Обобщение и распостранение собственного педагогического опыта

Богатырева Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

Выступление на  школьном педагогическом

совете по теме «Формирование   коммуникативных и

познавательных УУД с помощью самооценки

 результатов деятельности ученика.

Методы:  мастер-класс.

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна:

• осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы.

Учителю обратная связь должна:

• давать информацию о достижении поставленных им целей;

• стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;

• отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;

• ориентировать ученика на успех;

• содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки:

• узкий диапазон школьных оценок;

• большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. отсутствие самооценки;

• незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

• отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);

• недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);

• недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Мы с вами люди и всем нам присущи простые человеческие чувства и при выставлении отметок основными ошибками являются (при количественной оценочной шкале)

 завышение оценок;

 стремление избежать крайностей;

предвзятость личного отношения;

 сверка с предыдущими оценками;

 разные оценки за одинаковые ответы;

 субъективное ранжирование определённых качеств;

 оценивание поведения как учёбы.

 Одним из основных форм  проверки знаний учащихся является опрос. Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Неустойчивая эмоциональная сфера учеников не позволяет им отвечать на вопросы без ошибок. Волнение у доски зачастую ставит ребят в сложное положение. Ученики не всегда адекватны, даже, когда знают материал. Это вызвано прежде всего тем, что они не чувствуют себя уверенными в своих силах. Такое положение идет от позиции, которую занимает учитель по отношению к классу. Класс находится в полной зависимости от воли учителя. Таким образом, у нас ещё сохраняется авторитарная система обучения, при которой учитель выдает положенную норму материала, а затем с субъективной точки зрения проверяет знания, умения и навыки ребят.

Понятно, что при такой системе опрос будет для учеников тяжелым испытанием.

Есть ли выход из этой ситуации?  Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие?

 На своих уроках  я так же  использую традиционную систему оценивания:  отметки  - 5, 4, 3, 2.  Хотя с введением   ГИА и ЕГЭ    итоговый и промежуточный контроль знаний учащихся осуществляется с помощью текстов работ,  представляющих собой  материал,  приближенный    к текстам ГИА и ЕГЭ, в которых приходится переводить оценку балл  в отметку.

Так же использую  самооценку учащимися  своих знаний при проведении математического диктанта в одном варианте.  На уроке открытия нового знания  учащиеся в парах, либо индивидуально решают задания диктанта и выставляют себе оценки. Учащиеся, получившие отрицательные оценки, вслух проговаривают границы своего незнания и ставят цель на следующий урок:  самостоятельно или с помощью учителя и одноклассников заполнить пробелы в знаниях.  

 В данном виде оценивания формируются коммуникативные  и познавательные  УУД: планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли,  формулирование познавательной цели.  В журнал же  оценки могут выставляться по желанию ученика и только положительные.

Предлагаю вам побыть  в роли ученика и решить небольшой математический диктант (15_2 md (1). ppt) (выполняют задания).

Также,  у нас в классе с детьми существует некая договоренность,  после решения упражнений  на полях отмечать кружочки желтым, зеленым, красным цветом или показывать карточки того же цвета, и я вижу какие проблемы у данного ученика на данном этапе урока. Иногда,  дети,  молча,  поднимают  карточку красного, или желтого цвета, тем самым оценивая  свои достигнутые результаты.

А я делаю выводы, на  что нужно мне обратить внимание на следующем уроке и как построить свой урок дальше, чтобы материал был усвоен полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных и познавательных УУД с помощью самооценки результатов деятельности ученика.

Слайд 2

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна: • осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы.

Слайд 3

Учителю обратная связь должна: • давать информацию о достижении поставленных им целей; • стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания; • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; • ориентировать ученика на успех; • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Слайд 4

Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки : • узкий диапазон школьных оценок; • большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев, отсутствие самооценки; незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

Слайд 5

Основными ошибками выставления оценок являются (при количественной оценочной шкале)  завышение оценок;  стремление избежать крайностей;  предвзятость личного отношения;  сверка с предыдущими оценками;  разные оценки за одинаковые ответы;  субъективное ранжирование определённых качеств;  оценивание поведения как учёбы.

Слайд 6

Математический диктант Упростите выражение: Проверьте себя: 1. 28 k + 35 k 2 . 33 x – 19 x 3 . 42 a + a 4 . 67 d – d 5 . 29 x · 4 6 . 15 s · 6 t 63 k 14 x 43 a 66 d 116 x 90 st

Слайд 7

. 1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. 2.Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия . 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками. 4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения. 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности. Коммуникативные УУД

Слайд 8

общеучебные действия, включая знаково-символические ; логические; постановка и решение проблем. Познавательные УУД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы урока математики в 5 классе в условиях реализации требований ФГОС Мастер – класс подготовила учитель математики МОУ СОШ р.п. Турки Богатырёва А.Н.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС) 2

Слайд 3

Новые цели образования Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных навыков

Слайд 4

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 5

Функциями универсальных учебных действий являются: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Слайд 6

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

Слайд 7

В ажно , в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться?”.

Слайд 8

С истемно-деятельностный подход - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Слайд 9

Сущность системно-деятельностного подхода в обучении « Великая цель образования – это не знания, а действия!» Герберт Спенсер «Самое ценное знание – добытое собственным трудом!» Древняя мудрость

Слайд 10

Что такое урок? Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит передача знаний от учителя к учащимся, осуществляется процесс формирования навыков и умений.

Слайд 11

Что такое современный урок? Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит получение знаний учащимися, под руководством учителя, в процессе формирования «умения учиться».

Слайд 13

Требования к современному уроку Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Слайд 14

Урок

Слайд 15

Урок

Слайд 16

Структура урока Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Слайд 17

12 16 12 1,2 1,6 256 2,56 36 3,6

Слайд 18

Сравните произведения 12 * 70 и 12 * 7 3 * 15 и 3* 150

Слайд 19

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося .

Слайд 20

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 12 см; Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 12 мм. Все величины выразите в сантиметрах и запишите ответ.

Слайд 21

3. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

Слайд 22

Тема урока : Умножение десятичных дробей. Цель урока: научиться умножению десятичных дробей и применению этого действия на практике.

Слайд 23

12 · 47 = 12 · 4,7 = ? 56,4 1,2 · 47 = 0,12 · 47 = 1,2 · 4,7 = 0,12 · 4,7 = 12 · 0, 47 = 0,012 · 47 = 56,4 5,64 5,64 0,564 5,64 0,564 564

Слайд 24

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Вывод: При умножении десятичных дробей сначала надо выполнить умножение , не обращая внимание на запятую, а затем в произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе.

Слайд 25

Динамическая пауза

Слайд 26

5. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Слайд 27

356 · 34 = 12 104 3 5 6 1 2 1 0 4 3 4 1 4 2 4 1 0 6 8 + 3 , 56 · 3 , 4 = 12,104 , , ,

Слайд 28

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Слайд 29

Математический диктант Проверьте себя: 1 . 19 · 0 ,3 = 5,7 2 . 2,6 · 0 ,4 = 1,04 3 . 3,2 · 0,02 = 0,064 4 . 1,5 · 40 = 60 5 . 0,12 · 500 = 60

Слайд 30

Включение нового знания в систему знаний и повторение Решение задач и упражнений на закрепление нового знания

Слайд 31

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 32

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса я Научился______ Каким способом? Какие получил результаты? Что нужно ещё сделать? Где можно применить полученные знания? Другое мнение _________________________________ _____________

Слайд 33

Рефлексия Что было трудным на уроке? Что было легко? Что понравилось?

Слайд 34

Домашнее задание Номера из учебника. Творческое задание: составьте задачу на умножение десятичных дробей

Слайд 35

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 36

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме «Основные этапы урока математики в 5 классе

в рамках реализации требований ФГОС ООО».

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Основные этапы урока математики в 5 классе в рамках реализации требований Ф ГОС». (Слайд 1)

17 декабря 2010 г министром образования и науки РФ Фурсенко А. был подписан указ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную  аккредитацию. (Слайд 2)  

           Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. (Слайд 3)    

 Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. (Слайд 4)  

 

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функциями универсальных учебных действий являются:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; (Слайд 5)
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. (Слайд 6)

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • учебные мотивы,
  • учебную цель,
  • учебную задачу,
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

в настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться?”. (Слайд 7)

Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: (Слайд 8)

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.   

Древняя мудрость гласит: «Самое ценное знание – добытое собственным трудом!» (Слайд 9)

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Изменяется и роль учителя на уроке. (Слайд 10)

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

А что такое урок?

Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит передача знаний от учителя к учащимся, осуществляется процесс формирования навыков и умений. (Слайд 11)  

Что такое современный урок?

Урок – тот же самый  отрезок учебного времени, в течение которого происходит получение знаний учащимися, под руководством  учителя,  в процессе формирования «умения учиться». (Слайд 12)

Меняется подходы к обучению, меняются и требования к современному уроку:

  1.  Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. (Слайд 13)

Уроки деятельностной направленности в технологии деятельностного

метода по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок общеметодологической направленности

4. Уроки развивающего контроля

Особенно сложным  и интересным в технологическом отношении

является урок открытия нового знания, который имеет следующий вид(Слайд 14): 

 Сейчас мы рассмотрим основные этапы урока математики в 5 классе и поучаствуем в нем.

Содержание основных этапов урока

  • 1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

        Для реализации этой цели необходимо:

  •  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  • создать условия для возникновения внутренней потребности
    включения в деятельность («хочу»);
  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу») (Слайд 15-16).
    2. Основной целью этапа
    актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. (Слайд 17)  

        Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
    достаточные для построения нового способа действий;

зафиксировали  возникшее затруднение  в  выполнении пробного действия или его обосновании (Слайд 18)


           
видео первый сюжет              http://youtu.be/Of_5KvAR3Ms

3. Целью третьего этапа  (выявления места и причины затруднения) является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

        Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); 
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает
    для решения исходной задачи (причина затруднения). (Слайд 20)

                       видео сюжет второй (http://youtu.be/udebLmTUDV0)

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • в коммуникативной форме сформулировали конкретную
    цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину
    возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
    им нужно построить и чему научиться);
  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель
    может уточнить(Слайд 21);

Динамическая пауза «Да» или «Нет».               (Слайд 22)

  1. Учитель на современном уроке сам формулирует  тему и цель урока.
  2. Задача школы:  «научить детей умению учиться».
  3. Существует  4 типа урока деятельностной направленности.
  4.  ФГОС  действуют с 2004 года.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса

  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. (Слайд 23)  
  1. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.          

 Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет(Слайд 24).         

  1. Основной цепью этапа самостоятельной работы с
    самопроверкой по эталону
    является  применение нового способа действии и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

        Для этого необходимо:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися
    типовых
    заданий на новый способ действия;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по
    эталону;
  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.        Основной целью этапа включения в систему знаний
и повторения
является включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению  следующих разделов курса. (Слайд 25)  

        Обязательным условием создания развивающей        среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. (Слайд 26)

9.        Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия (
третий сюжет http://youtu.be/B7izFmVpu-g).

Домашнее задание.

  1. Номера из учебника по уровню сложности.
  2. Творческое задание: составьте задачу на умножение десятичных дробей.

« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи



Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Проект –  как одна из форм реализации ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Проект – как  одна из форм реализации ФГОС».  

 

17 декабря 2010 г министром образования и науки РФ Фурсенко А. был подписан указ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную  аккредитацию.

  Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.  

 

 Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Индивидуальный проект, представляет  собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

   

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Основоположником педагогического метода проектов считается  американский философ  и педагог Дж.Дьюи (1859-1952 ).

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким, а в обосновании их эффективности Шацкий (известный русский и советский педагог-экспериментатор) ссылался на передовой зарубежный опыт.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения.

Прежде всего - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен  иметь ясную, реально достижимую цель. Воплощением  проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило,  связано с изучение литературы,  с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результатов  работы.

Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы  над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного им  опыта.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  • постеры, презентации;
  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • реконструкции событий;
  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  • документальные фильмы, мультфильмы;
  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  • сценарии мероприятий;
  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

 Ученик, работая над проектом, изучает реальные процессы, рассматривает конкретные ситуации, применяет математические знания к конструированию новых процессов, моделей.  В этом заключается актуальность применения данной технологии.

Учитель же в определенном смысле перестает быть предметником, а становиться педагогом широкого профиля, в работе над проектом он становиться и как координатор, и как тренер, и как научный консультант.

 В моей школе с октября 2015 года проводился такой вид деятельности, как работа над проектом. Каждый учитель, работающий в классах по ФГОС,   мог  попробовать себя в данном виде деятельности. Мной как учителем математики вместе с моими учениками были реализованы  внеурочные проекты по  следующим темам:

1) «Числа» - 6 класс.

Цель работы: узнать,  какие бывают числа?

Задачи:

1. Как появилось число?

2. Какие бывают числа?

3. Для чего нужны числа?

4. Сочинить сказку о числах.

Объект исследования – числа.

Предмет  исследования - разновидность чисел.

Гипотеза: я думаю, что на данный момент мной изучены все числа.

Методы исследования: Сбор информации в печатной литературе и в сети Интернет.

Проектным продуктом является сказка о числах.

2) « Арифметика» Магницкого.

Актуальность данной  темы заключается в том, что в данный момент существует очень много учебно-методических комплектов по математике, а  три столетия назад  был всего лишь один учебник.

Цели: узнать, кем был Магнитский и  как создавался его учебник?

Задачи:

1.Ознакомиться с учебником Магнитского.

2. Сравнить учебники.

Проблемный вопрос: Мог бы современный ученик учиться по «Арифметике» Магнитского?

Объект исследования. «Арифметика» Магнитского.        

Предмет исследования: задачи и упражнения из «Арифметики» Магнитского (содержание основных тем).

Проблемный вопрос: выбрала эту тему потому что, мы  решили узнать, похож ли по содержанию учебник по математике Магнитского на современный учебник математики Зубаревой И.И., Мордковича А.Г. «Математика- 6 класс» и мог бы современный школьник учиться по «Арифметике» Магнитского.

3)  «Платоновы тела»

Выбрал  я эту тему, потому что  заинтересовался их странными названиями.

Цель работы изучить разновидности  правильных многогранников и  показать их практическое применение.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Узнать сферы применения правильных многогранников в жизни, в природе.

3. Изготовить макеты правильных многогранников.

Методы исследования: изучение  и анализ теоретических сведений по данному вопросу,  наблюдение.

Объект исследования: многогранники.

Предмет исследования: свойства граней и ребер многогранников.

Проектный продукт: макеты многогранников.

4) «Статистика в моей жизни»

Тема моего проекта:  Статистика в нашей жизни.

Цель:  показать практическое  применение статистики в нашей жизни.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести сбор данных,  доказывающий, что статистика  применяется в нашей жизни повсеместно.

Гипотеза: статистические данные помогают нам понять, что мы используем методы статистики ежедневно.

Методы исследования: изучение  и анализ теоретических сведений по данному вопросу.

Объект исследования: статистические данные.

Предмет исследования: применение статистических данных в жизни.

Проектный продукт: анализ потребления  порошка различных марок в р.п. Турки, по данным магазина «Санги-стиль».

5) «Треугольник Паскаля»

Тема моего проекта «Треугольник Паскаля».

Я выбрал эту тему, потому что я хотел узнать, что такое треугольник Паскаля, его свойства и применение в жизни этого треугольника.

Цель работы: привести достаточное количество примеров свойств чисел треугольника Паскаля и примеров применения треугольника для доказательства гипотезы.

Задачи исследования.

1.Выявить свойства чисел, входящих в состав треугольника Паскаля.

2. Определить применение свойств чисел треугольника Паскаля.

3. Сформулировать вывод и итоги исследования.

Объект исследования: Числа треугольника Паскаля.

Предмет исследования: Свойства треугольника Паскаля.

Методы исследования: анализ научно-популярной литературы; систематизация; сравнение; эксперимент.

Проектным продуктом будет плакат со свойствами и применением  треугольника Паскаля.

6)  «Геометрия и архитектура»

Цель проекта заключается  в рассмотрении  геометрии, как теоретической базы для создания произведений архитектурного искусства.

 Методы исследования: анкетирование, фотографии,  анализ литературных источников  информации и Интернет-ресурсов.

Все это поможет мне добиться моей поставленной цели.

План моей работы заключается в следующем:

  1. Выяснить,  что такое геометрия?
  2. Архитектура и история ее  зарождения.
  3. Геометрия в архитектуре (симметрия и асимметрия)
  4. Постройки старых Турков.
  5. Постройки современных Турков.
    Проектным продуктом составление краткой геометрической характеристики старых и современных построек Турков.

7) «Кривые на плоскости»

Цель работы изучить разновидности кривых на плоскости и показать их практическое применение.
Задачи:

1. Изучить кривые и их свойства.

2. Узнать сферы применения кривых в жизни, в природе.

3. Освоить технику вышивания «Изонить».

 Методы исследования: изучение  и анализ теоретических сведений по данному вопросу,  наблюдение.

Объект исследования: кривые.

Предмет исследования: геометрическая основа техники «Изонить».

Проектный продукт: картина в технике «Изонить».

8) «Фрактальная геометрия»

Цель проекта: изучить, что представляет собой фрактальная геометрия  и найти области ее применения.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Найти применение фракталов в повседневной жизни.
  3. Провести эксперимент,  доказывающий, что фракталы применяются в нашей жизни повсеместно.

Гипотеза: все что нас окружает - это фракталы.

Методы исследования: изучение  и анализ теоретических сведений по данному вопросу,  эксперимент, наблюдение.

Объект исследования: фракталы.

Предмет исследования: геометрическая природа фракталов.

Проектный продукт: макет антенны, в виде снежинки Коха.

Все проекты  были очень интересными и увлекательными. Каждый ученик мог представить свой проект сначала перед классом, затем на школьной научной-практической конференции, а затем на районной. Так работа Гусаковой Анастасии была представлена на районной конференции и получила диплом победителя.

 Проектная деятельность обучающихся – это составная часть обучения и воспитания, одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующая развитию самостоятельных исследовательских умений и повышению качества образования. Надо суметь сформировать у школьников навыки работы с проектами. В соответствии с ФГОС ООО,   в недалеком будущем, индивидуальный итоговый проект будет обязательным для каждого обучающегося.

Свое выступление мне хочется закончить словами Л.Н. Толстого: Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект – как одна из форм реализации ФГОС Подготовила Богатырева А.Н. учитель математики МОУ СОШ им. С. М. Иванова Р.П. Турки

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) 2

Слайд 3

Новые цели образования Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных навыков

Слайд 4

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. «Самое ценное знание – добытое собственным трудом!» Древняя мудрость

Слайд 5

С истемно-деятельностный подход - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Слайд 6

Индивидуальный проект , представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. Работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Слайд 7

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достичь очень больших результатов в его образовании. Джон Дьюи

Слайд 8

Шацкий Станислав Теофилович В России учебные проекты применялись уже с 1905 г. Шацким С. Т .

Слайд 9

Характерные особенности проекта: наличие проблемы, цель, планирование работы, проектный продукт, письменная часть – отчет, публичная презентация результатов работы.

Слайд 10

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты ; - презентации; - альбомы, буклеты, брошюры, книги; - реконструкции событий; - эссе, рассказы, стихи, рисунки; - результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; - документальные фильмы, мультфильмы; - выставки, игры, тематические вечера, концерты; - сценарии мероприятий; - веб-сайты . Формы представления результатов проектной деятельности:

Слайд 11

Тема проекта: «Числа» Цель работы: узнать, какие бывают числа? Задачи: 1. Как появилось число? 2. Какие бывают числа? 3. Для чего нужны числа? 4. Сочинить сказку о числах. Объект исследования – числа. Предмет исследования - разновидность чисел. Гипотеза: я думаю, что на данный момент мной изучены все числа. Методы исследования: Сбор информации в печатной литературе и в сети Интернет. Проектным продуктом является «Сказка о числах» .

Слайд 12

Тема проекта: « Арифметика» Магницкого» Цели: узнать, кем был Магнитский и как создавался его учебник? Задачи: 1.Ознакомиться с учебником Магнитского. 2. Сравнить учебники. Проблемный вопрос: Мог бы современный ученик учиться по «Арифметике» Магнитского? Объект исследования: «Арифметика» Магнитского. Предмет исследования : задачи и упражнения из «Арифметики» Магнитского (содержание основных тем). Проблемный вопрос : узнать, похож ли по содержанию учебник по математике Магнитского на современный учебник математики Зубаревой И.И., Мордковича А.Г. «Математика- 6 класс» и мог бы современный школьник учиться по «Арифметике» Магнитского.

Слайд 13

Тема проекта: «Платоновы тела» Цель работы изучить разновидности правильных многогранников и показать их практическое применение. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Узнать сферы применения правильных многогранников в жизни, в природе. 3. Изготовить макеты правильных многогранников. Методы исследования: изучение и анализ теоретических сведений по данному вопросу, наблюдение. Объект исследования : многогранники. Предмет исследования: свойства граней и ребер многогранников. Проектный продукт : макеты многогранников.

Слайд 14

Тема проекта: «Статистика в моей жизни» Цель: показать практическое применение статистики в нашей жизни. Задачи: Изучить литературу по данной теме. Провести сбор данных, доказывающий, что статистика применяется в нашей жизни повсеместно. Гипотеза : статистические данные помогают нам понять, что мы используем методы статистики ежедневно. Методы исследования: изучение и анализ теоретических сведений по данному вопросу. Объект исследования : статистические данные. Предмет исследования : применение статистических данных в жизни. Проектный продукт : анализ потребления порошка различных марок в р.п. Турки, по данным магазина « Санги-стиль ».

Слайд 15

Тема проекта: «Треугольник Паскаля» Цель работы: привести достаточное количество примеров свойств чисел треугольника Паскаля. Задачи исследования . 1.Выявить свойства чисел, входящих в состав треугольника Паскаля. 2. Определить применение свойств чисел треугольника Паскаля. 3. Сформулировать вывод и итоги исследования. Гипотеза исследования : треугольник Паскаля обладает рядом замечательных свойств, поэтому и носит имя одного из выдающихся людей. Объект исследования: Числа треугольника Паскаля. Предмет исследования: Свойства треугольника Паскаля. Методы исследования: анализ научно-популярной литературы; систематизация; сравнение; эксперимент. Проектным продуктом будет плакат со свойствами и применением треугольника Паскаля.

Слайд 16

Тема проекта: «Геометрия и архитектура» Цель проекта заключается в рассмотрении геометрии, как теоретической базы для создания произведений архитектурного искусства. План моей работы: Выяснить, что такое геометрия? Архитектура и история ее зарождения. Геометрия в архитектуре (симметрия и асимметрия) Постройки старых Турков . Постройки современных Турков . Методы исследования: анкетирование, фотографии, анализ литературных источников информации и Интернет-ресурсов. Проектным продуктом будет составление краткой геометрической характеристики старых и современных построек Турков .

Слайд 17

Тема проекта: «Кривые на плоскости» Цель работы изучить разновидности кривых на плоскости и показать их практическое применение. Задачи: 1. Изучить кривые и их свойства. 2. Узнать сферы применения кривых в жизни, в природе. 3. Освоить технику вышивания « Изонить ». Методы исследования: изучение и анализ теоретических сведений по данному вопросу, наблюдение. Объект исследования : кривые. Предмет исследования : геометрическая основа техники « Изонить ». Проектный продукт : картина в технике « Изонить ».

Слайд 18

Тема проекта: «Кривые на плоскости» Картины в технике изонить выполнила Мельникова Олеся 8 «Б» класс

Слайд 19

Тема проекта: «Фрактальная геометрия» Цель проекта : изучить, что представляет собой фрактальная геометрия и найти области ее применения. Задачи: Изучить литературу по данной теме. Найти применение фракталов в повседневной жизни. Провести эксперимент, доказывающий, что фракталы применяются в нашей жизни повсеместно. Гипотеза : все что нас окружает - это фракталы. Методы исследования: изучение и анализ теоретических сведений по данному вопросу, эксперимент , наблюдение. Объект исследования : фракталы. Предмет исследования : геометрическая природа фракталов. Проектный продукт : макет антенны, в виде снежинки Коха.

Слайд 20

Тема проекта: «Фрактальная геометрия» Проектный продукт : макет антенны, в виде снежинки Коха. Гусакова Анастасия - победитель районной научно-практической конференции.

Слайд 21

Л.Н. Толстой: Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.