Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.
план-конспект урока по теме

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.

Технологии:

Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В. В. Давыдова.

Информационно - компьютерные (новые) технологии обучения. Игра Проложи маршрут.

Здоровьесберегающие технологии: Мнемотехника, биоэнергопластика,

Коррекционные технологии:  психогимнастика, фоноритмика, логоритмика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 67
компенсирующего вида
Московского района                            
Санкт- Петербурга.



Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.

Тема: Дифференциация звуков С - З,  буквы С, З.

Приставочные глаголы.                                                         

 Учитель-логопед  Ибрагимова Татьяна Николаевна




 Санкт-Петербург.
2012 г.

Конспект совместной деятельности

Тема: Дифференциация звуков С-З, буквы С, З, приставочные глаголы

Цель: Формирование правильного произношения звуков «С, З».

Задачи по  образовательным областям:

Познание: 

  1. Формирование правильной артикуляции звуков «С,  З»;
  2. Развитие речеслухового анализатора (фонетического анализа, синтеза, восприятия и представления);
  3. Дифференциация   звуков С – З.
  4. Закрепление навыка деления слов на части (слоги).
  5. Закрепление понятие «предложение», формирование навыка записи схемы предложения, слова в предложении пишутся раздельно.
  6. Закрепление графического образа букв С и З.
  7. Развитие способности ориентировки в  пространстве;
  8. Развитие речи,  памяти, мышления.
  1. Учить образовывать глаголы движения при помощи приставок на лексическом материале «транспортные средства»

Коммуникация:

  1.  Закреплять правильную артикуляцию звуков «С, З»;
  2. Закреплять правильное произношение звуков «С, З» изолированно, в слогах, словах, фразах, тексте.
  3. Учить составлять распространенное предложение, составление коротких рассказов по демонстрации действия.
  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас.

Социализация: 

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;
  1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, собранность;
  2. Формировать коммуникативные навыки;
  3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Здоровье:

  1. Формировать правильное дыхание;
  2. Развивать моторные функции;
  3. Вырабатывать правильную осанку.
  4. Предупреждать развития миопии.

Технологии: 

Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В. В. Давыдова.

Информационно - компьютерные (новые) технологии обучения.

Здоровьесберегающие технологии: Мнемотехника, биоэнергопластика,

Коррекционные технологии:  психогимнастика, фоноритмика, логоритмика

Предварительная работа: Составление мнемотаблицы с детьми и заучивание  стихотворения с опорой на нее.

Оборудование : предметные картинки на звуки С и З, картинки «Помощники Речи», макеты «Язычка»,  картинки «Свистелочка», «Звенелочка»,  предметные картинки на звуки и транспортных средств, звуковые пеналы для составления схемы слова, индивидуальные наборные полотна с комплектом цифр, раздаточный материал для индивидуальной работы,  графическое изображение букв, изограф,

 таблица-схема «Звук – буква»,  рабочие тетради детей, мнемотаблица  для заучивания стихотворения «Правила перехода», карточки для определения настроения, компьютер, проектор, кружки белой бумаги,  карандаши.

Ход занятия

I

Организационный момент: дети заходят в группу, знакомство с гостями, проговаривание в кругу между кем стоит, назови соседа ласково, психогимнастика, девиз.


Дети стоят в кругу перед доской: Я стою между Верочкой и Мишенькой… и т.д.



II.







































III.


























IV.







V.























VI.











VII.























VIII







IX.



















X.























XI.





























XIII.










XIV.





Введение в тему занятия, характеристики звуков С и З:

-Какие звуки учились говорить на прошлом занятии?

 - Сегодня на занятие пришла сказочная девочка из страны Звуков и Правильной Речи. Принесла картинки (лежат стопкой на столе).

Какой звук есть в названии всех картинок?

Правильно, звук С.  Ее зовут Свистелочка.

- Она рада, что Вы научились правильно говорить звук С и хочет с вами поиграть. Вы согласны?

- Расскажите Свистелочке, что вы знаете про звук С:

а) Артикуляция (как работают губы, зубы, язык?) Покажите

б). Какой ветерок?

в). Какой голосок?

г). Каким может быть звук С?

Свистелочка пришла со своей подругой, которая принесла вам стихотворение.

- Послушайте и скажите, какой звук она хорошо знает?  

«Звонко зазвенел звонок,

Забегайте на урок,

Зайцы, козы и козлята,

Зебры, зубры и зубрята».

Догадались?

- Правильно, звук З.

- А кто догадался, как зовут подругу Свистелочки?

Чем отличаются звуки С и З?

 Произношение звуков С и З изолированно и в слоге.

 Игра «Споем песенки звуков» 

1. Споем «песенку водички» для Свистелочки, «песенку комара»  для Звенелочки.

2. са-со-су, за-зо-зу, са-са-за-за,

са-за-со-зо.

Посадить детей за столы (девочки, мальчики).


Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематических представлений. 

Автоматизация звуков в слове и фразе.  

1. Кто Вас позвал? 

Хлопнете  в ладошкина звук З, топните ногами на звук С.

Произношу звуки

- с,  ш, с, ц, з, ж, з

- са , жа, зу, шу, со, зо

- звонко, стакан, заноза, цапля, широкий, сметана.

2. Какой по счету звук в слове?

Следующее задание от Звенелочки: на каком по счету месте звук З.

Работа c цифрами

Картинки на звуки  З.

Зонт, коза, звонок, поезд, береза, азбука.

 3. Собери слово. Где спрятался звук?  Задание от Свистелочки.

Ловите камушки- звуки, возвращайте слова.

Кидаю «камушки-звуки», дети возвращают мне слова

К, о. с ,а,

К, у, с, о, к,

С,у,н, д,у,к,

Н,а,с,о,с


Звуко-слоговой анализ слова 

  - лови звук и обозначай квадратом (с, в, и, с, т, о,к)

- что получилось?

Сколько звуков в слове?

- разбор по звукам с «ошибками» логопеда

- обозначьте и назовите «слияния»


Повторение пройденных букв. Закрепление графического образа букв С, З. Чтение и составление слов.

- Чем обозначаются звуки на письме?

- Какая разница между звуком и буквой?  (схема)

- На чем приехали к нам Свистелочка и  Звенелочка? (Изограф – паровоз – дым из букв с и з.)

- Из чего составлен паровоз?

- Покажите буквы.

- Закрой неправильную букву.

- Гости привезли конверты с заданиями.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

Взяли конверты – раз, достали задание – два, посмотрели. Кто знает как, выполняйте, к остальным подойду, объясню.

Раздаточный материал для каждого индивидуально.

 (учитывается возможности ребенка на данном этапе обучения)

- Закончили работу, убрали в конверты – раз, карандаши в стаканчик – два, сели красиво – три.


 Физминутка.

Настало время отдохнуть. Предлагаю пройти на сквер. Придется перейти дорогу.

Мы с вами учили стихотворение, как правильно переходить проезжую часть. Откройте ваши тетрадки, давайте вспомним его.

 Встают из-за столов выходят на ковер, выполняется речь с движениями.

«Дорогу так перехожу….» 

Посадить на подушки 


Автоматизация звуков в предложении. Анализ предложения.

Закрепление понятий слово - предложение. Мышление, логика.

 1: Найди и исправь ошибку Свистелочки и Звенелочки.

Из чего состоит наша речь?

Послушайте предложения, которые составили наши гости:

Пилот ловко управляет теплоходом

За штурвалом самолета опытный водитель

Капитан замедлил ход поезда.

Машинист ведет грузовик на погрузку

- Угадайте, какой грузовик вел на погрузку водитель: «Это не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».    

Составь предложение.

Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Схема предложения.

Зарисовать на доске.

 Сделай предложение на слово короче.

Осталось слово


 Слоговой анализ

Слово делится на ----- слоги

Деление на слоги.

Выбери, назови картинку, нарисуй схему, выдели гласные звуки, поставь ударение.

(Убрали подушки, встали в круг)


Преобразование слов. Дифференциация С-З, звуковой анализ и синтез

 Помоги Свистелочке и Звенелочке загрузить грузовик»  

Загрузим грузовик словами на звуки С и З

 Игра с мячом «Поменяй звук».

Встали полукругом.

Коса – коза

Суп – зуб

Сайка-зайка

Росы - розы

Собор – забор.

Лисонька- Лизонька

- Машину загрузили, надо закрыть.

Если у грузовика замок, то что сделаем с замком? Задвижкой? Защелкой?

 А мы можем поехать на грузовике?  Почему?

 На чем можем поехать мы?

Я закрою глаза, а вы тихонечко сядете за столы.

Образование глаголов с приставками по демонстрации действия.

Вот мы и вернулись.

Свистелочка и Звенелочка предлагают поиграть со словом «ехать»

- Что за палочка у меня в руках?

- Кто его использует?

- Мы будем регулировать порядок ответов – передавать друг другу: у кого палочка, тот и отвечает.  Я предложение  начинаю, а вы заканчиваете.

- Внимание на экран:

От остановки автобус…….

Автобус по дороге ……

Автобус к мосту…… и т.д.

(параллельно вывешивается схема слова)

 ПК Игра (Отъехал, поехал, доехал, въехал, проехал, съехал, объехал, приехал.)

Гимнастика для глаз.

Вспомните, какие предложения проговаривали. Работа со схемами (ребенок выбирает схему и проговаривает предложение.


  Итог занятия.

- Во что  мы сегодня играли со Свистелочкой и Звенелочкой?

- Какие задания понравились?

 - Что было трудно?

 - Свистелочке и Звенелочке понравилось ваша работа на занятии

- А Вам понравилось играть со Свистелочкой и Звенелочкой?

- В какие игры вы играли со Свистелочкой и Звенелочкой?

- Я попрошу гостей нарисовать, как им понравилась наше занятие

- Выберите, какое у вас сейчас настроение?

- Покажите гостям.

- Гости тоже нарисовали вам свои оценки. Встаньте, посмотрите.

- Молодцы! Занятие окончено, можете идти отдыхать.










 


Слуховое внимание. Игра «Покажи руками» Давайте расскажем Свистелочке и Звенелочке, какой бывает транспорт.

 Я буду называть транспорт.

 Если услышите воздушный – поднять руки вверх и двигать ими  из стороны в сторону,

Наземный – поворот руля,

Водный – «плавательные»  движения

Посадить на подушки

Автоматизация в заученном тексте.






Дети берут по очереди картинки, называют и выставляют на наборном полотне.






Дети одевают «язычки»,

рассказывают, как работают губы, зубы, язык, показывают артикуляцию руками.

Звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким.








 - Звук З

-  Звенелочка!

З - звонкий, С - глухой






Произносят звуки, Ссссссс, ззззззззз; слоги с элементами фоноритмики.










Дети хлопают в ладошки на З, топают ногами на  звук С.






Дети берут картинки со стола, выставляют цифры, соответствующие месту звука З в слове, спросить 2-3 человек полным ответом.




Дети «ловят»звуки-камушки, возвращают мне слова, спросить 2 - 3-х человек, на каком месте (н=с=к) звук З или С.






Выкладывают схему слова СВИСТОК





- Звуки на письме обозначаются буквами


- Звук  слышим и произносим, букву видим и пишем.

- Звенелочка и Свистелочка приехали на паровозе.

- паровоз составлен из букв

Называют и показывают буквы.

Буквы С, З. (называют, как звук)

Закрывают неправильно написанные буквы.




Работа под музыку

 Пока играет музыка – выполняют задание.







Дети повторяют стихотворение по тетрадям (зарисова мнемотаблица)


Вышли на ковер.

Дети выполняют соответствующие движения.









Дети исправляют ошибки.

Капитан ловко управляет

теплоходом, и т.д.









Водитель ведет большой грузовик на погрузку.

Ребенок зарисовывает схему.

Стирают по одному (два) слову.



(выполнение цепочкой: один делит слово на слоги, записывает схему, второй – гласные и ударение

Делим на слоги(1 ребенок) второй пишет гласные и  ставит ударение (позови слово к себе)




Дети ловят мяч, заменяют звук С на звук З и возвращают  педагогу.










Замок закроем

задвижку задвинем,

защелку защелкнем.

На пассажирском транспорте

На  автобусе.

Сели за парты




Милицейский жезл

Регулировщик регулирует движение.






отъехал

поехал

подъехал






Автобус въехал на мост.





Дети выбирают и  показывают на карточках  «солнышко» или «тучку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы тема: «Скоро в школу»

Конспект  совместной  деятельности  учителя-логопеда  с  детьми  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста (6 &nda...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность  учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) Тема: "Прогулка по лесу"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР...