Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации современных образовательных технологий развития ребенка.
статья (старшая группа) на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_uud.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Формирование любых умений как

личностных новообразований, в том числе

и универсальных учебных действий,

возможно лишь в деятельности

Л.С. Выготский

В связи с тем что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость перейти от традиционной формы передачи знаний, умений к деятельностной. За основу работы по развитию универсальных учебных действий был взят системно-деятельностный подход к образовательному процессу, позволяющий создавать условия, в которых дети становятся активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В современном дошкольном мире процесс обучения – это не готовый конспект, а совместный поиск и совместное творчество. В процессе этой деятельности у детей развиваются универсальные учебные действия, которые означают умение учиться, т.е.

способность ребенка к саморазвитию в процессе активного усвоения и получения знаний через собственную практическую деятельность. Их выделяют в четыре основных блока:

􀁸 личностные: позволяют сделать процесс познания осмысленным, обеспечивают ребенку значимость решения познавательных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они также направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться ребенку в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою позицию в отношении мира, окружающих людей и самого себя;

􀁸 регулятивные: обеспечивают возможность управлять познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения и волевой саморегуляции (для их развития используем: игры и упражнения: «Что изменилось?», «Найди сходство и отличия», решение проблемных ситуаций, экспериментирование);

􀁸 познавательные: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей (для развития этих действий используем моделирование, проблемно-поисковые методы);

􀁸 коммуникативные: обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, вести координированный диалог, выполняя совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, выражать свои мысли в речи. Умение сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстником, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 Активность ребенка является конечной целью и необходимым условием для развития. Эта активность выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности в своей работе используем системно-деятельностный подход.

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС строится на основе принципов, на которых основывается системно-деятельностный подход: субъектности, учета ведущих видов деятельности, обязательной результативности, высокой мотивации, обязательной рефлексивности, сотрудничества, активности ребенка, преодоления зоны ближайшего развития. Именно на этой основе развиваются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в методах исследования и получения необходимой информации.

Свою деятельность с детьми организуем в форме исследований. Целью образовательной деятельности является создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности. Созданные условия способствуют сотрудничеству детей в процессе достижения цели, развивают познавательную активность: умение находить необходимую информацию и передавать свои знания сверстникам, речевую активность.

С этой целью в ходе проведения недельных проектов, посвященных определенной теме, организуем такой вид деятельности. Например, педагогический проект на тему: «Животные Севера» содержал познавательно-исследовательскую деятельность «Поможем Умке». В процессе этой деятельности перед детьми возникла проблема: «помочь белому медвежонку найти его родителей и соседей». Воспитателем была создана развивающая предметно-пространственная среда для исследовательской деятельности детей, в которой

они самостоятельно, осуществив деление на подгруппы, находили необходимую информацию с помощью предоставленных источников (книги, энциклопедический материал, иллюстрации и фотоматериалы и др.). В процессе этой деятельности у детей развивались умения: выделять проблему, выстраивать план своих действий, делиться на мини-группы, вести диалог друг с другом, преследуя и достигая поставленную цель и представлять результаты своих поисков.

При проведении такой деятельности перед воспитателем стоит задача –

создать необходимые условия для:

􀀐 организации детей;

􀀐 создания проблемной ситуации (мотивирования к деятельности);

􀀐 проектирования решения проблемной ситуации (с помощью подводящего диалога помочь воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения);

􀀐 собственно выполнение действий – это работа в микрогруппах (дети

обсуждают найденную информацию и составляют план ее презентации) и анализ деятельности (рефлексия).

А роль воспитателя в ходе деятельности – партнер.

Таким образом, в процессе проведения образовательной деятельности осуществляется главная цель системно-деятельностного подхода и развития универсальных учебных действий – это воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становится для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребё...

Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения...