Программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы по обучению плаванию детей 6-7 лет

Трофимова Ольга Вадимовна

Пояснительная записка

 

              Направленность программы:  Программа спортивной подготовки по плаванию для детско-юношеской спортивной школы является:

  • по содержанию – физкультурно-оздоровительная;
  • по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
  • по форме организации – групповая;
  • по времени реализации – 1 год.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время как в теории, так и в практике преобладают концепции первоначального обучения в условиях мелкого (неглубокого) закрытого плавательного бассейна. В нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведётся достаточно активная работа по обучению детей плаванию. Однако сдерживающей причиной является отсутствие стройных, экспериментально проверенных методик начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна. Исходя из этого, всё более очевидна необходимость разработки и внедрения в практику такой программы подготовки детей, которая позволяла бы уже на данном этапе формировать специфический навык плавания в безопорном положении тела, не только приобщить детей к активным занятиям спортом, но и получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Цель: обучение детей плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основным способам плавания;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса учреждения дополнительного образования спортивной направленности. Она предназначена для подготовки пловцов в спортивно - оздоровительных группах, которые организуются в ДЮСШ, не имеющей «мелкой воды» - ванны бассейна глубиной 180см. То есть все программы рассчитаны на обучение плаванию в специализированных бассейнах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А специфика предполагаемых занятий по этой программе обусловлена начальное и дальнейшее обучение плаванию проводить сразу на «большой воде». Программа ориентирована на применение широкого комплекса форм  методов проведения занятий. В структуру программы входят два блока: теория и практика. Кроме того, программа может быть использована для работы с пловцами в учреждениях дополнительного образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве не более 15 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (декабрь, май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• открытые занятия для родителей;

• спортивные развлечения и праздники на воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годовой тематический план по плаванию для спортивно-оздоровительной группы

N

занятия

Тема

Содержание

Планируемые результаты

1

1. Гигиенические требования на занятиях по плаванию.

Правила поведения на воде.

Вводный инструктаж.

Правила ТБ на занятиях по плаванию.

Проверка плавательной подготовки.

Правильно выполнять основные правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены.

2-92

1. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

 

 

 

 

2.Правила, организация и проведение соревнований.

 

 

 

3. Гигиена физических упражнений.

 

 

4. Влияние физических упражнений на организм человека.

 

 

 

5. Техника и терминология плавания.

 

 

 

6. Спортивный инвентарь и оборудование.

 

Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне.

Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием.

 

 

 

 

Требование правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов.

 

 

 

 

Личная гигиена занимающихся в бассейне и при занятиях спортом. Необходимость закаливания для повышения устойчивости к простудным заболеваниям. Организация режима дня.

 

Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.

 

 

 

Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.  Основные термины.

 

 

 

Общая характеристика инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Подготовка мест для тренировочных занятий. Уход за инвентарём и оборудованием.

Правильно выполнять основные правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, предупреждать несчастные случаи и заболевания при занятиях плаванием.

 

Знать требования правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов. 

 

Уметь планировать режим дня, знать правила личной гигиены.

 

 

Овладеть минимумом знаний о строении и функциях организма человека, об изменениях в организме под воздействием физических нагрузок.

 

Знать краткую характеристику техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов, основные термины.

 

Знать общую характеристику инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Уметь подготовить место для тренировочных занятий. Правильно пользоваться  инвентарём и оборудованием.

1-92

ОФП и СФП.

1.Строевые упражнения, ходьба и бег: построение в шеренгу и колонну; расчет по порядку и на первый второй; перестроения: из одной шеренги в две; из колонны по одному в круг, в колонну по два и т.д. размыкания и смыкания; передвижения шагом и бегом; ходьба и бег противоходом и по диагонали; ходьба обычная и на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук   ( в том числе руки вытянуты вверх ладонями вперед); бег на носках, чередование бега с ходьбой и т.д.

2.Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах;

3. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов: движения руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений, являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

4. Упражнения на растягивание и подвижность, обеспечивающие свободное выполнение движений с большой амплитудой при плавании спортивными способами: маятникообразные, пружинистые или вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения, повороты, сгибание и разгибание туловища в поясничном, грудном и шейном отделах; круговые движения плечевого пояса.

6.Круговая тренировка.

 

Повысить уровень общего физического развития.

Совершенствовать основные физические качества (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах).

Организовать внимание и предварительно подготовить к изучению основного учебного материала в воде.

1-12

2. Освоение с водой, изучение элементов техники спортивного плавания.

1. Подготовительные упражнения по освоению с водой.

Движения ногами, сидя на бортике. Передвижение по выступу шагом, прыжками и приставными шагами, держась за край бортика. Движение руками и ногами с изменениями направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно. Передвижение по выступу шагом  с помощью гребковых движений руками.

Игры на воде: «Кто выше», «Переправа», «Лодочки» и т.д.

2. Погружение в воду с головой, подныривание, открывание глаз под водой.

Погружение в воду на задержанном вдохе и открывание глаз под водой.

            Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).

Игры на воде: «Лягушата», «Поезд в тоннеле», «Водолазы» и т.д.

3. Всплывание и лежание на воде.

Упражнения «поплавок», «медуза». Упражнение «звёздочка» на груди и на спине.

Лежание на груди и спине с различными положениями рук.

Игры на воде: «Винт», «Слушай сигнал!», «Авария» и т.д.

4. Выдохи в воду.

Выдохи у поверхности воды; опустив лицо в воду; погрузившись в воду с головой; передвигаясь по выступу, опустив лицо в воду (для вдоха поднимать голову вперёд); выдохи, поворачивая голову для вдоха налево, направо; то же, передвигаясь по выступу.

Игры на воде: «Ваньки-встаньки», «У кого больше пузырей», «Фонтанчики» и т.д.

5. Скольжения.

Скольжение на груди и спине с различными положениями рук. Скольжение толчком одной и двумя ногами от бортика. Скольжение с вращением, скольжение на боку, скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами, с дыханием.

Игры на воде: «Кто дальше проскользит?», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграет старт?», «Попади торпедой в цель» и т.д.

6. Учебные прыжки в воду.

 Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки, прыжки вниз ногами.

Игры на воде: «Прыжки в обруч», «Клоунада», «Каскад» и т.д.

Не бояться воды, ориентироваться в ней, освоить рабочую позу пловца и дыхание, подготовиться к успешному освоению стартового прыжка.

13-23

3. Изучение способов плавания: кроль на груди и кроль на спине.

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания (кроль на груди).

Имитация движений ногами кролем из различных исходных положений (на полу и на скамье).

Движения ногами кролем из различных исходных положений (по команде или под счёт),с различным положением рук, с дыханием.

Плавание при помощи движений ногами с доской.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: а) прямые руки впереди; б) одна рука впереди, другая – вдоль туловища; в) обе руки вдоль туловища.

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания (кроль на груди).

 Имитация движений руками кролем на суше. В воде – имитация движений одной рукой кролем (сначала правой, затем левой);то же с задержкой дыхания (лицо опущено в воду); то же с поворотом головы для вдоха.

Плавание при помощи движений одной рукой (с доской).

Плавание при помощи поочерёдных движений руками кролем в согласовании с дыханием.

3. Упражнения для изучения общего согласования движений (кроль на груди).

Плавание с непрерывной работой ног, присоединение движений руками кролем на груди.

Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами(шестиударная координация).

Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».

4. Упражнения для изучения движений ногами (кроль на спине).

 Имитация движений ногами кролем на спине из различных исходных положений (на полу и на скамье).

Движения ногами кролем на спине, держась руками за бортик бассейна (по команде или под счёт).

Плавание при помощи движений ногами с доской в руках.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука впереди, другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперёд (голова между руками).

5. Упражнения для изучения движений руками (кроль на спине).

Круговые движения обеими руками назад («мельница»).

Плавание при помощи движений одной рукой (с доской).

Плавание при помощи поочерёдных движений руками с доской.

Плавание при помощи одновременных движений руками с акцентом на ускорение к концу гребка.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук.

 Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счётов.

6. Упражнения для изучения общего согласования движений (кроль на спине).

Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.

Плавание с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).

Плавать при помощи движений ногами  способом кроль на груди технически правильно.

 

 

 

 

 

 

 

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом кроль на груди технически правильно.

 

 

 

 

 

Плавать в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три» способом кроль на груди.

 

 

 

 

 

 

Плавать при помощи движений ногами  способом кроль на спине технически правильно.

 

 

 

 

 

 

Плавать при помощи движений руками  способом кроль на спине технически правильно.

 

 

 

 

 

Плавать в полной координации в согласовании  с дыханием  способом кроль на спине.

 

24

Контрольное занятие.

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине.

2. Плавание кролем на спине.

3. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе.

4. Спад в воду из положения согнувшись.

Плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине – 15м;

плавать кролем на спине;

плавать кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе;

выполнять спад в воду из положения согнувшись.

 

25-35

4. Изучение техники выполнения старта с низкого бортика или тумбочки и простого поворота.

 

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине.

1. Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. 

Прыжки вверх из исходного положения для старта (с махом руками вперёд-вверх; под команду).

Спад в воду с отталкиванием в конце падения.

Стартовый прыжок с бортика бассейна.

Стартовый прыжок с тумбочки (со скольжением до всплытия; с  движениями ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями).

Стартовый прыжок через шест с увеличением высоты и дальности полёта.

Стартовый прыжок с акцентом на быстроту подготовительных движений, скорость или мощность отталкивания.

2. Старт из воды при плавании на спине.

Выполнение в медленном темпе движений, как при старте из воды у гимнастической стенки.

Выполнение движений, как при старте из воды от бортика с последующим скольжением на спине; пронося руки вперёд над водой; с толчком ногами.

Старт из воды, взявшись руками за стартовые поручни.

3. Простой поворот.

Имитация поворота на суше, стоя лицом к стенке зала.

Разучивание элементов поворота у бортика: скольжение и первые гребковые движения; отталкивание; группировка, вращение и постановка ног на шит; подплывание к поворотному щиту и касание его рукой.

Выполнение поворота в целостном виде.

 

Выполнять стартовый прыжок с тумбочки (со скольжением,  с  движениями ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями).

 

 

 

 

 

 

Выполнять старт из воды технически правильно.

 

 

 

 

 

 

Выполнять простой поворот технически правильно.

 

 

36

Контрольное занятие.

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине.

2. Плавание кролем на спине.

3. Плавание кролем на груди.

Плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине – 20-25м;

плавать кролем на спине 20-25м;

плавать кролем на груди 20-25м;

 

37-58

5. Изучение способа плавания  «дельфин».

 

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине, старта с  тумбочки и простого поворота.

 

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания.

Выгибание и прогибание спины с максимальной амплитудой.

Волнообразные движения туловищем, как при плавании дельфином (на суше и в воде).

Движения ногами дельфином, держась за бортик; лёжа на боку.

Плавание при помощи движений ногами в положении на груди (с доской).

Плавание при помощи движений ногами в положении на груди; на спине (без доски, с различным положением рук).

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания.

Выкрут рук вперёд и назад (руки захватывают концы резинового бинта).

Круговые движения прямых рук вперёд в наклоне.

Имитация движений руками как при плавании дельфином.

Плавание при помощи движений руками с колобашкой между ногами.

Плавание при помощи движений руками без колобашки.

3. Упражнения для изучения общего согласования движений.

Движения руками с одновременными движениями тазом, как при плавании двух ударным слитным дельфином (сначала- на суше, затем- в воде).

Плавание дельфином на задержке дыхания с лёгкими, поддерживающими ударами.

Плавание двухударным дельфином с задержкой дыхания и раздельной координацией движений.

Плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.

Плавание двухударным слитным дельфином в согласовании с  дыханием: сначала один вдох на два-три цикла, затем- на каждый цикл движений.

 

Плавать при помощи движений ногами  способом «дельфин» технически правильно.

 

 

 

 

 

 

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом «дельфин» технически правильно

 

 

Плавать в полной координации с дыханием способом «дельфин».

 

59-71

6. Изучение способа плавания «брасс».

 

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине, «дельфин», старта с  тумбочки и простого поворота.

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания.

Движения ногами, как при плавании брассом, сидя на полу.

Движения ногами брассом, сидя на бортике бассейна; лёжа на спине и на груди, держась за бортик.

Плавание на спине и на груди при помощи движений ногами с доской.

Плавание на спине и на груди при помощи движений ногами с различным положением рук.

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания.

Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом, стоя в наклоне вперёд на полу.

Гребки руками (сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания; в сочетании с дыханием.

Скольжения с гребковыми движениями руками.

Плавание при помощи движений руками с колобашкой между ногами (с высоко поднятой головой).

3. Упражнения для изучения общего согласования движений.

Плавание с раздельной координацией движений; дыхание через один-два цикла движений.

Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.

Плавание в полной координации на задержке дыхания; с произвольным дыханием и выдохом в воду через один-два цикла движений.

Плавать при помощи движений ногами способом брасс технически правильно.

 

 

 

 

 

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом брасс технически правильно.

 

 

 

 

 

Плавать в полной координации с дыханием способом брасс.

 

72

Контрольное занятие.

1. Плавание всеми способами с помощью ног.

2. Плавание всеми способами в полной координации.

3. Плавание любым способом технически правильно.

Плавать всеми способами с помощью ног – 25м;

Плавать всеми способами в полной координации – 25м.

 

 

73-92

7. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди, на спине, брасс, дельфин.

1.Специальные упражнения для совершенствования техники.

Плавание с помощью движений одними руками;

плавание с помощью движений одной руки, другая вытянута вперед или прижата к туловищу (только для способов кроль на груди и кроль на спине);

плавание с помощью движений одними ногами с различными положениями рук;

плавание с полной координацией движений; совершенствование техники дыхания.

Совершенствование техники дыхания и поворотов.

Проплывание кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем с акцентом на технику, постепенно увеличивая длину проплываемых дистанций.

Повторное проплывание на технику и с помощью движений руками или ногами 25, 50 метров.

Эстафетное плавание с использованием спортивных способов (с полной координацией движений, с помощью движений одними руками и одними ногами).

 

Плавать всеми способами в полной координации технически правильно.

 

 

 


 

Литература

 

1. Афанасьев, В.З. Игры в обучении плаванию / В.З.Афанасьев. - М.: Просвещение , 1993.

2. Большакова, И.А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А.Большакова. - М.: Аркти, 2005. – 24 с.

3. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж.Булгакова. - М.: Астрель, 2002. – 160 с.

Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

Примерная программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, допущена ГК РФ по физической культуре и спорту, авторы: А.А. Кашкин,  О.И. Попов, В.В. Смирнов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы по

обучению плаванию детей 6-7 лет

Составитель: Трофимова О.В.

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

г.Радужный

2014 год


Пояснительная записка

              Направленность программы:  Программа спортивной подготовки по плаванию для детско-юношеской спортивной школы является:

  • по содержанию – физкультурно-оздоровительная;
  • по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
  • по форме организации – групповая;
  • по времени реализации – 1 год.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время как в теории, так и в практике преобладают концепции первоначального обучения в условиях мелкого (неглубокого) закрытого плавательного бассейна. В нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведётся достаточно активная работа по обучению детей плаванию. Однако сдерживающей причиной является отсутствие стройных, экспериментально проверенных методик начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна. Исходя из этого, всё более очевидна необходимость разработки и внедрения в практику такой программы подготовки детей, которая позволяла бы уже на данном этапе формировать специфический навык плавания в безопорном положении тела, не только приобщить детей к активным занятиям спортом, но и получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Цель: обучение детей плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основным способам плавания;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса учреждения дополнительного образования спортивной направленности. Она предназначена для подготовки пловцов в спортивно - оздоровительных группах, которые организуются в ДЮСШ, не имеющей «мелкой воды» - ванны бассейна глубиной 180см. То есть все программы рассчитаны на обучение плаванию в специализированных бассейнах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А специфика предполагаемых занятий по этой программе обусловлена начальное и дальнейшее обучение плаванию проводить сразу на «большой воде». Программа ориентирована на применение широкого комплекса форм  методов проведения занятий. В структуру программы входят два блока: теория и практика. Кроме того, программа может быть использована для работы с пловцами в учреждениях дополнительного образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве не более 15 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (декабрь, май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• открытые занятия для родителей;

• спортивные развлечения и праздники на воде.

Годовой тематический план по плаванию для спортивно-оздоровительной группы

N

занятия

Тема

Содержание

Планируемые результаты

1

1. Гигиенические требования на занятиях по плаванию.

Правила поведения на воде.

Вводный инструктаж.

Правила ТБ на занятиях по плаванию.

Проверка плавательной подготовки.

Правильно выполнять основные правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены.

2-92

1. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

2.Правила, организация и проведение соревнований.

3. Гигиена физических упражнений.

4. Влияние физических упражнений на организм человека.

5. Техника и терминология плавания.

6. Спортивный инвентарь и оборудование.

Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне.

Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием.

Требование правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов.

Личная гигиена занимающихся в бассейне и при занятиях спортом. Необходимость закаливания для повышения устойчивости к простудным заболеваниям. Организация режима дня.

Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.

Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.  Основные термины.

Общая характеристика инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Подготовка мест для тренировочных занятий. Уход за инвентарём и оборудованием.

Правильно выполнять основные правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, предупреждать несчастные случаи и заболевания при занятиях плаванием.

Знать требования правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов.  

Уметь планировать режим дня, знать правила личной гигиены.

Овладеть минимумом знаний о строении и функциях организма человека, об изменениях в организме под воздействием физических нагрузок.

Знать краткую характеристику техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов, основные термины.

Знать общую характеристику инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Уметь подготовить место для тренировочных занятий. Правильно пользоваться  инвентарём и оборудованием.

1-92

ОФП и СФП.

1.Строевые упражнения, ходьба и бег: построение в шеренгу и колонну; расчет по порядку и на первый второй; перестроения: из одной шеренги в две; из колонны по одному в круг, в колонну по два и т.д. размыкания и смыкания; передвижения шагом и бегом; ходьба и бег противоходом и по диагонали; ходьба обычная и на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук   ( в том числе руки вытянуты вверх ладонями вперед); бег на носках, чередование бега с ходьбой и т.д.

2.Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах;

3. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов: движения руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений, являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

4. Упражнения на растягивание и подвижность, обеспечивающие свободное выполнение движений с большой амплитудой при плавании спортивными способами: маятникообразные, пружинистые или вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения, повороты, сгибание и разгибание туловища в поясничном, грудном и шейном отделах; круговые движения плечевого пояса.

6.Круговая тренировка.

Повысить уровень общего физического развития.

Совершенствовать основные физические качества (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах).

Организовать внимание и предварительно подготовить к изучению основного учебного материала в воде.

1-12

2. Освоение с водой, изучение элементов техники спортивного плавания.

1. Подготовительные упражнения по освоению с водой.

Движения ногами, сидя на бортике. Передвижение по выступу шагом, прыжками и приставными шагами, держась за край бортика. Движение руками и ногами с изменениями направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно. Передвижение по выступу шагом  с помощью гребковых движений руками.

Игры на воде: «Кто выше», «Переправа», «Лодочки» и т.д.

2. Погружение в воду с головой, подныривание, открывание глаз под водой.

Погружение в воду на задержанном вдохе и открывание глаз под водой.

        Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).

Игры на воде: «Лягушата», «Поезд в тоннеле», «Водолазы» и т.д.

3. Всплывание и лежание на воде.

Упражнения «поплавок», «медуза». Упражнение «звёздочка» на груди и на спине.

Лежание на груди и спине с различными положениями рук.

Игры на воде: «Винт», «Слушай сигнал!», «Авария» и т.д.

4. Выдохи в воду.

Выдохи у поверхности воды; опустив лицо в воду; погрузившись в воду с головой; передвигаясь по выступу, опустив лицо в воду (для вдоха поднимать голову вперёд); выдохи, поворачивая голову для вдоха налево, направо; то же, передвигаясь по выступу.

Игры на воде: «Ваньки-встаньки», «У кого больше пузырей», «Фонтанчики» и т.д.

5. Скольжения.

Скольжение на груди и спине с различными положениями рук. Скольжение толчком одной и двумя ногами от бортика. Скольжение с вращением, скольжение на боку, скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами, с дыханием.

Игры на воде: «Кто дальше проскользит?», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграет старт?», «Попади торпедой в цель» и т.д.

6. Учебные прыжки в воду.

 Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки, прыжки вниз ногами.

Игры на воде: «Прыжки в обруч», «Клоунада», «Каскад» и т.д.

Не бояться воды, ориентироваться в ней, освоить рабочую позу пловца и дыхание, подготовиться к успешному освоению стартового прыжка.

13-23

3. Изучение способов плавания: кроль на груди и кроль на спине.

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания (кроль на груди).

Имитация движений ногами кролем из различных исходных положений (на полу и на скамье).

Движения ногами кролем из различных исходных положений (по команде или под счёт),с различным положением рук, с дыханием.

Плавание при помощи движений ногами с доской.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: а) прямые руки впереди; б) одна рука впереди, другая – вдоль туловища; в) обе руки вдоль туловища.

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания (кроль на груди).

 Имитация движений руками кролем на суше. В воде – имитация движений одной рукой кролем (сначала правой, затем левой);то же с задержкой дыхания (лицо опущено в воду); то же с поворотом головы для вдоха.

Плавание при помощи движений одной рукой (с доской).

Плавание при помощи поочерёдных движений руками кролем в согласовании с дыханием.

3. Упражнения для изучения общего согласования движений (кроль на груди).

Плавание с непрерывной работой ног, присоединение движений руками кролем на груди.

Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами(шестиударная координация).

Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».

4. Упражнения для изучения движений ногами (кроль на спине).

 Имитация движений ногами кролем на спине из различных исходных положений (на полу и на скамье).

Движения ногами кролем на спине, держась руками за бортик бассейна (по команде или под счёт).

Плавание при помощи движений ногами с доской в руках.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука впереди, другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперёд (голова между руками).

5. Упражнения для изучения движений руками (кроль на спине).

Круговые движения обеими руками назад («мельница»).

Плавание при помощи движений одной рукой (с доской).

Плавание при помощи поочерёдных движений руками с доской.

Плавание при помощи одновременных движений руками с акцентом на ускорение к концу гребка.

Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук.

 Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счётов.

6. Упражнения для изучения общего согласования движений (кроль на спине).

Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.

Плавание с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).

Плавать при помощи движений ногами  способом кроль на груди технически правильно.

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом кроль на груди технически правильно.

Плавать в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три» способом кроль на груди.

Плавать при помощи движений ногами  способом кроль на спине технически правильно.

Плавать при помощи движений руками  способом кроль на спине технически правильно.

Плавать в полной координации в согласовании  с дыханием  способом кроль на спине.

24

Контрольное занятие.

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине.

2. Плавание кролем на спине.

3. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе.

4. Спад в воду из положения согнувшись.

Плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине – 15м;

плавать кролем на спине;

плавать кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе;

выполнять спад в воду из положения согнувшись.

25-35

4. Изучение техники выполнения старта с низкого бортика или тумбочки и простого поворота.

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине.

1. Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки.  

Прыжки вверх из исходного положения для старта (с махом руками вперёд-вверх; под команду).

Спад в воду с отталкиванием в конце падения.

Стартовый прыжок с бортика бассейна.

Стартовый прыжок с тумбочки (со скольжением до всплытия; с  движениями ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями).

Стартовый прыжок через шест с увеличением высоты и дальности полёта.

Стартовый прыжок с акцентом на быстроту подготовительных движений, скорость или мощность отталкивания.

2. Старт из воды при плавании на спине.

Выполнение в медленном темпе движений, как при старте из воды у гимнастической стенки.

Выполнение движений, как при старте из воды от бортика с последующим скольжением на спине; пронося руки вперёд над водой; с толчком ногами.

Старт из воды, взявшись руками за стартовые поручни.

3. Простой поворот.

Имитация поворота на суше, стоя лицом к стенке зала.

Разучивание элементов поворота у бортика: скольжение и первые гребковые движения; отталкивание; группировка, вращение и постановка ног на шит; подплывание к поворотному щиту и касание его рукой.

Выполнение поворота в целостном виде.

Выполнять стартовый прыжок с тумбочки (со скольжением,  с  движениями ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями).

Выполнять старт из воды технически правильно.

Выполнять простой поворот технически правильно.

36

Контрольное занятие.

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине.

2. Плавание кролем на спине.

3. Плавание кролем на груди.

Плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине – 20-25м;

плавать кролем на спине 20-25м;

плавать кролем на груди 20-25м;

 

37-58

5. Изучение способа плавания  «дельфин».

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине, старта с  тумбочки и простого поворота.

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания.

Выгибание и прогибание спины с максимальной амплитудой.

Волнообразные движения туловищем, как при плавании дельфином (на суше и в воде).

Движения ногами дельфином, держась за бортик; лёжа на боку.

Плавание при помощи движений ногами в положении на груди (с доской).

Плавание при помощи движений ногами в положении на груди; на спине (без доски, с различным положением рук).

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания.

Выкрут рук вперёд и назад (руки захватывают концы резинового бинта).

Круговые движения прямых рук вперёд в наклоне.

Имитация движений руками как при плавании дельфином.

Плавание при помощи движений руками с колобашкой между ногами.

Плавание при помощи движений руками без колобашки.

3. Упражнения для изучения общего согласования движений.

Движения руками с одновременными движениями тазом, как при плавании двух ударным слитным дельфином (сначала- на суше, затем- в воде).

Плавание дельфином на задержке дыхания с лёгкими, поддерживающими ударами.

Плавание двухударным дельфином с задержкой дыхания и раздельной координацией движений.

Плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.

Плавание двухударным слитным дельфином в согласовании с  дыханием: сначала один вдох на два-три цикла, затем- на каждый цикл движений.

Плавать при помощи движений ногами  способом «дельфин» технически правильно.

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом «дельфин» технически правильно

Плавать в полной координации с дыханием способом «дельфин».

59-71

6. Изучение способа плавания «брасс».

Совершенствование навыка плавания способами кроль на груди и на спине, «дельфин», старта с  тумбочки и простого поворота.

1. Упражнения для изучения движений ногами и дыхания.

Движения ногами, как при плавании брассом, сидя на полу.

Движения ногами брассом, сидя на бортике бассейна; лёжа на спине и на груди, держась за бортик.

Плавание на спине и на груди при помощи движений ногами с доской.

Плавание на спине и на груди при помощи движений ногами с различным положением рук.

2. Упражнения для изучения движений руками и дыхания.

Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом, стоя в наклоне вперёд на полу.

Гребки руками (сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания; в сочетании с дыханием.

Скольжения с гребковыми движениями руками.

Плавание при помощи движений руками с колобашкой между ногами (с высоко поднятой головой).

3. Упражнения для изучения общего согласования движений.

Плавание с раздельной координацией движений; дыхание через один-два цикла движений.

Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.

Плавание в полной координации на задержке дыхания; с произвольным дыханием и выдохом в воду через один-два цикла движений.

Плавать при помощи движений ногами способом брасс технически правильно.

Плавать при помощи движений руками в согласовании с дыханием способом брасс технически правильно.

Плавать в полной координации с дыханием способом брасс.

72

Контрольное занятие.

1. Плавание всеми способами с помощью ног.

2. Плавание всеми способами в полной координации.

3. Плавание любым способом технически правильно.

Плавать всеми способами с помощью ног – 25м;

Плавать всеми способами в полной координации – 25м.

73-92

7. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди, на спине, брасс, дельфин.

1.Специальные упражнения для совершенствования техники.

Плавание с помощью движений одними руками;

плавание с помощью движений одной руки, другая вытянута вперед или прижата к туловищу (только для способов кроль на груди и кроль на спине);

плавание с помощью движений одними ногами с различными положениями рук;

плавание с полной координацией движений; совершенствование техники дыхания.

Совершенствование техники дыхания и поворотов.

Проплывание кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем с акцентом на технику, постепенно увеличивая длину проплываемых дистанций.

Повторное проплывание на технику и с помощью движений руками или ногами 25, 50 метров.

Эстафетное плавание с использованием спортивных способов (с полной координацией движений, с помощью движений одними руками и одними ногами).

Плавать всеми способами в полной координации технически правильно.


Литература

1. Афанасьев, В.З. Игры в обучении плаванию / В.З.Афанасьев. - М.: Просвещение , 1993.

2. Большакова, И.А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А.Большакова. - М.: Аркти, 2005. – 24 с.

3. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж.Булгакова. - М.: Астрель, 2002. – 160 с.

Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

Примерная программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, допущена ГК РФ по физической культуре и спорту, авторы: А.А. Кашкин,  О.И. Попов, В.В. Смирнов.