Трофимова Ольга Вадимовна

Плавать раньше чем ходить

Профессия: тренер-преподаватель

Профессиональные интересы: плавание

Увлечения: семья

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: Радужный Владимирской области

Место работы: МБОУДОД ДЮСШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/trofimova-olga-vadimovna

О себе

У меня самая дружная семья и самые добрые друзья

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Курочка ряба

Мой взгляд на мир

Смотрю на мир широко открытыми глазами.

Мои достижения

У меня пять детей

Моё портфолио

 

 

Роль игрового момента в обучении плаванию

 групп начальной подготовки

 

  Плавание – жизненно важный навык. Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья. Это не просто развитие физических качеств, но и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях – это дети.

       Возраст 6-7 лет является одним из наиболее важных периодов в жизни человека. В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности.

       Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

       Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. 

       В настоящее время как в теории, так и в практике преобладают концепции первоначального обучения в условиях мелкого (неглубокого) плавательного бассейна.

В нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведётся достаточно активная работа по обучению плаванию. Однако, сдерживающей причиной является отсутствие стройных экспериментально проверенных методик начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде.

 Обычно это называют водобоязнью – формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обострённой реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затруднённость дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

 

 

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Дети не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов. И в связи с этой проблемой применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.

 Включение различных специальных упражнений, подвижных игр, разнообразных форм занятий по плаванию в учебно-тренировочный процесс позволит разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий, что в дальнейшем приведёт к определённым результатам.

 Ведущее место в обучении плаванию должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения повысить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие педагога в процессе обучения. 

Методика обучения детей плаванию с использованием игровых методов является эффективной и позволяет им в короткие сроки овладеть техникой различных способов плавания. 

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определённую трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

На занятиях по плаванию используются физические упражнения 4 групп:

Комплексы ОРУ и специальных упражнений выполняются перед входом в воду.

ОРУ отличаются динамичностью и отсутствием длительных пауз и остановок. Детям нравится выполнять имитационные движения: они с удовольствием ходят как журавли, медведи, прыгают как лягушки, кузнечики, изображают полёт бабочки. Из имитационных движений составляются различные сюжетные игры (зоопарк, мы-спортсмены).

Упражнения для освоения в воде:

1) упр. для ознакомления со специфическими свойствами воды, способствующие появлению уверенности в своих силах; ознакомлению с плотностью, вязкостью и температурой воды.

2)погружение в воду и открывание глаз, помогающие решить такие задачи, как устранение страха перед водой, умение ориентироваться под водой.

3) всплывание и лежание на воде, что способствует знакомству с непривычным состоянием невесомости, освоению навыка лежания на воде в горизонтальном положении.

4) выдохи в воду, позволяющие сформировать навык задержки дыхания в воде, а также умение правильно выполнять вдох-выдох в воду.

5)упр. на скольжение с различным положением рук, помогают освоить равновесие, обтекаемое положение тела в условиях, наиболее приближённых к плаванию.

Упр. для освоения на воде составляются на основе сюжетных движений. Они вызывают большой интерес у детей и позволяют им более осознанно выполнять движения. Подбирая упр-я следует учитывать, что они должны приносить ощутимую пользу и доставлять радость.

Упр-я для изучения техники плавания.

На основе подражания движения осваиваются быстрее.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

Подвижные игры и эстафеты в воде.

Игры и эстафеты неоднократно повторяются, как правило с изменениями и дополнениями. Таким образом достигается повторение уже знакомых действий, но с более высокими требованиями, а также повышается активность детей и сохраняется интерес к игре.

Купание в бассейне, свобода движений способствуют снятию психо-эмоционального напряжения, созданию хорошего настроения, атмосферы радости, что укрепляет физическое и психическое здоровье детей.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому- либо действию, которое вводится до сформированного в определённой степени навыка, делится на три последовательных этапа:

1. Этап начального разучивания – стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.

2. Этап углублённого разучивания – стадия на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.

3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в  каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т. д.)  различают три фазы:

а. игры для начального обучения

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

Игровая форма проведения занятий по плаванию является одной из интересных и распространённых форм детской деятельности.

В игре происходит накопление двигательного опыта. В процессе игровых занятий дети путешествуют в мире сказок, подражая действиям героев, демонстрируют свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением.

Поисково- экспериментальные методы (вопросы, карточки-схемы, загадки и т.п.) способствуют пробуждению фантазии, созданию игровых образов, новых правил, разных движений (танцевальные, ритмичные, спортивные), обыгрывание предметов и пособий.

Следует отметить положительную роль использования пособий в играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Для проведения игр и развлечений необходимо приобрести простейший инвентарь: надувные игрушки и круги, резиновые мячи разного диаметра, обручи, яркие тонущие предметы, для доставания их со дна.

 Основное воспитательно- развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи необходимого объёма знаний в области физической культуры. В то же время каждое занятие, состоящее из подвижных игр разной степени интенсивности, позволяет решать задачи, направленные на эмоциональное, физическое и психологическое развитие ребёнка.

В процессе игр дети совершенствуют множество движений. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость и самостоятельность.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и т. п. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы в работе с детьми.

 Игры придают эмоциональную окраску и позволяют детям непринуждённо, смело выполнять различные действия и упражнения, добиваться их высокого качества. Благодаря играм дети быстрее усваивают программный материал. При этом очень важно, чтобы игра была интересна, эмоциональна и понятна каждому ребёнку.

Научить человека плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.

Ведь плавание укрепляет организм, помогает ребенку лучше адаптироваться к различным состояниям окружающей среды, способствует развитию органов дыхания, исправляет недостатки осанки. Правда, такую пользу плавание принесёт, только если подойти к обучению детей грамотно, помочь преодолеть водобоязнь и привить желание всю последующую жизнь использовать плавание, как наилучший способ отдыха, развлечения и здоровой физической нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

Однако есть и недостатки игрового метода. Во-первых, занимающиеся, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными; во-вторых, трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Поэтому при проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

  • в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;
  • игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности детей, оказывать положительное эмоциональное воздействие;
  • игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;
  • инструктор обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения детей на группы (команды)) и групповым методом (с разделением на группы (команды)). Классификация игр следующая:

  • игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;
  • игры с сюжетом;
  • командные игры.

В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

  • освоение воды;
  • освоение различных элементов техники плавания;
  • повышение физической подготовленности занимающихся;
  • освоение элементов прикладного плавания;
  • освоение простых прыжков в воду;
  • игры и развлечения на воде.

 

Трудности в организации игр в воде связаны, прежде всего, с особенностями водной среды. Долгие простои без движений могут навредить здоровью детей. От переохлаждения и неуверенности в своих силах ребенок быстро теряет концентрацию и внимание, поэтому необходимо, чтобы игры были хорошо знакомы детям или уже проиграны в комфортных для них условиях, а это требует дополнительного времени или занятий в зале, что не всегда осуществимо. Необходимо отметить также, что проблемы использования игр в воде связаны со сложностью дозировки различных компонентов нагрузки во время занятий. В связи с тем, что игры несут в себе очень большой заряд энергии в физическом и эмоциональном плане, их принято проводить в конце занятий, уделяя им не более 10 минут. Отмечается потребность в разработке таких вариантов игровых сюжетов, которые можно реализовать в условиях водной среды, позволяющих регулировать уровень нагрузки в процессе занятий, и в тоже время будут интересны, понятны и известны детям дошкольного возраста.

 

Добавить грамоту в портфолио