«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
статья на тему

Бурданова Анна Дмитриевна

 «Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».

Автор: Бурданова Анна Дмитриевна, старший воспитатель

 МАДОУ детского сада «Радуга» р.п.Ветлужский

"Надо учиться в школе,

 но еще гораздо больше надо учиться

на выходе из школы, и это второе учение

по своим последствиям, по своему влиянию

на человека и на общество неизмеримо важнее первого".

Д.И. Писарев

   
 За последние годы произошло много значимых изменений в системе образования в частности дошкольного. Принят новый закон  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Введен ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), разработан Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н).

   Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Анализ  стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников. Современные условия функционирования системы образования, проводимые реформы увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим в реализации актуальных задач и современных аспектов профессиональной деятельности многие столкнулись с проблемой в недостаточном владении актуальными профессиональными и ключевыми компетенциями.  Современный педагог должен уметь строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно развиваться и повышать профессиональную компетентность. Что же такое формирование педагогической компетентности?  Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся во время всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянный динамизм, незавершенность - одна из характеристик профессиональной  компетентности педагога. В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».

 В настоящее время  возникла потребность пересмотреть систему работы в детском саду по повышению и развитию профессиональной компетентности педагогов.       На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы  цели, задачи, направления и  содержание работы по повышению квалификации.

 Цель: «Создание методической модели для непрерывного уровня повышения  профессиональной компетентности педагога  образовательной организации.

 Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов через различные формы повышения компетенций.
  2. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в  

     педагогическую деятельность.

  1. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, через  

    участие в  мероприятиях различного уровня.

  Для реализации цели и задач была разработана программа повышения квалификации на 3 года. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов. В плане отражены различные формы повышения квалификации: повышение квалификации через получение специального образования, переквалификация, курсы повышения квалификации, вебинары, семинары, участие в районных методических объединениях, мастер-классы, портфолио педагога, аттестация, самообразование, конкурсы педагогического мастерства, мастер классы.

   На первом этапе был проведен мониторинг педагогических кадров: состав, уровень образования, стаж, имеющийся опыт по различным направлениям и возможность поделиться им, профессиональные затруднения, готовность к изучению нового, работа в режиме инноваций. Посещение занятий и наблюдение за деятельностью педагогов помогло выявить профессиональные затруднения и сильные стороны. Результаты анкетирования педагогов «Выявление способности педагогов к развитию»;  «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» были использованы при разработке модели методической поддержки педагогов при повышении компетенций.

   Исходя из данных результатов и поставленных задач, была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Работа по повышению профессиональных компетенций была выстроена с учетом всех факторов.

Таким образом, наиболее приемлемыми формами организации непрерывного повышения компетенций стали:

Форма работы с педагогами

Участники

1

Обучение в специальных образовательных учреждениях

Педагоги, не имеющие специального образования

2

Профессиональная переподготовка

Педагоги имеющие высшее образование не по профилю работы

3

Курсовая подготовка

Все педагоги 1 раз в 3 года

4

Индивидуальные консультации

молодые педагоги, имеющие стаж работы менее 3 лет

5

Самообразование

все педагоги

6

Участие в районных методических объединениях.

Воспитатели групп раннего возраста, старшего дошкольного, инструктор по физической культуре

8

Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

все педагоги

9

Участие в семинарах, вебинарах по направлению работы организованные вне учреждения

все педагоги

10

Мастер-классы

педагоги, имеющие опыт работы, специалисты

12

Аттестация

все педагоги, подлежащие аттестации  каждые 5 лет

13

Портфолио педагога

все педагоги

14

Семинары – практикумы, организованные в учреждении различной тематики.

все педагоги

15

Работа над единой методической темой

все педагоги

16

Деловые игры

все педагоги

17

Педагогические советы

все педагоги

18

Открытые просмотры различных видов детской деятельности

все педагоги

19

Обобщение передового педагогического  опыта

педагоги, имеющие опыт работы

Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Приобретение профессиональной компетентности – процесс, который длится на протяжении всей трудовой деятельности педагога.

Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры.

              Список литературы.

1.Афонькина Ю.А., Сербукович З.Ф. 2Настольная книга старшего воспитателя. Волгоград: Учитель ,2015

2.Белая К.Ю.  Самообразование педагога. Методическое пособие  - Москва: УЦ  Перспектива, 2011

3.Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами. Скрипторий.Москва,2004г.

4.Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. Волгоград: Учитель,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...

Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования

Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...

Консультация для руководителей МО ДОУ "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кад...