Лутова Екатерина Ивановна

учитель-логопед

Пусть станет невозможное — возможным! Пусть станет близким то, что далеко ! И пусть все то, что было очень сложным, решается красиво и легко!

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: информационнно - комммуникационные технологии в работе учителя - логопеда.

Увлечения: спорт

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г. Саратов

Место работы: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №186 "Белочка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ekaterina-ivanovna-0
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Руссо Ж.Ж.

    

Уже 20 лет, я работаю в логопедической группе с дошкольниками с ТНР. Работу нельзя назвать лёгкой, коррекционная работа трудна и для учителя-логопеда и для детей с нарушениями речи. Поэтому всё время нахожусь в поиске наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

            Сотрудничаю с СГУ им. Н.Г. Чернышевского (факультет психолого-педагогического  специального образования).

            В 2023 году прошла курсы переподготовки в СОИРО по программе "Педагог психолог системы образования".

            Это позволяет совершенствовать традиционные методы и приёмы коррекционной педагогики  (Левина Р. Е., Хватцев М.Е., Филеева Т,Б., Лопатина Л.В) и внедрять современные педагогические технологии в практику (повышающие профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей).

            За годы работы сформировалось убеждение: "Любое обучение, в том числе коррекционное, должно носить воспитывающий характер". В своей педагогической практике выделяю:

- Патриотическое

- Экологическое

- Трудовое воспитание, успешно сочетаю с коррекцией речи. Реализации этих задач посвящён каждый мой день и  созданы авторские пособия.

1."Живая азбука"- знакомит детей с разнообразным миром животных. В отличие от традиционной азбуки (алфавита) знакомство с буквой происходит после знакомства со звуками. Обязательно при дифференциации звуков по твердости- мягкости. Знакомит дошкольников с ТНР с понятиями:

  • Звук
  • Буква
  • Слово
  • Мягкий согласный звук
  • Твёрдый согласный звук
  • Глухой согласный
  • Звонкий согласный

2. Способствует формированию фонематического восприятия и фонематического слуха.

Сформированные точные слуховые представления, становятся регулятором для выработки элементов в его собственном произношении.

2. Методическое пособие «География родного края для дошкольников».

Главная цель – Развитие речи детей с ТНР через экологическое воспитание посредством ознакомления с природой родного края.

Альбом 1.

Происходит знакомство с Саратовской областью. Как выглядит на карте. Какие районы водят в её состав. Беседа «Где мы бываем». Очень нравится ребятам отыскать на карте, то место, которое он запомнил, где был с родителями в гостях. Они с удовольствием рассказывают, что видели интересного, нового. Проводим дидактическую игру «Как называется район» (какой?)». Образование прилагательного от существительного:

Аркадак - Аркадакский, Балашов- Балашовский,

Знакомим с рельефами, пополняем словарь понятиями: возвышенность, равнина, низменность, меловые горы. Рассуждаем, почему рельеф имеет такое название. Объясни слово.

Происходит уточнение и расширение представлений о климате Саратовской области, о смене времён года.

Предлагается игра "Найди и исправь ошибку".

Играя в игру "Где живут животные" у дошкольников постепенно формируется представление о природных зонах нашей области.

            Большой положительный отклик получили беседы о водоёмах Саратовской области.

            Введение в активный словарь дошкольников с ТНР таких названий, как Еруслан, Караман - говорит о высоком уровне их речевого развития.

Патриотическое воспитание - это направление, которое отражает мои духовные и нравственные ценности. Я дорожу и горжусь своей Родиной. Педагогический опыт в этом направлении оформлен в виде методических рекомендаций.

Самостоятельно разработан и успешно реализован проект "Города - герои". Детям предлагались для ознакомления небольшие авторские рассказы о городе, который удостоен звания "Город-герой", его обелиске, монументах.

"Сад памяти"- на территории детского сада высажена аллея дубов в честь воинов ВОВ. Здесь проходят патриотические мероприятия, происходит трудовое воспитание.

Воспитательный характер обучения для меня – это не отдельные фрагменты образовательной деятельности, а особая культура, которую я формирую у детей с ТНР.

В настоящее время реализую авторский проект "Насекомые Красной книги Саратовской области". Содержание проекта согласовано с Паниным А. В., сотрудником ОЦЭКиТ.

Считаю, очень трудной работу с детьми с ТНР по развитию диалогической и монологической речи. Совершенствование веду по традиционным пособиям Гомзяк, Филичевой, Теремковой. Также положительным моментом является составление детьми творческих рассказов на экологические темы. Успешной социализации дошкольников с ОВЗ является их участие в конференциях с темами окружающей действительности. Обучающиеся нашей группы неоднократно становились победителями региональной естественнонаучной практической конференции для обучающихся с ОВЗ старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «Мир природы глазами ребёнка». Темы последних конференций, где участники занимали призовые места "Пчёлы лучшие друзья", "Птицы на нашем участке", "Наша клумба". "Самый главный он в лесу". Участие в конференциях способствуют успешной социализации дошкольников с ОВЗ, повышению уровня связной речи.

Мои авторские Экосказки также способствуют формированию диалогической речи у дошкольников.

Слова известного дефектолога Е.Ф. Рау «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта», чтобы сделать этот труд увлекательным, интересным сочетаю традиционные методы и приёмы коррекционной педагогики с современными педагогическими технологиями.

Коррекционная работа

Наш детский сад единственный в районе, где созданы прекрасные возможности для коррекции речи детей с разным уровнем её развития. В ДОУ функционирует логопедическая группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а для воспитанников с ФФН и ФН открыт логопедический пункт. Таким образом коррекцией речи охвачено 100% из числа нуждающихся в ней. Большую трудность в коррекционной  работе по развитию речи представляют воспитанники с осложнением речевых нарушений:

  • ст.формой дизартрии;
  • СДВГ;
  • расстройством поведения;

         В настоящее время резко возросло число таких воспитанников. Причем характерно, что эта тенденция наблюда­ется в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не вы­являют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их,  подчас практически неразрешимы.

Традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, во многих случаях перестали приносить результаты и в про­цессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что у современных детей актуализируют­ся дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в пси­хическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения знаний и формиро­вание тех или иных психических функций. Например, речи, слухоречевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как у современных детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориенти­рованные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осоз­нание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербаль­ных компонентов общения для улучшения психического самочув­ствия и взаимодействий с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело».

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптималь­ным является системный подход к коррекции и абилитации психи­ческого развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комп­лексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Для коррекции адекватна технология «Комп­лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз­личными вариантами развития.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.

В коррекционной программе развития речи не предусмотрена нейропсихологическая коррекция, но в сложившейся системе образования мы имеем такую возможность. А именно, использование элементов нейропсихологической коррекции в системе дополнительного образования.

Внедрение данного комплекса в практику показало его эффективность как дифференциально-диагностическо­го, профилактического, коррекционного и абилитационного инст­румента.

 Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а педагогический опыт помог превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные занятия.

       С октября 2012 года в детском саду работает кружок «АБВГДЕйка». Его цель – нейропсихологическая коррекция дошкольников. Это групповые занятия 2 раза в неделю по 20-25 мин. В работе использую курс групповых занятий с детьми 5-6 лет предложенный Е.В. Пивоваровой.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности, которые приводят к проблемам адаптации в социуме. Это дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью и расторможенностью, эмоционально - волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации.

Перечень сайтов, полезных дошкольным работникам и родителям.
http://минобрнауки.рф/ сайт Министерства образования РФ

http://tanja-k.chat.ru/ - методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды)

http://www.danilova.ru/ Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://edu.rin.ru/preschool/index.html  Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.

http://azps.ru/baby/index.html  До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, по темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО. Разделы сайта: принципы правильного обучения; тесты; психологический словарь; статьи по детской психологии; классификации.

http://ivalex.vistcom.ru/ Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика» - http://sdo-journal.ru/

Журнал «Справочник старшего воспитателя» - http://vospitatel.resobr.ru/

Журнал Обруч – http://www.obruch.ru

Журнал Дошкольное воспитание - http://www.dovosp.ru

Сайт «Всё для детского сада» - www.ivalex.vistcom.ru

Дошкольник RU - http://doshkolnik.ru/

Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/ - конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Перечень сайтов, полезных родителям дошкольников

http://www.detskiysad.ru/  - ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций. Здесь можно найти ответы на самые разные вопросы, возникающие в молодых семьях, по самым различным темам - от развития и воспитания детей до рецептов приготовления кулинарных блюд.

http://galka-igralka.ru/ - развивающие занятия для мамы и малыша до 5 лет


Конкурсы для родителей и детей

Ежемесячные конкурсы - http://moi-talanty.ru/

Всероссийские конкурсы и викторины для дошкольников и их родителей - http://www.art-talant.org/

Всероссийские дистанционные конкурсы - http://gramoteino.ru/

Общероссийские конкурсы ассоциации "Магистр" и "Интеллектуал" для педагогов, детей, родителей - http://magistr-r.ru/

Всероссийские дистанционные конкурсы для педагогов и родителей - http://www.kontinent-rf.com/

Международный конкурс - http://interbrig.ru/

Международный творческий конкурс - http://рисовалкин.рф/?yclid=5929679689179915530

Международные и Всероссийские конкурсы интернет – портал «престиж» - http://prestig-konkurs.ru/

Международные интеллектуальные конкурсы - http://www.olympiad-bigben.ru/

Дистанционные конкурсы - http://rassudariki.ru/

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы - http://ty-geniy.ru/konkursy

О себе

 

            Лутова Екатерина Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории. Окончила:

Аткарское педагогическое училище в 1996 г. Присвоена квалификация: учитель-начальных классов, организатор детского технического творчества; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.Присуждена квалификация: Олигофренопедагог. Присвоена специальность: логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта, присвоена специальность: Практическая психология

Стаж работы по специальности 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под
             ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

  1. Бабкина Н.В. Радость познания. М., 2000.

  1. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

  1. Вербовая Н.П., Головина О.М. и др. Искусство речи. М., 1997.

5. Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.

       6. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрушинского.
         М., 1994.

     7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.
         М.,   1993.

8. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.,  1995.

      9. Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших
          школьников. М., 1995.ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

      10. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И.А. Как развить внимание и          память Вашего ребенка. М.,  1994.

11. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупрежде­нию ошибок чтения и письма у детей.  СПб., 1995.

12. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

13. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.
      Иншаковой.

14. Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития
и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

15. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем
// Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

16. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
у младших школьников. М.,  1995.

18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М., 2000.

20. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

21. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
      М., 2005.

22. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. М., 2000.

23. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое    сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

24. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школь­
ника. Ярославль,  1996.

25. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.

26. Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.

27. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.       М.,   1989.

28. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического    обследования детей. – М.: Роспедагенство, 1998.

Моё портфолио

Консультация для родителей

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе.

Звуки речи образуются в  результате сложного комплекса движений артикуляционных органов-кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, подвижности дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикулярно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка: они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность  этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, го говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся


не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущение движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Учитель-логопед

Лутова Екатерина Ивановна

консультация для родителей

 
Причины и виды речевых нарушений
“Все мы родом из детства” Сент-Экзюпери 
Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество. В переводе с греческого языка «этиология» обозначает учение о причинах. Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.
Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметились два направления в понимании причин речевых нарушений. 
Первое, исходившие от Гиппократа. Ведущую роль в возникновении речевых нарушений отводили поражениям головного мозга. 
Второе, берущее начало от Аристотеля. Ведущую роль в возникновении речевых нарушений отводили нарушениям периферического речевого аппарата.
 На последующих этапах изучения этиологии речевых нарушений сохранились две точки зрения. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брокка показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брокка контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановимся подробно на каждой из причин. 
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Сюда относятся: 
1. Заболевания матери во время беременности. 
2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания). 
3. Аллергии матери. 
4. Перенесенные переливания крови.
5. Токсикоз беременности (не зависимо от срока беременности).
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).
 7. Многообразная акушерская патология. 
8. Курение во время беременности, употребление алкоголя
9. Состояние после лечения бесплодия.
10. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года). 
11. Маленький рост будущей матери. 
12. Аномалии скелета (нарушение осанки матери). 
13. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. 
14. Особые психические нагрузки. 
Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма. 
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода. 
Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов. 
Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг к другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозг. Возникает хроническая ишемия-недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции. 
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. 
Виды речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация
Данная классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития.
Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия. 
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка. Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р); недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН могут наблюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутствие звука (кука» —рука); замена одного звука другим определенным звуком («суба» — шуба, «лука» — рука); смещения тех звуков, которые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюдается неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. У детей с ФФН нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы. Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Заикание — нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей: с опережающим речевым развитием (в результате излишней речевой нагрузки), психической травмы, либо у детей с задержкой речевого развития. 
Дорогие родители, вы должны понимать, что «не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта» Е.Ф.Рау. Только совместными стараниями, зная причину нарушений, мы можем справиться с тяжёлым недоразвитием речи у дошкольников.
 
 
 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: