Эссе «Я – учитель»

Пономаренко Наталья Викторовна

Первую учительницу любят все на  свете!

Море своих сил дарует она детям!

Если вдруг случится с кем-нибудь беда,

Учительница выслушает и выручит всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Я – учитель»

Первую учительницу любят все на  свете!

Море своих сил дарует она детям!

Если вдруг случится с кем-нибудь беда,

Учительница выслушает и выручит всегда.

Сколько бы ни прошло лет, чего бы ни было в нашей жизни, мы снова возвращаемся в детство, а значит в школу. Когда же учительская судьба выбрала меня? Или я ее? Часто мысленно возвращаюсь в далекий 1971 год, в котором был зажжен огонек моей профессиональной судьбы. В тот год я пошла первый раз в первый класс. В моей жизни появилась первая учительница Степанова Анна Агеевна, самая справедливая, добрая и красивая. Всем девочкам класса очень хотелось быть похожими на нее. И тогда, беря с любимой учительницы пример,  я проводила свои первые уроки с младшим братом, играла «в школу» с соседскими детьми. Позже судьба подарила мне возможность учиться у замечательных педагогов. Это Сидько Раиса Андреевна, Студеникина Вера Алексеевна, Рудакова Наталья Ивановна…

Я никогда не мечтала об учительской профессии, а твёрдо знала, что стану педагогом. Учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.

Я точно уверена, что сделала правильный выбор. Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки, слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу.

И в этом помогает воображаемая лесенка: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Мои ученики – это мои дети.

Период детства очень важен в формировании личности. И небезразлично, должно быть нам, что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет, чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться удивительным разнообразием мира, становятся как все.

Каждый ребенок для меня - лучик, а  я постараюсь быть для них ярким солнышком. И моя задача достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я  незримо присутствую в семье каждого ученика. И, возможно, стала хорошим другом в этих семьях на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу.

Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учитель эти звезды зажигает! Кто, как ни я, учитель, помогает найти им свои пути в жизни.

Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что   это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия,  не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Я, в хорошем смысле, больна учительством.

В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, при «любой погоде» – легко и свободно. И весело! Даже когда в классе  - «далеко не всякая погода – благодать». Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи.

От меня требуются необыкновенное терпение, особая педагогическая деликатность, трудолюбие, настойчивость и последовательность при работе с детьми, у которых возникают сложности в обучении.

А самое важное – огромная вера в потенциал детей, который воплощается только при содействии учителя и родителей.

Сегодня моя работа в школе направлена на постоянный поиск новых технологий, которые помогут ученику легче осваивать материал, и не потерять интерес к учёбе. На первое место я ставлю игру. Много лет назад в моих руках оказалась книга Н.Аникеевой «Воспитание игрой». Из нее выделила для себя ключевые фразы: «ребенок во время ролевой игры является субъектом деятельности. Дети, не замечая, сами ставят цель, определяют задачи и намечают пути решения. В игре инициатором всех школьных дел становится сам ученик». Заберите у меня учебники и компьютеры, и я завладею вниманием всего класса игрой. Феномен игры заключается в том, что, являясь как бы развлечением и отдыхом, она развивает творчество, формирует человеческие отношения в труде и учёбе. Можно выделить несколько видов уроков с использованием игровых технологий: урок – соревнование, урок – конкурс, урок –  театр, урок – путешествие. Игру использую на различных этапах урока (в начале, середине, конце, при знакомстве с новым материалом, при закреплении знаний).
        Приведу примеры некоторых игр, применяемых мною: на выделение и определение слогов «Кто внимательный?», на составление задач «Кто больше?».  Игра вызывает чувство удовлетворения, приводит к ситуации успеха, формирует наблюдательность и развивает речь.

Не знаю как у других, но у меня противоречивые чувства к   уроку. Согласно определению: «Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика». Для меня   урок – это творчество. Творчество не только учителя, но и учеников.

Мой  урок - это театральный этюд в моём представлении,  открытие, праздник творчества, методический отчет учителя перед самим собой, перед учениками,   перед коллегами, перед родителями. Здесь хочется импровизировать, фантазировать, “выгуливать” свои методы и достижения учеников. Иначе он не имеет смысла. Нужны новые знания, новые методы, новые «постановки», чтобы увлечь современных детей, сделать каждый урок интересным! И я учусь, учусь сама, учусь у своих коллег, но более всего у своих учеников. Это они заставляют меня двигаться вперед, идти в ногу со временем. 

Моя педагогическая деятельность  соответствует словам Марка Аврелия: «Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше». Поэтому подсознательно живешь в режиме вечного поиска нужных образов. Другое дело, когда тебе нужно дать открытый урок.  Думаю, что все согласятся со мной,  что открытый  урок - это огромный труд, это каторга, это гражданская казнь в особо изощренной форме, когда обязывают его проводить. А с другой стороны, когда открытый урок проводится на добровольных началах – это великолепно, это фейерверк творчества; это находки и свершения, это взлеты, которых, как известно, без падений не бывает.

Учителю не всегда надо превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА!  Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто.

     Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.

Это настоящая радость от профессии учителя. Когда твои ученики понимают тебя, говорят своё мнение никем не навязанное, делятся своими проблемами. Я благодарна своим ученикам. Ведь сложность учительского труда состоит в том, что нужно не только научить детей своим предметам, но и найти путь к сердцу каждого ученика.

Мой девиз: ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ,

                    НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ

«Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, искать, учиться каждый час и у каждого, творить и изобретать, идти вперед, там успех. Здесь надо быть осторожным, чтобы не напустить туман представлений, туманность понятий. При тумане видимость нулевая. И здесь на помощь опять приходит игра. Организация проектной деятельности, подготовка презентаций, театральные импровизации, проблемные ситуации, открытые уроки- представления и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.  Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненной позиции. И то, какими будут наши дети, зависит, главным образом, от учителя.

Девиз каждого учителя начальных классов: «Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».

Моя профессия даёт мне творческое вдохновенье, позволяет постоянно идти вперед, не сидеть на месте, импровизировать,  развиваться, совершенствоваться, заряжает энергией, помогает открывать в детях таланты, чем доставляет мне огромную радость. Даже, если в классе «далеко не всякая погода – благодать». Ведь мы воспитываем людей, способных жить и успешно действовать самостоятельно в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.