Логопед

Печенкина Наталья Юрьевна
Здравствуйте, меня зовут Золотина Александра Михайловна. 
Я работаю учителем - логопедом в МКДОУ "Нижнесанарский детский сад"

Я рада приветствовать Вас на  своей странице.

Моя страница предназначена для родителей детей дошкольного и  возраста. Надеюсь, что и педагоги найдут для своей работы полезный и интересный материал.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия.

В основе усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза, лежит сформированность фонематического восприятия и звукопроизношения. Фонематическое восприятие-это фундамент, на котором строится полноценное обучение грамоте и письму.

Игры на развитие фонематического слуха, я построила с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Игра "Угадай, что звучало".

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки".

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Закрой глаза и посчитай сколько раз я прохлопаю»

Цель: развитие фонематического слуха


 «Поймай звук»

(из ряда букв, слогов, слов)

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

«Определи первый звук»

(здесь я учу детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове)

Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах – названиях картинок, развивать слуховое внимание, зрительную память.

«Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

«Один, два, три»

 Цель: развитие  навыков деления слов на слоги.

Ход игры: у каждого ребёнка по три карточки с одним, двумя, тремя кружочками. Называю слово, предлагаю поделить его на слоги и поднять соответствующую карточку.

Игра «Простучи слово» (игра с мячом)

Цель: развитие  навыков деления слов на слоги.

Игра "Волшебные часы" для детей 5 – 6 лет 

Цель игры:  Научить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развитие фонематического слуха.

Описание игры: 

Играют двое детей. На столе «волшебные» часы в форме большого круга, в центре круга стрелки. Вместо цифр по к ругу прикреплены парные картинки (картинки могут меняться).

Ведущий называет любое слово – название картинки. Дети по очереди находят нужную картинку и стрелочкой ее показывают, находят картинку похожую по звучанию, называют, каким звуком она отличается, указывая на нее стрелочкой. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше найдет и покажет на часах парных картинок, название которых отличается только одним звуком.


Игра "Кто быстрее соберет вещи?" для детей 5 – 6 лет 

Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".

Описание игры:

Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук  "с"  или  "ш"  (шарф,  сарафан, носки,  шляпа,  рубашка,  галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики  с  буквами  "с"  и  "ш".  Играет  двое  детей,  первый  ребенок должен собрать  в  чемодан  вещи,  в  названиях  которых  есть  звук  "с",  а другой  вещи со звуком "ш".
         Дети  поочередно  бросают  кубик  и  передвигают  свою  шишку на столько кружков,  сколько  их  обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет,  который  имеет  в  названии  нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан  квадратик.  Выигрывает  тот,  кто  первым  придет  к  финишу  и больше соберет вещей в чемодан.

Игра "Звуковая ромашка" для детей 5 – 6 лет 

Цель игры:  Научить детей определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.

Описание игры: 

Вариант 1.  Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова, начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов на заданный звук.
Вариант 2. У детей ромашки с картинками. Дети по очереди называют картинки и находят длинные и короткие слова, опираясь на громкое проговаривание и отхлопывание. Выигрывает тот, кто правильно найдет и назовет слова (длинные - короткие).


Игра "Гусеница" для детей 5 – 6 лет

Цель игры: Учить детей делить слова на слоги.

Описание игры:

Картонная гусеница с кармашками. На столе предметные картинки. Играют двое детей. По очереди ребенок выбирает картинку, проговаривает слово по слогам, определяет количество слогов в слове (отхлопывает) и помещает картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок в карман гусеницы:

В первом кармане – карточки с одним слогом, во втором из двух, в третьем из трех, в четвертом из четырех. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто правильно разложил картинки в кармашки гусеницы.

Игра "Найди звук" для детей 5 – 6 лет 

Цель игры: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец) опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки.

Описание игры:

Играют 2 – 4 детей. Карточки и фишки лежат на столе. На каждой карточке предметные картинки и схема: прямоугольник, разделенный на три части. В левом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Играющие, берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку (синего или зеленого цвета, твердый или мягкий согласный). Затем берут следующую карточку. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Игра "Замкни цепочку" для детей 5 – 6 лет

Цель игры: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова.

Описание игры:

       Играют  2 – 4  детей.  Детям   раздают   картинки.  Начинать   игру   нужно  с картинки помеченной "*".
     К  первому  слову  подбирается  слово,  начинающееся  с  того  звука,   каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Цепочка замыкается.


Игра с мячом "Придумай слово" для детей 5 – 7 лет

Цель игры: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.

Описание игры:
Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).

Игра "Волшебные кубики" для детей 5 – 6 лет

Цель игры: Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.

Описание игры:
Играют 2 – 4 детей. Кубики раздаются по количеству детей. На гранях кубика картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах.
Телефон – нитки – игрушки – индеец
Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба
Яблоко – овощи – игрушки
Платье – енот – телефон – нитки
Забор – рыба – арбуз – зонт – торт – трактор
Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки
Курица – арбуз – зонт – телефон – нитки
Гриб – батон – нитки – иголка

«Волшебные кубики»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.

Материал: кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход игры.

Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово «лом», из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука [л], затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [о], затем звук [м].

«Чудо-дерево»

Цель:  закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

Материал: дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов.

Ход игры.

В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова).

«Пирамидка»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

Материал:  пирамидка, картинки знакомых детям предметов.

Ход игры.

 Кольца пирамидки разделены на квадратики. Ребенку предлагается закрепить на нижнем кольце картинки, в названии которых 4-е слога, на следующем – 3-и слога, затем 2-а, и один слог.



Предварительный просмотр:

Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.

 Обучение грамматически правильной речи, я осуществляю с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Также я использую игрушки и предметы.

 Например, при изучении темы «Фрукты», я использую такие игры:

«Мой, моя, моё, мои»

Цель: учить правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде.

 Ход игры: бросаю ребёнку мяч и говорю «мой». Прошу ребёнка вернуть мне мяч, одновременно называя нужный фрукт: «мой апельсин, моё яблоко» и т. д.

«Сок, варенье и компот»

Цель: учить  правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

  Ход игры: накладываю вырезанные фрукты по очереди на банку, кастрюлю, коробку. Прошу ребёнка правильно назвать, какое варенье, какой сок,  какой компот (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот).  

Игра  «Счетоводы»

Цель:  согласование существительных с числительными

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей употреблять существительные и прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Отгадай-ка»

(маленький, жёлтый, овальный, кислый в чай кладут),

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развивать умение обобщать и выделять лишний объект. Развивать мышление и умение строить предложения простой и сложной конструкции.

Игра «Самое, самое»

Цель: употребление сравнительной степени имён прилагательных в различных падежах.

Игра  «Письмо с ошибками».

Цель: практическое овладение навыкам использования в речи отъименных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.

Д/и   «Подскажи  словечко»

(приставки)

Д/и  «Из  чего  сделано?»

Д/и  «Странный  зверь»

Д/и   «Собери  семейку  слов» 

(однокоренные)

Д/и  «Женские  профессии»

(учит - учительница)

Д/и  «Что  в  чем?»

(сахар  в  сахарнице)

Д/и  «Скажи  наоборот»

(антонимы)

Д/и  «Кто (что)  где  находится?»

(простые + сложные предлоги)



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

    Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. * (цитаты)

       Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

       Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

              - гласные, включая  звук  Ы к 2 – 2,5 годам;

              - согласные кроме шипящих звуков, звуков  Л, Р, РЬ – к 3 годам;

              - звук Л к  3 – 4 годам;

              - шипящие звуки  к 4 – 4,5 годам;

              - звуки Р , РЬ   до 6 лет.*

        Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*

- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

- язык всегда находится за зубами,

- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

- чёткое произношение гласных.*

         Правильная артикуляция:

-  свистящих звуков  – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**

- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**

- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

        Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую  специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

         Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

                Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.

                Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено  логопедом.

                 Что входит в компетенцию воспитателя:

- упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;

- развивать артикуляционный и голосовой  аппарат  (пример несформированной дикции);

- развивать речевое дыхания,  слуховое внимание;

- формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.

          Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную  программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой  пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».  В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения,  её методика,  дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.        

         И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

          Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.  

            Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.  

         Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?  

        Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.  

        Рекомендации к проведению упражнений.                        

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

      Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

       Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.  

        Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

        Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

       Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

-  постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

-  постановку шипящих: «Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

-  постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ,  нижней челюсти, языка,  переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения  НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики  на НОД уменьшается до 3 – 4.

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку  4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок  говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы,  не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.  

        Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи.  Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали.*

      Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:

-  не упрощать свою речь («не сюсюкать»);

-  не сокращать речь, говорим  развёрнутой фразой;

- говорим  в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;

Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.

- не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);

- слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;

- используйте игры – драматизации, настольные игры для  работы по закреплению произношения звуков в речи;

Кто систематически исправляет  речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.

- учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;

-учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.

       Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять   профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать  дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет  родителям  правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.  

Использованная литература:

  1. А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»
  2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
  3. Под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  «От рождения до школы. Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

         

     



Предварительный просмотр:

ЗолотинаА.М..

МКДОУ «Нижнесанарский детский сад»

Автоматизация звука [с] в слогах и словах

ЦЕЛИ

•    Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

•   Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах и словах.

•    Продолжать учить определению наличия и место звука в слове.

•    Упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.

•    Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову «снег».

•    Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков.

1.  Организационный момент.

Логопед. Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.

Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку.

Ты догадался, от кого письмо? Ребенок. От снеговика.

Логопед. А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.

2.  Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя  ровные  зубки   (упражнение   «Забор»).

А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата» ). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».)

3. А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем.

Аудиозапись «Снег скрипит».

Рис. 3

Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.„ анана.. .

Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг.

4.        Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки.
Слепи из снега снежок и брось его подальше:
ас\

Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.

Делай следующий снежок: ыс\ (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.)

Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.

Иско-иско-иско — зимой солнце низко.

Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.

Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.

Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чисто говорку.

5.        Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].

Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...

6.        Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно
еще одного снеговика слепить.

Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик» (рис. 3). По ходу работу логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.)

Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.

Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.

Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.

Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.

Ребенок называет соответствующую картинку.

7.        А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на чтопохожи эти сугробы?

Ребенок. На куст, на слона, на снеговика.

Логопед. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова?

(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).

Спрячь картинку под нужный сугроб.Ребенок выполняет.

8.        Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок. Грустная.

Логопед. Покажи, какая она грустная.

Ребенок. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная.

Логопед. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.

Комок из снега ... (снежок).

Девочка из снега ... (снегурочка).

Человечек из снега ... (снеговик).

Баба из снега ... (снежная баба).

Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).

На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.

Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как.

Ребенок выполняет.

9. Итог занятия.

Логопед. Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?

Ребенок. Растает.

Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?

Ребенок. С-с-с.

        Используемая литература

Е.А. Борисова

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука (С) в слогах и словах Выполнила: Учитель –логопед, 1 квалиф. категории МКДОУ «Нижнесанарский детский сад» Золотина Александра Михайловна

Слайд 2

Цели: -Закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука (С) -Упражнять в правильном произнесении звука (С) в слогах и словах. -Продолжать учить определению наличия и место звука в слове. -Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику.

Слайд 3

Посмотри, кто – то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.

Слайд 4

Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Ты догадался от кого письмо?

Слайд 5

А вот он и сам , в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.

Слайд 6

Давай поздравим снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные зубки.(упраж. «Забор») А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок. С-с-с-с-с-с-с-с.

Слайд 7

У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем.

Слайд 8

Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук (С) в конце каждого моего слова: ле.., но.., ква.., пылесо.., абрико.., автобу.., анана… Посмотри как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его по дальше: ас! Делай следующий снежок: ыс! Ос!ус!эс!ис!

Слайд 9

Похрусти снежком и послушай, о чём он нам расскажет. Иско – иско – иско – зимой солнце низко. Аска- аска – аска – вокруг из сне га сказка. Исто – исто – исто – снег всё спр ятал, чисто.

Слайд 10

Посмотри, снег пошёл, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С). C ш В C К з

Слайд 11

Ребёнку собрать разрезную картинку "Снеговик". Задать вопросы: Кого ты слепил?(снеговика);из чего ты слепил снеговика?(из снега); если снеговик из снега, значит,он какой?(снежный)

Слайд 12

Перед ребёнком в два ряда лежат картинки:1 ряд -«тучки»2ряд- «Снежинки»

Слайд 16

Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя? С

Слайд 17

Е.А. Борисова. Индивидуальные занятия с дошкольниками.Страница 23-26(конспект) Л логопед библиотека журнала "логопед" Используемая литература

Слайд 18

Конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики и автоматизации звука (Р) в слогах. Выполнила: Учитель – логопед МКДОУ «Нижнесанарский детский сад» Золотина Александра Михайловна. "Сказка о Весёлом Язычке".

Слайд 2

Смотрите внимательно , Слушайте и помогайте мне . Жил - был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку .

Слайд 3

Вот и сейчас он вышел на крылечко Цок, цок, цок я весёлый язычок побегу сейчас гулять, на крылечке загорать.

Слайд 4

упр.(«Лопаточка»),

Слайд 5

Любимое упражнение у Язычка – наклоны вперёд упр. («Качели») Посмотрел наверх – светит ли солнышко, потом посмотрел вниз – нет ли луж на земле (упр. «качели»)

Слайд 6

Упражнение - наклоны влево и право («Почистим верхние зубки»)

Слайд 7

Разогрелся язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка упр. («Лошадка»),

Слайд 8

Язычок громко застучал каблучками по дорожке ( упраж .»Барабанщик») В барабан мы сильно бьём И все вместе мы поём: «Да – ды, да – ды,да – ды!»

Слайд 9

Затем увидел маляра, Красить потолок пора, Стала кисточка плясать Нам потолочек не узнать. Вот и банка с краской рядом, Обновить заборчик надо (Упр. «Маляр»)

Слайд 10

Язычок наш кончил дело, Отдыхать он может смело. Он с лошадкой погулял, Грибов насобирал. ( Упр. «Грибок»)

Слайд 11

Давайте разогреем ладошки Язычок - настоящий спортсмен! А вы соспортсменами знакомы!? Р- Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р...

Слайд 12

А –а-а-а И-и-и-и У-у –у – у А –о- у –и А –а-а-а Э –э-э-э О-о-о-о А –о- у –и А –а-а-а Э –э-э-э Логопедическая распевка

Слайд 13

«Спортсмены» Чтоб болезней не бояться Надо спортом заниматься.

Слайд 14

Играет в теннис – теннисист, Он спортсмен, а не артист.

Слайд 15

В футбол играет – футболист,

Слайд 16

В хоккей играет – хоккеист,

Слайд 17

В волейбол играет – волейболист,

Слайд 18

В баскетбол – баскетболист.

Слайд 19

Язычок увлекается парашютным спортом -он парашютист и сейчас у него тренировка.

Слайд 20

Шар

Слайд 21

Бор

Слайд 22

Топор

Слайд 23

Забор

Слайд 24

Комар

Слайд 25

Мухомор

Слайд 26

Помидор

Слайд 27

«Кузнечики» физминутка

Слайд 28

Летят мимо вертолёты. Ра Ро Ры Рэ Ру

Слайд 29

Пролетает Язычок над горами. Ра Ры Рэ Ро Ру

Слайд 30

Язычку пора приземлятся. Помашите флажком тогда, когда услышите звук (Р) Ла,ва,ра, ду,гу,ру, ры,лы,жи, вы,ро,ло.

Слайд 31

Разберите инвентарь парами.

Слайд 32

Послушайте, о чём это бормочет Язычок Ра-ра-ра- дружи со спортом, детвора. Ры-ры-ры – совет я дам для детворы. Ра-ра-ра- зарядку делайте с утра. Ру-ру-ру- прыгайте как кенгуру. Ры-ры-ры- здоровы будте и бодры!

Слайд 33

Итог занятия. Вот и закончилась сказка о Весёлом Язычке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая сказка «Приключения зайчонка Кузи» Выполнила: учитель - логопед МКДОУ «Нижнесанарский детский Сад» Золотина Александра Михайловна

Слайд 2

Цель: Автоматизация звука (Ш), дифференциация звуков (Ш) – (С) в слогах, словах, и спонтанной речи.

Слайд 3

Жил – был зайчонок Кузя .

Слайд 9

«Вкусное варенье»

Слайд 10

«Чашка»

Слайд 11

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш

Слайд 12

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш.

Слайд 13

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш.

Слайд 14

Ура!...

Слайд 15

ША ШО УШ ИШ АШ АША АШУ АШИ

Слайд 22

Спасибо за работу!

Слайд 23

Используемая литература С.В. Батяева Логопедическая сказка (Конфетка) «Приключения зайчонка Кузи»