Хобби. Русская тряпичная кукла.

Авакян Лариса  Васильевна

Кукла – это фигурка, изображающая человека или животного, а также обозначающая существующий или выдуманный персонаж. Например, палка, на которой верхом скачет мальчик – предмет, обозначающий коня. Кукла может быть представлена различными материалами: деревом, тканью, фарфором, пластиком, металлом, бумагой. Родилась игрушка ещё в доисторическое время и занимала в жизни людей особое значение.

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.

До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.

Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные приметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. Обрядовые куклы и обереги называли по-разному (в зависимости от назначения). Например, стало пригревать солнышко, зачирикали птички, запахло весной, тут и смастерили мастера умельцы тряпичную куколку – Веснянку. Это небольшая игровая куколка размером в ладонь. Её дарили детишкам на Пасху, её делали девушки по весне, для которых она становилась оберегом их молодости и красоты. На рождение дитя шили Кувадку – защитницу новорождённых. Это была первая игрушка малыша. 

Рождественские колядки встречали вместе с куклой Колядой – символом солнца, добрых отношений в семье. Представляли её в образе добротной женщины в новых нарядах. Для детей страдающих расстройством сна мастерили кукол-бессониц, голову, которой зачастую набивали различными успокаивающими травками. Во время работы обязательно приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Девушки готовые выйти замуж мастерили куклу Капусток и выставляли её на окно, дабы сообщить добрым молодцам о своих намереньях и о паре присылать в дом сватов. Символом семьи была кукла под названием «Неразлучники». Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла Зерновушка – пузатая куколка набитая зерном. Являлась гарантом будущего плодородного урожая, вешалась после уборки в амбарах. На рождество было принято дарить куклу-Кубышку с зашитой внутри копеечкой, считалось, что она притянет в дом благосостояния.

Интересную коллекцию куколок Лихоманок делали на целый год и развешивали за печкой. Это 12-100 персонажей, среди которых Драхлея, Ленея, Глупея, Гладея и многие другие, которые должны притягивать к себе определённую нечисть. А 15 января каждого года хранители этих кукол сжигали их и делали следующих. Таким образом, оберегая свой дом от потусторонних сил. В 19 столетии отношение к национальной кукле изменилось, появилось желание её очеловечить. Некоторым моделям стали рисовать лица. Это в основном касалось игровых или декоративных кукол. Но черты лица были мелкими и не прорисованными, а скорее схематичными (крестики, прямые линии). Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол.

В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.

Новогодняя композиции "Калейдоскоп желаний" :https://vk.com/video11492280_456239031

Мои куклы