Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Бутанец Елена Ивановна

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:

·         Технологии развивающего обучения на уроках математики.

·         Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания по математике.

·         Научно-практические конференции.

·         Внеурочная деятельность.

·         Творческие предметные недели.

·         Проведение    коллективно    -    творческих    дел.

Педагогический проект

«Внеклассные мероприятия по математике, как средство развития познавательного интереса учащихся»

“В игре ребенок живети следы этой жизни глубже

остаются в нем, чем следы действительной жизни,

в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов…

 В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы

и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”

 

К. Д. Ушинский 

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т. е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.  И организация внеклассной деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеклассные мероприятия проводят  в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей. 

Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание. 


 

Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.

Внеклассная работа по математике выступает средством развития познавательного интереса учащихся через свои цели, задачи, содержание и формы проведения.

В основу внеклассной работы должны быть положены определенные принципы:

1. Содержание внеклассной работы должно способствовать всестороннему развитию личности, обеспечить участие школьников в различных видах деятельности.

2. Роль и содержание разных видов деятельности должно меняться в соответствии с возрастом ребят.

3. Внеклассная работа не должна носить только развлекательный характер, чтобы учащиеся не были созерцателями, потребителями, а были бы созидателями.

 

Значение внеклассной работы со школьниками состоит в следующем:

1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются при проведении соответствующих игр и т.д.

3.Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебных предметов в жизни.

4. Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазеты соревнований на занятиях и т.д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

5.Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств и интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающих из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и т.д.)».

Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей школьников.

Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Сотниковская средняя общеобразовательная школа»

Иволгинского района Республики Бурятия

Педагогический проект

«Внеклассные мероприятия по математике как средство развития познавательного интереса учащихся»

Руководители: Бутанец Елена Ивановна,

Батуева Сэржэма Семёновна,

учителя математики

 

с.Сотниково

2019

Содержание проекта

  1. Краткая аннотация проекта.
  2. Обоснование необходимости проекта.
  3. Цели и задачи проекта.
  4. Планируемые результаты и их оценка.
  5. Основное содержание проекта.
  6. Ресурсы.
  7. Целевая аудитория.
  8. План реализации проекта (этапы, сроки).
  9. Итоги, перспективы развития проекта.
  10. Литература.

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели».

А.Муркушевич

  1. Краткая аннотация проекта.

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т. е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.  И организация внеклассной деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Данная работа является кратким описанием системы организации внеклассной работы на современном этапе развития школы и направлена на создание условий для развития познавательного интереса учащихся.

  1. Обоснование необходимости проекта.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся:  проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и не проявляющие особенного интереса к предмету; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом. Поэтому, учителю необходимо создать максимальные возможности, используя разные формы, методы и условия внеурочной деятельности,  для оптимальной самореализации ребёнка, создать ситуации успеха. [5]

Постановка проблемы: В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса школьников к учебной деятельности, снижению мотивации к изучению математики, которые  для многих учеников становятся фактором неуспеваемости. Появилась  проблема: низкий познавательный интерес к обучению математики у учащихся. И важнейшей задачей школы становится  развитие познавательного интереса детей.

Причины появления  проблемы:

  • Нежелание детей учить математику.
  • Нет ориентира на будущую профессию.
  • Нежелание родителей заниматься с ребёнком по развитию его познавательного интереса, или нехватка времени.
  • Отрицательное влияние телефонов, сети – интернет.

Тип проекта:

По количеству участников:  массовый.

По направленности:  практико-ориентированный.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-май).

Место проведения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сотниковская СОШ».

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании
  2. ФГОС ООО  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Концепция развития математического образования в РФ

Постановление правительства РФ №2506-Р от 24 декабря 2013

Актуальность проекта:

Я думаю, что каждый учитель математики не раз задавал себе вопрос: почему снижается познавательный интерес школьников к математике с возрастом и по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

И эта проблема, снижение познавательного интереса учащихся,  достаточно актуальна. В системе образования она требует особого внимания. Исходя из актуальности проблемы, сформулирована тема педагогического проекта  «Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся». Задача внеклассной работы - всячески содействовать формированию устойчивых познавательных интересов.

Новизна проекта: Применение в педагогической практике современной школы систематизированного плана по развитию познавательного интереса учащихся через внедрение разнообразных видов внеклассной работы по математике. Принцип системности позволит формировать у детей элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности.

Объект проекта: мотивация учащихся к познавательному интересу к математике.

Предмет: процесс развития познавательного интереса учащихся к математике.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель: Поиск путей и способов для создания оптимальных условий для развития познавательного интереса учащихся; для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме развитие познавательного интереса к математике.

  • Определить  средства, способствующие формированию мотивов к развитию познавательного интереса.

  • Проверить эффективность предложенных средств на практике.

  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Гипотеза проекта: процесс развития познавательных интересов учащихся к математике будет эффективным, через использование внеклассных мероприяти.

  1. Планируемые результаты, их оценка.

Предполагаемый конечный результат: внеклассная работа способствует развитию познавательного  интереса к математике.

Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшее плановое систематическое применение на практике внеклассной работы существенно поможет в качественном обучении математике.

На уровне социума

  • Повышение имиджа учреждения в социуме;
  • Расширение сетевого взаимодействия

На уровне школы:

  • сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов;
  • получит эффективную образовательную среду;
  • пополнит методическую базу по внеклассной работе;
  • сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся;
  • на уровне администрации мониторинг уровня профессионализма учителя;
  • представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы;
  • подготовка материалов к публикации.

На уровне ученика:

Ученики продемонстрируют:

  • умение понимать поставленную задачу, суть задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
  • умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
  • умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  • умение оценивать результаты;
  • умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  • подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний на конкурсах и олимпиадах;
  • расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.

На уровне учителя:

  • создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
  • помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
  • овладеют творческими подходами к проведению внеклассных работ;
  • усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.

На уровне родителей:

  • Формирование  мотивации к сотрудничеству со школой.
  • Желание заниматься с ребёнком по его развитию.
  • Повышение коммуникативной культуры.
  • Целенаправленная работа по выбору будущей профессии ребёнка.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

 Разработанные критерии эффективности проекта  «Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся», позволяют выявить успешность проекта и его значимость для образовательного учреждения.

  • Массовость проекта.
  • Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
  • Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Достижения классных коллективов в образовательных областях.
  • Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.
  • Формирование имиджа образовательного учреждения.
  • Развитие индивидуальности личности учителя.

Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция:

  • Ухудшение способности мыслить вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров.

Коррекция: стимулирование учеников не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.

  • Вред здоровью при использовании компьютера.

Коррекция: выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту; грамотное построение занятий с использованием компьютера; выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.

  • Быстрая утомляемость детей.

Коррекция: смена действий, чередование разных видов работ.

  • Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации.

Коррекция: развитие у учащихся критического (выборного) отношения к получаемой информации.

  1. Основное содержание проекта.

Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.

Внеклассная работа по математике выступает средством развития познавательного интереса учащихся через свои цели, задачи, содержание и формы проведения.

В основу внеклассной работы должны быть положены определенные принципы:

1. Содержание внеклассной работы должно способствовать всестороннему развитию личности, обеспечить участие школьников в различных видах деятельности.

2. Роль и содержание разных видов деятельности должно меняться в соответствии с возрастом ребят.

3. Внеклассная работа не должна носить только развлекательный характер, чтобы учащиеся не были созерцателями, потребителями, а были бы созидателями.

Значение внеклассной работы со школьниками состоит в следующем:

1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются при проведении соответствующих игр и т.д.

3.Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебных предметов в жизни.

4. Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазеты соревнований на занятиях и т.д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

5.Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств и интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающих из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и т.д.)».

Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей школьников.

Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. [3]

6.Ресурсы.

Игра - это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Виды математических игр: Настольные игры; Математические мини-игры; КВНы; Игры-путешествия; Математические лабиринты; Математическая карусель; Бои, «Математическую рыбалку», «Математическое казино», «Стрельба по мишеням», «Математическое (чертово) колесо», «Математическая эстафета»,  Игры по станциям: Математические следопыты», «Математический поезд», «Математический кросс», «Звездный час», «Счастливый случай», «Колесо математики»  и т.п.

Игры и игровые формы включаются во внеклассную работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам. Учащиеся не задумываются над тем, что во время игры они учатся, занимаются тем же умственным трудом, что и на уроках.

В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

Система математических игр включает следующие виды:

По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.

По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.

Среди детей популярны настольные игры. К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки

Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Математические викторины очень часто включаются в математические вечера. С помощью викторин можно не только заинтересовать учащихся математикой, используя необычной формы вопросы, но и проконтролировать уровень их знаний предмета (особенно в том случае, когда она проходит в письменной форме).

Олимпиада - одна из важных форм подготовки учащихся, развитие у них познавательного интереса к окружающему миру и учебному процессу. Задания олимпиады продумываются тщательно, чтобы была преемственность и с заданиями ВОШ.

Конкурсы - являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы развивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и усиливают познавательный интерес. Математические конкурсы – это соревнования, которые могут проводиться как между отдельными участниками игры, так и между командами. Это наиболее часто используемый тип математических игр. К нему можно отнести такие игры как «Звездный час», «Счастливый случай», «Колесо математики», КВН и другие.

Математический лабиринт. Данный тип игр был назван так, потому что по свой структуре напоминает лабиринт, с его запутанными ходами. Таким образом, участники игры учатся не только правильно решать задачи, но проверять свои решения, находить ошибки.

Математические бои. К такому виду игр относят непосредственно сам «Математический бой», «Морской бой», различные баталии. В таких боях обычно участвуют две команды, которые соревнуются между собой в уровне имеющихся у них математических знаниях. Участвуют в боях обычно самые сильные и способные ученики в классе, по отношению к математике. В таких играх также важно не только хорошо уметь решать задачи, но и правильно выбрать стратегию игры.

Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, направленная на повышение внутренней мотивации школьников к изучению математики. Это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Для проведения предметной недели надо тщательно подготовиться.

 

7.Целевая аудитория.

Участники проекта: ученики 7 класса и 9 класса МАОУ «Сотниковская СОШ» и педагоги.

Внеклассная работа должна объединить учащихся, педагогов и родителей в единый коллектив.

  • Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
  • Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).
  • Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
  • Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
  • Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
  • Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта: разработка программы по внеклассной работе; различных методических памяток и рекомендаций; сценариев мероприятий; дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями.
  • Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
  • Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинета с современным рабочим местом учителя).

  1. План реализации проекта (этапы, сроки).

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный (июль-август 2019 г.) – теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия «познавательный интерес», определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.

Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2019г. – май 2020г.) – практическая организация работы по развитию познавательного интереса к математике  учащихся. Работа по плану реализации проекта.

Третий этап – итоги проекта (июнь 2018 г.) – анализ результатов проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы. Планирование усовершенствование проекта.

План реализации проекта.

Задачи

Сроки

Индикаторы достижения результата

Форма представления результата

Обработать теоретические  материалы  по теме проекта.

Июль

Наличие  проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта.

Представленный проект на МО.

Папка проекта, Таблица  плана.

Доклад.

Определить  цели и задачи

Август

Составить план реализации проекта

Август

Представить проект на МО школы.

Август

Использовать игровую технологию во внеурочной деятельности.

Октябрь-апрель

Проведение внеклассных мероприятий .

Папка разработок внеклассных занятий.

Участвовать в олимпиадах школьного уровня.

Октябрь-ноябрь

Участие в олимпиадах.

Приказы по итогам олимпиад.

Провести Неделю математики.

Ноябрь

Участие в Неделе

Папка разработок, набор математических моделей.

Провести  научно-практическую конференцию исследовательских работ.

Январь

Проведение конференции исследовательских работ.

Папка исследовательских работ учащихся.

Написать  анализ  проделанной работы.

июнь

Наличие  анализа работы по проекту

Анализ в печатном виде.

Представить результаты на МО школы.

июнь

Представленные результаты на МО.

Доклад.

План мероприятий для 7 класса.

Мероприятия

Сроки

Индикаторы достижения результата

Олимпиада

октябрь

Участие в олимпиадах.

Неделя математики

ноябрь

Участие в Неделе математики

«Великолепная семёрка»

декабрь

Участие в мероприятие

ШНПК

январь

Проведение конференции исследовательских работ.

«Морской бой»

январь

Участие в мероприятие

«Счастливый случай»

февраль

Участие в мероприятие

«Колесо математики»  

март

Участие в мероприятие

Математическая карусель

апрель

Участие в мероприятие

«Звёздный час»

май

Участие в мероприятие

План мероприятий для 9 класса.

Мероприятия

Сроки

Индикаторы достижения результата

Олимпиада

октябрь

Участие в олимпиадах.

Неделя математики

ноябрь

Участие в Неделе математики

«Звёздный час»

декабрь

Участие в мероприятие

ШНПК

январь

Проведение конференции исследовательских работ.

«Час математики»

январь

Участие в мероприятие

«Математик-бизнесмен»

февраль

Участие в мероприятие

«Марафон математических знаний»

март

Участие в мероприятие

«Математическая карусель»

апрель

Участие в мероприятие

«Математический бой»

май

Участие в мероприятие

9.  Итоги, перспективы развития проекта.

Проект предполагает систему работы с детьми по внеклассной работе с целью развития познавательного интереса учащихся к математике.

Проект предоставляет  возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество; участие в различных методических конкурсах.

Применение в педагогической практике современной школы систематизированного плана по внеклассной работе позволит формировать у детей элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности, делать занятия интересными, содержательными, ненавязчивыми.

Рекомендации учителям:

  • Делайте кабинет и занятие более привлекательным и интересным.
  • Связывайте  задания внеклассных занятий с жизнью.
  • Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
  • Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели:

попросите их записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.

  • Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
  • Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда:

после выполнения задания попросите учащихся рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились;

обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.

  • Сделайте ситуацию успеха достижимой:

выбирайте такие задания, при выполнении которых учащиеся чаще добиваются успехов, чем неудач;

если у учащихся возникают проблемы, разделите рассматриваемый материал на более мелкие порции.

10.  Литература

  1. Гребенкина  Л.К.- Пути и средства повышения познавательной активности учащихся. - Рязань: РГПИ, 1986. - 149с.
  2. Методика М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке». http://gigabaza.ru/doc/54976.html
  3. Морозова Н.Г.- Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова. - М.: Знание,1979. - 47с.
  4. Сефибеков С.Г.- Внеклассная работа по математике. - М.: Просвешение, 1988. - 135с.
  5. Степанов В.Д. - Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя.- М: Просвещение, 1991. – 80с
  6. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена,1973. - 178с.

Интернет-ресурсы

  1. https://resheba.ws/naurok/matematika/text-68056370.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/08/31/vneklassnaya-rabota-po-matematike-kak-sredstvo
  3. http://www.myshared.ru/slide/1325270
  4. kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
  5. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3914
  6. http://nauka.x-pdf.ru/17pedagogika/650931-1-pedagogicheskiy-proekt-predmetnaya-nedelya-kak-sredstvo-razvitiya-individualnosti-lichnosti-avtorskiy-kollektiv-kozirev.php



Предварительный просмотр:

Математическая регата «Час геометрии», 7 класс

Математические регаты –  увлекательная и динамичная   форма математических соревнований школьников/ Особая привлекательность математической регаты состоит в том, что она имеет ярко выраженную учебную направленность, так как решение школьниками задач, разбор различных способов их решений, подведение итогов и награждение призеров – все это происходит в один день. Проводится регата в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей. 

Правила математической регаты:

1.В математической регате участвуют команды учащихся одной параллели. В команде – 6 человек.

2. Соревнование проводится в 3 тура.

  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Командный.

3.Время каждого этапа -12 мин., «ценность» задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач.

4. Жюри осуществляет проверку решений после окончания каждого тура.

5. Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.

Цели :

  • обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках геометрии;
  • отрабатывать навыки решения задач изученных видов, повторить теоретический материал.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

  • формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);
  • формирование математической компетентности.

Познавательные УУД:

  • овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии; Регулятивные УУД:
  • овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
  • работа с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятию;

Коммуникативные УУД:

  • совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
  • умение выражать свои мысли.

Индивидуальный этап.

Теоретический тест.
В каждом задании из трёх предложенных ответов выберите верный и обоснуйте его. Верных ответов может быть несколько. Подумайте и ответьте на вопрос. (
А я считаю, что…; я не согласна с этим утверждением, т.к. …)

1) Медиана в равнобедренном треугольнике является его биссектрисой и высотой.  Это утверждение:
а) всегда верно;     
б) может быть верно;      
в) всегда неверно.
Ответ: б), если медиана проведена к основанию равнобедренного треугольника.

2) Если  треугольник равносторонний, то:
а) он равнобедренный;   
б) все его углы равны;
в) любая его высота является биссектрисой и медианой.
Ответ: а), б), и в),  равносторонний треугольник является частным случаем равнобедренного треугольника; в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, поэтому в равностороннем треугольнике все углы равны.

3) В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника?
а) в любом;           
б) в равнобедренном;       
в)  в равностороннем.
Ответб), высота, проведённая к основанию равнобедренного треугольника.

4) Биссектриса в равностороннем треугольнике является медианой и высотой. Это утверждение:      
а) всегда верно;      
б) может быть верно;       
в) всегда неверно.
Ответ: а)

5) Если  треугольник равнобедренный, то
а) он равносторонний;       
б) любая его медиана является биссектрисой и высотой;
в) ответы а) и б) неверны.
 Ответ: в), т.к. равнобедренный  треугольник не всегда является равносторонним;  медиана, проведённая к боковой стороне равнобедренного  треугольника, не является биссектрисой и высотой, если треугольник не равносторонний.       

6) В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника?
а) в любом;                 
б) в равнобедренном;     
в)  в равностороннем.
Ответ: в). 

Парный этап.

  1. Периметр равнобедренного треугольника равен 7,5 м, а боковая сторона равна 2 м. Найдите основание.

2..Периметр равнобедренного треугольника равен 1 м, а основание равно 0,4 м. Найдите длину боковой стороны.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/6.JPGhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/6.JPG

3 . В треугольниках АВС и ADC

 (рис. 6, а) https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/010.gif     https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/002_0022.gif1 = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/002_0023.gif2, AD = 5cм,

DC = 3см. Найдите AB.                

4. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/008_0004.gifBCD =115˚ (рис.6, в). Найдите

 https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575356/008_0005.gifABC.  

5.Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них. Чему равен отрезок BD, если отрезок АС = 10 м .

Командный этап.

Задача 1. В равнобедренном треугольнике DEF основание DF = 12cм, EH – высота. Найдите DH.                                          

Задача 2. Найти смежные углы, если известно, что один из них на 40° больше другого?

Задача 3. На рисунке ОВ = ОС, АО = ОD,    < ВАО = 700.  Чему равен угол СDК?

Задача 4.  В треугольниках АВС и А1 В1 С1        

 А =  А1,  AВ = А1 В1, АС = А1 С1 .        

На сторонах BC и В1 С1  отмечены точки К и К1, такие, что СК = С1 К1.  АВ = 10cм, ВС = 13см, С1 К1= 6см.  

Найти В1К1.

 Задача 5. Периметр треугольника ABC равен   39см. Одна из сторон на 4см больше второй и на 2см больше третьей   стороны.  Найдите стороны ABC.  

             

Задача 6. Периметр равнобедренного треугольника равен 21 см, боковая сторона больше основания на 3 см. Найдите   длину   основания   этого треугольника.


1

2

3

4

5

6

парная

3,5

0,3

5

65

10

командная

6

70,110

110

7

11,13,15

5,8,8