Главные вкладки

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через музыкально-творческую деятельность в условиях детского сада».

    Жолнерчук Ольга Владимировна

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon den_ptits_2016.pdf241.69 КБ
    PDF icon maslenitsa_-_2016.pdf340.17 КБ
    Файл pokrov_-_prazdnik_stsenariy.docx32.6 КБ
    Файл stsenariy_kuzminki.docx27.72 КБ
    Microsoft Office document icon pasha.doc88 КБ
    Файл maslenitsa.docx16.39 КБ
    Файл raz_v_kreshchenskiy_vecherok.docx29.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Жолнерчук ОВ

    Сценарий фольклорного праздника

    «Осенние посиделки на Покров»

    Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

    Предварительная работа: Разучивание песен,  хороводов, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

    Оборудование:  оформление  в виде русской избы ( печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка), деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.

    Ход праздника

    Под музыку дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся полукругом.

    Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!   

                      Вам ли сегодня по домам сидеть,

                      Да в окно глядеть,

                      Грустить  да печалиться!

                      Рады вас видеть у себя в гостях.

                      В нашей горнице дома русского!

                      Здесь для вас гостей дорогих

                      Будет праздник большой,

                      Праздник радостный.

                      По православному  «Покров» называется.

                      Будем праздновать праздник осени.

    Дети исполняют песню «  Ах, какая Осень ».

    1 ребёнок: Вот так чудо-чудеса…

    Пожелтели все леса!

    Время сказочных даров-

    Будем праздновать Покров!

    2 ребёнок: Осень землю покрывает

    Пёстрым, праздничным ковром.

    Так природа поздравляет

    Нас с Великим Покровом!

    3 ребёнок: Слякоть пусть и бездорожье,

    Не грусти, потупив взор,

    Ведь над нами Матерь Божья

    Простирает омофор.

    4 ребёнок: От всего на свете злого

    Лес, и поле, и дома –

    Покрывает всё покровом

    Богородица Сама.

    5 ребенок:  Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром! 
    6 ребенок:  Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня  молодку платком! 
    7 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.

    Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье.  Не скучай народ – заводи хоровод.

    Дети заводят хоровод и поют р.н.п. “На горе то калина”.

    Ведущая: (садится на лавочку) А теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

    Пришел к нам октябрь-батюшка

    Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

    А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

     Дети: Расскажи, Хозяюшка!

    Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

    Давным-давно это было.

    Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

    И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров. 

    Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

     А у нас есть ложки хохломские, хохломские да расписные. И похлебку хлебать, да и песню сыграть! А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!  

    Танец с ложками

    Ведущий: Сядем по лавкам, взглянем по девкам. Все девки беленькие, все то румяненькие. Одна кукомоя( неряха). Маша-неумоя! Учучкалася, уварахталася. Машенька, умойся, умойся, утрися. А водица- то у нас есть? Надо по-воду сходить! 
                                          Песня «Пошла млада за водой»
    Ведущий: А вот и водица, так пора умыться!

                                Потешка  «Водичка-водичка,  умой мое личико»

    Ведущая: А теперь отгадайте мою  загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает!

     Дети: Печка.

    Ведущая: Правильно, подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. А дрова-то закончились!  А ну-ка, добры молодцы, принесите мне дров к печи…

    Проводится игра-эстафета «Сложи поленницу»

    Ведущая: В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:

     Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

    Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». Но вот, сразу все и согрелись. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да  ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

     3 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

    4 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

    5 ребенок: Дело мастера боится.

    6 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

    7 ребенок: Гуляй, да время не теряй! 
    8 ребенок: Есть терпенье- будет и уменье! 
    9 ребенок: Умелые руки не знают скуки! 
    Ведущая: А я вам сейчас и другую пословицу напомню « Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про Дрему, конечно! 

                                          «Дрема»- инсценированная игра


    Ведущая
    : Вот спасибо, чуть сами с Дремой не уснули! Что же делать, какую бы нам игру придумать, чтобы проснуться и расшевелиться.
    Дети: Дождик!

                                         Русская народная игра «Дождик»

    Дождик, дождик, пуще

    Дам тебе гущи, Хлеба краюшку

    Щей черепушку, Дам тебе ложку

    -Кушай понемножку.

    Кто под дождик попадет,

    Тот у нас плясать пойдет!

    Поднимают руки и встряхивают кистями рук. Ставят руки на пояс, отводят правую руку в сторону и ставят ее на пояс. Отводят левую руку в сторону и ставят ее на пояс. Соединяют руки «чашечкой». Поднимают одну руку вверх, сжав пальцы в кулак. Слегка наклоняются вперед, протягивая руки, развернув ладони вверх. Поднимают руки вверх и плавно опускают их вниз быстро шевеля пальцами. Ставят руки на пояс и поочередно выставляют ноги на пятку. Дети убегают от «дождика».Пойманные ребята произвольно танцуют, остальные дети хлопают.

    Ведущая: Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки по Покров Батюшку.
                                                                  Частушки.

    Мы частушки вам споем

    Вы в ладоши хлопайте

    Мы плясать сейчас начнем

    Вместе с нами топайте

    Настал батюшка-Покров, 
    Настала нам гуляночка. 
    Скоро – скоро нам сыграет 
    Звонкая тальяночка.

    Разрешите поплясать, 
    Разрешите топнуть, 
    Неужели в этом доме 
    Половицы лопнут?

    Девочки, вы девочки, 
    Где берете денежки? 
    Летом ягодки сдаем, 
    А зимою все прядем.

    Гармонисту – за игру, 
    Ну, а мне – за пляску, 
    Гармонисту – калачей, 
    Мне – баранок связку!

    Как по осени ломала 
    Красную калинушку, 
    Во полях снопы вязала 
    Надломила спинушку.

    Мы частушки вам пропели

    Хорошо ли плохо ли

    А теперь мы вас попросим

    Чтоб вы нам похлопали

    Ведущая: В старину то было стародавнюю, небылицы, небывльщины.  А сейчас я вам загадаю еще загадку, а,  вы, послушав,  отгадывайте.

    Меня бьют, колотят, режут, ворочают. А я все терплю и всем добром плачу.( земля) 
    Конечно, же земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон. 
                                      Русский народный  хоровод «Земелюшка- чернозем»
    Ведущая
    : А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной! 
    Стихи об осени

    1. Осень, осень, осень,
      Тебя в гости просим
      С обильными хлебами,
      С высокими снопами,
      С листопадом и дождём
      С перелётным журавлём.
    2. Осень, осень,
      Погости недель восемь:
      С громами сильными,
      С дождями, с ливнями,
      С обмолоченным снопом
      И румяным пирогом!
      Осень не браните,
      Осень не журите,
      Осень славную,
      Листопадную.

    1. Осень, осень, на порог!
      Осенинщикам – пирог!
      За наше терпенье -
      Всем угощенье!
      Мы пирог поели,
      Еще захотели!

    Ведущая: Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков. 
    А сейчас гости дорогие, девицы пригожие, приглашаю вас на чай душистый! А прежде чем отправиться на чаепитие, порадуйте хозяйку русским переплясом.

    Русский народный танец под музыку

    Ведущая: Гость доволен - хозяин рад! Милости просим за стол отведать пирогов.

    Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

    ИГРА «ДРЕМА»

    Сиди, дрема,

    Сиди, дрема,

    (дети идут по кругу и поют)

    Выбирай, дрема,

    Выбирай, дрема,

    (дрема (можно с закрытыми глазами) выбирает ребенка и ведет к себе, оба садятся)

    Бери, дрема,

    Бери, дрема.

    Дети в кругу, в середине сидит дрема, с закрытыми глазами.


    Игра повторяется, но водят уже двое, затем четверо и т. д., пока не «задремлют» все дети. Ходить и петь надо с каждым разом все тише, а в последний раз идти на цыпочках и говорить шепотом.

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок! 



    Предварительный просмотр:

    "КУЗЬМИНКИ – ОСЕНИ ПОМИНКИ"

    Сценарий фольклорно-календарного русского народного праздника

    Цель: Познакомить детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

    Задачи:
    –воспитывать уважение к русской народной культуре;
    –пробудить интерес к фольклорным календарным праздникам;
    – раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка, через концертную деятельность.

    Ход мероприятия

    Звучит русская народная музыка “Светит месяц”, выходит хозяйка.

    Хозяйка: (Идет, приговаривает, несет пирог – “Курник”.)
    – Ох, и вкусный да душистый курник получился! (Зрителям.)
    Это пирог такой, с начинкой из курицы.
    Сегодня всех приглашаю  на наши посиделки.

    Звучит русская народная музыка “Русские наигрыши". Входят дети подготовительной группы, девочки с корзинками, в них еда – каша в чугунке, лепешки, пироги, яйца.

    Девочка  1: Здравствуй, хозяюшка, прими кушанье!

    Хозяйка: (Угощенье расставляет на стол.)

    Проходите, гости дорогие! Милости прошу на наши посиделки! Ведь нынче праздник – КУЗЬМИНКИ, от осени одни поминки. В честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. В этот праздник почитали люд мастеровой. В народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют “ кашниками”. А что такое посиделки знаете то? Это в стародавние времена, собирались по праздникам, да и так просто по вечерам, чтобы не скучать, пообщаться, повеселиться. А вы песню веселую с собой принесли?

    Дети становятся полукругом и исполняют песню «Осень милая шурши» по окончании песни появляется «Осень».

    Ребенок в роли осени: А вот и я, вы меня звали?

    Осень я, и сыплю злато через край,
    Собрала в полях богатый урожай
    Принесла с собою лучшие плоды,
    Несколько из них сейчас увидишь ты.

    Дети исполняют песню «Что нам осень принесет?»

    Хозяйка: Ой, какие гости то у нас веселые.… Ну что же присаживайтесь да поглядим, что дальше то будет на посиделках наших. 

    Ребенок  2:

    Мы 5 раз в ладоши хлопнем,
    И 5 раз ногами топнем.
    Капусту в гости позовем
    Представление овощей сейчас начнем

    Звучит русская народная музыка “Барыня” выходит капуста, пританцовывает.

    Ребенок 3:

    Не суди капусту строго,
    Что на ней одежек много.

    Ты одежки раздевай

    Да рот пошире открывай

    Капуста:

    Всем известно: без капусты,
    У тебя в кастрюле пусто.
    Коль капусту позабудешь,
    Есть борщи и щи не будешь.

    Девочки поют частушки про капусту

    Частушки про капусту.

    Ставьте ушки на макушке, 
    слушайте внимательно,
    Мы капустные частушки 
    Споем замечательно.

    Ходит Катя между гряд, 
    Выдирает все подряд:
    Где капуста, где сорняк 
    Не поймет она никак.

    Лето целое старалась, 
    Одевалась, одевалась,
    А как осень подошла, 
    Все наряды отдала.

    Я могу капусту квасить,
    От безделья не грущу.
    Приходите ко мне в гости –
    Всех капустой угощу.

    Уродилась я на славу –
    Голова бела, кудрява,
    А кто очень любит щи
    Там меня всегда ищи.

    Нарядилась Алена 
    В сарафанчик свой зеленый, 
    Завила оборки густо. 
    Узнаешь ее? Капуста!

    Чтобы печка разгоралась, 
    Надо жару поддавать,
    Чтоб частушка легче пелась,
    Надо пляской помогать.

    Хозяйка: Спасибо, милые. А теперь пришла пора поиграть вам детвора.

    Игра “Разбери капусту”.

    Участвуют две команды по 3 человека. Один держит вилок капусты, двое других разбирают кочан на листья по очереди. Побеждает команда, которая за 1 минуту соберет больше целых листьев.

    Осень:

    Что копали из земли,
    Жарили, варили,
    Что в золе мы испекли,
    Ели, да хвалили?

    Дети отвечают: «Картошка!»

    Звучит русская народная музыка “Светит месяц” выходит картошка.

    Картошка:

    Из мешка бери картошку и питайся понемножку
    Можешь, есть ее вареной
    Иль в мундире запеченной
    А загадки про картошку вы знаете?

    Ребенок 4.

    И зелен и густ
    На грядке вырос куст.
    Покопай немножко:
    Под кустом……(картошка)

    Ребенок 5.

    Неказиста, шишковата,
    А придет на стол она,
    Скажут весело ребята:
    “Ну, рассыпчата, вкусна!” (картошка)

    Ребенок 6.

    Это чудо плод
    Ее едим мы круглый год
    Пюре, супы, салат, окрошка
    Везде присутствует…….(картошка)

    Ребенок  7.  Еще и пословицы знаем: Картошка, да каша – еда наша.

    Ребенок 8. Голодному и картошка лакомство.

    Ребенок  9. Картошку копать, не руками махать.

    Хозяйка: Ну что с картошечкой поиграем? Давайте, ребятушки в команды собиратушки.

    Игра “Картофельные эстафеты”.

    Участвуют две команды по 8 человек, побеждает команда, которая быстрее выполнит задания.

    Конкурс «Выбери картошку»

    В 2-ух обручах рассыпаны муляжи овощей, среди которых несколько штук картофеля. Ведущий вызывает 2-ух человек, завязывает им глаза и предлагает на ощупь выбрать картошку. Как только дети выбирают, по их мнению, картофель, они снимают повязки и проверяют, правильно ли справились с заданием.

    Эстафета «Перенеси картошку в ложке»

    Ведущий помогает детям построиться в 2-е колонны. У первых участников в руках ложка, в которой лежит 1 картофелина. Участники команд получают задание – по сигналу ведущего оббежать мешок с картошкой и вернуться к своей команде, передать ложку с картошкой следующему участнику, встать в конец строя. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

    Эстафета «Картошка в мешке»

    Ведущий выбирает на роль картошки 6 человек по желанию, надевает им на головы ободки с изображением картошки, делит на 2-е команды. Участники команд выстраиваются друг за другом на одной стороне зала. На противоположной стороне, напротив каждой команды соответственно, лежит по обручу - это мешки. Следующий участник бежит тогда, когда предыдущий залез в мешок.

    Хозяйка: Ай, да молодцы, ребята, шустрые какие!

    Осень:

    А бабушка моя средства знала от злых духов в доме.
    Она чистила три маленьких луковицы.

    (хозяйка тем временем делает по тексту)
    Продевала их через иголку на толстую красную нитку,
    Подвешивала их в разные комнаты на семь дней,
    А на восьмой день каждую луковицу положила на чистый лист бумаги,
    Круто  солила и сжигала в печи.
    Вот так злой дух и уходил из дома.

    Звучит русская народная музыка “Краковяк” выходит лук.

    Лук:

    Здравствуйте, мои друзья,
    Расскажу немного про себя,
    Зовут меня – лук,
    Я от семи недуг.
    Овощ очень я полезный
    От простуды и цинги,
    От угара, гайморита,
    Бородавок и радикулита.
    Меня добавляют в супы и второе,
    В салаты, и к мясу, едят его все.

    Ребенок 9.

    От луковой шелухи
    Косы будут шелковы и туги.

    Ребенок  8. Лук добр во щах и разных супах.

    Ребенок  7. Лук и баня все поправят.

    Ребенок  1.

    Лук с морковкой хоть и с одной грядки,
    Да не одинаково сладки.

    Хозяйка: Молодцы, какие пословицы да поговорки знаете! Ой, богат будет стол сегодня в ссыпчину да в складчину!

    Ребенок  2: Тут и каша

    Ребенок 3: И лепешки!

    Ребенок 4: И пироги

    Ребенок 5: И яйца!

    Хозяйка:  Хорошо на наших посиделках! Ой смотрите, ложки то наши без дела лежат… А ну-ка парни, в руки по ложке берите, да нас игрой повеселите!  

    Танец ложкарей.

    Хозяйка: Молодцы, уважили. А теперь  все вместе и песню можем спеть и станцевать. Становись в хоровод, запевай, честной народ.

    Дети исполняют песню-хоровод «На горе то калина»

    Дети присаживаются на лавочки. Раздается стук. В дом входят мальчики, Ефросинья, Прасковья:

    Ефросинья.

    Здоровья вам!
    Нужны ли мы вам?

    Мальчик  1:

    Когда надо вам – привечайте нас
    А не надо вам – прогоняйте нас

    Хозяйка: У нас гости во дому, словно солнышко в терему.

    Дорогие гости, счастья вам.
    Просим пожаловать в терем к нам!

    Прасковья:

    Дорогим хозяевам бьем челом
    Спасибо вам за прием!

    Хозяйка: Проходите милые, сегодня и ваш праздник
    Ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

    Мальчик  2:

    А я знаю, что Кузьма и Демьян большие работники, кузнецы и плотники.
    Они ковали сохи и плуги и раздавали  их людям.

    Ефросинья:

    Да, парням помогали хлеб молотить
    Девушкам – пряжу вить.
    Они и дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.
    А еще говорят, они волшебники.
    Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

    Мальчик  3: Хозяюшка, а вам работнички нужны?

    Хозяйка: А что вы умеете делать?

    Мальчики хором: Мы не скажем, а мы покажем!

    Звучит русская народная музыка, мальчики изображают и показывают каждый по очереди свое ремесло, а зрители отвечают (пилит дрова, косит траву, забивает молотком гвозди).

    Мальчик  1: Вам, хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится!

    Хозяйка: Ах, спасибо, работнички, уважили кузнецы вы умелые! А мы и песню про вас знаем, споем?

    Дети исполняют песню «Во кузнице».

    Прасковья:

    Ишь ты! Песни поете, а про нашего Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник!

    (Выносят чучело куклы Кузьки).

    Дети поют песню “На Кузьму, Кузьму-Демьяну”.

    Песня:

    На Кузьму, Кузьму – Демьяну,
    На Кузьму, Кузьму – Демьяну,
    На веселый праздник, на веселый праздник.
    Выпадала да пороша, выпадала да пороша,
    Белая, хороша, белая, хороша.
    Как по этой по пороше, как по этой по пороше,
    Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.
    Не тропой, не дорогой, не тропой, не дорогой,
    Чужим огородом, чужим огородом!
    Он чужим огородом, он чужим огородом,
    Катиной тропою, Катиной тропою.

    Кузьку носят по кругу. В конце песни чучело “падает”.

    Ефросинья: Ох, упал родимый. Знать осени, конец!

    Осень: И то верно, пора мне уступить место сестре моей снежной – Зимушке Красавице. До свидания вам! До встречи в следующем году!

    Осень под музыку уходит, машет рукой.

    Прасковья: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

    Хозяйка: Ох, разлюбезные мои гости! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

    Все участники праздника поют заключительную песню “Милый ты наш Кузюшка” вслед за Кузьмой все выходят из зала.

    Песня:

    Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славим!
    Мы тебя славим, в хоровод поставим!
    Мы тебя встречаем, тебя величаем,
    Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!



    Предварительный просмотр:

    Приложение 3

    СЦЕНАРИИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

     

            

            «В гости Пасха к нам пришла»

    Праздничная познавательно-игровая программа

    Цель: познакомить детей с православным праздником «Пасхи»

    Задачи:

    Учить расписывать пасхальное яйцо различными приемами художественной росписи;

    Развивать умение слушать, двигательные навыки;

    Воспитывать уважительное отношение к народным и православным праздникам.

    Пока дети собираются в зале, звучит песня «Пасхальный звон»

    Звучит пасхальный колокольный звон и на его фоне дети читают стихи

    Звонко капают капели

    Возле нашего окна.

    Птицы весело запели,

    В гости Пасха к нам пришла

    * * *

    Сегодня ярче светит солнце,

    Сильнее ветер бьёт в оконце,

    И крик несётся до небес:

    «Христос воистину Воскрес!»

    * * *

    Повсюду благовест гудит.

    Из всех церквей народ валит.

    Заря глядит уже с небес...

    Христос воскрес! Христос воскрес!

     

    С полей уж снят покров снегов,

    И руки рвутся из оков,

    И зеленеет ближний лес...

    Христос воскрес! Христос воскрес!

     

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля...

    Весна идёт, полна чудес!

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Музыкальный  руководитель выходит   в праздничном русском народном костюме в руках у нее зайчик с корзинкой.

    М.Р.

    Добрый день, мои дорогие ребята. Спасибо нашим чтецам за такие прекрасные стихи. У нас сегодня не простая встреча в музыкальном зале. Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости, да еще и не с пустыми руками. Вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, о каком празднике мы будем с вами говорить. Зайчик оставит свои угощения,  посидит, посмотрит и  послушает вместе с нами.

    Идет демонстрация слайдов по теме и музыкальный руководитель тем временем рассказывает.

    Пасха — самый главный христианский праздник. В этот день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

    Для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Вы же помните рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому.  Пасхе предшествует строгий 40 -дневный пост, во время которого взрослые кушают только постную пищу.

    В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом, угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».

    А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: « Христос воскрес!»- сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо.

    Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».

    С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

    Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».

    По традиции, готовые крашенки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

    А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника! В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

    В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашенки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

    Символы Пасхи: СВЕТ (поэтому стараются донести зажженную свечку из церкви домой), ЖИЗНЬ (ее символизируют яйца – символ новой жизни, кролик – символ плодовитости), ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ и, конечно же, КРЕСТ, ведь именно на нем распяли Иисуса. Крест стал главным символом христианства. Символом чистоты и невинности считается ЯГНЕНОК. Раньше было принято на пасхальный стол печь барашка из теста. 

    Всю Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по сёлам и под окнами играли в честь Христа.

    Существуют так же и детские народные игры на пасху. Хотите узнать какие? Тогда предлагаю поиграть вам.

    Бросок

    Один из игроков кладёт два пасхальных яйца так, чтобы между ними не могло прокатиться яйцо. Второй игрок становится на расстоянии и бросает своё пасхальное яйцо. Если он попадёт одновременно в оба — выиграл, а если только в одно яйцо или не попал вообще — проиграл.

    Разбивайки

    Один держит в руке пасхальное яйцо острым концом кверху. Второй бьёт «носком» своего яйца.

    Чьё пасхальное яйцо разобьётся с обоих концов, тот проиграл. Побеждённый отдаёт своё пасхальное яйцо тому, кто выиграл. Я думаю дома вы играли так со своими родными.

    Вот и я сейчас хочу предложить вам поиграть.

    Катание

    С наклонного места, с преградой внизу, катят яйца одно за другим. Надо попасть своим пасхальным яйцом в пасхальное яйцо партнёра. Кто чаще попадает, тот выигрывает.

    Другой вариант: чьё яйцо покатится дальше, тот и выиграл.

    Крашенка на земле

    Яйцо кладут на землю. В десяти шагах от него стоит один из игроков. Ему завязывают глаза платком. С завязанными глазами он отмеряет десять шагов, развязывает глаза и пытается достать яйцо, не сходя с места. Если достанет — выиграл, не достанет — проиграл.

    Эстафета

    Игроки делятся на две команды. Каждый игрок, держа в руках ложку с яйцом, должен добежать до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему игроку команды. Выигрывает команда, последний игрок которой вернулся первым.

    Подкати ближе

    Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к не цветному яйцу.

    М.Р.

    Ну что же ребята, вы молодцы. Мы поиграли и повеселились. А теперь у меня для вас еще один сюрприз.… Посмотрите, какую красивую корзинку принес нам зайчик, а в ней угощение для малышей, но зайчик угостит вас конфетками, если мы пообещаем ему тоже приготовить подарочек. А зайчик то у нас не простой – пасхальный, так давайте мы подарим ему красивые яички, которые сами и разукрасим. Подарим?! Здорово. Ну что же зайчик угощает вас конфеткой и отправляет поработать,  разукрасить для него пасхальные яички. А еще   на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такие пасхальные раскраски.

    Спасибо всем за внимание! До новых встреч!

    Детям раздают конфеты и раскраски на пасхальную тему, затем они отправляются в группу раскрашивать заготовки в виде пасхальных яичек.

    После оформляем выставку и заяц приходит в группу посмотреть, что получилось у детей.



    Предварительный просмотр:

    «Пришла Масленица»

    Уличные масленичные гуляния для детей

    Звучат русские народные мелодии, дети входят в зал, рассаживаются.

    Ведущая.     Проходите гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Мы рады гостям, как добрым вестям. Проходите не стесняйтесь. Здравствуйте, люди добрые! Будем с вами по старому, доброму обычаю Зиму матушку провожать, величать, благодарить за коньки-салазки.  Завершается зима, день становится длиннее. Все чаще на небе светит солнышко. А кажется, что мы совсем недавно встречали ее, радовались первому морозу, снегу. Скажите, ребята, а хорошо ли вам было зимой? Катались на саночках, с горки? А как?

    А на коньках? А как? А на лыжах? А как? (дети показывают)

    Ведь совсем недавно мы водили хороводы у елочки новогодней. Давайте вспомним один из них.

    Хоровод «Елочка зеленая иголочка».

    Ведущая.     Ой, смотрите, сугроб зашевелился.

    Из-за сугроба появляется Зима-старуха.

    Зима.  Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трет глаза), сосед медведь, быть может? Кто здесь шумит?

    Ведущая.     Это мы, ребята-дошколята. А ты кто бабушка? Что под этим сугробом делала?

    Зима.     Я – Зима холодная, лютая. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.

    Ведущая.     Зима, так твое время прошло. Черед весны наступил. Тебе пора отправляться на Северный полюс отдыхать.

    Зима. (угрожающе)  Что? Что вы такое говорите?! Да я вас сейчас всех в сосульки превращу! Где мой посох ледяной, волшебный? (ищет, достает сосульку.)

    Ведущая.     Вот видишь, даже посох твой растаял. Посмотри в окно скоро сосульки начнут капать. Это даже дети знают. Ребята давайте споем Зимушке песню об этом.

    Песня «Зима проходит».

    Ведущая.     Пора тебе на север отправляться, там хозяйничать.

    Зима.    Рано мне еще уходить! Слишком рано-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга, выходи на врага. (Завывает вьюга.)

    Зима (на фоне вьюги)  Что испугались? Ха-ха-ха!

    Ведущая.     Но ты должна уйти, пойми, так всегда бывает

    Зима.  Да? Ну ладно, только при одном условии. Отгадайте сначала мои загадки. Согласны?

    Дети.  Да согласны!

    Зима.   Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

    И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

    Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

    Скатерть бела весь свет одела.

    Отгадали, отгадали, я пропала! Надо вещи собирать да скорее убегать! (убегает).

    Ведущая.     Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – масленица. Веселый и разгульный, с играми да веселыми состязаниями. В этот день пекли блины, а еще делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А что за праздник без веселых песен. Давайте послушаем веселые частушки.

    Частушки.

    Испеку четыре солнца

    Да присыплю сахарком.

    На лошадке праздник едет,

    Праздник едет с ветерком!

    Тары-бары-тарара, Тарарешечки!

    Любят русские плясать Матрешечки!

    До свиданья, зимушка,

    Зимушка колючая!

    Через годик приходи

    Не такая злючая!

    Горевать я не умею

    И не буду горевать,

    Дайте музыку скорее –

    Буду петь и танцевать!

    Я девчонка боевая,

    Всюду буду на виду –

    Уродилась я такая,

    Что нигде не пропаду!

    Я всегда была тихоня

    И любила помолчать –

    Раззадорилась сегодня

    Каблучками постучать!

    Надоело торопиться,

    Надоело поспешать –

    Я прошу вас, дорогие,

    Веселиться не мешать!

    Ведущая.     Ребята, а какое угощение на масленицу главное? Верно, блины. А вы знаете песенку про блины? Тогда поем!

    Песня «Блины».

    Ведущая.   А чего же мы сидим? Аль гулять мы не хотим? Засиделись чай с утра, веселиться уж пора! Вместе будем мы гулять, масленицу провожать!

    Одеваются все и выходят на улицу.

    Забавы от Бабы Яги.

    Баба Яга.   Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга-костяная нога! Я теперь совсем другая и совсем-совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды! Команды две, а метла одна. Без волшебства здесь не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать: «Умба-юмба-превращумба!»

    Дети выполняют задание, Баба Яга разбирает метлу на две части, вручает детям.

    Баба Яга.   Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно верхом на метелке «пролететь» между кеглями змейкой и обратно, не уронив ни одной. Сначала по одному, потом по двое, а затем втроем, вчетвером. Сумеете? Тогда… пять, четыре, три, два, один – старт!

    Проходит игра. Появляется Емеля.

    Емеля.    Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Давайте знакомиться, меня зовут Емеля, а вас как? Дружно ответьте мне! Ну вот и познакомились! Вы, наверное веселые ребята, любите играть? Тогда становитесь в круг! Сначала проведем разминку. Повторяйте все за мной.

    Всем нам весело живется, мы в ладоши хлопаем.

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп – я беру себя за лоб (коленку).

    Это что у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я назову, а я буду вас путать и дальше.

    (невнимательных  в центр).   Ой, какие не внимательные, откупайтесь. Спляшите нам, а мы похлопаем.  (Дети пляшут).

    Ведущая.   Повеселились  вы детушки? Позабавились. А теперь пора  масленицу величать. Душа ты наша Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая! Приезжай к нам в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Проводим Зиму-Масленицу со двора с почетом.

    Сжигаем чучело. Заходим в сад пить чай с блинами.



    Предварительный просмотр:

    «Раз в крещенский вечерок»

    Игровая праздничная  программа для старших и подготовительной групп

    Цель: Развивать познавательную активность детей. Закрепить знания о зиме, зимних праздниках, народных гуляниях (святки, колядки, рождественские гуляния). 

    Действующие лица: 
    Воспитатели, дети. 

    Ведущий 2: Добрый день, гости званные и желанные! Рады видеть вас в нашем праздничном зале. Милости просим к нам на зимние святочные посиделки!

    Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Зима трех месяцев владыка. Какие месяцы у зимы, как их называют? 

    Ответы детей. Декабрь, январь, февраль. 

    Ведущий 1: Декабрь начинает стужу, холодную зиму. В народе ласковых прозвищ для зимы не нашлось – все больше бранные: злюка, седая, старуха. Вместе с тем слывет зима удалой и озорной. Зима румянит человека и бодрит. 

    Ведущий 2: Чтобы в зимние, длинные, темные вечера не было скучно, люди собирались на посиделки. Вот и мы вас пригласили посидеть в нашем доме, за которым ветер шумит и мороз трещит. 

    Ведущий 1: Январь – середина зимы. В январе льды крепчают, света и мороза прибавляется.  Давно в старину люди выкрикивали: 
    Солнце повернись. 
    Красное разожгись! 
    Красное солнышко, 
    В дорогу выезжай! 

    Ведущий 2: А еще в январе проходят рождественские праздники или зимние святки. Елка в доме стоит еще наряженная, настроение праздничное и гостям рады. Начинаются и заканчиваются праздники веселыми посиделками. На которых поют, шутят, играют, водят хороводы. 

    Ведущий 1: Вы девицы-красавицы садитесь по правую сторону, а вы добры-молодцы по левую сторону. И слушайте. 
    Авсей, Авсей! Ты гуляй по всей. 
    По закоулочкам по переулочкам. 
    Кому песни споем, тому сбудется, 
    Кому сбудется - не забудется. 
    Приходи хозяин, приходи боярин, 
    Принимай гостей из всех волостей! 


    Звучит русская народная мелодия колядок, входят дети подготовительной группы наряженные-колядовщики с музыкальными народными инструментами в руках, с корзинками, с рождественской звездой.

    Ребенок: Новый год пришел,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Вставай, народ,
    Выходи из ворот -
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!

    Ребенок: Коледа — моледа,
    Белая борода,
    Нос — плошкой,
    Голова — лукошком,
    Руки — сабельками,
    Ноги — грабельками,
    Приходи под Новый год,
    Величать честной народ!

    Ребенок: Коляда, ты коляда – отворяй ворота, 
    Открывай сундучки, 
    Подавай пятачки. 
    Коляда, Коляда, подавай пирога. 


    Ребенок: Коляда колядовала, 
    Под окошко подбегала, 
    Что хозяйка напекла. 
    Коляда все забрала. 

    Ребенок: Щедровочка щедровала,
    Под оконцем ночевала,
    Чи баран, чи овца,
    Подавайте блинца,
    Не кусайте, не ломайте,
    А по целому давайте.
    Щедрый вечер, ой добрый вечер.

    Ребенок: Не дашь мне ватрушки –
    Получишь по макушке!
    Не дашь пирога –
    Уведу корову за рога.

    Ребенок: Тяпу-ляпу,
    Скорей дайте коляду!
    Ножки зябнут,
    Я домой побегу.
    Кто даст,
    Тот — князь,
    Кто не даст —
    Того в грязь!

    Ребенок: Ты нас будешь дарить -
    мы будем хвалить,
    а не будешь дарить -
    мы будем корить!
    Коляда, коляда!
    Подавай пирога!

    Дети исполняют песню колядку «Коляда, коляда, где была?»

    Коляда, коляда, ты, где была?

    Коров пасла.

    Коляда, коляда, на что коровы?

    Молоко доить.

    Коляда, коляда, на что молоко?

    Кашу варить.

    Коляда, коляда, на что каша?                          Поют А-капелла

    Детей кормить.

    Коляда, коляда, отворяй ворота!

    Мы к тебе пришли – Рождество принесли!

    Новый год пришел, старый прогнал!

    Старый прогнал, себя показал!

    Коляда, коляда, отворяй ворота

    Новый год встречай, старый провожай!


    Ведущий 2: Проходите дорогие колядовщики, рады мы всегда гостям, а в такой вечер и подавно…

    Ведущий 1: Как и принято угощаем колядовщиков гостинцами разными, ведь счастье они в дом приносят на целый год вперед!

    Воспитатели раскладывают гостинцы по корзинкам колядовщиков.

    Ребенок: Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько елок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Ребенок: За привет, за угощенье
    Вы примите поздравленье!

    Жить вам вместе лет до двести!
    Счастья вам да крепкого здравия!
    Со святым Рождеством Христовым,
    С наступающим Новым годом!

    Ребенок: Наделил бы Вас Господь
    И житьём, и бытьём,
    И богатством во всём,
    И дай Бог вам, господа,
    Здоровья на долгие года!

    Ведущий 2: Вот так встречали-привечали на Руси издревле колядовщиков.  А после сидят девицы, щелкают орешки, говорят потешки, а как надоедает – играть начинают. А хотите и вы гостинцев заработать как наши колядовщики? Тогда айда играть!

    Игра "Ручеек" для старших групп 
    Дети берутся за руки и становятся друг за другом, поднимая руки высоко. Два «Ручейка» выстраивают.
    Один ребенок пробегает и выбирает того, кто понравился. Становятся позади всех, а оставшийся ребенок пробегает и так же выбирает себе пару. 

    Игра "Отгадай кроссворд" для подготовительной группы
    На предметных картинках номера: 1 - солнце, 2 - нос, 3 - ель, 4 – губы; втрое слово 1-замок,2- игла, 3- муха, 4- апельсин. На доске сетка кроссворда с выделенными клетками. 
    По типу эстафеты делятся на две команды,  дети называют предмет, определяют первый звук в слове и вписывают букву обозначающую звук в клетку. После того, как кроссворд заполнен, читают выделенное слово. 

    Слова: снег, зима. 

    Ведущий 1: 
    А теперь передохнем, песню весело споем. 

    Песня "Снежная песенка" исполняет старшая группа

    Ведущий 2: А теперь сумеете ли вы мои загадки разгадать. 
    Шуба бела весь свет одела…………………(снег) 
    Без рук и ног, а рисовать умеет…………….(мороз) 
    В воздухе летает, на всех садится, никого не боится……..(снег) 
    Сами как деревяшка, а с горы едут как коняшка………….(сани) 
    Снег на полях, лед на реках, 
    Вьюга гуляет, когда это бывает?.........................................(зима) 

    Они летят быстрее ветра,
    И я лечу с них на три метра.
    Вот мой полет закончен. Хлоп!
    Посадка мягкая в сугроб.
    (Санки)

    Мы слепили снежный ком, 
    Шляпу сделали на нем, 
    Нос приделали, и в миг 
    Получился ... 
    (Снеговик)

    Мчусь как пуля я вперед, 
    Лишь поскрипывает лед, 
    Да мелькают огоньки. 
    Кто несет меня? ... 
    (Коньки)

    Ёжик на неё похож, 
    Листьев вовсе не найдёшь. 
    Как красавица, стройна, 
    А на Новый год - важна. 
    (Елка)


    Игра "Свеча" для подготовительной группы
    Дети в кругу, пока играет музыка передают свечу и говорят. 
    Свечка-свечечка, свеча до чего ты горяча. 
    Музыка замолкает ребенок у которого свеча выходит и выбирает себе пару. Дети становятся спиной друг к другу. 
    Все говорят: Раз, два, три, смотри. 
    Пара в кругу поворачивают головы в сторону. Если повернули в одну сторону, надо обняться, если в разные становятся в круг и начинают играть снова. 

    Ведущий 2: А теперь, раз, два, три – пляску дружно заводи!

    Дети старшей группы исполняют танец «Потанцуй со мной дружок»

    Игра: "Золотые ворота" для старших групп
    Золотые ворота 
    Пропускают не всегда. 
    Первый раз прощается, 
    Второй запрещается. 
    Дети делятся на две команды, одна водит хоровод, высоко подняв руки, другая взявшись за руки проходит под руками змейкой. На сигнал первая команда приседает, кто остался в кругу переходит в первую команду. 

    Ведущий 1:
     Коляда, коляда, а не хочешь пирога? 

    Дети: хотим. 

    Ведущий 2: Ай да молодцы, ребята и пели, и плясали, и весело играли заработали угощение


    Ведущие отдают угощение для ребят воспитателям, те в свою очередь раздают ребятам. Звучит веселая народная музыка и дети отправляются к себе в группу.