Экспериментальная деятельность учителя-логопеда в НОД
методическая разработка по теме

Лутова Екатерина Ивановна

Конспект НОД "Ткани и их свойства" в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkani_i_ih_svoystva.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно-образовательной деятельности

Учитель-логопед: Лутова Екатерина Ивановна

Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие

Тема: «Ткани и их свойства».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с видами тканей и их свойствами, совершенствовать употребление относительных прилагательных.

Задачи:

1. Коррекционные

- Уточнять и углублять словарь по лексической теме;

- Совершенствовать навык составления предложения по образцу;

2. Образовательные

- Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным;

- Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться со свойствами  тканей;

- Формировать навык проведения опытов;

3. Развивающие

- Развивать наблюдательность, мышление, внимание, умение делать выводы, речь, двигательную активность, сенсорные способности;

- Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

4. Воспитательные

- Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, умение вести беседу;

- Воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, желание выглядеть опрятно;

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: Подгрупповая

Оборудование: Установка для воспроизведения презентации, образцы ткани, оборудование  для опытов: линейки, тонкая бумага, шерстяная ткань, ёмкость с водой, шприцы, салфетки.

          Деятельность детей

          Деятельность педагога

Примечание

1. Орг. момент

(вовлечение детей в ситуацию)

Выполняют ритмичные движения совместно с педагогом.

(Усталость, стало жарко, тепло).

- Тем, кто в спортивном костюме.

- Потому, что он тёплый, его сшили из плотной ткани, у него длинные рукава, штанины.

Выполняет ритмичные движения – флеш-моб под песню «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Р. Рождественского.

- Что вы почувствовали, выполняя движения?

- Как вы думаете, кому было жарче всех?

- Почему?

Вывод: Одежда нас согревает.

Несколько детей в спортивных костюмах, остальные в футболках и шортах.

2. Формирование темы

- Спортивную одежду,

Деловую,

Бытовую,

Форменную одежду.

- одежду шьют, вяжут.

- из тканей?

- Мы будем говорить об одежде, тканях.

Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Как изготавливают одежду?

- Из чего шьют одежду?

- О чём мы будем говорить?

- Мы будем говорить об одежде, тканях и их свойствах.

Дети стоят у экрана.

3. Употребление относительных прилагательных. Определи на ощупь.

- Нужно убрать ткани в мешок и доставать оттуда. Смотреть нельзя, можно только ощупывать

- Это джинсовая ткань. Она плотная, тяжёлая, грубая.

Это шёлковая ткань. Она нежная, гладкая, скользкая.

….кожаная

….драповая

….шерстяная

…мех

…гипюровая

…велюровая.

Дети стараются определить ткань на ощупь.

Существует мнение, что некоторые ткани можно узнать на ощупь.

Как проверить?

- Это очень сложно. Нужно, чтобы ваши руки научились различать фактуру тканей.

- Постарайтесь вспомнить название тканей, потрогайте их, и расскажите о своих ощущениях.

Проверим мнение.

Вывод: Некоторые ткани можно узнать на ощупь.

Дети садятся на стулья.

Образцы ткани лежат на столе на подносе.

Образцы тканей убирают в «Чудесный мешочек».

4. Динамическая пауза

- Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

Воду в тазик наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Дети проговаривают слова, имитируют движения (по тексту).

Дети протягивают ладони.

- Пропускает воздух.

- Потому, что она прозрачная, лёгкая.

- Драп, кожа.

Вывод: Плотная ткань не пропускает воздух.

5. Опыт 2

Учитель-логопед дует через гипюровую ткань.

- Что вы почувствовали?

- Почему?

Подберите ткань, которая не будет пропускать воздух.

- Почему вы так решили?

Дети стоят в кругу.

Бумагу, шерстяную ткань, пластмассовые линейки.

- Бумага приклеилась к линейке, повисла на линейке.

- В шерстяной ткани.

- Когда смотрим телевизор, включаем свет, молния.

- Электричка.

- Движется за счёт электричества.

6. Опыт 3

- Что вы видите?

Посмотрите внимательно, что произойдёт?

Учитель-логопед напирает линейку шерстяной тканью. Подносит к бумаге.

- В чём секрет?

Вывод: В шерстяной ткани прячется  электричество, оно способно удержать лёгкую бумагу.

- Где ещё встречается  электричество?

- Вспомните название транспорта, который получил своё название от этого явления.

- Почему так называется?

- Повторите опыт самостоятельно. Постарайтесь извлечь электричество их ткани.

- Опыт получился у всех. Какой вывод вы сделаете?

Дети садятся за столы.

На столах тонкая бумага, образцы шерстяной ткани, пластмассовые линейки.

Дети напирают линейку шерстяной тканью. Подносят к бумаге.

1-2 ребёнка повторяют: В шерстяной ткани прячется  электричество.

- Шприцы, кожаную и велюровую ткани, воду.

- Нужно налить немного воды шприцом на образцы ткани и посмотреть, что будет.

7. Опыт 4

- Что вы видите?

- Перед нами задача. Нужно определить какая ткань промокает. Как это сделать?

- Приступайте к выполнению опыта.

- Сделайте вывод самостоятельно.

Дети подходят к столу.

- Дети наливают немного воды шприцом на образцы ткани.

Вывод: 1-2 ребёнка повторяют: Велюровая ткань промокла, а кожаная нет.

- Пропускают воздух,

- Прячут электричество,

- Промокают,

- Согревают,

-Имеют разную фактуру (по разному ощущаются).

- (Шьют одежду, кроят одежду).

У меня бархатная рубашка.

У меня драповое пальто.

У меня меховая шуба.

У меня гипюровая блуза.

У меня шерстяной свитер.

У меня джинсовый сарафан.

У меня кожаная юбка.

8. Рефлексия. Выводы.

- О каких свойствах тканей вы сегодня узнали?

(Согласование прилагательного с существительным)

Вы знаете свойства некоторых тканей. Они нам пригодятся. Немного пофантазируем, представим себя швеями, портными. Чем они занимаются?

Пользуясь этими знаниями  «сшейте» одежду. Составьте предложение по образцу.

 Н-р: У меня шёлковое платье.

Дети соотносят ткань с одеждой, размещая под картинками выбранную ткань.

- Молодцы! Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1)  неправильная речь окружающих;2)  двуязычие в семье;3)  черепно-мозговая родовая травма....

Показатели эффективности деятельности учителя - логопеда.

НаправлениеПоказателиИндикаторыПодтверждающие документы1.Диагностическая деятельностьДоля воспитанников (учащихся) охвачены диагностическими мероприятиями100 % детей охвачены диагностикой (ДОУ -...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда"

Электронная презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда" (материал к аттестации)...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...