Главные вкладки

    «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
    материал на тему

    Пауль Лариса Викторовна

    Пояснительная записка к презентации опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областной конкурс «Лесенка успеха»

    Пауль Лариса Викторовна,

    Анжеро-Судженский ГО  

    Пояснительная записка к презентации опыта работы

    «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов  в условиях введения ФГОС ДО»

    Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации Программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

    Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня  мы хорошо  понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая  значимый возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. 

    Реализация  системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий,  форм и методов обучения,  содействующих  формированию  предпосылок к учебной деятельности,  становлению ребёнка,  как  активного  субъекта  познания.

    Одним из таких методов, на наш взгляд, является  метод проектной деятельности, который успешно может быть реализован в  дошкольной образовательной организации с использованием интегрированного подхода.

     Реализация  метода проекта  через активное использование различных видов детской деятельности, позволит наиболее качественно сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности. 

    Инновационность опыта работы заключается в использовании матриц А.И.Савенкова, которые для решения проектной задачи помогают  детям осуществлять выбор путей и средств,  систематизировать свои знания, анализировать предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов.

    Опираясь на собственный опыт, дети учатся  понимать свое настроение, чувствовать, созидать  и воображать. Установлено, что дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию. Здесь удачным считаю использование  методического приема: «Посмотри на мир чужими глазами» или «Как научиться видеть проблему?», который поможет взглянуть на ситуацию со стороны,  оценить ее и понять, что и как нужно делать.

    Эффективность социально-значимых проектов с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование у детей всех предпосылок к учебной деятельности, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.  

    Существенные особенности проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное  взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и   творческой деятельности. Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.        

    Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об эффективности  использования проектного метода в практике ДОУ. Данное обследование проводилось путем педагогических наблюдений за деятельностью детей в естественных и специально-созданных условиях, а так же с использованием модифицированных методик Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Ж. Пиаже. Высокий и средний уровень развития предпосылок к учебной деятельности демонстрируют в среднем 88,5% детей, входящих в состав экспериментальной группы.

    Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что он применим для использования в любом ДОУ, является средством формирования у детей предпосылок к учебной деятельности, умений и желания учиться, средством повышения уровня профессионализма педагогов, использующих технологию проектного метода, и, следовательно, достижение современного качества дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

    Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

    Развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие элементы учебной деятельности:- умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;- самоконтроль,...

    Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

    Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....