Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
методическая разработка по теме

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

1)  неправильная речь окружающих;

2)  двуязычие в семье;

3)  черепно-мозговая родовая травма.

 

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

1)  тройничный;

2)  обонятельный;

3)  блуждающий.

 

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

1)  алалии,

2)  механической дислалии,

3)  афазии,

 

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

1) ОНР,

2)заикание,
3) ФФН,

 

5.  В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:

1) Iблок;

2) IIблок;

3) IIIблок.

 

6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

 

7.  Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение  всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

1) комплексного подхода;

2) системного подхода;

3) онтогенетический.

 

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

а) обогащение и активизации предметного словаря;

б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

в) развитие слухового восприятия;

г) обогащение и активизация предикативного словаря.

 

9. Продолжите определение «ОНР - это…»:

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

 

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

1) неврозоподобная;

2) органическая;

3) невротическая.

 

11.Что может лежать в основе нарушения организации  темпо-ритмической стороны речи:

1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

2) органическое повреждение продолговатого  мозга

3)  органическое повреждение мозжечка.

 

12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

 

1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

2) блок приема переработки и хранения информации;

3) блок программирования, регуляции и контроля.

 

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога  в процессе  говорения:

1) согласных смычных;

2) гласных;

3) согласных щелевых.

 

14. Какой голосовой  регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:

1) головной;

2) грудной;

3) средний.

 

15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

С. Ориентировка в собственном теле;

Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

1) САДБ;

2) АСБД;

3) ДБАС.

 

16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

1) представление о звуке;

2) представление о графеме;

3) представление о фонеме.

 

17. Определите  последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

А. Определить количество звуков в слове;

Б.  Определить, есть ли заданный звук в слове;

В.  Придумать слово с 4 звуками;

Г.   Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

1) ГБАВ;

2) БГАВ;

3) БАГВ.

 

18.Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

 

а) каллиграфические;

б) орфографические;

в) дизорфографические.

 

19.Что является единицей  фонологического кода языка:

     1)  слово;

2) фонема;

3) морфема.

 

20. Что является единицей лексического  кода языка:

        1) слово;

          2) фонема;

            3) предложение.

 

21. Что является единицей морфологического кода языка:

1) слово;

2) морфема;

3) предложение.

 

22. Что  является единицей синтаксического кода языка?

1) слово;

2) морфема;

3) предложение.

 

23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалиипо типу искажений в произношении звуков речи:

1) об отставании в формировании фонематического слуха;

2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

 

24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

         1) нарушение фонематического слуха:

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение обобщенного оптического образа буквы.

 

25. Что является причиной моторных и окуломоторных  дисграфии и дислексии:

        1)  нарушение фонематического слуха;

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций.

          

26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

      1) алалии;

 2) заикании;

 3) дислалии.

        

27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

1) дислалии;

2) дизартрии;

3) заикании.

 

28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

 

1) Вот мой дом.

2) Вот мой парашют.

3) Вот моя собака.

 

29.Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

 

1) замены графически сходных букв;

2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

3) изменение формы, времени глаголов.

 

30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

 

1) ступень слого-аналитического чтения;

2) ступень становления синтетических приемов чтения;

3) ступень синтетического чтения.

 

31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

1) тактильный,

2)зрительный,
3) кинестетический,

 

32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

1) искажения;

2) пропуски;

3) замены.

 

33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) несформированность лексико-грамматических категорий;

3) нарушение слоговой структуры слова.

 

34. Какой темп речи характерен для заикания:

1) прерывистый;

2) ускоренный;

3) замедленный

 

35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

1) судороги;

2) навязчивые состояния;

3) астенический синдром.

 

36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

1) первичная;

2) вторичная;

3) третичная.

 

37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

1) твердая,

2) придыхательная,

3) мягкая.

 

38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

1) Настоле стояла ваза срозами.

2) На столе стояла васа с росами.

3) На этоле этояла ваэа э роэами.

 

39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

1) фонетический;

2) морфологический;

3) традиционный.

 

40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

1) подробный пересказ,

2) ответы на вопросы по прочитанному;

3) краткий пересказ,

4) составление плана к прочитанному тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда"

Электронная презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда" (материал к аттестации)...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей физической культуры

Ответы по физической культуре, для аттестации педагогов школы....

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Презентация на тему: "Портфолио профессиональной деятельности учителя-логопеда"

Портфолио содержит сведения о педагоге, награды и достижения....

Участие в компьютерном тестировании на знание нормативно-правовой базы в области образования, основ педагогики и психологии, актуальных вопросов профессиональной деятельности

Принял участие  во всероссийском тестировании педагогов по направлению «Учитель информатики и ИКТ в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС»Принял участие...

Эссе "Роль наставника в профессиональной деятельности учителя-логопеда"

   Президент России, объявив 2023 год Годом педагога и наставника, подчеркнул значимость наставнического труда.       В профессиональной судьбе молодого ...