ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Творческого объединения «Волшебный занавес»

Пономаренко Наталья Викторовна

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Отличительные особенности данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_kruzhka.docx49.04 КБ
PDF icon maykopskiy_sosh_no16_volshebnyy_zanaves.pdf381.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского творчества

Принята на заседании

 педагогического совета

МБОУ ДОД ЦДЮТ

Протокол № ___ от «__»______2018__ г.

«Утверждаю»

И. О. директора МБОУ ДОД ЦДЮТ

_______________ И.Н. Белевская

печать

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Творческого объединения «Волшебный занавес»

Направленность: общекультурная

Возраст учащихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год  

Автор-составитель:

Пономаренко Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

Тульский 2018

Творческое объединение "Волшебный занавес" имеет  художественное направление.

 Рабочая программа творческого объединения «Волшебный занавес» составлена на основе программы Кузьминой Н.А., педагога-организатора по работе с детьми.

Степень авторства – модифицированная.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Отличительные особенности данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Адресат:  Творческое объединение " Волшебный занавес» предназначен  для  обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. 

Объем программы: общее количество учебных часов в год 144.

Формы и режим занятий:

- форма обучения – очная.

- форма организации образовательной деятельности – групповая, индивидуально-групповая, коллективная.

- занятия проходят 3 раза в неделю по 1 и 2 часа.

Цель: Формирование творческой индивидуальности

Задачи: 

Образовательные:

 -Обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

-Обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.

 -Ознакомление детей с терминологией театра

-Обучение детей играть полноценный спектакль в коллективе

Воспитательные:

-Воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами

-Воспитание чувства коллективизма

-Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца 

Развивающие:

- Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

-Развитие творческого мышления, воображения, памяти

-Развитие речевого аппарата, пластической выразительности

Общая характеристика творческого объединения " Волшебный занавес "

Занятия творческого объединения " Волшебный занавес " состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.  Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха.  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Предполагаемые результаты реализации программы

уровень результатов
(2 класс)

 

  • Предполагает приобретение обучающимися  новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
    Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. 


Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Учебно-тематический план

 

2 класс

  №

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводные занятия

4

2

2

2.

Театральная игра

7

2

5

3.

Культура и техника речи

23

10

13

4.

Ритмопластика

16

5

11

5.

Основы театральной культуры

40

20

20

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

53

13

40

7.

Заключительное занятие

1

1

Итого:

144

52

92

Содержание программы

Вводное занятие

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого

роста. Знакомство с планом работы. Инструктаж ТБ.

Практика:

Мини-инсценировки, подвижные

игры на свежем воздухе. Упражнение «Разрешите представиться»

 

Театральная игра

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как

вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее

представление о видах и жанрах театрального искусства:

драматический театр,  музыкальный театр (опера, балет, оперетта,

мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практика: использование художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр видеофрагментов театральных постановок.

Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем

доме. Театр на улице», «Школьный театр. Беседа на тему «Зачем

люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре

(готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре

поведения «Как себя вести в театре».

Ритмопластика

Теория: Народные истоки театрального искусства  («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле,  игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практика:  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Культура и техника речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).

Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и

сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практика: Артикуляционные упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»;  упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления  речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Основы театральной культуры

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».  Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)

Теория: знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.  Развитие требований к органичности поведения в

условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Особенности композиционного построения спектакля: его экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в спектакле. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практика: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы,  крылатые выражения,  поговорки, сюжетные стихи,  картины – одиночные, парные,  групповые, без слов и с минимальным  использованием текста, работа над выбранным  спектаклем,

осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся

поворотными моментами в развитии действия. Определение главной

темы спектакля и идеи автора, раскрывающиеся через основной

конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение  пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Соединение сцен, эпизодов; репетиции  в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные

репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Показ спектакля.

Заключительное занятие.

 

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практика: Создания коллажа: «Наш театральный мир», просмотр видеофильма «Наши первые шаги в театральное искусство»

         

Календарно-тематическое планирование  2 класс

Дата

Тео-рия

Прак-тика

Название темы

Содержание темы

Виды упражнений

Вводные занятия

1

2

3

4

03.09

05.09

05.09

07.09

2

2

Вводное занятие.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Попробуем измениться

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»

Познакомить  с понятиями «мимика», «жест».

Игра «Назови свое имя ласково»

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения

Театральная игра.

5

6

7

8

10.09

12.09

12.09-14.09

1

3

Давайте поиграем

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игры «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию

9

10

 11

17.09

19.09

19.09

1

2

Театральный этюд

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

.Игра-инсценировка

Культура и техника речи

12

13

14

15

21.09

24.09

26.09

26.09

1

3

Учимся говорить по разному

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 

1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

16

17

18

19

20

28.09

01.10

03.10

03.10

08.10

2

3

Учимся говорить четко

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

21

22

23

24

25

26

27

10.10

10.10

12.10

15.10

17.10

17.10

19.10

3

4

Играем в рифмы 

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

28

29

30

31

32

33

34

22.10

24.10

24.10

26.10

29.10

31.10

31.10

3

4

Рассказываем про любимые игры и сказки

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям

Чтение стихов в лицах

Ритмопластика

35

36

37

38

39

02.11

07.11

07.11

09.11

12.11

2

3

Ритмопластика

Развитие пластической выразительности

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

40

41

42

43

44

45

14.11

14.11

16.11

19.11

21.11

21.11

2

4

Сценическое движение

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Музыкальные пластические игры и упражнения для развития  свободы и выразительности телодвижения.

46

47

48

49

50

23.11

26.11

28.11

28.11

30.11

1

4

Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

Основы театральной культуры

51

52

53

54

55

56

57

03.12

05.12

05.12

07.12

10.12

12.12

12.12

3

 4

Театральная культура

Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.

58

59

60

61

62

63

14.12

17.12

19.12

19.12

21.12

24.12

4

1

Виды театрального искусства.

Рассказать  в доступной форме о видах театрального искусства.

Презентация «Виды театрального искусства»

64

65

66

67

68

69

70

26.12

26.12

28.12

31.12

09.01.2019

09.01.

09.01.

4

3

Кукольный театр. Виды кукол.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Интонационные упражнения

71

72

73

74

75

76

11.01

11.01

14.01

16.01

16.01

18.01

3

3

Мини-спектакль с куклами.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Драматизация сказки

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

21.01

23.01

23.01

25.01

28.01

30.01

01.02

04.02

06.02

06.02

5

5

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

87

88

89

90

08.02

11.02

13.02

13.02

1

3

Викторина по сказкам

Кругозор обучающихся по сказкам

Обзор книг-сказок

Работа над спектаклем

91

92

93

94

95

96

97

98

15.02

18.02

20.02

20.02

22.02

25.02

27.02

27.02

3

5

Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев.

Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

99

100

101

102

103

104

105

106

107

01.03

04.03

06.03

06.03

11.03

13.03

13.03

15.03

18.03

4

5

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Беседа о настроении героев сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

108

109

110

20.03

20.03

22.03

2

1

Творческий пересказ сказки

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Драматизация сказки

111

112

113

114

115

116

117

25.03

27.03

27.03

29.03

 01.04

03.04

03.04

1

6

Репетиции диалогов

Упражнение в интонировании диалогов

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

05.04

08.04

10.04

10.04

12.04

15.04

17.04

17.04

19.04

22.04

3

7

Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

24.04

24.04

26.04

29.04

03.05

06.05

08.05

08.05

10.05

13.05

15.05

15.05

17.05

13

Репетиция спектакля

141

20.05

2

Показ спектакля

142

143

22.05

22.05

2

Анализ спектакля. Самооценка.

Подведение итогов обучения

144

24.05

1

Праздничный огонек

Награждения

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  

Наименование научно – методического обеспечения

  1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003
  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  4. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен  – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003
  6. Луценко А.В., Никитина А.Б.,  Клубков С.В., Зиновьева М.А.  Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986
  7. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
  8. Чурилова Э.Т. Методика и  организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

                                 Интернет-ресурсы

http://dramateshka.ru/    драматешка

http://teatrbaby.ru/     театр детям

http://www.solnet.ee/holidays/s9.html  солнышко

http://landyshy.ucoz.ru/  театр ЛАНДЫШ

http://lib.ru/   Электронная библиотека Мошкова.

Список литературы, рекомендуемой для детей

  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004
  3. Скороговорки, пословицы.
  4. Русские народные сказки о животных
  5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики
  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
  1. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой
  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.

                                          Наименование

материально-технического обеспечения

  • музыкальная аппаратура
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • фотоаппарат, видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • сценарии сказок,  пьес, детские книги.


Предварительный просмотр: