КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!  У вас есть вопросы?
Задаем!
Получаем ответы и создаем " ситуацию успеха" в обучении и воспитании
Напоминаю, что каждую последнюю пятницу месяца мы встречаемся в Skype с 16.00-19.00 ч.
(входим в удобное время)
Накануне каждой встречи прошу ознакомиться с предоставленным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как защитить детей от стресса?»

/Отвечаем «да» или «нет» /.

Эмоционален ли ваш ребенок?

• Умеет ли ваш ребенок радоваться?

• В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

• Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?

• Каким образом вы это делаете?

• Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?

• В каких случаях он это делает?

• Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

• Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?

• Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?

• Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

  • Получили ли вы новую информацию для себя в ходе собрания?



Предварительный просмотр:

Памятка по сохранению здоровья детей:

  • Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
  • Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
  • Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
  • Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
  • Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
  • Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
  • Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  • Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
  • Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!



Предварительный просмотр:

М. Скребцова

Детство — шалостей пора,
Детство — это смех, игра,
Шуток, хохота страна —
Дарит радость всем она.

Жаль, что детство исчезает,
Почему? Никто не знает.
Без него тоска сплошная,
Без него мир замирает.

Он как будто бы немеет
И страдает, и болеет.
Надо сердце попросить
Детство внутрь себя впустить.

Никуда тогда не деться
Будет взрослым всем от детства.
Сразу станет больше света,
Засияет вся планета!

  • Если бы вы могли взять кусочек детства в свою взрослую жизнь, что бы вы взяли?
  • А что бы оставили?

Проведем игру-тест «Какой вы родитель?»

Необходимо из перечисленных фраз выбрать те, которые наиболее часто употребляются в вашей семье. Проставив баллы:

1-2                    8-1

2-1                    9-2

3-1                   10-2

4-1                   11-1

5-1                   12-1

6-2                   13-2

7-2                   14-1

1.        Сколько раз тебе повторять?

2.        Посоветуйте мне, пожалуйста!

3.        Не знаю, что бы я без тебя делала!

4.        И в кого ты такой уродился?

5.        Какие у тебя замечательные друзья.

6.        Ну, на кого ты похожа!

7.        Я в твое время!

8.        Ты моя опора и помощница(к).

9.        Ну, что за друзья у тебя!

10.        О чем ты только думаешь!

11.        Какая ты у меня умница!

12.        А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13.        У всех дети, как дети, а ты….

14.        Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

- И пусть уходит детство, но не уходят из семьи дети.

Семья – это …. (назовите, что такое семья для вас, как родителей…). Как много разных ответов.  Несомненно их объединяет одно - это любовь, защита. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка-все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

            Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

В том случае, если в семье проблема, то ребенок, проявляя протест, уходит из дома.  

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. Понятно, что дети никогда не уйдут оттуда, где им хорошо и уютно. Атмосфера тепла, любви и взаимоуважения притягательна даже для самых неуправляемых малышей. Вроде все очень просто и элементарно, однако, полный «набор» семейного благополучия встречается редко. По тем или иным причинам больше половины детей чувствуют себя неуютно в родительском доме. Кстати, материальное благополучие — еще не все, что нужно ребенку для ощущения полного счастья. Почему они уходят?

Во-первых, из-за агрессии со стороны одного из членов семьи. Психологам очень часто приходится сталкиваться с тем, что у многих взрослых система жизненных ценностей бывает истинная и декларированная, когда на людях они одни, а в семье — совершенно другие. И по отношению к своим близким могут относиться деспотично, вплоть до физического насилия или изнасилования (чаще всего, это происходит в семье, где есть отчим).

Во-вторых, это безразличие взрослых к детским проблемам — каждый в семье занят своими делами. Малыша как бы и не обижают, но, вместе с тем, ребенок эмоционально незащищен, ощущает себя ненужным. У таких детей очень ярки воспоминания, скажем, об отдыхе у бабушки в деревне. Она все время ласкала его, целовала, какие-то пирожки пекла, читала сказки... И вот он отправляется на поиски бабушки.

В-третьих, ради интереса, стремясь познать мир вокруг себя или... испытать родителей «на прочность», заставить их обратить на себя внимание. У таких детей сильно развито воображение: я уйду, простужусь, сильно заболею и умру — пусть тогда плачут. Им кажется, что по-настоящему родители оценят их, лишь утратив.

В-четвертых, из дома уходят романтики. Сейчас дети очень много времени проводят перед телевизором, и то, что они там видят, определенным образом формирует их представление о жизни. А так как в возрасте 8-11 лет их действия основываются на подражании всем и всему, они начинают делать то же, что увидят. Вы не задумывались над тем, какое множество жутких ситуаций существует в тех же мультфильмах «Том и Джерри»? А ведь у детей складывается впечатление, что в жизни все происходит так же. Поэтому у детей младшего школьного возраста   просто не формируется чувство опасности. И если на экране в фильмах они видят, что дети уходят из дому, живут в палатках и им при этом хорошо и безопасно, — у них возникает острая потребность испытать то же.

И последнее: часто уходят из дома просто «за компанию». Если ребенка в семье слишком опекают и это вызывает у него раздражение; если родители часто его наказывают или с неуважением относятся друг к другу, он идет на улицу и попадает в компанию к более взрослым детям или просто взрослым людям с сомнительным прошлым.

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

Стресс у ребенка в начальных классах???

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

Находитесь рядом с ребенком

Присутствие родителей ребенок должен ощущать ежеминутно, но не стоит путать с гиперопекой. Рядом, выслушивая и помогая.

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

«ПОГОВОРИ со мною мама….»

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

Неуверенность или застенчивость, или гиперопека….

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные маски. Маски неуверенности – застенчивость и самоуверенность. Каковы ее причины? Давайте попробуем услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку К. Ступницкой.

Маленькая Волна

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая, с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители — Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья-волны, взрослые и дети.
Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.
Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, всё, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи — например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.
Однажды тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время — время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.
У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Та становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Ее было не узнать — она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке и поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась, и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег. Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше, выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней. На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала нам эта сказка?

Вы совершенно правы, когда говорите, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, то есть опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивает с ними себя, чувствует свою неумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянным чувством неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному.

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

“Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке!”

Однако если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями “будь более внимательным” здесь не обойтись. Поэтому очень важно разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислю наиболее распространённые из них.

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью.
  • Хронические соматические заболевания, болезненность ребёнка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозирование нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий такие дети могут иметь неплохое внимание.
  • Переутомление и перегрузки. Жизнь ребёнка наполнена множеством обязанностей. Обычный рабочий день школьника не ограничивается рамками школьных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций (при этом далеко не каждый ребёнок посещает по собственному желанию). Нередко график ребёнка расписан так, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Поэтому физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
  • Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание в этом возрасте ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо и неустойчиво. Поэтому важно развивать внимание ребёнка, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.
  • Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребёнок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного.

        Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребёнок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что не связано с учёбой. В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность.

Развитие внимания ребёнка – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития

Чем же вы можете помочь ребёнку?

Наблюдательность и объем:

1. Очень простой способ развития внимания — использование интересных заданий. Например, “Лабиринт”, прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур.

2. Можно устраивать в семье конкурсы на самого внимательного. “Самый внимательный” — это тот, кто вспомнит, например, больше деталей просмотренного фильма.

3. Предложите ребёнку рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

4. Ребёнок должен запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.

Концентрация внимания:

1. “Сравни две картинки. Найди различия”.

2. Выполняйте с ребёнком задания по типу “Корректурной пробы”, в которых предлагается находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев.

3. «Арифметический диктант». Родитель читает ребёнку арифметические задачи. Ребёнок должен решать их в уме. Полученные числа также надо держать в уме. А результаты вычислений записать только тогда, когда родитель скажет: «Пиши!».

Например: «Даны два числа: 60 и 3. Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 20.…Затем отними ещё 4. … Пиши!».

4. Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребёнку их найти.

5. «Повтори ритм». Родитель постукивает карандашом по столу определённый ритм, а ребёнок пытается правильно повторить этот ритм.

Распределение внимания:

1. Ребёнку предлагается чтение небольшого текста. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

2. Предложите ребёнку считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3.

Переключение внимания:

1.«Каждой руке – своё дело». Ребёнка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин. книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры.

2. «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или формы, материала). По сигналу родителя ребёнок начинает перечислять предметы.

3. «Игра индейцев». На столе раскладывается 15-20 мелких предметов, которые прикрываются бумагой или куском материи. Ребёнку показывается кучка предметов на счёт раз - два - три, а затем вновь закрывается. Ребёнок должен перечислить предметы, которые запомнил, и описать их. Можно устроить конкурс — кто запомнит больше.

       Данные задания можно предлагать детям в форме игр, соревнований. Проводить их можно не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.  Самое главное в таких занятиях – заинтересованность вас взрослых, ваше внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.  

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

«Как развивать самостоятельность школьников

при подготовке домашних заданий»

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

  • Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  • Спланировать очередность действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  • Распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  • Понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  • Применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  • Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
           Одним из самых простых приемов по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий является
расписание домашних заданий.

Составляя подобное расписание, делайте все вместе с ребенком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить. Итак, для составления подобного расписания берется большой плотный лист бумаги. Нужно карандашом разделить его на шесть равных частей по дням недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Воскресенье сюда не вносится.

Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков. Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой.

Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жестко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и, в какое время выполняются.  

Принимайтесь составлять такое расписание недели через две после начала четверти. Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет.

На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса.

Перед домашним заданием каждого урока должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут.

Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть.

Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

Повесьте его на стенку.

Одна из самых интересных особенностей этого расписания – наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом.

В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности.

Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Это может быть совместная прогулка, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость родителей своим волевым и целеустремленным ребенком.

И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку.

Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Но оно поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом и т.п.

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

«Понять. Простить. Принять»

Давайте вспомним фразу, сказанную одним из героев фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны не только пища, сон, тепло, но и любовь, понимание со стороны окружающих людей.

Примеры ситуаций

  • Ваш ребенок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу.

Возможные причины: страх перед наказанием; боязнь огорчить родителей; уверенность в несправедливости оценки; желание получить обещанное заранее поощрение за хорошую учебу.

  • Ваш ребенок устроил драку с одноклассником.

Возможные причины: одноклассник нанес ему оскорбление, которого он действительно не смог вынести; защищал слабого; самоутверждение в классе; желание привлечь внимание; агрессивные установки родителей («Бей первым!»); ребенок выместил на однокласснике агрессию против отца, учителя (человека, кто значительно сильнее его); частые конфликты и драки между родителями.

  •          Ваш ребенок украл у одноклассника  сотовый телефон.

Возможные причины: зависть; желание иметь вещь, которую родители не могут или не считают нужным купить; месть за что-то этому однокласснику; вымогательство более сильных учащихся, старшеклассников; желание привлечь к себе внимание; клептомания.

         Как видите, причины одного и того же поступка могут быть различными, и, следовательно, реакция родителей и меры воздействия на ребенка могут и должны быть совершенно противоположными. В любом случае ребенок должен понимать, что если он признается родителям в своем неблаговидном поступке, то не будет отвергнут ими и встретит с их стороны понимание  и желание поддержать в трудной ситуации. Иначе он будет искать понимания и поддержки у других людей, чье влияние на него может оказаться отрицательным.

Приглашаю к разговору……



Предварительный просмотр:

Традиционные и вариативные формы взаимодействия семьи и школы

Ухарских Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 ст. Выселки

Краснодарского края

Проблема взаимоотношений между семьей и школой существует- это неоспоримый факт. По сложившейся традиции родители считают, что именно школа обязана воспитывать ребенка, а родители – обеспечивать всем необходимым для жизни. И как сложно классному руководителю найти те точки соприкосновения, которые помогут ему и родителям достичь взаимопонимания в вопросах воспитания. Несомненно одно, наличие тесных связей между семьей и школой - залог успешного воспитательного процесса.    «При хорошо организованном взаимодействии школа и семья становятся реальными партнерами, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи» [1]. Сегодня в образовательном процессе на первое место вышла разработка стандартов, в том числе стандартов воспитания. Общество ставит перед школой задачи, которые без помощи и поддержки родителей, их   личной заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов воспитания.

 Проблемы в вопросах взаимодействия семьи и школы возникли не сегодня и даже не вчера. Планируя работу с семьей, считаю необходимым определить приоритетные вопросы деятельности:

  1. Изучение особенностей семейного дошкольного и школьного воспитания.
  2. Педагогическое и психологическое сопровождение семьи по вопросам воспитания.
  3. Привлечением родителей к организации воспитательной работы в классе.

Для организации эффективного сотрудничества между школой и семьей можно руководствоваться следующим алгоритмом:

Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Этап 2. Проведение социально-педагогической и психологической диагностики. Обработка результатов. Установление вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы.

Этап 3. Выбор форм и методов работы с семьей.

Этап 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс классного коллектива.

Современный классный руководитель использует проверенные временем формы и методы работы и находит новые. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Проводя собрание, классный руководитель получает возможность одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса.  Не секрет, что посещаемость родительских собраний снижается из года в год.

   

Результаты опроса показали, что большинство респондентов отметили две причины по которым не смогли посетить собрание: формальность проведения собраний (учитель говорит в общих чертах и о всех, а после собрания приходится узнавать именно о своем ребенке) и невозможность уйти с работы (большинство работает в отдаленных местах от школы, что значительно увеличивает время для посещения собрания). Рассмотрим указанные причины и возможности их решения.  

Действительно, нельзя сводить родительское собрание до банального «разбора полетов» по вопросам успеваемости и поведения обучающихся. Собрание должно приносить результат как учителю, так и родителям. А это возможно при проведении предварительной подготовительной работы:

а) выбор темы собрания;

б) определение целей. задач;

в) определение вида, формы родительского собрания;

г) приглашение родителей и других участников собрания;

д) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток;

е) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

 Выбор темы собрания.   Выбор темы должен быть актуален в данном классе, соответствовать возрастным особенностям детей, направлен на решение наиболее значимых вопросов развития личности младшего школьника.

Определение целей собрания. Выбирая ту или иную тему необходимо знать, с какой целью мы проводим собрание.

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.  Современный классный руководитель в своей практике использует традиционные формы проведения собраний (диспут, конференция, практикум, деловая игра), так и ищет новые (использование ИКТ).

Приглашение родителей и других участников собрания. В начальной школе дети наиболее заинтересованы в посещении собрания родителями: делаем с учениками приглашения, с обязательной записью темы, целей.

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток. Обязательным элементом собрания является решение. «Это последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы» [1]. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и участников, но и быть представленными в форме рекомендаций или памяток для родителей. В своей практике на протяжении нескольких лет использую «Листок успеха ученика».

Русский язык, литературное чтение

Математика, Окружающий мир

Технология, изобразительное искусство и т.д.

Нравственные качества

Умеет:

Рекомендации:

Отзывы, пожелания родителей

Каждый классный руководитель знает, что на собрании нельзя сравнивать успехи и неудачи учеников, рассказывать о их поступках и проступках, не называть фамилии тех у кого есть проблемы и не поощрять активных ребят. Тогда как донести родителям информацию именно о их ребенке? Считаю возможным использовать данную форму взаимодействия с родителями.

«Листок успеха» составляю на каждого ученика и передаю родителям на собрании к ознакомлению. Как видно из таблицы, он содержит информацию по всем предметам учебного плана обучающегося начальной школы и, более того, позволяет рассказать и о нравственной стороне вопросов воспитания, социализации, психологии и т.д.. В конце каждого столбца предусмотрены рекомендации для решения той или иной ситуации, что так необходимо родителям. Проблема не только обозначена, но и предложены пути ее решения. А значит есть надежда, что собрание не прошло безрезультатно. Родители берут «Листок успеха» домой и в течение недели возвращают с отзывами, пожеланиями. Данная форма работы позволяет учителю в корректной форме дать полную информацию родителям о успехах и проблемах их ребенка. Нет необходимости оставлять после собрания родителей, приглашать дополнительно, тратить время на телефонные беседы.

 Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В соответствии с выбранной формой собрания организуем помещение: расставляем мебель, размещаем творческие работы детей, используя их портфолио (рисунки, фотографии, сообщения). Возможно использование и ИКТ: звучание тихой музыки, произвольный показ картинок «Школьные мгновения».

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют классному руководителю быть уверенным в том, что родительское собрание состоится в следующий раз, окажется полезным для родителей и других его участников.

Перейдем к следующей причине снижения посещаемости собраний родителями: банальная нехватка времени или невозможность   прийти на собрание (40 % респондентов – это мамы, находящиеся в декретном отпуске). В данном случае использую ИКТ.

Использование ИКТ.  Возможности информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе позволили создать:

•        Тематические электронные интерактивные плакаты (электронная почта).

•        Электронное письмо родителям («Листок успеха обучающегося»)

•        Родительский форум.

•        Офлайн – конференции.

В перспективе проведение онлайн – собрания.  Возможности изучения материала собрания в удобное для родителей время и обсуждения в режиме конференции позволяют найти те самые точки соприкосновения в вопросах воспитания, о которых говорилось выше. Данный процесс внедрения электронных форм взаимодействия с семье нельзя расценивать как вытеснение традиционных: речь идет о расширении образовательных возможностей школы.

«Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий» [2].  Классный руководитель должен воспитывать с помощью книг, с опорой на мудрость, опыт коллег – нельзя ошибаться в вопросах воспитания, такие ошибки невозможно исправить. Самое важное для учителя, классного руководителя – искать и понимать причины своих успехов и неудач, научиться предвидеть результаты своих действий и выбирать действия наиэффективнейшие. Именно в начальной школе закладываются традиции взаимоотношений между школой и семьей: формальные или партнерские, положительные или отрицательные.

Литература

1.Подласый И.П.: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец.психологии/ И.П. Подласый – 3-е изд., стер. – М.: Aкадемия, 1999.–394 с.

2. Макарова В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В.И. Макарова, Г.Н.Дегтева, Н.В. Афанасенкова // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.

3. Юсупова Н.П.Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Н.П. Юсупова, Е.Ю. Плетнева // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).