Русский язык

Щербакова Анжелика Станиславовна

"Обобщение зананий об имени прилагательном" УМК "Школа России" 4 класс

Урок- путешествие "Сначало было Слово" УМК "Школа России" 3 класс

Тренажер "Цирк".( правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)   1-2 класс

"Образование слов при помощи приставки и суффикса" УМК "Перпективная начальная школа"2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Общие сведения об имени прилагательном

Оборудование: Мультимедиа проектор, картины художников, раздаточный материал, кроссворд, музыкальные отрывки из произведений,

Цели и задачи урока:

  • обобщить знания об имени прилагательном, получнных ранее;
  • развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова;
  • развивать, фантазию, творчество;
  • воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения

Ход урока

1.Организационная часть.

 Учитель: 

 Здравствуйте, ребята!

 Какое сегодня прекрасное зимнее утро!

 Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

 

 Учитель: Сегодня у нас будет урок русского языка. А тему урока вы попробуете угадать сами, отгадав загадку.

             У существительных подчас.

              Не жизнь, а просто скука!

              Ни цвета нет у них без нас,

              Ни запаха, ни звука!

              Определяем мы  предметы,

              Ведь с нами они всем  приметны.

              Мы украшаем вашу речь,

              И вам нас  надо знать, беречь!       (об имени прилагательном)

    Учитель: О какой части речи говорится в стихотворении?

 Дети: О прилагательном.

 Учитель: Да, правильно. Это имена прилагательные. На этом уроке мы с вами обобщим все знания об имени прилагательном и поговорим о таком удивительном времени года, как зима.

Тема нашего урока  «Обобщение знаний об имени прилагательном.  (Слайд 1)

Учитель: А теперь давайте настроимся на урок. (Слайд 2)

 (Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета Щелкунчик П. И. Чайковского)

 Учитель: Представьте, что вы маленькие снежинки.

 Дети садятся, закрывают голову  руками.

 Учитель: Волшебница Зима очень бережно относится к своим сестричкам, поливает их ледяной водой, смотрит, чтобы солнышко не растопило их.

 Учитель ходит по ряду и гладит детей по головкам.

 Учитель:  От ласковых прикосновений Матушки Зимы снежинки начинают расти, у них появляются первые робкие снежные лучики.

 Дети поднимают руки вверх.

 Учитель: Снежинка  растет.

 Дети потягиваются, расправляют плечи.

 Учитель: И вот наступает радостный момент: на свет появляется несмелая снежинка.

 Дети разводят руки в стороны, показывая, как появляется снежинка.

 Учитель: Молодая снежинка улыбается Зимушке.

 Дети улыбаются друг другу. Музыка заканчивается.

 Учитель: Как снежинка тянутся к Матушке Зиме, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите?

 Дети: Да

II. Работа по теме урока.

  1. Работа  по употреблению  имен прилагательных. ( интерактивная доска) Учитель: Многие  поэты в своих стихах воспевали красоту зимней природы. (Слайд 3)

Учитель: Кому принадлежат эти строки?

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою.

Неподвижною. немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.И.Тютчев) 

Учитель:  ( и.д. фрагмент № 1)

Вот и мы очутились в зимнем лесу. Какая картина предстает перед нами?

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

По  _____________  и ____________ снегу  бежит мышка. Увидала она на снегу  ___________________ шишку.   Ухватила её _________________ зубками ,  скребет и всё _____________  глазками  поглядывает -  нет ли ______________ хорька.

Слова для справок: коричневую, чистому, острыми, белому, остренькими, чёрными, злого.

Учитель: Трудно зимой  приходится животным. В такую пору на помощь  приходят люди. Они организуют «столовые»  для зверей и птиц.

Учитель: Посмотрите. Как преобразился наш текст.

Учитель: Для чего нужны имена прилагательные?

Ответы детей: Для того, чтобы текст стал красивее, разнообразнее…

(Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «для выразительности   текста» )

  1. Рассматривание и составление рассказа по картине.

Учитель: Посмотрите, как художники изобразили зиму (рассматривание картин) (Слайды 4- 6)

 “Зима”, “Иней” И. И. Шишкина
“Зима” А. К. Саврасова,
“Первый снег” А. А. Пластова,
“Зима”, “ Зимний вечер” Н. П. Крымова

  1. Работа над  выявлением признаков  предмета. (Слайд 7)

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти

Белой бахромой..

Учитель: Из отрывка выпишите словосочетания (существительное + прилагательное). Выделите окончания прилагательных.

Дети: (говорят свои словосочетания)

 Учитель: Молодцы.

Дети выписывают: белая береза, на пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой.

Учитель: Скажите, а  зачем  еще нам нужны имена прилагательные?

Ответы детей: Прилагательные обозначают признаки предмета.

(Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «обозначает  признак предмета» )

III Физминутка.  

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,

IV  Работа по теме урока.

  1. Работа по распознованию рода имен прилагательных.

( интерактивная доска) ( и.д. фрагмент № 2)

Учитель: соедини линией имена существительные с именами прилагательными.

              снежная            холодный           морозное            суровая          

       

                               утро                 зима            ветер

                      снежное                  колючий               вьюжная           крепкий

Учитель: А теперь, давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

 Дети: По родам, бывают мужского, женского и среднего родов.

 Учитель: Давайте, мы сейчас немного поиграем, я буду назвать словосочетания прилагательное с существительным, а вы должны будете определить род имени прилагательного. Как определяется род имени прилагательного?

 Если имя прилагательное женского рода, поднимите карточку- снежинку  белого цвета, если мужского синий цвет, если средний род голубой цвет. (Слайд 8)

 Радостное настроение,  серебристая ветка, холодный ветер, морозное утро, снежная баба, сильный буран, сильная поземка.

Учитель: Правильно. Следующее задание разного уровня сложности по карточкам.

Карточка с голубой снежинкой  немного посложнее, задание на этой карточке следующее: надо в тексте вставить имена прилагательные, указать род имени прилагательного и выделить окончание;

Карточка с синей снежинкой полегче, в этой карточке надо к существительному подобрать имя прилагательное и указать род, выделить окончание. Выбирайте карточки. (Слайд 9)

 

 Карточка с голубой снежинкой:

       Пришла …    зима. Деревья стоят  в  . . . уборе. На . . .   ветках  сидят  …  снегири. 

 Карточка с синей снежинкой:

 … зима, … снег, …метель, …мороз, …утро.

Учитель: Что еще  вспомнили об имени прилагательном?

 Дети: Имя прилагательное изменяется по родам.

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяются по родам» )

  1. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам. (доска)

Учитель : А сейчас поиграем еще в одну игру «Много – один»

Он вошёл – никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз).

 Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг.
( Снег).

. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль по улицам гуляю
И сугробы наметаю.
( Метель).

. В них играют ребятишки
После школы, в выходной.
Лепят шарики из снега,
Не хотят идти домой. (Снежки).

Запись на доске: Мороз – морозы, снег – снега, метель – метели, снежки, снежок.

           Учитель: Что еще  можно сказать  об имени прилагательном?

         Дети: Имя Прилагательное изменяется по числам.

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяется по числам» )   

Учитель: Правильно. А что такое слова-антонимы?

 Дети: Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

 Учитель: Давайте немного поиграем, я называю имя прилагательное и тот, кто получает снежинку, должен назвать его антоним. (Слайд10)

 Холодный - …, белый - …, длинный - …, высокий - …, веселый - …, широкий - …, быстрый - …, храбрый  - …

 Учитель: Молодцы. А что такое слова-синонимы?

 Дети: Синонимы - это слова, близкие по смыслу.

 Учитель: Правильно, попробуйте подобрать синонимы к следующим прилагательным: (Слайд 11)

 Красивый - прекрасный, великолепный, изящный, чудный, прелестный, бесподобный, чудный, восхитительный, живописный, роскошный, пленительный.

 Пушистый – мягкий.

 Дивный – чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, очаровательный, обворожительный.

  1. Упражнение в изменении имен прилагательных по падежам.(карточки)

Учитель: Раздает карточки – снежинки

Просклонять словосочетание

1 ученик                                 2 ученик                                    3 ученик

 белый снег                               снежная бахрома                  морозное утро                    

Учитель: Как называется изменение по падежам?

Дети: Склонение.

Значит, имена прилагательные изменяются по падежам

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяется по падежам» ) 

 Учитель: Проверяем задание.

 Учитель: Молодцы, справились с этим заданием

Учитель: Что же это у нас получилось?

Дети: Снежинка.

 Учитель:

Много снежинок опускается на землю, одна красивее другой. Один американский натуралист (ученый, естествоиспытатель, исследователь природы)много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий. Что же такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее сростки простейших кристалликов льда – иголочек и пластинок. Они растут и превращаются в снежинки. Снежинки - очень нежное и капризное существо ( Слайды 12- 14) (макрофото снежинок)

. Учитель: Вспомните сказку «Снежная королева». Кай говорил: «Гляди в стекло, Герда, видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!»

Учитель: Послушайте стихотворение, оно называется «Снежинка» (А.Пришелец)

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка.

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего ж она красива!

Учитель: Все лучики у снежинки  должны быть симметричные.

Симметрия – закономерное расположение форм и красок, при котором одна половина изображаемого предмета является зеркальным отражением другой половины. (Слайд 15)

 

V   Закрепление.

  1. Работа по составлению кластера. (интерактивная доска)                     ( и.д. фрагмент №3)

              Хрупкая                серебристая                холодная             белая

                       

                                                          снежинка          

            пушистая              симметричная                 искристая

  1. Работа по составлению синквейна. ( доска)        (Слайд 16)

Учитель объясняет правила работы синквейна.

Имя существительное    (Что?)     ( 1 слово)        

Имя прилагательное     (Какая?)    ( 2 слова)    

Глагол   (Что делает?)                     (3 слова) 

Предложение       

Имя существительное (Что?)         ( 1 слово)

Наречие  ( Как?)

Снежинка

Хрупкая, легкая

Падает, кружится, летит

Легкая снежинка кружит в воздухе.

Красота.

  1. Учитель: Сейчас мы с вами споем песню «Серебристые снежинки»

(Музыкальный фрагмент 2) (Слайд 17)

  1. Разгадывание кроссворда.

  Кроссворд ( интерактивная доска)

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима).

2. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год
( Декабрь).

3. В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд).

4. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (Вьюга, пурга, буран).

5. В белом бархате деревня:
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней).

6. Он вошёл – никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз).

7. Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик).

VI  Рефлексия.

Фронтальная работа с классом.

 Тест по теме: «Имя прилагательное» (Слайд 18)

 1. Имя прилагательное обозначает:

         1. предмет

         2. признак предмета

         3. действие предмета

 2. Имя прилагательное связано по смыслу (Слайд 19)

         1. с прилагательным

         2. с глаголом

         3 с существительным

 3. Имена прилагательные: (Слайд 20)

         1. изменяются по родам

         2. не изменяются по родам

 4. Имена прилагательные являются: (Слайд 21)

         1. главными членами предложения

         2. второстепенными членами предложения

 5. Укажите имя прилагательное: (Слайд 22)

         1. утеплять

         2. тёплый

         3. тепло

 6. Выберите подходящее окончание к данному имени прилагательному Зимн…утро: (Слайд 23)

         1. ие

         2. ее

         3. яя

 7. Укажите имя прилагательное женского рода: (Слайд 24)

         1. красочная

         2. весёлый

         3. доброе

VII  Домашнее задание:

Составить снинквейн со словами мороз, вьюга

Учитель: Вот и подошел к концу наш «Снежный»  урок. Желаю всем хорошего зимнего настроения.

(Музыкальный фрагмент № 3)

 

Список используемой литературы:

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории. Новые сказки и истории. – М., 1995

2. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе : Программы, содержание работы по классам. 5-8-е классы. М., 1998

3. Ладыженская Т. А. Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5кл.: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1992

4. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. общеобразовательных учреждений/ Научн. Ред. В.В.Бабайцева.-М.: Просвещение, 1996.

5. “Под сенью дружных муз…” Методическое пособие. Составители: М.И.Балагурова, . Д.Д.Николаева, Л.Н.Родионова. - Ленск, 2002

6. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.

7. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват.учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.

.8. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Русский язык № 19, 20, 23 /2005.

9. Столбунова С.В.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Русский язык №18 /2005.



Предварительный просмотр:

  

(История  возникновения славянской письменности)

(урок- путешествие)

Провела и подготовила:

учитель начальных классов

  МКОУ «СОШ № 21» ИМР СК

      Щербакова А.С.

2012- 2013 уч. г.

Русский язык 3 класс.

УМК «Школа России»

Тема : «Изменение глаголов по лицам»

Тип урока: урок- путешествие

Цель: 

  • воспитание интереса к русскому языку;
  •  воспитание чувства сопричастности, гордости за родной язык.
  • закрепление знаний об изменении глаголов по числам, лицам ;
  • устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,;
  • тренировать умения изменять глаголы по лицам и числам;
  • устанавливать связь между глаголом и местоимением;
  • развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: старославянские буквы, нарисованные детьми, рисунки к загадкам и пословицам о буквах, словах, языке; выставка книг,  журналов, посвященная  Дню славянской письменности, детская энциклопедия « Что такое? Кто такой?» различные словари русского языка, презентация, интерактивная доска, сообщение учащихся,   с высказыванием о русском языке./приложение/                                            

 

Ход   урока

                                     

   I Организационный момент.

      Учитель:     (Слайд 1 , трек 1)

     Забытое под толщиной веков

    Славянского наречия звучанье
    Откроется в корнях заветных слов,
    Где "искони" есть изначально.

В начале было Слово, слово Бог,
Все было в нем, все, что в начале было:
Свет Истины, Премудрость и Любовь,
И Дева присная, что так Его любила.

И стало слово Жизнью,                                    

 Благодать сошла на землю, чтобы воплотиться.                                      
В себя земную боль и быль вобрать
И в слове первой книги повториться.

И зазвучать в наречиях племен
Божественною связью мирозданья,

И для того, чтоб Ты поверил мне,
В большой реке, текущей рукавами,
Я все ищу на самой глубине
Три вечных слова с древними корнями.

II   Постановка темы урока:

Учитель:

 Сегодня мы поговорим о важности, о значимости языка. На территории РФ государственный язык—это русский язык. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать, красиво и правильно говорить. Этому всему учит урок русского языка, литературного      чтения..  

III  Работа по теме урока.                                                   

  1. Учитель:

Слово несёт информацию. Как известно слова произносятся, мы в речи используем звуки, а звуки на письме обозначаются буквами

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего урока – путешествия  «В начале было слово» (Слайд 2)

 1 Ученик:

1. Буквы—значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/!

2 Ученик.

 Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/.

Учитель:

Обратимся к толковым словарям.

«Толковый словарь  живого великорусского языка»  (В.И. Даль)

Азбука  (алфавит) -   собрание всех письмен, букв, какой – либо грамоты  (Слайд 3)

«Современный толковый словарь русского языка»

Азбука – система условных знаков, используемых в какой – либо роде деятельности.

3 Ученик:

. Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права—

Образовывать слова.                                                                        

Учитель:

 Знаете ли вы, как возникла русская письменность? 

( просмотр видеофрагмента о возникновении славянской письменности, о братьях Кирилле и Мефодии)

  1. Сообщение ученика об азбуке

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА                                                                                                      Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

IV  Работа над определением времени  и числа глаголов.      

Учитель: 

Самая первая летопись, дошедшая до нас,  на Руси появилась в10 веке. И называлась она «Повесть временных лет». Написал её монах Нестор.  (Слайд 4)

                                                                                         

  1. Работа на интерактивной  доске. Определить время и число глаголов

Учитель:

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Учитель:

Задание: В предложенном отрівке найдите и определи время и число глаголов.

        Учитель: Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина и Мефодия  “и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.
      Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

  ( Слайд 5)

Учтель: А сколько букв в современном русском алфавите?

Дети: 33!

 Учитель: В старославянском было 43 буквы.

Переписчики  сели за работу. ( Слайд 6) Нужно было и текст без ошибок красивым подчерком переписать, и первую букву разрисовать, и заставку перед текстом покрасивее сделать.
Эта работа продвигалась медленно, затрачивали несколько лет на создание одной книги.

V. Физминутка.

  1. Закрепление.
  1. Упражнение в  изменении глаголов по временам  

(Работа на  доске)

Учитель: Измените данные глаголы используя таблицу.

Н.ф.                        Н.в.                        П.в.                        Б.в.

сесть                        сижу                        сел.                        сяду

рабо тать                работают                рабо тали                поработают

  1. Упражнение в спряжении глаголов. (интерактивная доска)

Я  _________пишу                Мы  _________  (пишем)

Ты ________ пишешь        Вы   _________  (пишите)

Он ________ (пишет)        Они _________ (пишут)

  1. Отгадывание ребуса (Слайд 7)

Учитель:

А как вы думаете, на чем писались первые книги? (Ответы детей)

Самые первые книги, написанные на Руси  это «Апостол», «Евангелие», «Псалтырь» (Слайд 8)

Учитель:

Как вы думаете, где используется церковнославянский язык?

(Ответы детей)

Используется в церковном богослужении, на нем читаются священные тексты.

Им пользуются славянские народы – русские, сербы, болгары, т.е. это язык всего православного славянства

  1. Работа с пословицами и поговорками. (Слайд 9)

Азбука велика, а 30 букв.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбука наука, а ребятам мука.

Азбуку не знает, а читать садится

  1. Чтение гимна просветителям. (Слайд 10)
  2. «Это интересно» (Слайд 11)
  1. Викторина (Слайд 12)
  1. Как сегодня называется город, в котором родились и провели детство

          Святой Кирилл и Святой Мефодий?           Cалоники

2. Чем занимался Св. Мефодий до того, как ушел в монахи на гору Олимп?  Служил в военном звании

3. Как звали Святого Кирилла в миру, до пострига в монахи (в схиму)?     Константин

4. Что обычно держит в руке изображаемый на православных иконах Святой равноапостольный Кирилл?    Славянскую азбуку

5. Как называется часть облачения Святого Мефодия в архиепископском сане, изображаемого на иконе.   Омофор                                                                                        

6. Назовите первую богослужебную книгу, переведенную святыми братьями с греческого на славянский.   Апостол

7. Какие народы пользуются церковнославянским языком?                    

                                                             Русские, болгары, сербы, украинцы.

VIII  Итог урока. 

Учитель:

В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль! Чтобы правильно выразить свою мысль, надо много читать!

 Наш язык—язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

 Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ, многолик,                                                                                                         Как держава наша ,могуч!  

Что понравилось на уроке? Что узнали нового?

Учитель читает наказ. (Слайд 13)

Дорожите милым словом:

Многоликим—большим  языком!

Нашей жизни ОН— первооснова—

Всем народам планеты знаком!

Берегите ЕГО от цветистых

Иностранных и чуждых  нам слов,

Чтоб поток от наречий ручьистых

Не затмил РОДНИКА—РОДНИКОВ!

В нём черпайте живящую силу:                                                                                                                     Русских говоров, песен, стихов…

Всё, что дорого сердцу,

Чтоб слилось,--

В ЯЗЫКЕ—как ОСНОВЕ ОСНОВ! 

  1. Д.З.  Написать 5-6 предложений  по теме «В начале было слово»
  2. Учитель:

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо! (Слайд 14)



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материла

Щербакова  Анжелика  Станиславовна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ «СОШ№ 21» Ставропольского края Изобильненского района х. Спорного, учитель начальных классов

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

1-2 класс

  1. Название материала

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Тренажёр

  1. Название темы или раздела учебного курса

Правописание буквосочетаний ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК, любой

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: создание условий для закрепления навыков правописания буквосочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу в словах

Задачи:

1.Способствовать  повышению  эффективности изучения русского языка.

2.Отрабатывать навык правописания буквосочетаний жи - ши

3.Воспитывать  интерес  к предмету.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office PowerPoint

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия  

Мультимедийный проектор, экран, компьютер

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использование при индивидуальной работе и дома

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Презентация, пояснительная записка.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Предлагаются   слова, где нужно вставить пропущенные слоги.  Перемещение объектов осуществляется по щелчку.

  1. Список используемых источников

Интернет ресурсы:

http://www.0lik.ru/uploads/posts/2011-03/1301077959_0lik.ru_kloun-2.jpg - титульный слайд

http://www.kinderyata.ru/img/frame/screen/1317765551.png - фон 1 сайда

http://strmama.ru/upload/forum/c5ea928a516e82a09469b961ea2db197.jpg.jpg - фон 2 слайда

http://www.gifplaatjes.eu/paard/gifplaatjes.php?thumb=paard/paard003.gif - наездница

http://liubavyshka.ru/_ph/139/2/34568271.gif - бегемот

http://s7.rimg.info/90dca05c3f0dd8fb365ee661eaef98db.gif - медведь - жонглер

http://www.playcast.ru/uploads/2013/10/01/6213281.gif - дрессировщица с собачкой

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/161/80161339_2353418.gif - собачка

http://www.animationbuddy.com/Animation/Animals/Jungle_Cats/Lion_weightlifts.gif -  лев - силач

http://www.proshkolu.ru/content/msg2/5000000/4944000/4943923-5c9ac399dc9fb4b9bdae514b08daea33/61427766_myach.gif - девушка на шаре



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Loner\Мои документы\Downloads\screen1024x1024.jpeg

Урок- путешествие

Провела и подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №21» ИМРСК

Щербакова А.С.

2015- 2016 уч.г.

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса.

Тип урока:

комбинированный

Межпредметные связи:

Литература, естествознание, история.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический

Цели урока:

 - Закрепление  умений  учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок

Задачи:

Образовательная- формировать умение разбирать слова по составу

Развивающая - развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;– продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная –воспитывать и формировать в процессе урока интерес к

изучению русского языка; чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.

Наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, звездочки красного, желтого, зеленого цветов  для проведения рефлексии, листочки с написанными на них приставками.

Ход урока

  1. Орг момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим космическое  путешествие. И попробуем разгадать  тайну – тайну образования слов при помощи приставок и суффикса . (слад 1)

А поможет нам  Алиса Селезнева (слайд 2)

Девиз урока:  

Тот кто знает части слова

Тот напишет их толково.

Психологический настрой.

Прозвенел звонок весёлый,

Путешествовать готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Итак, тетради превращаются в космические путевые дневники. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое  важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.  (слайд 3)

Целеполагание – Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок?

(Узнать больше о составе слова. Знать все о словообразовании. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)

И я поставила цели на этот урок:

     - учить работать в группах; а именно отстаивать свои взгляды и убеждения, а если нужно, принимать чужую точку зрения;

  • уметь работать с информацией.

Кто из вас хотел бы вместе со мной поставить эти цели?

II.Актуализация знаний

Итак, мы с вами отправляемся в космическое путешествие. (Трек 1)

Мы с вами приземлились на первой планете системы Медуза. Для того, чтобы наше путешествие продолжилось ответьте на вопросы обитателей этой планеты.

Дополни фразу: (Слайд 4). 

- Окончание (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении,  называется окончанием)

- корень (общая часть родственных слов)

- суффикс (часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)

- Что такое основа слова? (часть слова без окончания называется основой)

III Повторение, закрепление и систематизация знаний по теме.

  1. Индивидуальная работа.                                                                         (Учащиеся работают на обратной части доски)

Корень

Приставка,

Суффикс.

                                                       

  1. Блиц гейм. (Слайд 5- 6)

-Какие значимые части слова служат для образования новых слов? (¬  ^    )

 - Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.)

-Какая значимая часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов? (^  )

-Какая значимая часть слова, стоит перед  корнем и служит для образования новых слов? (¬  )

-Мы двигаемся  дальше.

III  Работа, над образование новых слов.

  1. Образование слов при помощи приставок. (Слайд 7)

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки,
Образуются слова.

Образуй  от слов ехать, расти, лететь с помощь приставок  новые слова

Вывод:

- Именно приставки создают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

  1. Работа по учебнику. (уч.ч 3 с 83- 84) (Слайд 8)
  2. Выполнение упражнения № 93 с 84

IV  Интерактивная физминутка «Космическое путешествие с Гугушей» (Трек 2) (Слайд 9)

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

V Наблюдение  за  ролью суффикса в словообразовании.  

Мы с вами приближаемся к планете Суффискалия.(Слайд 10)

Суффикс – важная часть слова,
Как крючок для рыболова,
Суффикс – это интересно.
Одинок принц без принцессы,
Как загадка, суффикс этот,
С ним волшебно на планете.
Суффикс есть и в слове – львята,
А ещё в каких, ребята?

  1. От данных слов при помощи суффиксов  образуй новые слова. (Слайд 11)

Шар - шарик, вагон – вагончик, голос – голосок, печь- печка,

Вывод: Суффикс служит для образования новых слов.

  1. Камень, стройка, такси, летать (Слайд 12)

Вывод: С помощью суффиксов: -чик, -щик, -ист, -тель образуются слова, обозначающие лицо по профессии по роду занятий.

  1. С помощью суффиксов  - ик, - очк, - еньк, - ушк образуй  новые слова:

Трава, ива, река (Слайд 13)

Вывод: Суффиксы: -ик, -очк, -ечк,  еньк, - ушк имеют уменьшительно-ласкательное значение.

  1. Составление синквейна со словом суффикс  (Слайд 14)
  1. Суффикс
  2. Образовательный, интересный
  3. Образует, составляет, строит
  4. Суффикс стоит после корня
  5. Морфема

VI  Закрепление.  

Наше космическое путешествие продолжается. Какая планета нас ждет?  (Слайд 15)

  1. Работа по учебнику. Уч. ч 3 с84 № 94

  1.  «Зеркальный тест».   (Слайд 16)

Выберите верное утверждение:

1. Слово не может быть без корня (Слайд 17)

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки

4. Слово не может быть без окончания

Выберите верное утверждение: (Слайд 18)

1.Окончание – это изменяемая часть слова

2. Окончание – это неизменяемая часть слова

Выберите верное утверждение: (Слайд 19)

1. Суффикс стоит за корнем

2. Суффикс стоит перед корнем

Выберите верное утверждение: (Слайд 20)

1. Приставка стоит за корнем

2. Приставка стоит перед корнем

Из каких частей может состоять слово? Отметьте правильные ответы. (Слайд 21)

  1. Приставка, корень, окончание
  2. Корень, суффикс, окончание
  3. Приставка, суффикс, окончание
  4. Приставка, корень, суффикс, окончание

Обведите номера правильных утверждений об образовании новых слов. (Слайд 22)

1. Новые слова могут образовываться с помощью приставки.

2. Новые слова могут образовываться с помощью окончания.

3. Новые слова могут образовываться с помощью суффикса.

4.Новые слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса.

3. Заполнение семантической карты.  Работа в парах. (Слайд 23)

Например

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов

Цвести, расцвести, отцвести

морской, заморский

Поле, полюшко, полевой

Стол, стола, к столу, о столе

Дом, домик, домишко

VII.  Самостоятельная работа  (Слайд 24)   Разноуровневые задания.

1 уровень (желтый человечек)

Подобрать однокоренные слова к словам звезда, летать  и разобрать их по частям

2 уровень (синий человечек)

Написать слова в таком порядке

1) слова- названия  предметов

2) слово – признак  предмета

3) слово – действие предмета.

1. светить, свет, светлый, освещать.

2.путешествовать, путник, путевой, путь

3 уровень (красный человечек)

Сделать фонетический разбор слова  лететь

VIII. Домашнее задание.

Упр.№ 96 с 85

IХ. Рефлексия.  (Слайд 25)

Дети подводят итог урока, анализируя свою работу на уроке

Читают начало предложения и заканчивают его самостоятельно:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Моё настроение…


Наше путешествие подошло к концу

Слова

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов

Звезда, звездочка

Ракета, ракеты, ракету

Посадка, садить

Полететь, вылететь, перелететь

Луна, лунный, луноход

Слова

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов

Звезда, звездочка

Ракета, ракеты, ракету

Посадка, садить

Полететь, вылететь, перелететь

Луна, лунный, луноход

Работа в парах

Ф.И._____________________________ Ф.И._________________________

Работа в парах

Ф.И. __________________________ Ф.И.__________________________

Семантическая карта

Ф.И.___________________________           дата___________

Например

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов

Семантическая карта

Ф.И.___________________________           дата___________

Например

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов

Семантическая карта

Ф.И.___________________________           дата___________

Например

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

При помощи приставок

При помощи суффиксов

При помощи приставок и суффиксов