Изучение французского языка детьми дошкольного возраста

Изучение французского языка, как иностранного, остается очень актуальным и в наши дни, несмотря на то, что он сильно сдал позиции, по сравнению с английским языком, и потерял статус международного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenenko_irina_aleksandrovna.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Александровна Зелененко

педагог дополнительного образования по французскому языку,

МБДОУ МО г. Краснодар № 209

г.Краснодар, ул.Комсомольская, 43

тел.:8-861-268-41-72, e-mail:detsad209@mail.ru

Изучение французского языка детьми дошкольного возраста.  

Изучение французского языка, как иностранного, остается очень актуальным и в наши дни, несмотря на то, что он сильно сдал позиции, по сравнению с английским языком, и потерял статус международного.

Причины, по которым стоит  изучать французский язык:

  • Изучать французский язык, это – прежде всего, удовольствие изучать красивый язык, богатый и мелодичный, который часто называют языком любви. Французский язык - также аналитический язык, который структурирует мысль и развивает критический ум, что очень полезно при проведении переговоров и дискуссий.
  • Французский язык соединил в себе такие качества, как красота, изящество, мелодичность, эстетичность. Это язык влюбленных и великих поэтов. Он обладает неповторимым шармом, сочетающим в себе стиль, обаяние и культуру.
  • Изучение французского языка позволяет близко познакомиться с очень богатой культурой Франции: музеи, разнообразные архитектурные сооружения, исторические и культурные памятники, вино и кулинарные шедевры – все это дарит  просто огромнейшее количество незабываемых впечатлений.
  • Французский язык широко распространен в мире и является официальным языком в 33 странах, таких как Франция, Бельгия, Швейцария, Канада, Гаити и многих других, в том числе, во многих африканских государствах.
  • Французский язык является одним из 6-ти официальных языков ООН и 30-ти её специализированных учреждений по вопросам образования, науки и культуры.
  • Французский язык долгие десятилетия, а то и столетия, был и остаётся языком дипломатов и просто культурных, хорошо образованных людей.
  • Французским языком пользуются на международных научных съездах и симпозиумах по праву, философии, психологии, медицине и многих других.
  • Франция хорошо развита в экономическом плане, поэтому является привлекательной для желающих поработать за границей. Кроме того, много крупных французских корпораций, таких как «Рено», «Бондюэль», «Пежо», «Л'Ореаль» и других, имеют свои филиалы и в странах постсоветского пространства, и изучение французского языка даст большое преимущество при трудоустройстве в этих компаниях.
  • Благодаря способности уверенно общаться на французском языке есть масса преимуществ в деловых и туристических поездках.
  • После английского и немецкого, французский – третий язык в Интернете перед испанским. Понимание французского языка позволяет обладать другим взглядом на мир, общаясь с франкофонами на всех континентах и получая информацию, благодаря международным СМИ на французском языке (TV5, France 24, Radio France Internationale).

Вот почему в нашем детском саду мы выбрали для изучения французский язык. Основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, создание благоприятной ситуации для приобщения его к новому языковому миру. Процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку должен строиться с учетом психофизических особенностей детей. Детский сад является  базой для развития личности ребенка. Конкретный вклад в формировании такой личности вносит обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Цель обучения французскому языку - личностное развитие ребёнка средствами предмета с учётом мотивов, интересов и способностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование навыков правильного произношения: произнесение звуков изолированно, в отдельных словах и фразах.
  2. Развитие коммуникативных навыков на французском языке.

1) Учить устанавливать контакт с партнерами по общению в игровых ситуациях, понимать и отдавать простые указания.

2) Формировать словарный запас французского языка.

3) Развивать навыки говорения на французском языке: учить называть предметы, описывать их, отвечать на вопросы и задавать их.

4)Развивать навыки аудирования с опорой на наглядность.

  1. Расширять кругозор детей, знакомя их со страной изучаемого языка. Детям дают первоначальные знания географии, знакомят их с французским фольклором, с французской детской литературой, со знаменитыми культурными памятниками Франции. Знакомство с культурой страны изучаемого языка является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом, расширяется кругозор, развиваются мышление и память, воспитывается уважение к другим народам.
  2. Воспитывать желание изучать французский язык в школе.

Дошкольный возраст  уникален для овладения иностранным языком в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки. Изучение иностранного языка благотворно влияет на общее развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Ничто не тренирует память так, как систематическое запоминание слов, а лингвистические модели тренируют аппарат мышления не хуже, чем математические. Изучение иностранного языка — это, прежде всего, тренинг общения, умение действовать в нестандартных ситуациях, если вы учили язык в раннем детстве, «языковой барьер» у вас не появится до старости. Слова же — дело наживное. Психологический барьер — вот основной тормоз общения, преодолеть его очень трудно.

Основной задачей обучения является постепенное ознакомление с французским языком, его фонетикой, с культурой и традициями Франции. Это осуществляется в результате разучивания на занятиях небольших стихов, песенок, считалок, игр. Результатом  пропедевтического курса является привитие детям интереса к французскому языку.

Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи, поэтому основной задачей начального этапа обучения я считаю формирование у детей навыков правильного произношения. Обучение иноязычному произношению может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать корректное от не корректного.

Большую роль в формировании навыков правильного произношения играют песни и выразительное чтение стихов на французском языке. С их помощью у детей формируются аудитивные навыки и фонематический слух. Так же песни и стихи служат для создания благоприятного эмоционального настроя и выполняют развивающую функцию, содействуя эстетическому воспитанию детей и раскрытию их творческих способностей.

На начальном этапе коммуникативная направленность в обучении французскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся знания, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на иностранном языке,  формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. Занятия с маленькими детьми не должны быть переполнены новым незнакомым материалом. Иначе у некоторых из них может возникнуть ощущение того, что французский язык очень трудный и его невозможно выучить. А это ведёт к формированию у ребёнка нежелания учить французский язык. Педагог должен так строить свои занятия, чтобы каждому ребёнку в группе было легко и интересно учить французский язык. В работе с детьми данного возраста лучше всего придерживаться принципа “лучше меньше, да лучше».

Специфика работы с детьми дошкольного возраста такова, что педагогу для занятий требуется разнообразный наглядный материал. Это должны быть игрушки разного размера и цвета (пирамидки, машинки, куклы, шарики, мячи, кубики и т.п.), наборы игрушек “Зоопарк”, “Цирк”, “Магазин”, “Семья”, муляжи овощей и фруктов, набор игрушечной посуды и т.д. Так же необходимы красочные сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, пейзажи времён года. Особое внимание надо уделить игрушкам-персонажам, которые являются постоянными “помощниками” педагога на каждом занятии.

Для занятий страноведческого цикла необходимы глобус, карта мира, карты Франции и России, фотографии с основными достопримечательностями наших стран и городов , сборники сказок и детских рассказов с иллюстрациями французских авторов.

Большое значение для развития у детей желания учить французский язык имеет музыкальное оформление занятий. Очень хорошо иметь аудиозаписи французских детских песен, особенно в исполнении детей, а так же музыкальные фонограммы тех песен, которые дети поют на занятиях.

Занятия с дошкольниками очень трудно разделить на практические и теоретические. Как правило, занятия представляют собой комбинирование теории и практики, т.е. любое объяснение тут же закрепляется практическими действиями детей. Это связано со спецификой работы с детьми дошкольного возраста. К теоретическим занятиям можно отнести вводные занятия в начале каждого учебного года, занятия по ознакомлению детей со страной изучаемого языка и первые занятия каждой новой темы.

Постоянные игрушки-персонажи необходимы на каждом занятии как связующее звено между занятиями, как продолжение одной сюжетной линии. В дошкольном возрасте детям необходима так называемая “ритуальность”, т.е. повторяемость действий и событий изо дня в день, из занятия в занятие. Это создаёт у детей чувство комфорта, спокойствия и уверенности.

Особое внимание надо обратить на итоговые занятия. В отличие от школьников у дошкольников они проводятся не как проверка усвоенных знаний, а скорее как демонстрация того чему научились дети, что они уже умеют. Поэтому лучше всего эти занятия проводить в форме концерта, спектакля для детей других групп и родителей. Очень хорошо проводить в конце учебного года “Праздник ландышей”, который во Франции проходит 1 мая, и включать в него инсценировки различных сказок. При организации такого праздничного итогового занятия необходимо следить, чтобы каждый ребенок, принимающий участие в нем, имел возможность показать, как он умеет “говорить по-французски”.

Проведение итоговых занятий в такой форме служит не только “отчетом о проделанной работе” для родителей, но и является сильным эмоциональным стимулом в изучении детьми иностранного языка. Концерт в конце года помогает детям увидеть конкретный результат своих усилий, т.к. они ещё не осознают отдаленных целей изучения иностранного языка, а так же поупражняться в диалогической и монологической речи.

Для воспитания положительного эмоционального отношения к французскому языку, желания изучать его в школе, на каждом занятии необходимо создавать доброжелательную атмосферу. Оценка деятельности детей всегда только положительная.

Изучение французского языка, а не английского, как повсюду в других детских садах, является изюминкой и отличительной чертой нашего дошкольного учреждения. По моему глубокому убеждению, именно французский язык и французская культура, которая очень близка русской, позволяют развивать детей Comme il faut, так, как надо!