Работы учащихся

Исправникова Наталия Алексеевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotelo.doc63.5 КБ
Файл toponimy_.docx2.57 МБ
Файл uou.docx552.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ореховская средняя общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Костромской области

Материал на участие в заочном конкурсе

краеведческих исследований, экспедиций и проектов

«Моё лето в рюкзаке».

В номинации «Лучшее краеведческое открытие»

Тема работы

«Возрождение Котельских святынь»

Авторы работы – Голубева Анастасия 10 класс, Дмитриева Ирина 10 класс, Лаврова Людмила 9 класс, Ногов Александр 9 класс, Маркушин Григорий 9 класс. МОУ Ореховская СОШ

Научные руководители – Николаева Нина Николаевна .

Исправникова Наталия Алексеевна  

МОУ Ореховская СОШ

с.Орехово 2016

.

1.Время и место (территория) совершения открытия

Около села Котело близ деревни Бородино, а вернее того, что от него осталось, можно увидеть развалины двухэтажного каменного здания. По его ветхости сразу поймешь , что зданию не один десяток лет. И совсем недавно оно одиноко стояло около стройно растущих аллеи березок.

Когда-то здесь величественно возвышались купола храма Рождества Пресвятой Богородицы, пожалуй, самого большого в уезде. По воспоминаниям старожилов,на расстоянии примерно 1 километр к Бую в лесочке справа находился Святой источник . В 30 –е годы храм был разрушен. Путь к источнику забыт.

 Люди вновь обращаются к вере. Воскрешение Руси сопровождается    строительством новых храмов, реставрацией малых церквей , возрождением святых источников.  Реализуются проекты с участием Церкви, общественных и государственных организаций, бизнеса.

В 2010 году близ деревни Бородино был поставлен Поклонный крест, немного позднее был найден и возрожден святой источник, началось строительство часовни. Строительство поклонного креста  и возрождение святого источника начал местный житель, бывший ученик Котельской , а потом и Ореховской школы,  Виноградов Николай Михайлович.

На участие в проекте нас подтолкнули и материалы, присланные из Санкт-Петербурга Мителёвым       . Когда мы посмотрели на карту 19 века, удивились, насколько плотно был заселён наш уезд, как не похожа эта карта на современную. Неужели наша малая родина , столь богатая людьми, скоро опустеет?

 Деятельность Николая Михайловича вдохновила педагогов и школьников Ореховской школы на участие в исследовательском проекте «Возрождение святынь Котела». Школьники под руководством педагогов изучили историю храма,  приняли участие в поиске источника, очистке территории и возрождении его.

Изучение прошлого села Котело  представляется нам  довольно интересным и необходимым. Обратиться к этой теме заставило нас также строительство новой часовни, имеющей большое социально- духовное значение, возрождение православных ценностей по всей России и в нашем селе.

История Котельской церкви - это история  малой родины, без знания которой немыслимо воспитание настоящего гражданина.

Возрождение нравственных ценностей – вот задача, которая волнует сейчас многих. Проблема сохранения традиционных для России святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших культурных традициях русского народа – такова, на наш взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности.

Объект: хроника событий, связанных с церковью и святым источником Котело..

Предмет: поклонный крест и святой источник

Проблема: Что является причиной возрождения  святынь Котело.

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие церкви, исчезновения святого источника.

Цель нашего проекта – углубить и обобщить знания об истории района, познакомиться с историей утраченного православного храма около деревни Бородино, а также сохранение памяти об историческом прошлом родных мест и воспитание патриотизма в сердцах подрастающего поколения

Задачи: 1. Познакомиться с материалами о православной церкви и святом источнике близ деревни Бородино.  

2.Собрать информацию об установке поклонного креста и возрождении святого источника .                                        

3. Показать историческую значимость духовного возрождения святынь Котела для населения Галичского и Буйского районов,  

4. Проанализировать отношение населения к возрождению церквей, святых источников.

Результатом  деятельности должна стать исследовательская работа по истории православного храма и святого источника , именуемого в народе  Котело.

Новизна  исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. Рассматривается возрождение святынь православной церкви как духовно значимого объекта.

При написании работы  были использованы архивные  материалы об истории церкви,  статьи из районной газеты «Галичские известия», а также воспоминания старожилов села Орехово и близлежащих деревень.

   

2.Обстоятельства открытия.

После того как в 2010 году был поставлен поклонный крест, начались поиски святого источника. По воспоминаниям старожилов , Сулоева Ю.М., Мужиковой А.В., Виноградовой К.К, было установлено, что источник находиться в 100 м от дороги , окружают его могучие старые ели. Ещё одним ориентиром был огромный валун, который неизвестно как попал в это мето. В конце мая группа учеников, учителей, бывших учащихся, возглавляемая Николаем Михайловичем, отправилась на поиски. Погода была пасмурная, накрапывал мелкий дождь. Пришлось идти  кромкой леса, продираясь через заросли крапивы, мелкий кустарник. Местность болотистая, кто-то потерял в болоте сапог… Но вдруг мы увидели небольшой ручеёк. В 2 местах по его течению были какие-то углубления. Рядом росли высокие старые ели. Неподалёку лежал огромный валун. Но мы ещё не были уверены в том , что это именно то место. В это время выглянуло солнце , и ручеёк засверкал.

Решили разобрать завалы на месте углублений. Затем стали вычерпывать воду из углубления , что располагалось слева. Каково было наше удивление, когда нашли сруб колодца, очень старый , развалившийся. Внутри этого сруба оказался ещё один сруб, но он был почти сохранившимся. Посмотрели на старые карты: деревни на этом месте не было.

 На следующий день стали промывать ил и прокладывать дорогу. Работы хватало всем. Какова была наша радость, когда при промывании ила нашли старинные монетки, осколки старинного фарфора, крестик. Теперь мы были уверены в том, что это именно тот источник, о котором нам говорили старожилы. Когда об источнике узнали жители окружающих деревень, то помощников стало очень иного. Стройматериалами помогал частный предприниматель Смирнов Сергей Александрович. Приходили люди со своими пилами, лопатами, предлагали помощь. Деревни, которые находятся неподалёку, давным-давно опустели, но в то время у источника собралось множество народа, и всех объединяла одна цель: возродить источник. Когда нам говорили о том, как раньше крестьяне сообща строили храмы, мы это не особенно точно представляли, а тут увидели воочию. Это был словно общий праздник и взрослых, и детей, и молодых, и пожилых.

               Началась работа по благоустройству источника. Над ним возведена сень. Рядом примостился небольшой сруб , в котором расположена купель. К источнику ведет дорога, немного в стороне возвышается, еще пока не достроенная часовня.

 Промыслом Божьим святой источник обрел второе рождение в мае 2012 года - в канун празднования 210-летия строительства в камне (до этого она была деревянной) церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Котеле.

В 2014 году началось строительство часовни, и уже осенью 2015 года она начала действовать. В часовне регулярно проводятся службы. Часовня открыта каждый день…… Как и прежде, слышит Матерь Божия молитву, идущую из сердца, и подает свою благодатную помощь.

                                                           

3. Описание краеведческого открытия

У каждого храма прошлых веков неповторимая и зачастую трагическая судьба. Вот и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, была одной из красивейших церквей Галичского уезда. История ее насчитывает не один век, начало уходит в эпоху позднего средневековья.

Погост Котело на речке Котелке, в ХVI-XVII вв входил в обширную Ликургскую волость. Как малое селение , состоящее только из небольшого земельного участка , домов притча и кладбища, погоста возник в конце XV-XVII вв. Однако место это еще было обжито в глубокой древности, населяли его миряне- финно-угорское племя. Подтверждение тому название Котело, в честь протекающей реки. В фольклоре мирян вода олицетворяет границу между жизнью и смертью, значение слова КОТЕЛО в финском языке «жизнь». Возможно что именно здесь располагалось мирянское капище, которое было разрушено с распространением на Руси христианства.

Традиция ставить церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте разрушенных языческих святилищ, пришла на Галичскую землю с новгородцами, которые несли свет христианства В XII в.

 Самые ранние свидетельства о церкви на речке Котелке относятся к 1676 г. Источник – отказные и приходные окладные книги.

Судьба этого храма оказалось печальной- он сгорел в XVIII в, поскольку указ о постройке нового храма был записан в печатной книге Патриаршего указа 25 октября 1710г . Служить в новой церкви начали не сразу, поскольку она долгое время была не освящена. Освящение прошло 1715 г в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Век построенной церкви оказался недолог. То ли она была уничтожена пожаром, то ли разобрана за ветхостью. Но в 1802 году на ее месте был построен двухэтажный храм Рождества Пресвятой Богородицы с пятью престолами . Боковые престолы были освящены в честь святителя Николая- в правом пределе и архистрига Михаила- в левом, в верхней (летней) церкви главный престол освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, боковой , в правом пределе , В честь святителя Тихона. Рядом возвели каменную колокольню. Вокруг церкви каменную ограду, за которой располагался погост.

Богородицерождественский приход был достаточно большим. В 1918 году в нем насчитывалось 273 двора, в которых проживало 752 мужчины и 840 женщин.В округе бытовало предание , что церковь на Котельской горке была построена в память  явления на роднике у речки Студеницы иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой источник Богородицы известен с времен давних. Много веков назад на берегу речки Студенец, в роднике, была обретена икона Рождества Пресвятой Богородицы. Местные жители обустроили на источнике колодец.  Неподалеку от места явления иконы, на Котельской горке, в память чудесного обретения образа Божией Матери   возвели храм и освятили его в честь Её Рождества. Чудотворную икону поставили в построенной для нее церкви. Однако не желала Пречистая оставаться в храме - однажды образ из церкви исчез.

Нашли его там, где он был обретен, в водах источника. Так и оставили икону Богородицы в том месте, где она пожелала пребывать. Не все могли видеть святыню, но некоторым по вере их являлась она в роднике. Пресвятая Богородица даровала множество исцелений через свою родниковую воду, особенно больным детям. Исцелившиеся в благодарность повязывали на ветви деревьев, растущих у родника, рушники, ленты, детскую одежду. Главными святынями церкви были деревянное Распятие Христово и почитаемая икона Божьей матери (какая именно не известно). Судьба этих святынь так и осталась неизвестной.

В XIX в приходской  округе  было построено четыре часовни . В Матвеевском после пожара на Ильин день построена часовня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, в Селехове после пожара на 18 августа в честь святых мучеников Фрола и Лавра, в Калинино после большого мора скота в честь преподобного Тихона.

В церкви с 1802 по 1918 год несли службу четыре священника Никифор Иванов, Иоанн Угорский, Павел Ширяев, Алексей Смирнов. Алексей Смирнов нес службу до февраля 1918 года.

Церковно- приходская школа при храме , была устроена в 1861 г попечителем Павлом Ширяевым. В 1913 году в школе учились 109 детей.

В 1902 году произошло печальное символическое событие : был разбит большой церковный колокол на церковной колокольне. Ни кто не мог представить, что пройдет совсем немного времени и колокола церкви замолчат навсегда, церковь будет разрушена, а погост осквернен.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт в начале 1930-х гг. Несколько лет в нем расположился Котельский сельсовет. В 1937 г церковь разрушили полностью. Разрушены и разграблены были и часовни, жители под страхом расстрела спасали уцелевшие иконы. В доме притча была организована школа, которая учила детей 1-7 классов вплоть до 60 гг. Именно руками этих детей разбиты две дивные березовые аллеи.

Но даже в годы безбожия приходили люди к Святому источнику с надеждой на помощь Пресвятой Богородицы и по вере своей получали просимое. Благодать всегда пребывала здесь, и присутствие ее иногда было явно - случалось, что видели жители округи по ночам сияние, идущее из колодца, и столп света, уходящий в небеса.

4. Значимость краеведческого открытия.

XXI век – век глобальных изменений для нашей страны. Смена политического строя, экономического положения влечёт за собой изменения в образе жизни людей, их укладе жизни, системе ценностей. Всё чаще на первое место выдвигается стремление к личному обогащению, а совесть, порядочность остаются на задворках. Не удивительно, что многим людям становиться труднее жить среди больших денег и взяточничества, поэтому от отчаянья и беспомощности они обращаются к Богу. Сейчас люди чаще стали посещать церковь, так как не могут морально справиться с возникшими трудностями и проблемами. Стали возрождаться, а также строиться новые церкви.

Огромное значение креста в христианско-православном мире нашло свое отражение в традиции воздвижения поклонных крестов, как места для поклонения Спасителю и духовного щита от всех врагов христианина. Поклонный крест для верующих людей подобен открытому храму для молитвы, возле них служатся панихиды по усопшим и молебны, напоминающие о необходимости покаяния и нравственного очищения.

И сейчас происходят на источнике исцеления душевные и телесные. Известно уже о нескольких случаях исцеления тяжёлых недугов: бесплодия, аллергии, болезней ног. Подаёт Богородица помощь и тем людям, которые оказались в тяжёлых жизненных обстоятельствах: потеряли работу, утратили взаимопонимание с близкими.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение  святынь Котела.

Всё сказанное выше доказывает, Поклонный крест и Святой источник на Котеле – это, действительно, исторический памятник, центр духовной культуры людей на селе. Надо почувствовать ответственность перед потомками за духовную жизнь , не допустить ни при каких обстоятельствах разрушений святынь Земли Русской.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества,  государства. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что  для возрождения  духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

 В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

5. Источники.

1.Удовенко Г.В. «Церковь Пресвятой Богородицы на Котеле»- Кострома: Костромаиздат 2012 г

2. http://fotki.galich44.ru/main.php?g2_itemId=66776 

3. http://www.saint-spring.ru/ 

4. http://buy-galich.narod.ru/publ/ 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ореховская средняя общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Костромской области

Название конкурса - «Без истока – нет реки»

Направление исследования –

Природное наследие

Подпрограмма –

Природные памятники Костромской области

Тема работы «Второе рождение»

Авторы работы – Копотилова Екатерина,

Головач Ксения,

Ученицы 11 класса,

МОУ Ореховская СОШ

Научный руководитель – Исправникова Наталья Алексеевна,

учитель биологии и химии

МОУ Ореховская СОШ

с.Орехово 2015

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….

2.Актуальность……………………………………………………………..

3.Основная часть. История Учебно - опытного участка

 Ореховской школы………………………………………………………..

4.Заключение…………………………………………………………………..

5. Источники …………………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

1.Введение

Цель: изучить историю Учебно-опытного участка Ореховской школы, как Памятника Природы Костромской области

Задачи исследования:

- познакомиться с историей создания Учебно-опытного участка Ореховской средней школы;

- рассмотреть организацию экологического движения «Малая Тимирязевка» в СССР и в Ореховской школе в частности;

- рассмотреть исследовательскую и экологическую работу, которые позволили участнику получит статус  памятник природы костромской области

Предмет исследования: Учебно-опытный участок МОУ Ореховской СОШ

Объект исследования: Учебно-опытный участок, как Памятник природы.

Методы: поисковый, анализирующий, сравнительный

В своей работе мы использовали материалы:

1. Школьного краеведческого музея. В нем имеется четыре альбома посвященные Учебно-опытному участку. В них собран следующий материал:

-схемы участка, отделов, графическое расположение различных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений;

- фотографии участка;

- дипломы и грамоты;

- вырезки газет («Пионерская правда», «Галичские известия», «Экологический вестник») и журнала «Юный натуралист».

2. Книги «Активные формы и методы обучения биологии» В. А. Яковлева. Просвещение 1992 год.

3. Методичку «Школьный участок-кабинет под открытым небом» (Из опыта работы Ореховской школы Галичского района)

2.Актуальность

В 1918 году в дачном пригороде Москвы, Сокольниках, взяло старт юннатское движение, охватившее впоследствии всю страну. Меняются идеологии, уходят в небытие политические партии, но движение пытливых исследователей и защитников природы остаётся. Без преувеличения можно сказать, что юннатское движение выдержало проверку временем. Есть, оказывается, вечные ценности в нашем быстро меняющемся мире.

Ядром сети юннатских учреждений уже более 90 лет является Федеральный детский эколого-биологический центр (ранее - Биологическая станция юных натуралистов им. Тимирязева - Центральная станция юных натуралистов). Центр осуществляет взаимодействие более чем с 400 учреждениями дополнительного образования детей эколого-биологической направленности (Станции юных натуралистов, Эколого-биологические центры и др.) регионального и муниципального уровней, составляющих основу системы дополнительного эколого-биологического образования детей.

-1-

В 2011 году  центром юннатского движения был объявлен сетевой конкурс «Юные Тимирязевцы» . На Конкурс поступило 270 работ из 22 субъектов Российской Федерации. Среди них Республики: Алтай, Башкортостан, Карелия, Татарстан; Марий Эл, Края: Краснодарский, Красноярский, Ставропольский; Амурская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Кемеровская, Московская, Омская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская области.
         В 2012 году сетевой конкурс был переименован в «Малая Тимирязевка» и мало кто вспомнил , что данное движение существовало еще в 70-е годы прошлого столетия.

Учебно-опытный участок нашей школы участвовал в этом движении . За активную работу участок получил статус памятник Природы.

Поэтому нам хочется познакомиться с историей данного движения, с историей нашего учебно-опытного участка.  Для этого мы поставили перед собой вопрос «Достоин ли был участок статуса Памятник Природы?»

В своем исследовании мы использовали материалы школьного краеведческого музея (альбомы, отчеты, грамоты, вырезки из газет и жерналов).

3.Основная часть. История учебно - опытного участка Ореховской школы.

В Эковестнике  №49 за 16-22 декабря 1993 года был опубликован материал о том, что главой администрации области было подписано постановление , касающееся особо охраняемых природных объектах. Ключевой моментом этого постановления  заключается в том, что бы были утверждены новые списки особо охраняемых природных объектов с указанием их данных.

«Вдогонку» статьи в область пришло письмо из Ореховской школы. В нем предлагалось в списки Памятников природы включить учебно- опытный участок.   28 апреля 1987 года  совета народных депутатов  за № 69 , в целях сохранения опытного участка Ореховской школы, который является  Зеленой лабораторией юннатов, базой для трудового обучения учащихся, проведения научных опытных экспериментов, решил  Присвоить учебно-опытному участку Ореховской средней школы ( в размере 1,3 га) статус «Памятник природы» областного значения. Участок получил статус Памятника природы. Участок был внесен в список памятников природы областного значения, но на этом все и закончилось. Участок не получил ни каких документов подтверждающих статус Памятника природы.

Так чем же замечателен учебно-опытный участок нашей школы?  Давайте сначала разберемся, что такое Памятник природы и достоин ли был участок этого статуса.

Памятник природы по определению Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г «отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, историческое, научное, эколого просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

-2-

По определению ФЗ «Об особых охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г- «уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом , научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а так же объекты естественного и искусственного происхождения». Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Что же представляет собой история Памятника природы Учебно- опытный участок Ореховской средней школы, часто просто называемый «Малая Тимирязевка» ?

В 1957 году в Орехове сгорела деревянная школа. Район предпринял все силы, и в 1961 году в Орехове была открыта трехэтажная каменная школа. Именно с этого времени идет история и самого пришкольного участка.

Основателями участка стал учитель Яковлев Виктор Алексеевич и его супруга Нина Павловна. Сколько сил пришлось приложить школьникам и педагогическому коллективу, прежде чем участок был очищен от строительного мусора. Не только мусор стал проблемой участка, но и неплодородный слой почвы, здесь находилась глина, смешанная с песком. К школе было привезено большое количество торфа. Постепенно около школы был разбит пришкольный участок. Как и на любом пришкольном участке были разбиты отделы, велась опытническая работа. Школа столкнулась с трудностью приобретения посевного и посадочного материала. Часть удавалось заготавливать своими силами. Семена яблони собирали сами ребята от плодов диких и некоторых культурных яблонь, имеющихся у населения. На первых порах часто преследовали неудачи – посеянные семена плохо всходили, а некоторые погибали. Применяемые способы подготовки семян к посеву не давали желаемый результат. Сказывалось отсутствие опыта. Однако, упорство и желание помогли освоить необходимые методики. Постепенно питомники заполнялись сеянцами различных растений, рассады и цветов, которые высаживали в грунт. И к концу 60-х годов участок имел основной набор растений, которым располагает почти каждая сельская школа. Но не было главного – коллекции растений. Были просто растения, не всегда сортовые, чаще не районированные, набранные из разных мест.

Но, наверное , все же самое грандиозное развитие участка началось в 1970 году, когда в «Пионерской правде» появилось сообщение о Всесоюзном конкурсе «Малая Тимирязевка». Конкурс был организован по инициативе редакции «Пионерская правда» и Министерства сельского хозяйства. «Тимирязевкой» называют прославленную Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А.Тимирязева, а участие в всесоюзном конкурсе «Малая Тимирязевка» открывала дорогу сельскохозяйственную науку и практику тысячам ребят.

        Совсем неожиданно для Виктора Алексеевича Яковлева весной 1970 года, когда юннаты намечали план очередных работ на лето, прозвучал вопрос одного из его участников : «А у нас будет «Малая Тимирязева»?». Вопрос был неожиданным, поэтому Виктору Алексеевичу пришлось сначала познакомиться в «Пионерской правде» с особенностями работы «Малый Тимирязевки»,

-3-

 с предложенной непростой структурой ее организации, парадностью и строгой отчетностью. Педагог убедился, что эта форма организации учебной исследовательской и трудовой деятельности, позволит применить внеклассную работу для решения больших педагогических идей. И работа закипела.

На участке были организовано детское трудовое экологическое объединение «Малая Тимирязевка». Работа и опыт этого объединения описаны в книге В.А.Яковлева «Активные формы и методы обучения биологии». «Малая Тимирязевка» стала принимать активное участие во многих общественно-политических делах школы. Вопросы, которые входили в ее компетенции, были многочисленны:

1) трудовые дела на УОУ школы, в селе и хозяйстве «Искра».

2) опытная исследовательская работа для школы, колхоза, по заданию ученых.

3) краеведческая работа.

4) фенологические наблюдения.

5) обмен опытом и развитие связей юннатов школы с любителями природы страны и за рубежом.

6) участие в юннатских делах и конкурсах школьников страны.

7) природоохранительная, экологическая деятельность.

8) создание школьного кооператива по выращиванию посадочного материала.

        Школьники вместе со своим наставником наладили переписку с «Малыми Тимирязевками» различных регионов СССР. Участок сотрудничал   с  Северо-западным  НИИ сельского хозяйства, Ботаническим институтом  им  Комарова, Московским  и Ленинградским  феносекторами Всесоюзного географического общества, селекционными  станциями.

        Школа вела обмен посадочным материалом. За долгие годы участок собрал большое количество видов растений, которыми не могли похвастаться даже старинные парки дворянских усадеб, где их набирается от силы десяток. В дендрарии была собрана коллекция древесно-кустарниковых растений около 135 видов: акация белая, виноград девичий и амурский, береза узорчатая, каштан конский, лимонник китайский, орех серий и маньчжурский, разные виды рябины, тополя, жасмин и так далее. В создании коллекции древесных культур помогли … Костромская лесная опытная станция (пирамидальный тополь советской и чешской селекции – было посажено 9 сортов «мичуринец», «пионер», «русский» и др. Краснокутская опытная станция прислала черенки жимолости каприфоль, спирея Бумальда, винограда девичьего, актинидию, лимонник, спиреи и сирени.

Более того, на участке есть удивительное место – сирингарий, где растет 70 кустов сирени (42 сорта), в том числе, редкие в нашей местности персидская, китайская и амурская. Сирингарий – это длинная аллея, вдоль которой тянутся посадки сирени умопомрачительной красоты, разнообразные по оттенкам цвета и тонкостям аромата.

        Так же на участке имеется и плодово-ягодный сад. Созданию фруктового сада были отданы многие годы. За черенками яблонь и ягодников обратились на зональные плодово-ягодные станции (Вологодскую, Прибалтийскую,

-4-

Кировскую). И получили от них определенное количество прививочного материала. Первые прививки давали выход посадочного материала 10-15 %. Несколько лет ушло на определение времени, в которые лучше приводить прививку. Рассматривались разные способы подготовки подвоя и привоя прививки. С годами пришел опыт и мастерство в выращивании собственных плодово-ягодных растений. Так посадили в саду первые саженцы зимостойких сортов яблонь, груш, смородины, крыжовника, а потом и вишни, сливы и др. растений. В плодово-ягодной питомнике выращивались саженцы уральской, татарской и среднерусской селекции.

        В приобретении черенков школе помогали Центральная генетическая лаборатория им. И.В.Мичурина, Московское общество испытателей природы.

        Спустя несколько лет выход саженцев достиг 50%. В 1978 году урожайность плодово-ягодных культур достигло 3 тонн.

        Но не все было безоблачно в истории сада. Суровые северные зимы проводили свой беспощадный отбор. Зимой 1987 года (когда морозы доходили до 50 градусов Цельсия) вымерзло большая часть сада, самыми устойчивыми оказались алтайские, вологодские и среднерусские сорта яблонь. Поэтому важнейшим условием является зимостойкость сортов.

        Наряду с созданием сада встал вопрос о массовом размножении плодово-ягодных растений для населений и школ района. Для распространения выращивались сеянцами груши, облепихи, ирги, черноплодной рябины, жимолость съедобная, черенками смородины и крыжовник.

        Цветочно-декоративный отдел, который ежегодно составляет до 50 видов.

Но даже это не все, имеется коллекционный фонд травянистых растений, который составляет 12 видов.

        Школьный питомник ежегодно выращивал и распространял в посылках, письмах и бандеролях посадочный материал. Только в 1993 году было отправлено плодово-ягодных культур 325 штук, продано рассады цветов и овощей около 50 тыс.штук, а картофеля предлагалось к обмену 26 сортов.

        «Малая Тимирязевка» включала в себя более 100 учащихся 6-7 классов, в нее входили 12 производственных звеньев. Для общего руководства был создан школьный совет «Малой тимирязевки», куда входили председатель Совета пионерской дружины, бригадир ученической производственной бригады, директор школы, агроном колхоза, учитель биологии и члены совета – по одному ученику от класса.

        Совет помогал планировать и управлять опытнической работой учащихся. На нем каждую осень подводились итоги опытной работы за год. Совет намечал участие в юннатских эстафетах и операциях, заслушивал и утверждал отчеты об их проведении.

        Создание «Малой Тимирязевки» позволило сочетать природоохранную, опытную и исследовательскую работу с трудовым обучением, производственным трудом школьников в составе ученической бригады и оказание практической помощи колхозам. В течении пяти лет, по заданию

-5-

колхоза «Искра», Ботанического института им. В.Л.Комарова и Северо-Западного НИИ сельского хозяйства школьники проводили испытания двенадцати новых кормовых культур: борщевик Сосновского, окопник «Восток», гречиха Вейриха, топинамбур, вайда красильная и другие. Изучались они по следующим показателям: урожайность зеленой массы, время раннего отрастания весной, способность давать спелые семена, экономическая эффективность. Очень хорошие показатели дали культуры гречиха Вейриха, окопник, борщевик Сосновского (который, впоследствии, стал злостным сорняком не только участка, но и всего села). Эффективность этих многолетних культур высока и потому, что они дают урожай на одном поле в течение десяти лет, что значительно снижает затраты на их посев и выращивание.

        По заданию колхоза «Искра» школьники испытывали пять сортов кормового люпина. Тщательно проверив их скороспелость, кормовые достоинства и экономическую эффективность предпочтение было отдано люпину сорта Боровлянский. Семена его юннаты размножили и передали колхозу «Искра».

        С переходом базового хозяйства на выращивание картофеля актуальным стал вопрос о лучших его сортах. Школьники с увлечением взялись за испытание многих сортов картофеля, а лучшие из них – столовый 19 и Гатчинский – послед проверки в опыте размножили и передали на посадку в полевой севооборот колхозу «Искра». Ученическая бригада проводила испытания десяти сортов картофеля Белорусской селекции, причем многие из них в нашей области ранее не выращивались.

        За период  с 1972 по 1985 участок неоднократно получал награды :

1971. - Премия Министерства Сельского Хозяйства СССР за работу «Малой Тимирязевки».

1972. - Премия Министерства Сельского Хозяйства СССР за работу «Малой тимирязевки».

        - Диплом 1-ой степени областной ВДНХ за успехи в опытнической работе.

        - Малая памятная медаль Всероссийского Общества охраны природы за участие в движении «За Ленинское отношение к природе».

        - Почетная грамота Галичского районного отделения Всероссийского Общетсва охраны природы (В.О.О.П.) За хорошую постановку природоохранительной работы.

1973. - Премия Всероссийского Общества охраны природы за работу «Малой Тимирязевки».

        - Диплом ВДНХ СССР и награждение юннатов школы.

        - Первая премия областного конкурса «За Ленинское отношение к природе».

1974.- Премия Всесоюзной Сельскохозяйственной Академии им. В.И.Ленина за работу «Малой Тимирязевки».

        - Большая памятная медаль Всероссийского общества охраны природы.

        - Награждены знаком «Юный друг природы» ряд школьников.

-6-

1975.- Премия Министерства Сельского Х-ва СССР за работу «Малой Тимирязевки».

        - Премия и вымпел Центрального Совета В.О.О.П. за участие в природоохранительной работе.

        - Почетная грамота Галичского отделения В.О.О.П. за опытничество в помощь сельскому хозяйству.

1982. - Почетная грамота Министерства Сельского Хозяйства СССР и диплом «Пионерской правды» за работы «Малой Тимирязевки».

        - Почетная грамота Галичского отделения В.О.О.П.

        - Диплом 1-ой степени Областной ВДНХ.

        - Награждено знаком ВДНХ – 10 человек учащихся.

1983. - Участники ВДНХ СССР; награждены медалями 3 человека учащихся.

        - Почетная грамота Галичского отделения В.О.О.П. за опытническую работу.

        - Почетная грамота Галичского РОНО и Г.К. ВЛКСМ за связь с колхозов.

1984. - Участники ВДНХ СССР.

        - Почетная грамота Министерства Сельского хозяйства СССР и премия за работу «Малой Тимирязевки».

        - Почетная грамота Ц.Совета Всероссийского Общества охраны природы за участие в охране природы.

        - Награждено медалями ВДНХ СССР 2 ученика.

        - Диплом 1-ой степени областной ВДНХ.

        - Почетная грамота Галичского отделения В.О.О.П.

1985г.        - Премия и почетная грамота Министерства Сельского х-ва СССР За работу «Малой Тимирязевки».

        - Почетная грамота Галичского отделения В.О.О.П.

        - Победители Всесоюзного конкурса юннатов страны «Белая Береза».

На базе УОУ постоянно проводились экскурсии, семинары, слеты для ребят и педагогов других районов.

Исследовательская работа очень часто приводила выпускников к выбору профессии, связанной с сельским хозяйством. Выпускники выбирали сельскохозяйственные вузы Москвы, Ярославля, Ленинграда и Костромы. Участок стал своего рода выбором дальнейшей профессии. Общение с природой позволяло раскрыться внутреннему богатому миру школьников. На базе участка проводились экологические праздники «Золотая осень», «День птиц», «Экологические викторины» и  др.

Руками ребят выращивались цветы, которые высаживались у памятника Победы в селе Орехово. Когда школьники прочли заметку о могилах советских солдат в Чехословакии, ими было принято решение выслать семена  цветов для высадки на братских могилах в Чехословакии. Особенно хорошо цвели астры «Фигоно» и  карликовые огненно- красные. Их то семена и были высланы школьником в округ Брно ЧССР.

          Еще очень много можно было бы написать о нашей «Малой Тимирязевке». Но историю не повернешь вспять.

-7-

И для Тимирязевки настали трудные времена. Пришел 1991 год. Начался развал  СССР, вместе с ним рушились налаженные связи. Участок уже не мог обходиться своими силами. Постепенно движение сошло на нет.  Участок продолжал уже свою жизнь как учебно-опытная организация. Так же проводились опыты, но теперь на участок легла основная нагрузка на снабжение школы овощами.

Участку не хватало средств на приобретение инвентаря, трудно было с обновлением коллекции посадочного материала. Суровые зимы безжалостно уничтожали южные прихотливые виды.  Статус Памятника Природы так и остался только на бумаге. Да и сколько их еще таких Памятников Природы сгинуло в неизвестность. И только детские руки, и энтузиазм педагогического коллектива позволил участку не превратиться в обыкновенный огород. Он выжил и дождался второго рождения «Малой Тимирязевки» в 2011 году, когда центром юннатского движения был объявлен проект «Юные Тимирязевцы»

( в 2012 переименованный «Малая Тимирязевка»). Сейчас на базе участка осуществляется проект «Возрождение Малой Тимирязевки». Идет обновление плодово-ягодных культур, участок помогает лесничеству выращивать саженцы сосен, елей, лиственниц, дубов.

Все так же ведется исследовательская работа, проводятся экологические мероприятия. Школьники принимают активное участие в экологических мероприятиях района и области.

И все так же выпускники нашей школы выбирают сельскохозяйственные вузы.

Из всего выше сказанного можно сделать один вывод, участок как уникальная исследовательская лаборатория с богатым набором коллекций древесных и травянистых растений, был достоин высокого звания Памятник Природы. И хочется верить , что работа Яковлева Виктора Алексеевича и всего педагогического коллектива школы не будет напрасной.

4. Заключение

        В заключении хочется сказать участок нашей школы замечательный объект. Он нарушает наши стереотипные представления, что памятник природы – это чаще всего какой-либо ветхий старинный парк в бывшей дворянской усадьбе, который считает свои последние дни, а люди смотрят на него, грустят, но воссоздать подобную красоту уже не могу…

        Но ничего подобного, оказывается! Есть памятники природы, которые можно сберечь и они будут процветать в буквальном смысле, да еще и другим жизнь давать, рассылая семена и другой посадочный материал. Только для этого мало желания учащихся школы, в этом благородном деле необходимо материальная помощь властей разных уровней. Сейчас, когда экономические отношения вышли на первый план, очень тяжело памятнику природы обходиться без посторонней помощи. Конкурировать с организациями, которые занимаются в обширном масштабе рассылкой посадочного материала, участок не может, так как воспитание детей не носит коммерческую окраску.

-8-

5. Источники.

1) http://ecobiocentre.ru/agro/

2) koipkro.kostroma.ru/Galich_R/ososh/DocLib35/...Проект возраждение малой Тимирязевки

3)В.А.Яковлев «Активные формы и методы» обучения биологии» М Просвещение 1992 год

4) Методичка «Школьный участок-кабинет под открытым небом» (Из опыта работы Ореховской школы Галичского района)

5) http://tehniken.ru/promyshlennost-na-m/malaya-timiryazevka-v-sssr.html

6) Материалы школьного краеведческого музея

Приложение

F:\проекты\уоу\уоу\img158.jpg

-9-

F:\проекты\уоу\уоу\УОУ фото\img008.jpg

F:\проекты\уоу\уоу\УОУ фото\img010.jpg

-10-

F:\проекты\уоу\уоу\УОУ фото\img019.jpg

F:\проекты\уоу\уоу\УОУ фото\img016.jpg

-11-

F:\проекты\уоу\уоу\УОУ фото\img020.jpg

F:\DCIM\102___02\IMG_0087.JPG

-12-

F:\DCIM\102___02\IMG_0088.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0081.JPG

-13-

F:\DCIM\102___02\IMG_0085.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0117.JPG

-14-

F:\DCIM\102___02\IMG_0116.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0111.JPG

-15-

F:\DCIM\102___02\IMG_0107.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0105.JPG

-16-

F:\DCIM\102___02\IMG_0104.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0102.JPG

-17-

F:\DCIM\102___02\IMG_0098.JPG

F:\DCIM\102___02\IMG_0097.JPG

-18-