Педагогог ДО.Творческая группа "Алёнушка".

Авакян Лариса  Васильевна

Творческая группа "Алёнушка" функционировала на базе СОШ № 21 г.Каменска-Уральского "(http://school21.k-ur.ru/). Учащиеся занимались с удовольствием, регулярно посещая занятия. (https://nsportal.ru/albom/2017/09/15/avakyan-larisa-vasilevna/mbdou-no85-gruppa-solnechnye-luchiki).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Алёнушка»

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 10-14 лет.

Автор-составитель

Авакян Лариса Васильевна, педагог дополнительного образования

г. Каменск-Уральский

2018 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Аленушка» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013. - Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основе образовательной программы объединения «Мастерица» МБОУ дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы»  Московского района г.Казани (2013г.) и модифицированной программы «Золотые ручки» ГБОУ средней школы №351 г.Москвы (2012г.)

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа реализуется в художественной направленности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях  у детей не всегда есть возможность  освоить  полезные для жизни  виды рукоделия. Занятия в кружке «Аленушка » позволяют получить необходимый опыт, в чем и состоит его уникальность.

При этом следует учитывать, что программа  направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать кукол  из разных материалов(ткани, пряжи, ваты, веточек);

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Отличительной особенностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Аленушка»,  ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных  социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Наряду с планированием процесса обучения рукоделию является контроль - это нормативные требования к технике безопасности при работе с ножницами, иглой. (см.Приложение).

Весь учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятия  начинаются  с 1 сентября после укомплектования групп, а заканчиваются  31 мая. Режим занятий: 2  занятия в неделю по 1  часу.

Формы и методы обучения Работа с детьми проводится в групповой, подгрупповой и  индивидуальной форме.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа,  урок-путешествие.

         Формы организации обучения: фронтальная , индивидуальная.

         Способы проверки реализации образовательной программы:

  • систематическое наблюдение;
  • участие в конкурсах, выставках.

         Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются

         современные методы обучения и образовательные технологии, взаимно      

дополняющие друг друга.

Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы.

К общепедагогическим методам, применяемым на занятиях кружка, относятся следующие:

  1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии, команды, указания);
  2. Методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность; опосредованная наглядность; направленного прочувствования двигательного действия);
  3. Методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности(создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью с помощью изготовленных детьми изделий);
  4. Методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества).

Специальные методы:

  1. Игровой метод (проведение занятия  в игровой форме);
  2. Соревновательный метод (изготовление изделия в соревновательной форме).

         С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением  

технике выполнения русской тряпичной куколки.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень подготовки детей при приеме в группу:

а) неподготовленные дети (никогда не занимались рукоделием);

б) более подготовленные дети (есть небольшие знания и некоторый опыт).

           Основной целью программы является прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.

Основными задачами программы является:

  1. содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
  2. знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
  3. формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
  4. развивать у детей творческие способности;
  5. формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
  6. прививать любовь к обычаям предков;
  7. воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.

Содержание программы

Раздел I. Русская народная кукла.

Тема 1.Что мы знаем о куклах.

Тема 2.Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям: 

  • знать когда появились куклы;
  • кто и для чего создаёт куклы;
  • из чего делают традиционную народную куклу;
  • осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

Раздел II. Обереговые куклы.

Тема 1.Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.  Кукла Кувадка

Тема 2. «Куклы-пеленашки».

Тема 3. Куколка « Валдайский колокольчик».

Тема 4. Куколка «Подорожница».

Тема 5. Куколка «Параскева».

Тема 6. Куколка» Сонница».

Тема 7. Куколка «Кубышка –травница».

Тема 8. «Обережье» (итоговое игровое  занятие).

Требования к знаниям и умениям:

  • знать назначение обереговых кукол;
  • развивать навык работы с тканью;
  • уважать традиции русского народа;
  • уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

Раздел III. Обрядовые куклы.

Тема 1.Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.Куколка «Рождественский ангел»

Тема 2.Куколка «Вепсская куколка».

Тема 3. Куколка» Отдарок –на- подарок».

Тема 4.Куколка «Богач».

Тема.5.Куколка» Подорожница».

Тема 6. Куколка «Сорока».

Тема 7. Куколка «Коляда».

Тема 8.Куколка «Масленица»(из лыка).

Тема 9. Куколка»Масленица «(тряпичная).

Тема 10. Куколка  « Маслениц» (домашняя).

Тема 11. Куколка«Веснянка».

Тема 12. Куколка «Птица  Радость».

Тема 13. Куколка «Филипповка».

Тема 14. Куколка «Пасхальная вербница».

Тема 15. Куколка «Семья».

Тема 16. Куколка «Крупеничка».

Тема 17. Куколка «Неразлучники».

Тема 18. Куколка «Счастье».

Тема 19. Свадебная кукла «Роща-Мировое дерево».

Раздел IV. Игровые куклы.

Тема 1. Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Кукла-закрутка.

Тема 2. Куколка «Зайчик» (1 вариант).

Тема 3. Куколка «Зайчик» (2 вариант).

Тема 4. Куколка «Игровая».

Тема 5. Куколка «Коза».

Тема 6.Куколка « Барыня».

Тема 7. Мастер-класс от «Аленушки»

Виртуальная экскурсия в Этнографический музей - отдел «Народные промыслы  России».

Годовая итоговая выставка. Вручение дипломов.

Требования к знаниям и умениям:

                   - знать историю игровой куклы;

                   - уметь создавать художественный образ в народных традициях;

                   - уметь работать по замыслу.

Учебный план

Тематический

раздел

Кол-во часов по программе

теория

практика

всего

1

Русская народная кукла

2

2

2

Обереговые куклы

0, 5

13, 5

14

3

Обрядовые куклы

1

37

38

4

Игровые куклы

1

13

14

Итого: 68 часов

4, 5

63,5

68

Календарно-тематический план

Занятие  1 Вводное занятие. Что мы знаем о куклах?

Занятие 2 Вводное занятие. История тряпичной куклы.

Занятие 3 Кукла «Кувадка»

Занятие 4 Кукла «Кувадка»

Занятие 5 «Куклы-пеленашки»

Занятие 6 «Куклы-пеленашки»

Занятие 7 «Кукла-закрутка»

Занятие 8 « Кукла –закрутка»

Занятие 9 Кукла «Валдайский колокольчик»

Занятие 10 Кукла «Валдайский колокольчик»

Занятие 11 Куколка «Рождественский ангел»

Занятие 12 Куколка «Рождественский ангел»

Занятие 13 Куколка «Вепсская куколка».

Занятие 14 Куколка «Вепсская куколка».

Занятие 15 Куколка «Крупеничка»

Занятие 16 Куколка «Крупеничка»

Занятие 17 Куколка «Богач»

Занятие 18 Куколка «Богач»

Занятие 19 Куколка «Подорожница»

Занятие 20  Куколка «Подорожница»

Занятие 21  Куколка «Подорожница»

Занятие 22 Куколка «День-Ночь»

Занятие 23 Куколка «Сорока»

Занятие 24 Куколка «Сорока»

Занятие 25 Куколка «Зайчик» (2 варианта)

Занятие 26 Куколка «Зайчик» (2 варианта)

Занятие 27 Куколка «Параскева»

Занятие 28 Куколка «Параскева»

Занятие 29 Куколка «Игровая»

Занятие 30 Куколка «Игровая»

Занятие 31 Куколка «Коза»

Занятие 32 Куколка «Коза»

Занятие 33 Куколка «Коляда»

Занятие 34 Куколка «Коляда»

Занятие 35 Куколка «Барыня»

Занятие 36 Куколка «Барыня»

Занятие 37 Куколка «Масленица»(из лыка)

Занятие 38 Куколка «Масленица» (из лыка)

Занятие 39 Куколка «Масленица» (тряпичная)

Занятие 40 Куколка «Масленица» (тряпичная)

Занятие 41 Куколка «Масленица» (домашняя)

Занятие 42 Куколка «Масленица»(домашняя)

Занятие 43 Куколка«Веснянка»

Занятие 44 Куколка«Веснянка»

Занятие 45 Куколка «Сонница»

Занятие 46 Куколка «Сонница»

Занятие 47 Куколка «Отдарок –на- подарок»

Занятие 48 Куколка «Отдарок- на –подарок»

Занятие 49 Куколка «Птица  Радость»

Занятие 50 Куколка «Птица  Радость»

Занятие 51 Куколка «Филипповка»

Занятие 52 Куколка «Филипповка»

Занятие 53 Куколка «Кубышка –травница»

Занятие 54 Куколка «Кубышка-травница»

Занятие 55 Куколка «Пасхальная вербница»

Занятие 56 Куколка «Пасхальная вербница»

Занятие 57 Куколка «Семья»

Занятие 58 Куколка «Семья»

Занятие 59 Куколка «Крупеничка».

Занятие 60 Куколка «Крупеничка».

Занятие 61 Свадебная куколка «Неразлучники»

Занятие 62 Свадебная куколка «Неразлучники»

Занятие 63 Куколка «Счастье»

Занятие 64 Куколка «Счастье»

Занятие 65 Свадебная кукла «Роща-Мировое дерево»

Занятие 66 Свадебная кукла «Роща-Мировое дерево»

Занятие 67 Мастер-класс от «Аленушки»

Виртуальная экскурсия в Этнографический музей - отдел «Народные промыслы  России».

Годовая итоговая выставка. Вручение дипломов.

Занятие 68 Мастер-класс от «Аленушки»

Виртуальная экскурсия в Этнографический музей - отдел «Народные промыслы  России».

Годовая итоговая выставка. Вручение дипломов.

Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы

Учащийся

должен

Базовый компонент

Компонент ОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях.

Знать о месте русской народной куклы  в истории и культуре.

Знать некоторые фольклорные произведения народов Урала

Уметь

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Выполнять требования безопасного труда.

Подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение.

Освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2

Декабрь

Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу II

Май

Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Алёнушки»

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • просмотр и анализ готовых работ;
  • участие в конкурсах  разного формата;
  • выставки изделий учащихся
  • проведение презентации своей игрушки и мастер-класса по ее изготовлению.

Календарный учебный график

 Календарный учебный график- это составная часть образовательной

программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и

определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных

недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур,

организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является

обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой

учебной группы (ФЗ №273, ст.2, п.92, ст47, п.5)

Календарный учебный график составлен для группы постоянного состава и является

обязательным приложением к образовательной программе по рукоделию.

Учебный период с 1 сентября - 31 мая. Всего 34 недели. Для реализации программы

дополнительного образования не используются каникулярные дни.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся во второй половине дня, занятия ведутся по расписанию, расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей, утверждается директором школы.

Помещением для занятий является кабинет, площадью _________квадратных метра. Потолок, стены, пол, освещение  кабинета соответствует санитарным нормам. На этаже имеются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, снабжённые необходимыми средствами санитарии и гигиены, в самом кабинете- раковина для мытья рук. Требования к отоплению и воздушно-тепловому режиму соблюдены. Помещение по окончании занятий убираются, соблюдается режим проветривания.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение:

Кабинет  оборудован в соответствии с санитарными нормами:

  1. Столы и стулья по росту детей
  2. Доска, средства ИКТ.
  3. Шкаф для хранения материалов (швейные нитки №40, пряжа; вата, отходы ватина, синтепона; тесьма, лента, кружево, бисер, бусины; ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка),инструментов и готовых изделий.
  4. Раковина для мытья рук во время и после занятия

Формы аттестации (контроля)

 Контроль учащихся проводится в форме:

  1. просмотра и анализа готовых  работ
  2. участия в выставках и конкурсах.

Список литературы.

  1. Горнова Л.В., Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Издательство: Учитель 2008.Серия Дополнительное образование
  2. Горяева Н.А., Островская О.В., Декоративно – прикладное искусство в жизни человека 5 класс , под ред.Б.М.Неменского,8 издание, Москва,  «Просвещение»,2009
  3. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла .-СПб.:"Паритет",2009
  4. Мишанова О.А., Картины из шерсти, Издательство: Феникс, 2014
  5. Фомичева Э.А., Начинаем вязать спицами и крючком, книга  для учащихся, Москва,  «Просвещение»,1991
  6. Ханашевич Д.Р., Волшебные квадратики, Издательство «Малыш», Москва ,1983
  7.  Ханашевич Д.Р., Подружки – рукодельницы, Издательство «Малыш», Москва 1982

В работе используются материалы с интернет-сайтов: www.rukodelie.by, www.1001uzor.com, www.vyazusama .info.