Методические разработки

Бурданова Анна Дмитриевна

методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burdanova_a.d._microsoft_office_word.docx398.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей р.п. Ветлужский

Экологическое воспитание дошкольников

«Береги живое»

Природа нашего края.

Методическое пособие

                       https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c0204d36e780ad2638d816861318cb7e&n=33&h=215&w=298

Подготовила:

старший воспитатель

Бурданова А.Д.

1 кв. категория

стаж  11 лет

2017 г.

Пояснительная записка.

   

   Богат и разнообразен природный мир Поветлужья, много красивых мест, природных объектов находиться на территории Краснобаковского района, важно сохранить красоту родной природы.

   Для воспитания экологического сознания, воспитание  начал экологической культуры важно начинать воспитывать в дошкольном детстве.

   Много различных  методов и приемов, средств и форм воспитания детей дошкольного возраста, необходимо подобрать наиболее эффективные.

Цель: научить детей осознавать взаимосвязь природы и человека.

   Чем раньше маленький человек познакомиться с закономерностями взаимоотношений человека и природы, тем глубже будет интерес к живой природе, и разовьется бережное отношение к ней,  готовность действовать в ее защиту.

 Задачи:

  • Рассмотреть природу родного края, как уникальную ценность, имеющуюся у людей;
  • Сформировать первые элементарные экологические понятия;
  • Заложить основы естественно - научного мышления, научного познания природы;
  • Воспитать бережное отношение к окружающей среде;

Принципы отбора содержания:

Принцип гуманизации;

Краеведческий принцип;

Принцип проблемности и историзма

Принцип непрерывности и преемственности

Личностный принцип

 В данном пособии имеется информация о живой природе Краснобаковского района.

Предназначено для использования в работе с детьми  по экологическому воспитанию дошкольников.

  1. Река Ветлуга

Общие сведения: Особенности реки Ветлуга – река, которая обладает медленным течением, что делает ее доступной для всех желающих. Стоит отметить, что на 700 км от устья водоем судоходен. Берега потока по большей части высокие, некоторые достигают 63 м, а в истоках – целых 147 м!

  Река замерзает с начала ноября по апрель, а восполняет запасы воды за счет тающего снега. Средняя скорость Ветлуги примерно 7 км/ч, а ширина местами достигает 50 м. На общем протяжении берега по большей части заросли хвойным лесом: пихтами, соснами и елями. Водный поток извилист, но все же островов насчитывается мало. Дно у него преимущественно илистое.

http://samlib.ru/img/a/arhipow_a_m/vetluga-foto/01.jpg

Легенда о реке Ветлуга:

 Когда–то давным-давно, в стародавние времена, на берегу тихой лесной реки, около нынешнего города Ветлуги, стояло большое селение. В ту далекую пору проживали в нем вместе и русские, и татары, а правил селением татарский князь. 

В одном из домов, что стоял на самом краю улицы, жил отец с дочерью. Дочь звали милым именем – Луга. И не было её краше и добрее среди русских девушек ни в этом селении, ни в соседних.

Вот раз шла Луга с ведрами на реку и повстречала татарского князя. Тот приметил девушку, остановился, посмотрел на неё взглядом коршуна, а она, толи от хорошего настроения, то ли от доброты своего сердца молодого, возьми да и улыбнись князю, да так, что захотел он взять её себе в жены.

 Но Луга давно любила русского парня, и, когда князь тот татарский прислал сватов, отец, не задумываясь, отказал им. Знал старик о любви Луги и был совсем не против того, чтобы зятем его стал тот молодой парень, который хорошо умел работать и в поле, и в лесу, да весело играть на рожке.

Тем временем весть об отказе Луги дошла до князя. Сузил он свои маленькие глазки в щёлочки, глянул свирепо на сватов и прошипел змеёй: - Отказала, говорите…

  Но Я не откажусь от задуманного. Быть Луге моей!

И то сказать, година в ту пору не та была, чтобы возражать наместнику грозного татарского хана.

Как ни сопротивлялась девушка, князь от своей затеи не отставал. И вот уже наметил наместник ханский день свадьбы своей. В строго указанное время в княжеский дом были согнаны лучшие музыканты того селения, а среди них и суженый Луги.

Грустные думы одолевали его буйную голову. Никогда не видели парня таким печальным, каким он был тогда!
Не легче было и его любимой: проплакав всю долгую ночь напролет, Луга сидела теперь рядом с князем, как подстреленная горлинка, и о чем–то упорно думала.
Между тем свадебное пиршество шло своим чередом: музыканты играли что–то веселое, гости громко говорили, пели, плясали. Князь не сводил глаз с невесты. Он принимался угощать Лугу, показывал ей вещички дорогие, подарочки свадебные. Но девушку ничего не радовало, она всё молчала и молчала. Князь нагнулся к уху девушки и тихо, заискивающе спросил: 
- Что ты хочешь, дорогая?
- Покататься на лодке с музыкантами, - ответила девушка.
- Твоё желание будет исполнено! – Расплываясь в улыбке, заверил ханский наместник.
  Не прошло и получаса, как молодые, вместе с гостями и музыкантами сели в лодку и отчалили от берега. Плавно покачиваясь, лодка медленно поплыла по реке, направляясь к высокому обрывистому берегу, на котором возвышались зеленые развесистые вётлы. Их длинные ветви низко свешивались к воде, которая на глубоких местах бурлила, как кипящий котел.
 И здесь, на воде, Лугу как будто подменили: она была необыкновенно весела, шутила с князем и гостями, показывая, куда надо плыть.
  Когда лодка дошла до самого глубокого места, Луга быстро поднялась и, как легкая лань, метнулась в сторону, где сидел её любимый парень. Отбросив рожок, тот ринулся к ней, и на мгновение застыли в крепком объятии, а потом как сговорились, разом бросились в бурлящий омут. И тотчас же тёмные воды лесной реки укрыли их от взоров ненавистного князя и его притихших гостей.
  Луга. Тихо кругом и безмятежно, лазурной блестящей, как зеркало, гладью покрыты речные просторы. Даже глубокие омуты перестают в то время кипеть, и лишь только небольшие воронки, напоминающие собой точеные в Семенове затейливые чашки, указывают едущему по реке опасные места.

Но вот вспомнится девушке злой татарский наместник. Вспомнит она и испуганно вздрогнет. И застучит, затрепещет её молодое сердце, заклокочет, забурлит её горячая кровь. Взмахнет она давно застывшими руками и выплеснет из бурных омутов да тихих соминых ям на всю ширь необозримых лугов заречных неуёмные силы вод своих. Разольется, разметается, как богатырь, по земле русской молчавшая в зимней спячке река. Затопит вековые вётлы, и зашумят, заплещутся, как в синем море буйные воды свои.

Однако ласки любимого парня, что покоится рядом, его крепкие и страстные объятия успокоят красавицу Лугу, вернут её в прежнее состояние. И укротится, затихнет тогда расплескавшая свои воды река. Не спеша войдет она в свои берега и станет тихой, доброй и милой. И обсохнут, зазеленеют тогда вековые вётлы, выбросят они свои молодые ветви к самой реке, будто желая поскорее увидеть красавицу Лугу, имя которой навеки сохранилось в названии реки.

    Однако, есть другая версия, почему водоем называется именно так. Дело в том, что на берегах реки были густые ивовые заросли, а «ветла» – разновидность данных деревьев. Также имеет место быть перевод слова Ветлуга с древнего марийского: «йуга» – река, а «ветели» – чайка, точнее «Река чаек». Скорее всего, во времена марийских поселенцев над водной гладью можно было наблюдать бесчисленное множество чаек. -

Задания детям.

-Как называется река, на которой расположен наш поселок?  (Ветлуга)

-Почему ее так назвали?

-Что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту реки?

           2.   Дендропарк  в  Красных Баках.

Является ботаническим памятником природы. 

Площадь памятника природы: 17,0 га.

Назначение: научное (ботаническое); рекреационное.

 

http://www.turizmvnn.ru/files/pic/object/Dendropark.JPG

 

 Памятник природы сохраняет богатую коллекцию деревьев и кустарников, насчитывающую более 300 видов. Он состоит из двух участков.

Коллекционный садик площадью 0,25 га заложен в 1949 году. На этой небольшой площади собрано около 100 видов деревьев, в том числе 70 видов экзотов. Экзоты дают семена, которые используются для выращивания нового посадочного материала.

Второй участок площадью около 17 га заложен в 1960 г. Коллекционные насаждения в дендрарии размещены квадратами, разделены аллеями и обсажены по периметру декоративными деревьями и кустарниками.

Богато представлены сосны (9 видов),  ели (8 видов и 3 формы), лиственницы (6 видов и два межвидовых гибрида), тополя (26 форм и видов), дикие розы (19 видов) и т.д. Особый интерес представляют результаты опытов по прививке сосны сибирской (кедровой) на сосне обыкновенной. Привитым деревьям уже около 40 лет, они начали плодоносить.

  Дендропарк используется как учебно-научная база Краснобаковского лесхоз техникума, его посещают многочисленные экскурсии школьников.

http://photos.wikimapia.org/p/00/04/77/88/36_big.jpg

Задания для детей:

Назови правильно

Береза - Березовая роща;

Сосна - Сосновый бор;

Дуб-Дубрава;

Ель-Ельник;

Загадки:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

 

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

     На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

(Березы)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Елка)

3.Животный мир

Медведь. 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0e8a9152c8cb1f08402f6e2707ed347e-l&n=13

  В густом лесу,  заваленном буреломом, живет бурый медведь. Он питается как животной, так и растительной пищей, любит лакомиться ягодами, поедает корни растений. Тело его грузное, весом около 300 кг. Зимой медведи впадают в спячку, в обустроенную берлогу.

Лось.  

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e854dd5a2661310da942125bc58a672b&n=33&h=215&w=323

Крупный лесной зверь. Его сильные стройные ноги заканчиваются копытами. Самец имеет рога, самка нет. Осенью рога отпадают, а весной вырастают новые. Лось питается травой, листьями и молодой корой.

Кабан.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b793e1ea63548c1800662fda72308d6&n=33&h=215&w=382

  Тело кабана покрыто щетиной, что позволяет не замерзнуть зимой. Он хорошо передвигается по труднопроходимым местам. Питается желудями и другими плодами, поедает червей, улиток, личинок, насекомых, мышевидных грызунов. Живут колониями.

Задания детям:

1.Назовите русские народные сказки, в которых встречается медведь?

2.Чем питается кабан?

3.Когда лось сбрасывает рога?

В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой.
Лапой в улей да в роток –
Любит лакомка медок.
                     (Медведь)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...
                                     (Лось)

Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
                                     (Кабан)

4.Растительный мир

Ландыш.
                      Распространение и среда обитания

Ландыши распространены во всей России, в том числе и на территории Краснобаковского района.

Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается при хорошем увлажнении. На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко, создавая значительные клумбы.

Охранный статус

В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья. Ландыш майский — широко известное лекарственное растение.

Большое количество сказок, мифов и легенд связано с ландышем. Многим с детства известна сказка братьев Гримм о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов, в них живут маленькие лесные человечки —эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.

Всё растение ландыша ядовито.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3dcd460e777ee9886dcc3da3ee6c4e8a&n=33&h=215&w=287

 Ветреница дубравная.

  Поражающая своим изяществом и хрупкостью, Ветреница дубравная является лечебным растением с широким применением. Сорвать цветок этого растения, означает погубить его. Не удивительно, что оно занесено в Красную книгу как исчезающий вид растения. 

Существует поверье, что во время изгнания Адама и Евы из Рая, в наказание, их осыпало снегом. Когда Ева начала плакать от уныния и озноба, Бог превратил хлопья снега в цветы ветреницы дубравной.

  С латинского языка Ветреница дубравная (Anemone nemorosa) переводится как «дочь ветров». И действительно, растение начинает колыхаться даже от легкого ветерка. 

Есть и несколько народных названий, в число которых входят:

  1. Лютик. Такое название возникло от того, что ветреница, из семейства лютиковых.
  2. Веснуха. Такое название было описано в книге «Лечебные травы» Зоська Верас.
  3. Подснежник. Ветреница дубравная похожа и первый вестник весны как подснежники.

                                     Охранный статус.

   Название растения может подсказать, в чем одна из главных причин уменьшения их количества. Основным местом произрастания Вереницы дубравной были дубовые леса, расположенные в Европейской части России. Из-за уменьшения количества дубовых рощ, с ними начала исчезать и ветреница, которая была напрямую от них зависима.

Ветреница

Задания детям.

1.Как еще называют в народе ветреницу дубравную?

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят…(Ландыш)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький …(подснежник).

Список литературы

1. География Нижегородской области  Г.С. Кулинич, В.В.Николина  . Учебное пособие-Н. Новгород.1991г.

2. Природа, население, хозяйство,

экология.Ф.М. Баканина, Б.И.Фридман Поветлужье.

Н.Н. Ассоциация «Поветлужье»,2004г.

3.Позвоночные животные Нижегородской области И.И. Пазунов, В.И.Козлов, Г.И.,Кипарисов,Н.Новгород,2005г.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/