Мои презентации

Бутанец Елена Ивановна

Презентации к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять.

Слайд 2

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. ( Д. Пойа )

Слайд 3

Решив примеры и заполнив таблицу, вы сумеете прочитать тему урока. 23×11 е 6×10 и 77:1 о 61:61 а 400:10 л 47×9 д 1313:13 н 1236:6 с 84:6 т 105:5 к 8×125 м

Слайд 4

423 253 40 253 101 60 253 206 д е л е н и е с 77 206 14 1 14 21 77 1000 о с т а т к о м

Слайд 5

Деление с остатком

Слайд 6

Цель урока: повторить деление с остатком; учиться выполнять деление с остатком; воспитывать чувство товарищества и умение выслушать товарища; учиться работать на интерактивной доске.

Слайд 7

Устно Выполнить деление : 45 : 9 ; 0 : 67; 234 : 1; 567 : 567; 34 :17; а:а; в:0; x : x ; 0:а; с:1; 13 :2; 24 : 5; 26 : 7.

Слайд 8

Деление с остатком Задача. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Слайд 9

Решение: 23 : 4 = 5 (3 остаток) Такая запись указывает, что в делимом 23 содержится 4 раза по 5 да еще 3 единицы, то есть: 23 = 4 5 + 3 делимое делитель неполное частное остаток

Слайд 10

Правило Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком. a = b c + d a - делимое b - делитель с - неполное частное d - остаток

Слайд 11

Устно Найти делимое, если Неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6; 45 Неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель – 9; 100 Неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15. 313

Слайд 12

Выполните деление и сравните результат: 100:8= 79:8= 144:8= 115:8= 213:8= 12( ост 4) 9 ( ост 7) 18 14 ( ост 3) 26 ( ост 5)

Слайд 13

Сделайте вывод: Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю? Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

Слайд 14

Работа с учебником № 533

Слайд 16

Задачи (устно) В вашем классе 17 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге? Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная. Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?

Слайд 17

Решение задач . № 529 № 530

Слайд 18

Самостоятельная работа 1) 465 ×204-8904: (22 ×308 – 6692)= 2) (591+1125:75) ×56-46 ×702=

Слайд 19

Вопросы? Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры. Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?

Слайд 21

Домашнее задание П. 13 № 550 ; 552 Спасибо за урок ребята !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по математике 5 класс

Слайд 2

Результат теста

Слайд 3

Раскрой скобки

Слайд 4

Раскрой скобки

Слайд 5

Приведи подобные слагаемые

Слайд 6

Раскрой скобки

Слайд 7

Раскрой скобки

Слайд 8

Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения сложение вычитание деление умножение

Слайд 9

Решите уравнение 27 1 5 3

Слайд 10

Раскрой скобки

Слайд 11

Решите уравнение

Слайд 12

Раскрой скобки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс. Формулы

Слайд 2

Жила-была загадочная принцесса Формула. Она была непоседа и постоянно путешество- вала из государства Алгебра в государство Геометрия. Она имела множество имён и так часто менялась, что подданные не узнавали её в лицо. То она Формула Пути, то Формула для Вычисления Площади Прямоугольника. Она очень добра и всегда готова помочь тому, кто не только узнаёт её с первого взгляда, но и знает наизусть все её имена. Потому что ФОРМУЛА – это…

Слайд 3

ПРАВИЛА Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны? Как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны? Что общего в записанных предложениях? ФОРМУЛЫ P = a + a + b + b или P = 2(a + b) S = a ∙ b s = v ∙ t Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения? a b Как записать эти правила на математическом языке? Правило, записанное на математическом языке, – это формула Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон Пройденный путь – это произведение скорости на время движения

Слайд 4

ФОРМУЛЫ P = a + a + b + b или P = 2(a + b) S = a ∙ b s = v ∙ t Формула площади прямоугольника Формулы периметра прямоугольника Формула пути В дальнейшем вы узнаете еще много новых формул…

Слайд 5

s = v ∙ t t = s : v v = s : t s = v ∙ t 12 км 120 км v = s : t 15 км/ч 6 км/ч 6 м/с t = s : v 6 ч 2 ч 10 мин 90 км 2 ч 60км/ч 3600м Формула пути.

Слайд 6

Задача. Автомобиль движется со скоростью 60 км/ч. За какое время он пройдёт путь в 600 км? s = v ∙ t t = s : v t = 600 : 60 t = 10

Слайд 7

Задача. C какой скоростью должен идти человек, чтобы пройти 24 км за 4 ч? s = v ∙ t v = s : t v = 24 : 4 v = 6

Слайд 8

Задача. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого – 70 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа? Подсказка

Слайд 9

s = v ∙ t ? 2 ч 70 км/ч 50 км/ч 2 ч ( 70 + 50) 2 = ... 240 км

Слайд 10

Задача. Расстояние между двумя городами 600 км. Навстречу друг другу из этих городов вышли одновременно две автомашины. Одна имеет скорость 90 км/ч, а другая – 110 км/ч. Чему будет равно расстояние между машинами через 2 часа? ? Подсказка

Слайд 11

90 км/ч 110 км/ч 600 км 2 ч 2 ч ? s = v ∙ t 600 - ( 90 + 110) 2 = ... 220 км

Слайд 12

Формула площади прямоугольника. S = a ∙ b а = S : b b = S : a S 12 км 2 120 мм 2 a 15 c м 6 км 6 м b 6 см 2 см 60 дм a b 90 см 2 2 км 6 мм 36 м 2

Слайд 13

Задача. Найдите сторону прямоугольника, если его площадь 364 см 2 , а длина 26см. 364 см 2 26 см ? S = a ∙ b b = S : a b =364 : 24 b = 14

Слайд 14

Задача. Два прямоугольника имеют равные площади. Длина первого прямоугольника 16 см, а его ширина на 12 см меньше длины. Длина второго прямоугольника 32 см. Найдите ширину второго прямоугольника. S 1 S 2 S 1 = S 2 Подсказка

Слайд 15

S 1 a = 1 6 см b = 16 - 1 2 ( см ) S = a ∙ b S 1 = 16 (16 – 1 2 ) = 64 ( см 2 ) S 2 a = 32 см S 1 = S 2 S 2 = 64 см 2 b = S : a b = 64 : 32 = 2 ( см ) 2 c м Дополнительно

Слайд 16

Чему равна сторона квадрата, имеющего такую же площадь, что и эти прямоугольники? S 1 S 2 S 1 = S 2 = S 3 S 3 S кв = a 2 S 3 = 64 см 2 а = 8 см а - ? 8 c м

Слайд 17

Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке, если условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см. 19 см 2 16 см 2 15 см 2 24 см 2 Молодец!

Слайд 18

Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке, если условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см. 20 см 2 16 см 2 15 см 2 14 см 2 Молодец!

Слайд 19

Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке, если условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см. 42 см 2 36 см 2 38 см 2 40 см 2 Правильно!

Слайд 20

Задача. Начертите прямоугольник АВС D , соедините отрезком вершины А и С. Найдите площади треугольников АВС и АС D , если АВ = 6 см и ВС = 5 см. Подсказка (3 – 1) А В С D 6 см 5 см S = a ∙ b Решение(3 – 3) S 2 = 6 5 = 30 ( см 2 ) S ADC = S ABC S ABCD = S ADC + S ABC S ADC = S ABC = S ABCD : 2 15 см 2

Слайд 21

Формула периметра прямоугольника. P = a + a + b + b или P = 2(a + b) а 14 21 12 b 26 12 a + b 50 36 2(a + b) 72 40 8 0 2 9 100 24 72 36 24

Слайд 22

Используя формулу периметра прямоугольника, найдите: 1) Периметр Р, если а = 3м 5дм, b = 1м 2дм а = 3м 5дм = 35дм b = 1м 2дм = 12дм Р = 2(a + b) Р = 2(35 + 12) = … 94 дм

Слайд 23

Используя формулу периметра прямоугольника, найдите: 2) Сторону а, если Р = 3дм, b = 6см. Р = 3дм = 30см b = 6см Р = 2(a + b) a + b = 30 : 2 9 c м a + b = P : 2 = 15 (см) а = 15 - b а = 15 - 6

Слайд 24

Математический диктант 1 вариант 2 вариант Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину: 1 V ( км/ч) t ( ч) S ( км) 6 27 480 60 520 4 V ( км/ч) t ( ч) S ( км) 9 23 420 3 280 70 Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину : a ( м ) S ( м 2 ) 74 5 840 4 96 b ( м ) 3 a ( м ) S ( м 2 ) 94 5 92 720 4 b ( м ) 3 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на переливание Бутанец Е.И.

Слайд 2

Цель : Создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся среднего школьного возраста при изучении математики.

Слайд 3

Задачи : развивать познавательные интересы личности (восприятие, воображение, память, мышление, внимание и др.); формировать устойчивый интерес к предмету, познавательную активность; формировать навыки самостоятельной работы и потребности в исследовательской деятельности; развивать коммуникативные качества личности.

Слайд 4

Задачи на переливание - это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости. Простейший прием решения задач этого класса состоит в переборе возможных вариантов.

Слайд 5

Имеются шестилитровая банка сока и две пустые банки: трех- и четырехлитровая. Как налить 1 литр сока в трехлитровую банку?

Слайд 6

Ответ: Банки 6 литров 4 литров 3 литра До переливания 6 0 0 После 1-го переливания 2 4 0 После 2-го переливания 2 1 3 После 3-го переливания 5 1 0 После 4-го переливания 5 0 1

Слайд 7

Двое должны разделить поровну 8 ведер кваса, находящегося в восьмиведерном бочонке. Но у них есть только два пустых бочонка, в один из которых входит 5 ведер, а в другой - 3 ведра. Спрашивается, как они могут разделить этот квас, пользуясь только этими тремя бочонками?

Слайд 8

Ответ: Решение 1: Бочонки Восьмиведерный Пятиведерный Трехведерный До переливания 8 0 0 После 1-го переливания 3 5 0 После 2-го переливания 3 2 3 После 3-го переливания 6 2 0 После 4-го переливания 6 0 2 После 5-го переливания 1 5 2 После 6-го переливания 1 4 3 После 7-го переливания 4 4 0

Слайд 9

Решение 2: Бочонки Восьмиведерный Пятиведерный Трехведерный До переливания 8 0 0 После 1-го переливания 5 0 3 После 2-го переливания 5 3 3 После 3-го переливания 2 3 1 После 4-го переливания 2 5 1 После 5-го переливания 7 0 0 После 6-го переливания 7 1 3 После 7-го переливания 4 1 0 После 8-го переливания 4 4

Слайд 10

Имеются три бочонка вместимостью 6 вёдер, 3 ведра и 7 вёдер. В первом и третьем содержится соответственно 4 и 6 ведёр кваса. Требуется, пользуясь только этими тремя бочонками, разделить квас поровну.

Слайд 11

Ответ: Решение 1: Бочонки Шестиведерный Трехведерный Семиведерный До переливания 4 0 6 После 1-го переливания 1 3 6 После 2-го переливания 1 2 7 После 3-го переливания 6 2 2 После 4-го переливания 5 3 2 После 5-го переливания 5 0 5

Слайд 12

Решение 2: Бочонки Шестиведерный Трехведерный Семиведерный До переливания 4 0 6 После 1-го переливания 4 3 3 После 2-го переливания 6 1 3 После 3-го переливания 2 1 7 После 4-го переливания 2 3 5 После 5-го переливания 5 0 5

Слайд 13

Три человека купили сосуд, полностью заполненный 24 унциями бальзама. Позже они приобрели три пустых сосуда объемом 5, 11 и 13 унций. Как они могли бы поделить бальзам на равные части используя эти четыре сосуда? Постарайтесь решить задачу за наименьшее количество переливаний.

Слайд 14

Ответ: Сосуды 24 унции 13 унций 11 унций 5 унций До переливания 24 0 0 0 После 1-го переливания 8 0 11 5 После 2-го переливания 8 11 0 5 После 3-го переливания 8 13 3 0 После 4-го переливания 8 8 3 5 После 5-го переливания 8 8 8 0

Слайд 15

Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна - литровая, другая - двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

Слайд 16

Ответ: Решение 1: 1) наполнить литровую банку, 2) вылить её содержимое в двухлитровую банку, 3) наполнить литровую банку из трёхлитровой банки. Теперь во всех банках будет по одному литру сока.

Слайд 17

Решение 2: 1) наполнить двухлитровую банку, 2) наполнить из неё литровую банку. Теперь во всех банках будет по одному литру сока.

Слайд 18

В одном порту моряк пришел в лавку с пустым бочонком на пять галлонов и попросил лавочника налить туда четыре галлона отборного ямайского рома. К несчастью, единственным сосудом для измерения был старый оловянный кувшин на три галлона. Как лавочник сумел точно отмерить четыре галлона с помощью этих двух емкостей?

Слайд 19

Ответ: 1) наполнил кувшин на три галлона и вылил из него ром в бочонок на пять галлонов; 2) снова наполнил кувшин на три галлона и вылил ром в бочонок до тех пор, пока тот не наполнится целиком; 3) в кувшине на три галлона остался один галлон; потом вылил ром из бочонка на пять галлонов обратно в большую бочку с ромом, а один галлон рома из кувшина вылил в бочонок моряка; 4) снова наполнил ромом кувшин на три галлона и вылил его содержимое в бочонок; теперь в бочонке - четыре галлона рома.

Слайд 20

К продавцу, студенту-математику, подрабатывющему летом торговлей у бочки с квасом, подходят два веселых приятеля и просят налить им по литру кваса каждому. Продавец замечает, что у него есть лишь две емкости, трехлитровая и пятилитровая, и он не может выполнить их просьбу. Приятели предлагают 100 долларов, если продавец сможет выполнить их заказ, причем выдать им порции продавец должен одновременно. После некоторого размышления, продавец сумел это сделать. Каким образом? Заметим, что при переливаниях квас не теряется и что полные емкости позволяют точно отмерять объемы 3 и 5 литров.

Слайд 21

Ответ: Предложенная сумма существенно превышает стоимость кваса в бочке, и последнюю можно использовать как дополнительную емкость, слив квас бесплатно зрителям в их личные емкости. Возможный порядок действий: а) отмеряем 7 литров следующим образом: (0,5)-(3,2)-(0,2)-(2,0)-(2,5). В этой записи первая цифра - количество кваса в трехлитровой емкости, вторая - в пятилитровой; б) опоражниваем бочку, сливая из нее остатки кваса, и заливаем в нее отмеренные 7 литров; действуем по схеме (третье число - количество кваса в бочке): (0,0,7)-(3,0,4)-(0,3,4)-(3,3,1)-(1,5,1)-(1,0,1)-(1,1,0).

Слайд 22

Винодел обычно продает свое вино по 30 и по 50 литров и использует для этого кувшины только такого размера. Один из покупателей захотел купить 10 литров. Как винодел отмерил ему 10 литров пользуясь своими кувшинами?

Слайд 23

Ответ: Сначала он наполнил 30-литровый кувшин и вылил его содержимое в 50-литровый. Потом опять наполнил 30-литровый и долил до полного заполнения в 50-литровый. В результате у него в кувшине останется 10 литров.

Слайд 24

Как из полного сосуда ёмкостью в 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью в 8 и 5 л?

Слайд 25

Ответ: Сначала наливаете 8 литров в 8л., потом из 8л. наливаете полный 5л., в результате получается, что в 12л. - 4 литра, в 8л - 3литра, а в 5л. - 5 литров. Переливаете из 5л. в 12л. всю воду (или что там за жидкость), а из 8л. переливаете все 3 литра в 5л. В результате 9 литров в 12л, 0 литров в 8л., и 3 литра в 5л. Переливаете из 12л. 8 литров в пустой 8л.,и в 12 л. остается 1 литр. Из 8л. доливаете в 5л., пока 5л. не станет полным, (в 5л. было 3л., след. долили мы еще 2литра из 8л.) Тогда в 8л. как раз остается 6л.

Слайд 26

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?

Слайд 27

Ответ: Решение 1: Ходы 1 2 3 4 5 6 5 л 5 2 2 - 5 4 3 л - 3 - 2 2 3

Слайд 28

Решение 2: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 5 л - 3 3 5 - 1 1 4 3 л 3 - 3 1 1 - 3 -

Слайд 29

Бэтмен и Человек-Паук никак не могли определить, кто из них самый главный супергерой. Что только они не делали: отжимались, бегали 100 метровку, подтягивались – то один победит, то другой. Так и не разрешив свой спор, отправились они к мудрецу. Мудрец подумал и сказал: «Самый главный супергерой – это не тот, кто сильнее, а тот, кто сообразительнее! Вот, кто решит первым задачу, тот и будет самым-самым! Слушайте: имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из источника 7 л живой воды?» Помогите вашему любимому герою решить эту задачу.

Слайд 30

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 л - 5 5 8 - 2 7 5 л 5 - 5 2 2 5 -

Слайд 31

Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

Слайд 32

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 8 л 8 3 3 6 6 1 1 4 3 л - - 3 - 2 2 3 - 5 л - 5 2 2 - 5 4 4

Слайд 33

Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?

Слайд 34

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 л 7 2 2 - 7 4 4 - 7 6 5 л - 5 - 2 2 5 - 4 4 5

Слайд 35

Шрек решил сделать Фионе подарок на день рождения – приготовить суп, о котором она мечтала уже давно. Рецепт этого супа он нашел в поваренной книге, но возникла небольшая проблема: нужно налить в кастрюлю ровно 5 л воды. Но как это сделать, если у Шрека 7-литровое ведро и 3-литровая банка? Помогите своему любимому герою исполнить мечту Фионы.

Слайд 36

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 л - 3 3 6 6 7 - 2 2 5 3 л 3 - 3 - 3 2 2 - 3 -

Слайд 37

У Гарри Потера имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Волшебное зелье должно варится 15 минут. Как сварить его Гарри Потеру, перевернув часы минимальное количество раз?

Слайд 38

Ответ: 15 = (11 - 7) + 11. Нужно одновременно перевернуть часы, через 7 минут Гарри начинаем варить зелье. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут. Задача решена.

Слайд 39

У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. У него есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7-литровом) ведре.

Слайд 40

Ответ: Ходы 1 2 3 4 7 л 7 3 3 6 4 л - 4 1 1 3 л - - 3 -

Слайд 41

Летом Винни-Пух сделал запас меда на зиму и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину - после Нового года. Весь мед находится в ведре, которое вмещает 6 литров, у него есть 2 пустые банки - 5-литровая и 1-литровая. Может ли он разделить мед так, как задумал?

Слайд 42

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 6 л 6 1 1 2 2 3 5 л - 5 4 4 3 3 1 л - - 1 - 1 -

Слайд 43

У Белоснежки есть полное восьмилитровое ведро компота. Как ей отлить 4 л с помощью пустых трехлитровой банки и пятилитрового бидона?

Слайд 44

Ответ: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8 л 8 5 5 2 2 7 7 4 4 3 л - 3 - 3 1 1 - 3 - 5 л - - 3 3 5 - 1 1 4

Слайд 45

Бидон емкостью 10 л наполнен парным молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 л молока в семилитровый бидон, используя при этом трехлитровый бидон.

Слайд 46

Ответ: Бидон 10 литровый 7 литровый 3 литровый До переливания 10 0 0 После 1-го переливания 3 7 0 После 2-го переливания 3 4 3 После 3-го переливания 6 4 0 После 4-го переливания 6 1 3 После 5-го переливания 9 1 0 После 6-го переливания 9 0 1 После 7-го переливания 2 7 1 После 8-го переливания 2 5 3

Слайд 47

Хозяин имеет четыре бочки А, В, С и Д, причем бочки С и Д одинаковой вместимости. Пусть бочки А и В наполнены квасом, если содержимым бочки А наполнить бочку С, то в бочке А останется 1/5 ее содержимого, если же содержимым бочки В наполнить бочку Д, то в бочке В останется 1/9 ее содержимого. Пусть бочки С и Д наполнены квасом; чтобы наполнить бочки А и В, надо взять содержимое бочек С и Д и добавить еще 9 ведер кваса. Сколько ведер кваса вмещает каждая бочка?

Слайд 48

Ответ: Так как после наполнения бочки С в бочке А останется 1/5 ее содержимого, то вместимость бочки А равна 5/4 вместимости С. Так как после наполнения бочки Д в бочке В останется 1/9 ее содержимого, то вместимость В равна 9/8 вместимости Д. Так как вместимость бочек С и Д одинакова, то вместимость бочек А и В равна 5/4 + 9/8 = 19/8 = 2 + 3/8 вместимости бочки С. Из условия задачи следует, что 3/8 вместимости бочки С составляет 9/ 3/8 = 24 ведрам. Откуда получаем, что вместимость В равна 9/8*24 = 27 ведрам, вместимость А равна 5/4*24 = 30 ведрам, вместимость В равна 9/8*249 = 27 ведер.

Слайд 49

Из ведра, содержащего 5 литров воды, отливают 1 литр, а затем в ведро вливают 1 литр сока. Перемешав все это, из ведра отливают 1 литр смеси, затем в ведро опять вливают 1 литр сока. Опять перемешивают, отливают 1 литр смеси и вливают 1 литр сока. Сколько в ведре после этого останется воды?

Слайд 50

Ответ: После первого переливания в ведре останется 4 литра воды. Отливая из ведра 1 литр смеси, мы каждый раз отливаем 1/5 часть содержащейся в смеси воды. Поэтому после второго переливания в ведре останется 4 – 1/5*4 = 16/5 литра воды. После третьего переливания в ведре останется 16/5-1/5*16/5 = 64/25 литров воды.

Слайд 51

Из бочки, содержащей 100 литров сока, отливают 1 литр и вливают в нее затем 1 литр воды. Перемешав полученную смесь, из бочки отливают 1 литр смеси и опять вливают в нее 1 литр воды. Перемешав полученную смесь, из бочки опять отливают один литр смеси и вливают 1 литр воды, и так делают неоднократно. Можно ли в результате таких операций получить смесь, содержащую 50 литров воды и 50 литров сока?

Слайд 52

Ответ: После первого переливания в бочке останется 99 литров сока. Отливая из бочки 1 литр смеси, мы каждый раз отливаем 1/100 часть содержащегося в смеси сока. Поэтому после второго переливания в бочке останется 99- 99/100 = 99*(1-1/100) литров сока. После третьего переливания в ведре останется 99*(1-1/100)* (1-1/100) литров сока. После n переливаний количество множителей (1-1/100) станет ( n – 1). Если бы после этого в бочке осталось 50 литров сока, то выполнялось бы равенство: 99*(1-1/100)^(n-1) = 50 или 99^n = 50*100^(n-1) Так как для любого натурального n левая часть равенства нечетна, а правая четная, получаем противоречие, доказывающее, что данное переливание невозможно.

Слайд 53

Две группы альпинистов готовятся к восхождению. Для приготовления еды они используют примусы, которые заправляют бензином. В альплагере имеется 10-литровая канистра бензина. Имеются еще пустые сосуды в 7 и 2 литров. Как разлить бензин в два сосуда по 5 литров в каждом?

Слайд 54

Ответ: Примусы 10 литровый 7 литровый 2 литровый До переливания 10 0 0 После 1-го переливания 3 7 0 После 2-го переливания 3 5 2 После 3-го переливания 5 5 0

Слайд 55

Как разделить поровну между двумя семьями 12 литров хлебного кваса, находящегося в двенадцатилитровом сосуде, воспользовавшись для этого двумя пустыми сосудами: 8-литровым и 3-литровым?

Слайд 56

Ответ: Сосуды 12 литровый 8 литровый 3 литровый До переливания 12 0 0 После 1-го переливания 9 0 3 После 2-го переливания 9 3 0 После 3-го переливания 6 3 3 После 4-го переливания 6 6 0

Слайд 57

У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. У него есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7-литровом) ведре.

Слайд 58

Ответ: Ведерко 7 литровое 4 литровое 3 литровое До переливания 7 0 0 После 1-го переливания 3 4 0 После 2-го переливания 3 1 3 После 3-го переливания 6 1 0 После 4-го переливания 6 0 1

Слайд 59

Летом Винни Пух сделал запас меда на зиму и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину - после Нового года . Весь мед находится в ведре, которое вмещает 6 литров, у него есть 2 пустые банки - 5-литровая и 1-литровая. Может ли он разделить мед так, как задумал?

Слайд 60

Ответ: Ведро 6 литровое 5 литровое литровое До переливания 6 0 0 После 1-го переливания 1 5 0 После 2-го переливания 1 4 1 После 3-го переливания 2 4 0 После 4-го переливания 2 3 1 После 5-го переливания 3 3 0

Слайд 61

На другой год Винни Пух запасся 10 литрами меда. Под руками у него два ведра - 7-литровое и 4-литровое. Как ему разделить мед пополам?

Слайд 62

Ответ: Ведро 10 литровое 7 литровое 4 литровое До переливания 10 0 0 После 1-го переливания 6 0 4 После 2-го переливания 6 4 0 После 3-го переливания 2 4 4 После 4-го переливания 2 7 1 После 5-го переливания 9 0 1 После 6-го переливания 9 1 0 После 7-го переливания 5 1 4 После 8-го переливания 5 5 0

Слайд 63

Разбойники раздобыли 10 унций (1 унция - примерно 30 см 3 ) золотого песка. У них имеется две пустые коробки, емкостью 6 и 4 унции. Как им разделить песок пополам? Если на одно пересыпание требуется 1 минута, то сколько времени они будут делить свою добычу?

Слайд 64

Ответ: Разделить пополам 10 унций, т.е. получить 5 и 5 унций с помощью коробок в 6 и 4 унций невозможно, т.к. невозможно получить нечетные числа путем вычитания и прибавления четных чисел к четному числу.

Слайд 65

Некто имеет полный бочонок сока емкостью 12 пинт (пинта - 0,57 литра) и хочет подарить половину своему другу. Но у него нет сосуда в 6 пинт, а есть два сосуда в 8 пинт и 5 пинт. Каким образом можно налить 6 пинт в сосуд емкостью 8 пинт?

Слайд 66

Ответ: Бочонок 12 литровый 8 литровый 5 литровый До переливания 12 0 0 После 1-го переливания 4 8 0 После 2-го переливания 4 3 5 После 3-го переливания 9 3 0 После 4-го переливания 9 0 3 После 5-го переливания 1 8 3 После 6-го переливания 1 6 5 После 7-го переливания 6 6 0

Слайд 67

Белоснежка ждет в гости гномов. Зима выдалась морозной и снежной, и Белоснежка не знает наверняка, сколько гномов решатся отправиться в далекое путешествие в гости, однако знает, что их будет не более 12. В ее хозяйстве есть кастрюлька на 12 чашек, она наполнена водой, и две пустых - на 9 чашек и на 5. Можно ли приготовить кофе для любого количества гостей, если угощать каждого одной чашкой напитка?

Слайд 68

Разрешима ли предыдущая задача, если в хозяйстве у Белоснежки имеются кастрюлька с водой на 12 чашек и пустые кастрюльки на 9 и 7 чашек?

Слайд 69

Ответ: Для указанных объемов кастрюлек невозможно отмерить 6 чашек, т.е. невозможно разделить воду пополам.

Слайд 70

Для путешествия по морю необходим запас пресной воды. В плавании вода расходуется со скоростью 1 бочка в сутки. В некоторый момент времени запас воды на берегу составлял 8 бочек, и вода находилась в баке, заполненном до краев. На яхте имеется такой же бак, объемом 8 бочек, но пустой. На сколько дней можно планировать путешествие, если с собой нельзя брать лишнюю воду, а в распоряжении имеется еще две пустых емкости объемом 3 и 6 бочек и их можно использовать для переливания воды?

Слайд 71

Ответ: До переливания 8 0 0 После 1-го переливания 2 6 0 После 2-го переливания 2 3 3 После 3-го переливания 5 3 0 После 4-го переливания 5 0 3 После 5-го переливания 8 0 0 Путешествие может планироваться на 2, 3, 5 или 6 дней.

Слайд 72

Трое ребят пришли к веселому молочнику за молоком с битонами 3, 4 и 5 литра и попросили налить каждому по 2 литра.У молочника есть 2 полных больших фляги по 50 литров каждая. Немного подумав, молочник легко справился с этим заданием.

Слайд 73

Ответ: Бидон 5 литровый 3 литровый 4 литровый 50 литр. 50 литр. До переливания 0 0 0 50 50 После 1-го переливания 0 3 4 46 47 После 2-го переливания 5 0 2 46 47 После 3-го переливания 2 3 2 46 47 После 4-го переливания 0 3 2 46 49 После 5-го переливания 3 0 2 46 49 После 6-го переливания 5 0 2 44 49 После 7-го переливания 2 3 2 44 49 После 8-го переливания 2 2 2 44 50

Слайд 74

В бочке 20 литров вина. Сосед просит налить ему 5 литров а сам пришел с ведрами на 7 и 13 литров. Нет проблем - сказал хозяин. Как он поступил?

Слайд 75

Ответ: Ведро 7 литровое 13 литровое 20 литровая До переливания 0 0 20 После 1-го переливания 0 13 7 После 2-го переливания 7 6 7 После 3-го переливания 0 6 14 После 4-го переливания 6 0 14 После 5-го переливания 6 13 1 После 6-го переливания 7 12 1 После 7-го переливания 0 12 8 После 8-го переливания 7 5 8

Слайд 76

Винодел обычно продает свое вино по 30 и по 50 литров и использует для этого кувшины только такого размера. Один из покупателей захотел купить 10 литров. Как винодел отмерил ему 10 литров пользуясь своими кувшинами?

Слайд 77

Ответ: Сначала он наполнил 30-литровый кувшин и вылил его содержимое в 50-литровый. Потом опять наполнил 30-литровый и долил до полного заполнения в 50-литровый. В результате у него в кувшине останется 10 литров.

Слайд 78

Как, имея пятилитровое ведро и девятилитровую банку, набрать из реки ровно три литра воды?

Слайд 79

Ответ: Заполняем 9-литровую банку и заливаем из нее в 5-литровое ведро. В 9 литровой - 4 литра. Выливаем воду из 5-литровой и заливаем туда 4 литра из 9-литровой. Заполняем 9-литровую и выливаем оттуда 1 литр в 5-литровую. Выливаем воду из 5-литровой и заполняем 5-литровую из 9-литровой. В 9-литровой теперь 3 литра. Если 5 литров в ведре не нужно, их можно вылить.

Слайд 80

Как из полного сосуда ёмкостью в 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью в 8 и 5 л.

Слайд 81

Ответ: Сначала наливаете 8 литров в 8л., потом из 8л. наливаете полный 5л., в результате получается, что в 12л.-4 литра, в 8л-3литра, а в 5л.-5 литров. Переливаете из 5л. в 12л. всю воду (или что там за жидкость), а из 8л. переливаете все 3 литра в 5л. В результате 9 литров в 12л, 0 литров в 8л., и 3 литра в 5л. Переливаете из 12л. 8 литров в пустой 8л.,и в 12 л. остается 1 литр. Из 8л. доливаете в 5л., пока 5л. не станет полным, (в 5л. было 3л., след. долили мы еще 2литра из 8л.) Тогда в 8л. как раз остается 6л.

Слайд 82

Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна - литровая, другая - двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

Слайд 83

Ответ: Можно разлить сок так: 1) наполнить литровую банку, 2) вылить её содержимое в двухлитровую банку, 3) наполнить литровую банку из трёхлитровой банки. Теперь во всех банках будет по одному литру сока. Однако можно разлить сок и так: 1) наполнить двухлитровую банку, 2) наполнить из неё литровую банку. Теперь во всех банках будет по одному литру сока. Квас на двоих

Слайд 84

Двое должны разделить поровну 8 вёдер кваса, находящегося в большом бочонке. Но у них есть ещё только два пустых бочонка, в один из которых входит 5 вёдер, а в другой - 3 ведра. Спрашивается, как они могут разделить этот квас, пользуясь только этими тремя бочонками? Решите задачу двумя способами.

Слайд 85

Ответ: Бочонок Большой 5 ведерный 3 ведерный До переливания 8 0 0 После 1-го переливания 3 5 0 После 2-го переливания 3 2 3 После 3-го переливания 6 2 0 После 4-го переливания 6 0 2 После 5-го переливания 1 5 2 После 6-го переливания 1 4 3 После 7-го переливания 4 4 0

Слайд 86

Литература: Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988 Я.И.Перельман Занимательная геометрия М.: ГИФМЛ, 1959 В.Н.Русанов Математические олимпиады младших школьников М., Просвещение, 1990 Е.П.Коляда Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся //Информатика и образование. 1996. N1. И.Ф.Шарыгин Математический винегрет М., АГЕНТСТВО "ОРИОН", 1991