Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»
проект на тему

Рекунова Наталья Леонидовна

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Повышение

профессиональных компетентностей

педагогических работников

в условиях введения ФГОС ДО»

Разработала:

ст.воспитатель

Рекунова Н.Л.

2013 год

Актуальность

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования определена   в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных психологических и педагогических знаний; профессиональных педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, необходимо организовать систематическую работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности  и вывести их на более высокий уровень.

        Особенностью методической работы на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в этих направлениях позволит каждому педагогу успешно перейти к реализации ФГОС. Создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, приведет к освоению новых личностно - профессиональных позиций.

         Для обеспечения готовности ДОУ к введению ФГОС в образовательный процессе необходимо создать ряд условий:

  • Наличие в ДОУ нормативно- правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДО;
  • Готовность педагогов в введению ФГОС ДО в образовательный процесс;
  • Обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДО.

Методическая работа с педагогами в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; осуществлять анализ результативности образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года (по отдельному направлению); умение провести самоанализ деятельности с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях реализации ФГОС; разработать план, программу на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детейопределенных ФГОС;
  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы деятельностного подхода к реализации образовательного процесса.

  Таким образом, возникла необходимость реализации проекта по повышению профессионального уровня  педагогических кадров в контексте  введения ФГОС ДО, обеспечение  постоянного роста и  компетентности педагогического коллектива.

Новизна проекта

Социально-экономические преобразования в Российском обществе привели к существенным изменениям в системе образования в целом и дошкольном звене, в частности. Любое обновление педагогического процесса в образовательном  учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Таким образом, проект предусматривает повышение компетентности  и профессионализма педагогов, как одного из  важнейших условий  повышения качества дошкольного образования.

Анализ готовности ДОУ к введению ФГОС ДО

Ключевое значение  для успешного введения ФГОС ДО имеет программно-методическое обеспечение, а именно реализация в ДОУ образовательной программы. На сегодняшний день отсутствуют Примерные образовательные программы дошкольного образования, полностью соответствующих ФГОС ДО и  утвержденные Министерством образовании и науки. Поэтому важным этапом в подготовке ДОУ к введению ФГОС ДО  является  адаптация имеющего проекта образовательной программы « Радуга» к новым условиям.

С вступлением нового «Закона об образовании» РФ ФЗ-273, дошкольное образование является начальным этапом системы образования. Отсюда возникает потребность пересмотра документации и разработка новых  рабочих программ, учебного графика, календарного планирования, изменений в организации и планировании образовательного процесса.

Педагогическому коллективу ДОУ предстоит серьезная работа по разработке вариативной части образовательной программы.

На современном этапе педагоги вовлечены  в инновационный  процесс, касающийся обновления  содержания дошкольного образования, совершенствования форм, методов и приемов его реализации. Необходимо использовать системно-деятельностный подход в его организации. Весь образовательный процесс должен быть направлен на развитие у детей инициативности, самостоятельности, творчества.

В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.

В ДОУ 70% педагогов имеет большой  опыт работы, но они умеют и могут хорошо работать, используя формы, методы и приемы традиционной педагогики и не могут транслировать свой опыт молодым специалистам, а 30% молодых специалистов, которым гораздо легче воспринимать новое и осваивать новые технологии. В связи с этим, методическая работа в ДОУ, с одной стороны, должна  рассматривается  как система воспитательной работы со своими целями, методами, подходами и принципами, а с другой стороны, как программа совершенствования и повышения профессионального уровня педагогов.

Возможные затруднения

         Введение ФГОС ДО может быть затруднено из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов и  отсутствия необходимого методического материала, что усиливает тревожность  педагогов, снижает  мотивации к изменениям. Некоторые работники испытывают определенные трудности, связанные с пониманием необходимости введения ФГОС ДО,  не понимают  некоторых положений  ФГОС ДО. Некоторые педагоги  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию. Поэтому  спонтанный переход может сказаться на снижении качества образовательного процесса.

Таким образом возникает необходимость разработки тщательно продуманного плана, учитывающий все особенности учреждения, его ресурсов     и педагогического персонала, для обеспечения наименее затратного перехода к введению ФГОС ДО.

Цель проекта: создание системы организационно – управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО в  ДОУ.

Задачи:

  1.  Организация эффективной кадровой политику в ДОУ, способствующей повышению профессиональной  компетентности педагогов в рамках введения  ФГОС ДО;
  2.  Создание нормативно – правовой   базы, которая позволит педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.
  3. Совершенствование  методической работы по организации воспитательно - образовательного процесса, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, профессиональное продвижение всего  коллектива через организацию работы методических объединений.
  4. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

Этапы реализации проекта

1 этап.  Организационно-подготовительный.

1.1 Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к введению ФГОС ДО.

- анкетирование педагогов

- анализ методического обеспечения ДОУ

- анализ материально-технического обеспечения ДОУ

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2 Разработка программы методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий.

2.1 Реализация разработанной Дорожной карты введения ФГОС ДО в практику ДОУ:

Основные направления работы:

- изучение нормативно-правовой документации

- приведение нормативно- правовой документации ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

- разработка Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО проектирование образовательной деятельности;

-внедрение новых педагогических технологий,

- изучение особенностей работы с  родителями в новых условиях;

- построение модели сетевого взаимодействия;

- разработка документации для организации педагогической диагностики

- освоение и использование ИКТ  в работе ДОУ (планирование НОД с использованием ИКТ, использование ИКТ для дистанционного общения, распространения профессионального опыта).

3.Этап. Обобщающий

3.1 Оценка эффективности реализации Дорожной карты по всем направлениям работы.

3.2 Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО.

3.3 Определение путей, дальнейшего совершенствования методической работы для сопровождения введения ФГОС ДО в ДОУ.

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат

Показатель результативности

1.

Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы

2

Психологическая готовность в работе в новых условиях.

Результаты анкетирования «Анализ готовности к введению ФГОС ДО»

3

Развитие способности и готовности педагогов к проектированию деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы.

Участие в семинарах, мастер-классах. Участие в конкурсах.

4

Повышение самооценки, развитие  профессиональных компетентностей педагогов

Участие в конкурсах и положительные итоги конкурсов.

5

Диссеминация опыта по введению ФГОС ДО

Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах по распространению опыта планирования работы в соответствии с ФГОС ДО

6

Творчество педагогов в их педагогической деятельности

Создание творческих проектов, представляемых на районных, городских площадках.

7

Систематизация знаний педагогов по введению ФГОС ДО в ДОУ.

Разработка пакета методических рекомендаций для педагогов для успешного перехода к ФГОС ДО.

8

Создание педагогической диагностики ориентированной на ФГОС ДО

Разработанная педагогическая  диагностика.

9.

Готовность педагогов к активному использования ИКТ в работе ДОУ

Разработка методических разработок с использованием ИКТ. Участие в проекте Виртуальный детский сад. Дистанционное общение педагогов и родителей ДОУ.

10.

Готовность педагогов к работе по сетевому взаимодействию с ДОУ и других организаций.

Разработка перспективного планирования по сетевому взаимодействию. Представление опыта работы на районном уровне по сетевому взаимодействию.

Используемая литература:

  1. Закон об Образовании РФ
  2. Закон об Образовании Санкт-Петербурга
  3. Приказ Минобрнауки от 17.10 2013 №1155 ФГОС ДО
  4.  Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  5. Комментарий к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 года.
  6. Практические семинары  и тренинги для педагогов  Волгоград 2009г