ПРОЕКТ «МОБИЛЬНОСТЬ И ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»
проект на тему

Хахалева Маргарита Михайловна

Цель: Создание комфортного пребывания детей в детском саду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка. Разработка модели современной мобильной предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в дошкольной организации.

Задачи:

1.Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Разработать рекомендации по созданию трансформируемых  предметов с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Объект: Предметно-развивающая среда групп

Предмет: Игровая деятельность детей дошкольного возраста всех возрастных групп.

Условия: МБДОУ детский сад

Участники проекта: педагоги

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации : 1 год ( сентябрь 2016-май 2017)

Принципы разработки:

1.     Принцип мобильности

2.     Принцип трансформируемости

3.     Принцип полифункциональности

 

План

1. Изучение нормативных документов.

2. Мониторинг РППС(карты самооценки)

3. Результат мониторинга. Выявление проблемы.

4. Разработка проекта «Модель современной трансформируемой

 мобильной  РППС в ДО в соответствии с ФГОС»

5. Внедрение проекта, создание условий.

6. Результат

Этапы проекта.

1       Организационный

Изучение аспекта проблемы, разработка основных  теоретических положений.

Пути реализации:

1.Изучение нормативно-правовой основы принципов построения мобильности предметной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2.Изучение проблем и постановка цели, определение задач.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4.Изучение литературы

5. Разработка модели внедрения модернизации.

6. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах детского сада.

     2. Реализация проекта.

Внедрение модели развивающей среды с учётом мобильности, трансформируемости.

Пути реализации:

1.     Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством интернет-ресурсов.

2.     Внедрение модели.

3.Сотрудничество с родителями

4.Модернизация среды.

 

3.Завершающий.

Анализ, обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации:

1.     Завершение создания мобильной, трансформируемой среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО.

2.     Проведение оценки качества реализации проекта в каждой группе.

3.     Подведение итогов.

4.     Презентация проекта.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах детского сада.

В настоящее время, когда все дошкольное образование находится под флагом ФГОС, актуальной темой для воспитателей является соответствие Профессиональному стандарту педагога и требованиям ФГОС ДО к реализации ООП ДО.

ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна измениться среда, в которой ребенок развивается.

 

С чего начать? С понимания того, что относится к развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) и для чего она нужна. РППС — инструмент для реализации ООП и АОП ДО. РППС – это организация пространства, в котором прибывают воспитанники в детском саду: участок, группа; это материалы и оборудование, которое использует воспитатель, для развития детей. Это пространство, из которого ребенок черпает социальный опыт и знания.

Главная задача проекта состоит в том, чтобы дать рекомендации для воспитателей всех возрастных групп и их цель – содействовать пониманию требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и помочь рассмотреть групповое пространство через призму этих требований.

 

На основании основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

-содержательно-насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной,

-доступной.

Далее необходимо провести анализ. Нужно учесть наличие детей с ОВЗ в группе. В случае организации инклюзивного образования среда должна обеспечивать необходимые для него условия. Среда для детей, занимающихся по ООП ДО и АОП отличается, так как дети испытывают разные физиологические и образовательные потребности. Это отправная точка, с которой необходимо начать планирование организации РППС.

Если группу посещают дети с ОВЗ с разными диагнозами, необходимо учесть и этот факт. Перед воспитателем стоит задача организовать скомбинированную среду для детей, учитывая особенности и потребности всех воспитанников.

Далее на что следует обратить внимание – это учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Как известно, язык, как одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т. е. национальную культуру. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью, поэтому перед педагогом стоит важная задача проанализировать контингент детей, и грамотно организовать национально-культурный компонент, учитывая многоязычность детей, мультинациональность, особенности той или иной культуры.

Для одного и того же ребенка среда, в которой он развивается, на разных этапах жизни не может оставаться статичной. То есть педагог перед планированием организации РППС должен проанализировать потребности ребенка в данном возрасте. Так, например, разместив в уголок по развитию моторики во второй младшей группе мелкий конструктор «Лего», дети вряд ли будут с ним манипулировать и не проявят к нему интерес, поскольку развитие моторики в данном возрасте следует начинать с манипуляции более крупными деталями. РППС должна работать на поддержание детского интереса и ни в коем случае не наоборот.

При проектировании РППС в соответствие с ФГОС ДО надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку и т.д. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей, так же как горшечные цветы. Для ребенка не должно быть мест, с которых что-то нельзя брать. Доступность, доступность и еще раз доступность. Свободный доступ ко всем материалам, предназначенным детям, должен быть обеспечен и детям-инвалидам, если таковые посещают группу.

Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для уединения ребенка, рекомендуем создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик и пр., рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным.

Рекомендуем оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.

ФГОС ДО «говорит» нам о том, что РППС должна быть содержательно-насыщенной.

 В организации РППС важно избежать перенасыщения среды: масса наглядного, дидактического материала, игрушек и пр. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

Современный воспитатель должен отойти от того, что дети – это пассивные слушатели, что занятия проходят по «школьной партовой системе». Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая. Это должен взять себе за правило каждый педагог при планировании своей работы.

Поддержать детскую инициативу должна и грамотно организованная РППС. Рекомендуем привнести в группу максимум неоформленного материала для того, чтобы ребенок отходил от модели «мне предложили – я соглашусь/ возьму, что есть» к «я придумаю/ я сделаю сам». Привнесите в группу деревянные брусочки разных форм и размеров, палочки, веточки, разные куски тканей, лоскуты. Ребенок сможет смоделировать из предложенного материала самолет, маскарадный костюм, замок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и пр. Когда ребенок сам начнет думать, фантазировать, тогда начнется его развитие.

Полифункциональность — это различное использование предметов в группе. Так, например, стол, если на него накинуть плед, может стать домиком, а мат – кроватью в сюжетно-ролевой игре «В отеле», ширмы можно использовать, как стены соседних купе, или прилавок магазина. Дети должны уметь манипулировать с предметами не только по их прямому назначению, но и проявляя фантазию, изобретать новые функции предметов. Задача воспитателя – создать условия, при которых ребенок сможет «включить» фантазию.

Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т.д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.

Каждую неделю планирование предполагает определенную тему, в соответствие с которой педагог должен проработать и РППС. Так, например, при теме недели «Транспорт» педагог привносит в группу наглядно-образный, игровой и дидактический материал, который будет стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей по данной теме. К работе по оснащению группы рекомендую привлекать и родителей – дома с ребенком можно выполнить макет «Автостоянка», которые дети разместят в групповом помещении там, где они посчитают нужным, и пр. Следующая неделя — это новая тема, а значит и новые варианты наполнения РППС. Вариативность среды одно из требований ФГОС к РППС.

Сегодня больше свободы мы даем детям, но это не означает, что в группе будет хаос. Воспитатель координирует, создает условия, направляет детей. Если РППС будет организована в соответствие с ФГОС ДО, то результаты не заставят себя ждать – на выходе из детского сада мы увидим ребенка, который проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении и т.д.; способен выбирать себе род занятий, договариваться, учитывать интересы и чувства других и пр. И это ценно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnost.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «СОЛНЫШКО» Проект работы творческой группы по теме: Мобильность и трансформируемость предметной развивающей среды групп в условиях ФГОС ДО Состав творческой группы: педагоги Руководитель творческой группы: воспитатель 1 категории Хахалева М.М. 2016-2017 учебный год

Слайд 2

Актуальность проекта обусловлена необходимостью использования мобильной и трансформируемой мебели, что позволяет динамично преобразовывать среду группы в зависимости от образовательных задач, стоящих перед педагогом; от игровых потребностей ребенка открывать что-то новое, видоизменять среду в зависимости от придуманных сюжетов, самому становиться героем своих фантазий и игр. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна измениться среда, в которой ребенок развивается. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и обеспечивать игровую и познавательную активность, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

Слайд 4

ЦЕЛЬ Разработка модели современной мобильной предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в дошкольной организации .

Слайд 5

ЗАДАЧИ 1.Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников. 2. Разработать рекомендации по созданию трансформируемых предметов с учетом возрастных особенностей детей. 3. Организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Слайд 6

ПЛАН 1. Изучение нормативных документов. 2. Мониторинг РППС(карты самооценки) 3. Результат мониторинга. Выявление проблемы. 4. Разработка проекта «Модель современной трансформируемой мобильной РППС в ДО в соответствии с ФГОС» 5. Внедрение проекта, создание условий. 6. Результат

Слайд 7

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Организационный Изучение аспекта проблемы, разработка основных теоретических положений . Реализация проекта. Внедрение модели развивающей среды с учётом мобильности, трансформируемости. Завершающий. Анализ, обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Слайд 8

ЧТО ТАКОЕ? Трансформация- это преобразование, превращение, перемена вида, формы. Полифункциональность - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Мобильность- это подвижность, способность к быстрому изменению состояния, положения.

Слайд 9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РППС Многофункциональные ширмы Ширма с наполнением атрибутики для детей младшего и среднего возраста Ширма для развития самостоятельной игровой деятельности подходит для детей старшего возраста

Слайд 10

Двухсторонняя ( двухсюжетная) ширма не только эстетична, но и может выполнять функцию информационного объекта для детей раннего возраста, способствовать обеспечению психо-эмоционального климата в группе.

Слайд 11

Ширмы театральные Большие напольные ширмы с готовыми сюжетными картинками способствуют развитию мышления и стимулирует психические процессы, побуждают к театрализованной деятельности детей младшего и среднего возраста.

Слайд 12

С одной стороны с кармашками для хранения разных видов театра и другой атрибутики, с другой стороны возможность крепления афиши или зонирования пространства. Ширма, предназначенная для теневого театра, развивает воображение, стимулирует развитие творческой активности детей старшего возраста.

Слайд 13

Ширмы для развития моторики Ширмы , в которых используются ленты, банты, верёвочки для создания незамысловатых узоров, способствующие развитию мелкой моторики, подходит для детей среднего и старшего возраста. Ширмы, для развития тактильно-кинестетических ощущений, связанных с мыслительными процессами для работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 14

Ширмы из плотной ткани, можно использовать для зонирования пространства, для сюжетных игр, а так же в уголке физического воспитания, для подлезаний

Слайд 15

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д. Маркеры

Слайд 16

В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Слайд 17

Маркеры оперирования, имитаторы транспорта – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.

Слайд 18

При помощи модулей дети создают предметно- игровую среду . Они строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн. Во время работы с модулями можно разделить игровое пространство Модули

Слайд 19

С модулями просто играем, сидим, кладём под голову, строим множество интересных конструкций. Так же используя их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваем двигательную активность и координацию несложных движений.

Слайд 20

Предметы-заместители Предметы –заместители делают игру более интересной, содержательной, стимулируют детей самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты без опоры на реалистические игрушки.

Слайд 21

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку»

Слайд 22

ЛИТЕРАТУРА Интернет-ресурс http://portal2011.com/rekomendatsii-dlya-vospitatelya-organizatsii-raz/ Интернет-ресурс http://www.maam.ru/detskijsad/-variativnost-predmetno-prostranstvenoi-sredy-e-transformiruemost-i-polifunkcionalnost.html 3.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., Москва, 2016г. 4. «Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих»под ред. Дороновой Т.Н.,Коротковой Н.А.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ «Детский сад № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области в условиях введения ФГОС дошкольного образования. С...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

«МОБИЛЬНОСТЬ И ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ГБОУ ШКОЛА 1164»

С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее ...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...