Окружающий мир

Потапенко Ирина Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

белый медведь Голос белого медведя

Слайд 15

морж Голос моржа

Слайд 30

тупик Голос тупика



Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны холодного пояса.

Зона Ледяных пустынь.

Цели:

Познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, а также  с особенностями и обитателями зоны Ледяных пустынь.

Развивать познавательную активность учащихся.

 Формировать умение пользоваться картой.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне Ледяных пустынь.

Познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Методы и формы обучения 

Рассказ с элементами беседы, работа с презентацией Notebook, работа с учебником и тетрадью.

 Оборудование 

Интерактивная доска Smart Board, компьютер, проектор, учебник 2 класс«Окружающий мир» 2 часть (стр.14 -19) , рабочая тетрадь  «Окружающий мир», карта природных зон в учебниках у каждого ученика презентацией Notebook, Карточки-помогайки на каждую группу.

Тип урока Урок изучения нового материала.

Основные понятия и термины Зона Ледяных пустынь.

Метапредмет «Знак»

План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Совместное открытие знаний.

4.Самостоятельное применение знаний.

      5.Итоги урока.

      6.Домашнее задание.

      7.Рефлексия.

1. Организационный  момент

- Ребята, проверьте готовность к уроку, давайте подарим всем в классе хорошее настроение - повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь, повернитесь к друг другу, улыбнитесь.

- Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок.

(Говорили о том, что в каждом поясе существуют определённые природные зоны. На Земле действует закон природной зональности.)

- От чего будут зависеть условия обитания живых организмов на Земле?

(Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.)

2. Актуализация знаний

- Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями.

- Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по нашей планете, но к этому путешествию нам нужно подготовиться.

СЛАЙД 1

- Рассмотрите иллюстрации. (Ледяные пустыни, Тундра)

- Послушайте фрагмент из песни "Песенка о медведях"

- К какому поясу вы бы отнесли данные иллюстрации и фрагмент из песни?

 (холодный пояс)

- Как вы думаете, куда сегодня мы отправимся? (в холодный пояс)

- Где на Земле расположены холодные пояса? (ближе к северному и южному полюсу)

СЛАЙД 2

- Как вы думаете, есть ли у каждого пояса своё название? (Арктика, Антарктида)

СЛАЙД 3

- Давайте решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему? (холодно)

- А почему в полярных областях холодно? (лучи солнца там косые - сильно наклонены, и слабо нагревают землю.)

СЛАЙД 4

- Предположим, кого мы там можем встретить?

- Чему будет посвящён наш урок? (экосистемам холодного пояса)

Вывод темы

- Сегодня мы узнаем, какие зоны расположены в холодном поясе. Более подробно остановимся на самой холодной зоне.

3. Совместное открытие знаний (работа в группах)

СЛАЙД 1

- Можно ли разделить иллюстрации на группы? (льдины, иллюстрации с растениями)

- Какое предположение можно сделать? (можно в холодном поясе встретить 2 вида пейзажа)

СЛАЙД 5

- Как бы вы назвали каждую зону? (Ледяные пустыни, тундра)

- Как вы думаете, сегодня какой зоне мы будем уделять внимание? (Ледяные пустыни)

СЛАЙД 6

 - Как вы думаете, на какие вопросы нам следует найти ответы, что бы вы хотели узнать об этой зоне?

План

  1. Особенности этой зоны
  2. Какие растения и животные живут. Их профессии.
  3. Как они приспособились к условиям обитания
  4. Деятельность человека
  5. Экологические проблемы

СЛАЙД 24

- Давайте вместе разберёмся в том, что представляет зона Ледяных пустынь и ответим на наши вопросы.

СЛАЙД 7

Работа в группах

1 группа - географы

- Уважаемые географы, постарайтесь объяснить расположение и  климатические условия зоны Ледяных пустынь.

Карточка – «помогайка»:

  1. Где расположена зона Ледяных пустынь?
  2. Какой климат? (Солнце, температура, какое лето, зима, необычные явления в природе).

 Зона Ледяных пустынь

           Зона Ледяных пустынь примыкает к полюсам земного шара. Антарктика на край нем юге, Арктика - на севере. Крайний Север нашей страны входит в состав ледяной зоны, в пределах которой находятся Северный Ледовитый океан, его окраинные моря и северные острова.

         Климат в зоне Ледяных пустынь очень суровый. Солнце неравномерно освещает Землю. Ближе к северному полюсу солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном, поэтому не прогревают ее. Снег и лед покрывают ее почти весь год, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Здесь льды никогда не тают, только ближе к югу могут подтаять на несколько недель в году. Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. В Антарктиде находится самое холодное  место на Земле, там была отмечена температура -89,2 градусов. Часто дуют по рывистые и даже ураганные  ветры.

Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Полгода в этих краях солнце совсем не показывается над горизонтом. Полярной же ночью на всем пространстве господствуют лютые морозы. В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние.

Весна и осень очень короткие. Летом – избыток света. После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Однако солнце почти не греет, поэтому температура воздуха чуть выше 0 С. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде.

В суровых условиях,  казалось бы,  не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.

СЛАЙД 25 Заносим в схему главное

2 группа – ботаники

- Уважаемые ботаники, постарайтесь выяснить, какие растения живут в зоне Ледяных пустынь и как они приспособились к суровым условиям.

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья).

Растительный мир зоны Ледяных пустынь

Из-за природных условий растительный мир очень скудный.

Большинство   растений   принадлежат к обитателям  морской  воды.  Планктон -  мелкие организмы. Такими организмами могут быть некоторые водоросли. Планктон  служит  основой  питания   для   более  крупных организмов. Водоросли об разуют около берега заросли,  да вая приют червям, моллюскам, ракообразным и др. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах.

В зоне Ледяных пустынь иногда можно увидеть снег красного цвета. Это снежная водоросль. Она способна жить только на снегу. Когда тает снег, водоросль начинает накапливать красное вещество. На снегу появляются большие красные пятна. Для развития им нужен только углекислый газ и минеральные вещества.

К суровым условиям приспособились обитатели Севера. Им не нужно много тепла. Мхи имеют стебли  и  листья, но у них не бывает корней. Корни и стебли растений тесно сплетаются, что защищает их от холода и сильных ветров.

- А теперь попробуем разместить растения этой зоны на карте.

СЛАЙД 25 Заносим в схему главное

3 группа – зоологи

- Уважаемые зоологи, постарайтесь выяснить, какие представители животного мира обитают в зоне Ледяных пустынь и как они приспособились к суровым условиям.

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни?

Животный мир зоны Ледяных пустынь

           Животный мир зоны Ледяных пустынь не отличается большим разнообразием. Однако там, среди льдов, немало интересных  животных.

         В прибрежных водах много водорослей. Это корм для мелких рачков. А ими питаются треска,  морской окунь. Рыбой питаются моржи,  тюлени.

В водах морей Ледяной пустыни водится несколько видов рыб. Повсеместно распространена родственница трески – сайка.  Она служит основным кормом для тюленей и  разнообразных птиц.

Среди животных очень много птиц (кайры,  гагары, гаги, белые чайки, кулики). Они обитают, гнездятся и размножаются на скалистых берегах,  образуя птичьи базары.

         Из крупных животных можно встретить белого медведя, гренландского  кита,  северного  дельфи на— (нарвал, белуха),  моржей, тюленей.

Животные хорошо    приспособлены к суровому климату. Они защищены от охлаждения   слоем   толстого   жира (моржи и тюлени),   гу стым подшерстком или обильным пуховым оперением. Очень густой и плотный мех или оперение животные надевают осенью, накануне прихода долгой суровой зимы. Птицы, защищая яйца от охлаждения, выстилают гнезда слоем пуха. Многие птицы - прекрасные пловцы. Большинство животных имеют белую или светлую окраску. Так они малозаметны и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирует их и помогает скрыться от врага.  Для животных характерны  короткие ноги, уши, у птиц — клювы.

 

 Рассказ – видео о Белый медведь 2 мин, Моржи 2 мин, Тупик 1 мин 45сек

А теперь попробуем разместить животных этой зоны на карте.

СЛАЙД 25 Заносим в схему главное

4 группа – краеведы и экологи

- Уважаемые краеведы и экологи, постарайтесь выяснить какова деятельность человека,  существуют ли экологические проблемы в зоне Ледяных пустынь и что угрожает экосистеме.

Карточка – «помогайка»:

  1. Деятельность человека.
  2. Экологические проблемы.
  3. Охрана природы.

Арктика и человек

Как связаны Арктика и человек?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю.

Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это разумно. В настоящее время природе нанесён серьёзный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.

Для охраны и изучения Ледяной пустыни создан ряд национальных парков и заповедников, в том числе Гренландский национальный парк, Остров Врангеля и др.

На острове Врангеля находится заповедник,  где изучают и охраняют всю арктическую природу и особенно моржей и белых медведей.

- Почему нужно бережно относиться к животным, которые живут в зоне Ледяных пустынь?(могут исчезнуть)

- Как называется книга, в которую записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли?

СЛАЙД 25 Заносим в схему  главное

Выступление групп

СЛАЙД 8-10 Геграфы       СЛАЙД 25 Заносим в схему  главное

СЛАЙД 11 Ботаники   СЛАЙД 25 Заносим в схему  главное

СЛАЙД 12 Зоологи       СЛАЙД 25 Заносим в схему  главное

СЛАЙД 13-14  Экологи     СЛАЙД 25 Заносим в схему  главное

4.Самостоятельное применение знаний

-Для того, чтобы узнать, какими вы были путешественниками и слушателями,  мы выполним несколько заданий. 

СЛАЙД 15

  1. Безжизненна ли зона Ледяных пустынь? (есть и растения, и животные. Там живет человек. Поэтому она не необитаема).

СЛАЙД 16

  1. Назовите изображённые объекты и найди ошибки.

Кто из них кормильцы? Едоки? Составьте пищевую цепочку.

СЛАЙД 17

  1. Интерактивный тест.

СЛАЙД 18

  1. Найти имя для животных зоны Ледяных пустынь.

СЛАЙД 19

  1. Задания гостям   - Вставь пропущенные слова в текст.

  1. Итоги урока.
  1. Что нового узнали?
  2. Как узнали, что помогло?
  3. Где пригодятся знания?
  4. Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
  5. Как работал ты?

СЛАЙД 20

  1. Домашнее задание.

- Ребята, представьте, что вам предложили написать небольшую заметку в нашу районную газету  рубрикой «Это интересно».

- Дома подумайте, какую информацию о зоне Ледяных пустынь вы бы поместили в газете? Найдите такую информацию и приготовьте сообщение.

  1. Рефлексия.

СЛАЙД 21

- А сейчас послушайте песню (Звучит песня «Колыбельная медведицы»)

- Вспомните,  кто пел эту песню и для кого?

СЛАЙД 21

- Где живет Умка?

СЛАЙД 22

- А сейчас вспомните, каким было ваше настроение во время урока, понравился ли он вам.

Если вам было хорошо, урок понравился, подарите арктическому солнышку лучик, чтобы оно согрело своим теплом маленького медвежонка.

Не понравился урок, было скучно – прикрепите тучку.

СЛАЙД 23

Спасибо за урок!

1 группа - географы

Карточка – «помогайка»:

  1. Где расположена зона Ледяных пустынь?
  2. Какой климат? (Солнце, температура, какое лето, зима, необычные явления в природе).

Зона Ледяных пустынь

           Зона Ледяных пустынь примыкает к полюсам земного шара. Антарктика на край нем юге, Арктика - на севере. Крайний Север нашей страны входит в состав ледяной зоны, в пределах которой находятся Северный Ледовитый океан, его окраинные моря и северные острова.

         Климат в зоне Ледяных пустынь очень суровый. Солнце неравномерно освещает Землю. Ближе к северному полюсу солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном, поэтому не прогревают ее. Снег и лед покрывают ее почти весь год, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Здесь льды никогда не тают, только ближе к югу могут подтаять на несколько недель в году. Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. В Антарктиде находится самое холодное  место на Земле, там была отмечена температура -89,2 градусов. Часто дуют по рывистые и даже ураганные  ветры.

Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Полгода в этих краях солнце совсем не показывается над горизонтом. Полярной же ночью на всем пространстве господствуют лютые морозы. В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние.

Весна и осень очень короткие. Летом – избыток света. После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Однако солнце почти не греет, поэтому температура воздуха чуть выше 0 С. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде.

В суровых условиях,  казалось бы,  не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.

2 группа – ботаники

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья).

Растительный мир зоны Ледяных пустынь

Из-за природных условий растительный мир очень скудный.

Большинство   растений   Се верного Ледовитого океана принадлежат к обитателям  морской  воды.  Планктон -  мелкие организмы. Такими организмами могут быть некоторые водоросли. Планктон  служит  основой  питания   для   более  крупных организмов. Водоросли об разуют около берега заросли,  да вая приют червям, моллюскам, ракообразным и др. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах.

В зоне Ледяных пустынь иногда можно увидеть снег красного цвета. Это снежная водоросль. Она способна жить только на снегу. Когда тает снег, водоросль начинает накапливать красное вещество. На снегу появляются большие красные пятна. Для развития им нужен только углекислый газ и минеральные вещества.

К суровым условиям приспособились обитатели Севера. Им не нужно много тепла. Мхи имеют стебли  и  листья, но у них не бывает корней. Корни и стебли растений тесно сплетаются, что защищает их от холода и сильных ветров.

3 группа – зоологи

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни?

Животный мир зоны Ледяных пустынь

           Животный мир зоны Ледяных пустынь не отличается большим разнообразием. Однако там, среди льдов, немало интересных  животных.

         В прибрежных водах много водорослей. Это корм для мелких рачков. А ими питаются треска,  морской окунь. Рыбой питаются моржи,  тюлени.

В водах морей Ледяной пустыни водится несколько видов рыб. Повсеместно распространена родственница трески – сайка.  Она служит основным кормом для тюленей и  разнообразных птиц.

Среди животных очень много птиц (кайры,  гагары, гаги, белые чайки, кулики). Они обитают, гнездятся и размножаются на скалистых берегах,  образуя птичьи базары.

         Из крупных животных можно встретить белого медведя, гренландского  кита,  северного  дельфи на— (нарвал, белуха),  моржей, тюленей.

Животные хорошо    приспособлены к суровому климату. Они защищены от охлаждения   слоем   толстого   жира (моржи и тюлени),   гу стым подшерстком или обильным пуховым оперением. Очень густой и плотный мех или оперение животные надевают осенью, накануне прихода долгой суровой зимы. Птицы, защищая яйца от охлаждения, выстилают гнезда слоем пуха. Многие птицы - прекрасные пловцы. Большинство имеют белую или светлую окраску. Так они малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирует их и помогает скрыться от врага.  Для животных характерны  короткие ноги, уши, у птиц — клювы.

4 группа – краеведы и экологи

Карточка – «помогайка»:

  1. Деятельность человека.
  2. Экологические проблемы.
  3. Охрана природы.

Арктика и человек

Как связаны Арктика и человек?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю.

Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это разумно. В настоящее время природе нанесён серьёзный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.

Для охраны и изучения Ледяной пустыни создан ряд национальных парков и заповедников, в том числе Гренландский национальный парк, Остров Врангеля и др.

На острове Врангеля находится заповедник,  где изучают и охраняют всю арктическую природу и особенно моржей и белых медведей.


Предварительный просмотр: