Методическая учеба

Еремеева Ольга Александровна

В этом разделе я делюсь опытом применения современных технологий на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Считаю, что обеспечение высокого качества организации образовательного процессавозможно  на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tekhnologii.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

К числу важнейших задач модернизации образования относится задача разностороннего развития  обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирование готовности и способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Одним из важных средств повышения качества образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы. Поэтому в центр своей образовательной системы я ставлю личность обучаемого, обеспечение условий для реализации его творческого потенциала. Такой подход к обучению и воспитанию личности лежит в основе личностно ориентированного обучения, в рамках которого применяю технологию разноуровнего обучения, технологию сотрудничества.

Для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности, я использую учебно-методические комплексы под ред. Львовой С.И. и Коровиной В.Я. В этих учебных пособиях усилена гуманитарная направленность и её влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребёнка на получение равного с другими общего образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития. УМК отличается сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.

    Личностный подход  лежит и  в основе применяемой мной технологии перспективно-опережающего обучения. Её основным концептуальным положением является  нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация,  доступность знаний для каждого. Данная технология обучения позволяет мне  использовать на уроках алгоритмы, которые формируют у обучающихся навыки аналитического характера, когда   всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на  размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей. Такая система работы предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания "от ученика", интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, обобщения,  классификации, выяснения закономерностей.

   Формирование у учащихся системы знаний и освоение ими разных способов деятельности на основе актуализации их субъективного опыта, оказание помощи учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных способностей и познавательных процессов - методологическая основа другой инновационной технологии: технологии сотрудничества. Эта технология  позволяет наряду с учебно-воспитательными  задачами  решать и задачи психолого-педагогического характера: развитие личностных качеств обучающихся,  креативного мышления, творческих способностей, умения вступать в диалог, высказывать личное мнение.

    На основе личностно-ориентированного подхода я реализую в своей практике и здоровьесберегающие технологии, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Управляя  познавательной деятельностью каждого ребенка,  моей  целевой ориентацией является   обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Это  дает  возможность дифференцированно подходить к процессу обучения и воспитания, умело помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Педагогика сотрудничества также  позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, в их успех, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся. Это  способствует формированию положительной Я-концепции личности подростка, создает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика.

    Важным фактором, который обеспечивает высокое качество образования  и предоставляет необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса, является и применение в процессе обучения и воспитания информационно-коммуникационных технологий. Внедрение этих технологий в учебный процесс позволяют  реализовывать многие идеи личностно ориентированного и  развивающего обучения, активизировать познавательную функцию урока, более эффективно использовать разноуровневые задания, делать урок наглядным и динамичным. С целью повышения информационной культуры  и широкого  применения ИКТ в образовательном процессе я прошла курсы по программе «Информационные технологии в практике работы учителя» в рамках проекта Microsoft «Партнерство и образование».  ИКТ-технологии дают возможность учащимся выполнять разного рода проекты, умело  находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, форматировать материал, работать с гиперссылками, структурировать материал. Свой опыт работы по данной проблеме представляла на Всероссийской научно-практической конференции  «Развивающие технологии в образовании» в 2010 году в г. Томске. В 2009-10, 2010-11 учебных годах стала победителем муниципального конкурса «Открытый урок», предполагающий проведение урока с применением ИКТ-технологий.  Опытом своей работы я делюсь в Интернет-сети на сайте образовательного учреждения и  сайте Социальной сети работников образования, принимаю участие в профессиональных форумах, фестивалях. Информационно-коммуникационная компетентность расширяет мои возможности как учителя-практика, учителя-методиста. Средства ИКТ я использую не только в  урочной деятельности, но для  мониторинга ЗУН учащихся, отслеживания достижений в конкурсном движении. Использование данных технологий обеспечивает высокий результат моей  профессиональной деятельности.