишки,

                                                    И  девчонки  и  мальчишки,

                                                    Инструменты  в  руки  взять

                                                    И  для  всех  для  нас сыграть.  

 (Весна раздаёт из своей корзинки инструменты)

  • Оркестр  самодельных шумовых инструментов .(Дети ритмично играют на инструментах ровные четвертные )

Птичка. Молодцы, ребятки! Хотите превратиться в маленьких птичек и поиграть?

Над детьми я покружу,

Всех их в птичек превращу!

 Полетели птички,

Птички-невелички.

(детям надевают шапочки птичек )

  • Музыкальная игра «Птички и лисичка»(лису играет воспитатель)

III.Рефлексивно- оценочный этап.( Заключительный этап занятия)

Музыкальный руководитель: - Понравилось вам , ребята, в гостях у Весны?

Хорошо у тебя в гостях , Весна, но пришла пора проститься, в детский садик возвратиться.

Весна -  Вы добром меня встречали,

             Песней, пляской привечали.

             «До свидания» говорю.

             Снова в гости всех вас жду.

   Прощается с детьми. Дети садятся в «машину» и «едут» в   детский сад.  Весна машет им вслед платочком .

В машине, в машине шофер сидит.

 Машина, машина идет, гудит:

 «Би-би-би» (2 раза).

В машине, в машине

Детей полно

Поехали дети.

Глядят в окно

«Би-би-би» (2раза).

А вот и наш детский сад родной  ,

 Приехали дети, машина, стой!

 «Би-би-би» (2 раза).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

  Детский сад № 2 «Теремок » общеразвивающего вида

        Консультация для педагогов

«Развитие социально- коммуникативной компетенции дошкольников через разные виды и формы музыкальной деятельности на музыкальных занятиях»

                                                                 Музыкальный руководитель : Волосатова Н.В.

Селендума

2015 г.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыка активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыка помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Таким образом, если создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

Музыка — искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Коммуникативные знания, умения, навыки я развиваю у детей во всех видах музыкальной деятельности. В своей работе на музыкальных занятиях использую коммуникативные и народные круговые танцы, игры -приветствия, коммуникативные, телесные и контактные игры, народные хороводные и поцелуйные игры

В разделе «Пение» использую методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, а также, не опережая и не отставая от других детей, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Спой своё имя», «Закончи песню», «Передай песню по цепочке»).

При слушании музыки обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.) Терапевтическое влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, — преодолению амбивалентности поведения. Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними — возникали коммуникативно — эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.

В разделе «Музыкально-ритмические движения» делаю акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам — умение принять приглашение.

Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры), помогает детям лучше узнать друг друга и себя.

Влияние музыки на коммуникативное развитие обусловлено ведущей деятельностью дошкольного возраста — игрой, в форму которой мы облачаем наши музыкальные занятия с детьми. Игровые приемы в музыкальной деятельности (музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности в данном виде деятельности. Сущность и содержание музыкально-игровой деятельности определяет возможности реализации в процессе ее основных умений, необходимых для эффективного общения — коммуникативных умений.

Вокальная деятельность особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество хорового пения состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг — выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.

Следует отметить, что эти формы различной музыкальной деятельности просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Для успешного выполнения работы использую разные виды образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы. В нашем саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной.

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно — эмоционального мира ребёнка, ведь музыка — искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.

Для успешного выполнения работы применяла различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй). Современные технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

  Детский сад № 2 «Теремок » общеразвивающего вида

 

Творческий отчёт музыкального руководителя по теме самообразования

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Музыкальный руководитель : Волосатова Н.В.

        2017

Актуальность : Сегодня, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Педагог, который работает, используя мультимедиа проектор, компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом в работе по любому виду деятельности в ДОУ, в том числе, и по музыкальному воспитанию.

Цель самообразовательной работы: теоретическое и методическое обоснование необходимости применения мультимедиа технологий на музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста.

Задачи самообразовательной работы:

  1. Исследовать особенности восприятия мультимедиа сопровождения детьми  дошкольного возраста.
  2. Выявить условия применения мультимедиа сопровождения на музыкальных занятий с  дошкольниками.
  3. Повышение своей компетентности в области использования ИКТ

1.Особенности восприятия мультимедийных средств детьми дошкольного возраста

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности .

Мультимедийные средства передачи информации подразумевают под собой работу с разнородными данными – звуком, графикой, текстом, видео, организованными в виде единой информационной среды . В связи с этим, анализировать восприятие мультимедиа технологий детьми  дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ следует как восприятие каждого из компонентов в отдельности и в совокупности с прочими в соответствии с возрастными особенностями данного этапа развития.

Преобладающей формой мышления детей младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное. В связи с этим можно судить о целесообразности использования наглядных материалов, в том числе таких, как мультимедиа технологии .

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания .

Такой формой обучения могут являться мультимедиа технологии. Так как мы рассматриваем особенности восприятия мультимедиа технологий дошкольниками на музыкальных занятиях, то остановимся подробнее на музыкальном восприятии.

Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них .

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения .

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» .

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его .

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом .

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства .

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.

Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов .

Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми .

В процессе обучения ребята обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога .

Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.

Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами – идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.

Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека .

Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.

На основе психологических особенностей восприятия детей данного возрастного периода и особенностями их музыкального восприятия можно сделать некоторые выводы об особенностях восприятия ими мультимедийных средств. Напомним, что мультимедийными средствами являются технологии, объединяющие информацию (данные), звук, анимацию и графические изображения. Такими средствами на музыкальных занятиях в детском саду могут являться мультимедийные презентации, фильмы (обучающие и художественные).

Игры в программе Power Point составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6 – 7 лет.

Основная функция игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира – реальные предметы, и картинки, схемы, слова и уравнения и наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

У младших дошкольников отсутствует процесс произвольного запоминания, то есть запоминания с ранее поставленной целью.

Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Компьютер делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Детям 3–4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут. Не стоит также забывать о том, что ведущую роль для ребёнка младшего дошкольного возраста играет взрослый. На занятиях это педагог, а дома – родители. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

Поэтому мультимедиа технологии на музыкальных занятиях должны являться всего лишь дидактическим средством передачи информации, которое не должно играть ведущую роль. Главным же всё-таки является оценочная характеристика, даваемая преподавателем, его заинтересованность в предмете и развитии обучающихся, и умение их заинтересовать.

 Условия применения мультимедиа технологий на музыкальных занятиях с дошкольниками

Применять мультимедийные технологии на занятиях с  дошкольниками следует с учётом особенностей их восприятия и при определённых условиях в связи с этим.

Для начала рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения, отталкиваясь от каждого из составляющих мультимедиа технологий.

Цвет – это одна из первых характеристик, которую воспринимает ребёнок. В 3 года – младший дошкольник – уже способен назвать основные цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый и различить их оттенки, а также чёрный и белый. При составлении мультимедийного сопровождения нужно стараться применить наиболее яркие цвета. Не стоит забывать и о том, что девочкам и мальчикам нравятся разные цвета. Любимый цвет девочек часто красный, розовый, мальчики же предпочитают более тёмные цвета. Также не стоит злоупотреблять яркими цветами, чтобы освоение учебно-воспитательной программы не было затруднено особой пестротой

Важно также чтобы цвет и форма соответствовали содержанию предмета (помидор – круглый и красный, огурец – овальный и зелёный). Форма предмета – это важная характеристика предмета, которую ребёнок младшего дошкольного возраста воспринимает почти наравне с цветом.

Общую картину нужно составлять с учётом следующих особенностей восприятия: даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Психологи А. Бинэ и В. Штерн установили, что существуют три стадии восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления (предметная), характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (действия), которая длится от 6 до 9–10 лет; третья – стадия истолкования (отношений), характерная для детей после 9–10 лет. Абстрагируясь от данных стадий, нужно учесть, что особенности описания ребенком картинки зависят, прежде всего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета

При составлении и подборе мультимедийного сопровождения к данным музыкальным занятиям используются некоторые художественные произведения. Подбирая художественное произведение, важно обратить внимание, прежде всего, на его эмоциональную окраску, выражение отношения к нему. Следует учесть, что имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев, поэтому нужно серьёзно отнестись к каждым отдельным деталям произведения. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях находчивых, юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках

Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

Звуки не должны вызывать раздражение у детей. Музыкальные произведения должны быть несложными для восприятия ребёнка. Самым оптимальным вариантом слушания музыки для ребёнка четвертого года жизни остается классическая и народная музыка. Классическая музыка оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, речь. Народная же музыка открывает перед ребенком двери в жизнь наших предков, в их обычаи и праздники

Очень важно при подборе материалов воспользоваться наиболее качественными из них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи – без шумов и фальши.

Применение мультимедийного сопровождения на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего, нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки – беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа мультимедийного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев мультимедиа пособие. Если показ посвящен незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным

Объяснение просмотренного с помощью наводящих вопросов занимает много времени, но является эффективным. Умело поставленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному пониманию материала и к правильным выводам.

Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям. После просмотра можно дать детям задание придумать загадки, задачки, попробовать самим придумать сказку.

Далее рассмотрим непосредственно условия применения грамотно составленного и подобранного мультимедийного сопровождения музыкальных занятий с младшими дошкольниками по трем составляющим: мультфильмам, презентациям и играм, выдаваемым для домашнего закрепления материала.

Учебные мультфильмы должны длиться не более 5 – 7 минут, так как внимание ребёнка данного возраста не может долго удерживаться на одном объекте. Мультфильм должен соответствовать возрасту детей, быть понятным и нести познавательную функцию, имеющую непосредственное отношение к материалу, изучаемому на занятии. Не стоит использовать два мультфильма на одном занятии. В течение фильма педагог не должен комментировать его, давая детям самим проанализировать и понять его. После просмотра следует обсудить увиденное вместе с детьми, сначала, прокомментировав содержание, а затем, задавая наводящие вопросы, позволяющие сделать детям соответствующие выводы

В учебно-воспитательных целях можно использовать сказки. Все лучшие произведения русского и мирового сказочного фольклора экранизированы. Сказки пробуждают воображение, творчество, развивают фантазию и эстетические вкусы детей, являются носителями народной мудрости и нравственных ценностей. Здесь можно показать детям мультфильмы, где герои играют на тех или иных музыкальных инструментах. Можно также использовать сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, актуальные для определённой темы занятия.

В детском саду художественные жанры фильмов основные. Их эффективность определяется занимательной сюжетной формой. Чем активнее в них действуют персонажи, тем выше интерес детей к развертывающимся событиям, вследствие чего улучшается качество усвоения материала. Используются такие фильмы главным образом для развития речи и формирования нравственных представлений.

Мультимедиа презентацию можно применять в качестве опорного средства при изучении нового материала или закреплении пройденного. Мультимедийную презентацию следует включать в занятие постепенно и только в соответствующий момент ; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все воспитанники могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала. Презентация должна соответствовать ряду требований: содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.

Роль педагога при использовании мультимедийного сопровождения чрезвычайно велика. Ребёнок младшего дошкольного возраста впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей

Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети данного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение – это дидактическое средство к музыкальным занятиям. Компьютерное сопровождение, сопровождение мультимедиа – явление новое для детей трёх- семи лет, и знакомство с ним должно проходить в том темпе, которого требуют способности детей, при чём, равняться в данном случае следует на тех детей, которые медленнее осваивают материал. Занятия нужно строить таким способом, чтобы в дальнейшем мультимедиа технологии не вызывали у таких детей негативных эмоций и, тем более, страха и психологического дискомфорта.

Значительную роль в применении мультимедийного сопровождения играет также техническое оснащение , специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств можно отнести устройства усиления звука (колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная мультимедиа доска, либо экран телевизора, служащий в качестве монитора компьютера.

Разберём подробнее каждый из возможных составляющих оснащения музыкального зала для занятий, сопровождаемых технологиями мультимедиа.

Наиважнейшей составляющей оснащения является акустическая система, заключенная в деревянный или иной корпус – колонки. Важно заблаговременно до начала занятия проверить качество звука колонной – отсутствие шумов, особого выделения определённых частот, неразумного распределения по панораме и т.д.

Изображение, как было выше сказано, передаётся проектором. Мультимедийные проекторы – универсальные приборы, дающие возможность просмотра проектирования любых источников изображения.

К проектору также можно подключить компьютер, документ-камеру или целую систему видеонаблюдения.

В техническом оснащении могут отсутствовать некоторые компоненты, но при этом не должно страдать, в первую очередь, качество звука, так как данное мультимедийное сопровождение используется на музыкальных занятиях, где одной из целей является развитие слуха детей.

Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая составляющая должна быть качественно настроена.

Я изучила подробно литературу по теме:.

1. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов "Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании" И: "Мозаика-синтез", М, 2011 . Книга посвящена проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования. В книге дан обзор информационных ресурсов системы дошкольного образования; рассказано об удачных практиках использования ИКТ в детском саду, освещены вопросы авторского права при создании сайтов детских садов, а также вопросы безопасности детей в Интернете.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, специалистам методических и ресурсных центров, работникам органов управления образованием. Прочитать полный текст книги можно по ссылке https://profilib.net/chtenie/93665/tamara-komarova-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.php

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

В учебном пособии использованы результаты, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, в ведущих отечественных педагогических вузах. Познакомиться с пособием можно по ссылке . http://textarchive.ru/c-1952537-pall.html

3. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. 2016. № 2[Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316

 4. О.Б. Богомолова   «Искусство презентации».М, 2010

Содержит многоуровневые задания по подготовке презентационных материалов в различных формах (презентаций PowerPoint, видеопрезентаций, web-сайтов для проведения онлайн-презентаций, а также дополнительных раздаточных материалов) в среде ОС Microsoft Windows. Каждое задание включает в себя основные понятия темы, краткие теоретические сведения, пошаговые описания выполнения заданий и контрольные вопросы.

Практикум позволяет реализовать различные траектории обучения в зависимости от степени подготовленности учащихся, специфики реализуемых в конкретном образовательном учреждении профилей и учебных программ. К практикуму прилагается дополнительный медиаресурс, содержащий: материалы к практическим заданиям; презентации к урокам; примеры проектных работ учащихся.

Практикум может использоваться для домашней работы, а также в качестве раздаточного материала на уроке.

Для учителей информатики и учащихся. 

https://litportal.ru/avtory/olga-bogomolova/

   

По теме самообразования я научилась создавать клипы в программе Windows

Movie Maker. Создала клипы для занятий  «Вальс снежинок » и «Дед Мороз». Создала презентации к занятиям «Улыбнулось солнышко», «Мишутка и его любимые  игрушки»,  «Как козлёнок маму искал», «Мама- это  прекрасно». А также впервые использовала презентацию  на празднике Осени.

Поместила  созданные презентации  видеоклипы на совоём мини- сайте по адресу : http://nsportal.ru/volosatik

 Учувствовала  в конкурсе  профессионального мастерства с клипом «Вальс снежинок » на сайте «Талантоха»