патриотическое воспитание

Лутова Екатерина Ивановна

Любое обучение должно носить воспитывающий характер, в том числе и коррекционное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников в образовательной деятельности учителя-логопеда

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Цель патриотического воспитания у детей дошкольного возраста:

- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  2.  Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду.
  3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  5. Расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  6.  Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  7.  Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Учителем-логопедом запланированы лексические темы, которые способствуют формированию патриотизма у дошкольников:

Моя страна – Россия! - воспитывает любовь к Родине, гордость за достижения своей страны, закрепляет представление о столице нашей родины – Москве, ее достопримечательностях, о государственных символах России - флаге, гербе, гимне. Рассказывает детям о том, что на Земле много разных стран. Объясняет, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. https://fs00.infourok.ru/images/doc/184/210942/img10.jpg

Мой город - повышает интерес детей к образовательной деятельности, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. Способствует повышению речевой активности детей, расширяет и обогащает словарь.

Моя семья - формирует представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

Профессии -  формирует понятие о нужности и важности всех профессий, об уважении к труду людей.

        Папин праздник – День защитника Отечества.

Военные профессии - помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа, воспитывать чувство уважения и благодарности к людям, защищающим Родину, за их мужество и отвагу. В образовательной деятельности словарь детей пополняется новыми словами-синонимами: Отечество – Отчизна - Родина; Защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий: море-моряк, космос – космонавт, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др.C:\Users\User\Desktop\Автоматизация звука л\2019-05-09-101.jpg

День Победы – 9 Мая! – развивает у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом, глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. 

Помогает в реализации задач, патриотического воспитания, использование учителем-логопедом материалов, упражнений и заданий для автоматизации звуков, разучивание чистоговорок, стихов.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Учитель-логопед проводит совместную работу с родителями воспитанников. В образовательной деятельности отводится время для рассказывания из личного опыта. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводится работа по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной».

В 2019-2020 году в логопедической группе реализован патриотический проект «Города-герои». В рамках проекта дети, с учителем-логопедом, разучивали стихи о войне. Воспитанники принимали участие в конкурсах чтецов на разном уровне (в ДОУ, районе, городе). За победу, в городском конкурсе «Дети читают стихи о войне» для воспитанников логопедических групп,  участники награждены дипломами. Мария Вагина  - I место, Алёна Воронова II место. Мы гордимся успехами воспитанников логопедической группы. C:\Users\тест\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3695.jpg

Учитель-логопед

Лутова Екатерина Ивановна


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №186 «Белочка»

Фрунзенского района г. Саратова

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Города - герои»

авторы-составители:

Лутова Е.И. – учитель-логопед,

Ноздрина Т.К. - педагог психолог

Умарова Д.М. - воспитатель

2022-2023 учебный год

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Города - герои»

Вид проекта: нравственно-патриотический.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь-апрель), 2 раза в неделю

Автор проекта: Лутова Е.И., - учитль-логопед,

Составители: Ноздрина Т.К. - педагог психолог, Умарова Д.М. - воспитатель логопедической группы

Участники проекта:  воспитанники  логопедической группы (подготовительной подгруппы) МДОУ «Детский сад комбинированного вида №186 «Белочка», учитель-логопед, педагог психолог, воспитатель группы, родители.

    Актуальность темы: 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Цель проекта:

Способствовать развитию духовно-нравственной личности, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи проекта:

Формировать представления о Городах-Героях;

Развивать познавательные интересы и активность детей.

Воспитывать чувство причастности к истории своего народа, гордости за достижения и культуру своего народа.

Активизация и обогащение слова по данной теме.

  Предполагаемый результат:

- Пробуждение интереса к своей Родине.

- Формирование доброжелательных отношений между детьми.

- Повышение нравственных качеств личности детей.

 -Расширение круга представлений об окружающем мире.

       Продукт проектной деятельности: 

Создание альбома «Города-герои».

План реализации проекта 2022 - 2023

 «Города герои»

Этапы проекта:

1. Сентябрь. Подготовительный.

2. Основной

 Октябрь.

  • Презентация «Города - Герои». - воспитатель, педагог психолог, учитель-логопед
  • Беседа «Город – герой для меня…» - учитель-логопед

Ноябрь.

  • Презентация «Город – Герой Ленинград». - воспитатель
  • Дидактическая игра «Скажи по другому».

 Цель - употребление слов синонимов (страна-государство; Родина- отчизна, Отечество; Россия - Русь; воин солдат, боец,   защитник и т. п.) - учитель-логопед

Декабрь.

  • Презентация «Город – Герой Москва». - педагог психолог
  • Дидактическая игра «Образуй новое слово».

 Цель – совершенствование словообразования (город - городской, городок, городишко, городище; образование сложных слов: гостеприимный, жизнерадостный,  многолюдный, многонациональный; совместное образование слов: Земляне, Россияне, Москвичи) - учитель-логопед               

Январь.

  • Презентация «Город – Герой Волгоград» - воспитатель
  • Активизация мыслительной деятельности и словаря

Беседа: Как сделать город красивым? Почему так называют: пригород;  улица Школьная,  Привокзальная, Зеленая  и т.п.     - педагог психолог        

Февраль.

  • Презентация "Город – Герой Севастополь"  - воспитатель
  • Презентация "Город – Герой Керч"   - педагог психолог
  • Презентация «Города – Герои: Киев, Одесса, Крепость-Герой» - воспитатель, учитель-логопед

Март.

  • Презентация «Города – Герои: Смоленск, Минск» - учитель-логопед
  • Выставка рисунков «Города мужества» - воспитатель, педагог психолог

Апрель.

  • Презентация «Города – Тула, Новороссийск, Мурманск» - воспитатель, педагог психолог
  • Викторина « Я знаю города-герои… » - воспитатель, педагог психолог, учитель-логопед

3. Заключительный  этап проекта

  1. Фото выставка «Маленькие патриоты» по итогам реализованного проекта для информации в родительский уголок.


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад комбинированного вида № 186 «Белочка»

Фрунзенского района г. Саратова

ДОКЛАД

на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Учитель логопед: Лутова Е. И.

Сентябрь 2022г.

        «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».                                           

                         Л.С.Лихачев.

Любое обучение, тем более коррекционное должно носить воспитывающий характер. Патриотическое воспитание во все времена остаётся актуальным для общества, государства. Мы, учителя-логопеды, помогаем детям с ТНР социализироваться в обществе.

Придерживаюсь позиции, что в детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Во все времена русские люди любили свою Родину.  Они защищали её от всяких бед, прославляли её  подвигами и славными делами. В своей работе я стараюсь сохранить эти традиции.

Логопедическую группу дети посещают с 5-ти лет. Коррекционная работа рассчитана, в основном,  на 2 года. Она построена по лексико-грамматическому принципу, именно это позволяет успешно сочетать коррекцию речевых недостатков с воспитательной работой.

Безусловно, понимая важность этого вопроса,  работа по нравственно-патриотическому воспитанию, включена в Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда.

Частично вышеуказанное планирование, представлю вашему вниманию.

Сентябрь.  День города.

В этом году был составлен план проведения мероприятий, посвящённых празднованию Дня города. Ежедневно в этом направлении с 5 по 11 сентября  поводилась работа. Успешной реализации плана способствовала тесная связь с родителями воспитанников группы. Просмотрена презентация "Наш Саратов", проведена беседа " Саратов город трудовой доблести, разучены стихи с акцентом на правильное произношение, дети посетили памятные места города, организовано общение на ему "Саратов глазами родителей", посетили торжественные мероприятия.

Октябрь. Деревья

 Наша группа стала участником Международной акции "Сад памяти".

«Сад Памяти» - это не просто акция, это начало новой традиции, которая призвана сохранить подвиг предков, историю страны и историю каждой семьи. Её цель – увековечить память всех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Всего — 27 миллионов деревьев в память о 27 миллионах погибших!

Международная акция «Сад памяти» впервые была проведена в 2020 году.

Акция проходит по поручению Президента РФ Владимира Путина, который лично посадил свое дерево памяти у Ржевского мемориала. На территории нашего детского сада 26 апреля 2022 года высажена аллея дубков. Высадку деревьев провели педагоги логопедической группы с воспитанниками. Аллея высажена в честь героев Великой Отечественной Войны. Мы помним и чтим вклад наших предков в Победу.

        Мероприятия лексической недели:

Уход за высаженными деревьями, счёт дубков, беседа на прогулке "Сад памяти".

Январь. Профессии на транспорте.

Формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.

Сложносочинённые предложения с союзом "а".

Составление рассказа о профессиях: пожарные, полицейские, спасатели.

Февраль. Защитники Отечества

Составление рассказа "Граница Родины на замке".

Творческое рассказывание (придумывание конца рассказа)

Март. Семья.

Дети получают представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

Пересказ рассказа "Таня и мама" (лексическая тема Посуда).

Составление рассказа "Поздравляем маму."

Рассказывание из личного опыта ("Моя мама", "Мой папа").

Составление рассказа по картинке "Женский день" Ткаченко.

Пересказ "Вечер" по лексической теме "Семья".

Апрель. Космос

Мой город (страна).

Помогают формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа.

Проект "Тайны космоса".

Рассказ-описание "Цирк"

Май. День Победы

Воспитывают чувство уважения и благодарности, к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.

Особое внимание главному празднику нашей страны «Деню Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Составление и пересказ  рассказа "Собака санитар" по серии сюжетных картинок с последующим пересказом.

Июнь. День России

        Один из самых молодых государственных праздников. Сначала он назывался Днем принятия декларации о государственном суверенитете России и только с 2002 года обрел свое нынешнее название.

Праздничное мероприятие

        В плане много тем о животных и живой природе, обращается  внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.

        Проект "Города - герои".

" Утром, вечером и днём осторожен будь с огнём".

Направление логопедической группы "Юные пожарные"