анализ работы
план по самообразованию
отчет по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию | 31.3 КБ |
отчет по самообразованию | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,
на котором можно вести беседы
с душой человека.
Актуальность:
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. Изучение материалов на интернет ресурсах:irinazaytseva.ru | Сентябрь - декабрь |
Диагностический | Создание программы коррекционной оод для дошкольников с использованием приемов и методов сказкатерапии; -Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития; -Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста; - Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников. риёмов и методов сказкотерапии. «Лесенка» - исследование самооценки. Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления. Беседа о страхах. | Январь - февраль |
Практический | Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии. Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. | Март - Июль |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. | август |
Создание предметно – развивающей среды
Наименование | Сроки |
Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка». | Сентябрь Октябрь |
Дидактическая игра «Узнай сказку» | В течение года |
Папка презентаций по сказкам. | В течение года |
Трафареты сказочных героев для рисования | Декабрь Январь |
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка» | Февраль Март |
Работа с детьми
Наименование | Сроки |
«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие. | Сентябрь |
«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма,чудовище, скелет, вампир. | Октябрь |
«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. | Ноябрь |
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать | Декабрь |
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным. | Январь |
«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние. | Февраль |
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний,создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка. | Март |
Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу. | Апрель |
Упражнение «Победитель злости» | Май |
ООД: | |
Крест - игра (Сред.гр.) «На поиски клада» разв. речи | |
«Путешествие морских путешественников и попугая Кеши» | |
«В гостях у сказки» | |
«У страха глаза велики» |
Работа с родителями:
Тема | Сроки |
Квест – игра «Семейное Путешествие» | На усмотрение педагога |
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. | Сентябрь |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. | Октябрь |
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. | Ноябрь |
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. | Декабрь |
Фото - конкурс «Я похож на литературного героя». | Январь |
Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам" | Февраль |
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка" | Март |
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» | Апрель |
Мастер – класс «Путешествие в сказку» | На усмотрение педагога |
Отчет по самообразованию - презентация. | Май |
Памятка «Как правильно читать сказки» |
Работа с педагогами:
Наименование | Сроки |
1.Сбор книжных иллюстраций 2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к оод. | 1 квартал |
1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение оод по сказкотерапии» 2.Мастер –класс «Лечение сказкой» | 2 квартал |
1. Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр», «Сказкатерапия в оод по речевому развитию» | 3 квартал |
Мастер – класс «Сказка ложь, да в ней намек» Мастер – класс «Сказкатерапия» | На усмотрение педагога |
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.
Список литературы:
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
- Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
- Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
Предварительный просмотр:
Отчет учителя-дефектолога Кашаповой О.И.
по теме самообразования «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребёнка. Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребёнка к книге.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребёнку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития
Одним из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия. Это инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.
Сказкотерапия — воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Выбор темы обусловлен следующей целью , повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста. Были поставленные задачи:
-расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
-овладение новыми формами, методами и приемами работы;
-изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Для решения данной проблемы я приобрела книгу И.Б. Кочанской «Полезные сказки».
Впрочем, помочь скорректировать поведение ребёнка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.
Например:
-ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
-легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки».
С этой целью я приобрела книгу –игру «Русские народные сказки».
Самостоятельно повышала уровень профессиональной квалификации:
- активно занималась поиском методов и приёмов, используемых в работе со сказками в интернет-ресурсах;
- изучала методическую литературу.
Приняла участие на родительском собрании по теме:
«Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет», разработала проект родительского собрания и выложила в сети интернет для пользования педагогами,выступала на педагогическом совете с темой «Применение сказкатерапии в работе с детьми ОВЗ» «Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование элементов сказкотерапии как средства формирования духовно-нравственных ценностей
дошкольников».
С детьми были проведены игровые тренинги:
«В гости к сказке мы пойдём», «В стране доброты», в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки и.т.д.
Каждое моё занятие было построено на примерах сказок:
Персонажи сказок использовались, как психохимнастика; (Добрая Золушка-злая золушка; волк- добрый волк - злой ит.д)
Решение проблемной ситуации; занятие оснащала наглядно-дидактическими пособиями, играми, которые изготовила самостоятельно, а так же приобрела с целью разнообразия и насыщения занятий:
В занятия были включены игры по сказкотерапии:
Игра «Угости медведя» (по сказке «Три медведя»).
Цель для детей: принести угощения для медведей, ориентируясь на форму, цвет. Задачи: развивать зрительные и тактильные ощущения, сенсорные представления, связную речь. Описание: дети выбирают угощения и обосновывают свой выбор.
Игра «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»).
Цель для детей: построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке. Задачи: развивать сенсорную координацию; мелкую моторику рук, пространственные представления, связную речь Описание: домик «строит» ребёнок из разноцветных геометрических фигур, разных по цвету и величине, рассказывает о выполненной роботе.
Игра "Сказки перепутались".
Цель: развитие связной речи, памяти, внимания. Цель для детей: взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети инсценируют. Под рассказ ведущего дети разыгрывают диалоги.
- создала картотеки: «Сказочные физминутки»; «Русские народные сказки»;
- изготовила дидактическое пособие для развития речи и мышления и внимания «Дополни сказку словами»;
Использовала на занятиях артикуляционную гимнастику:
«Сказка о Весёлом язычке», «К бабушке в гости» и др.
Разучивали физкультминутки: «Буратино потянулся», «Иван –Царевич», «Царь Горох».
Имитировали упражнения: «Изобрази героя сказки».
Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе учителя-дефектолога, педагогов и родителей.
Для оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною были проведены:
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии как средства формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников».
Консультации для педагогов по темам: «Роль сказки в развитии и воспитании детей»; «Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»» «Развивающие игры со сказками».
Так же проведена работа с родителями:
Анкетирование на тему: «Сказка в жизни Вашего ребёнка»;
Консультации для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании детей»;
«Сказка в жизни ребёнка»; «Развивающие игры со сказками».
Также с детьми были проведены «Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, «Страшная маска», «Красивый рисунок», «Продолжи рисунок», «Мандала», «Цвета настроений», Песочная терапия, «Победитель злости».
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей стало повышение уровня речевого развития воспитанников. Дети легче входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме, у них меньше страхов и зажатости. У дошкольников наблюдается любознательность, умение познавать окружающее без принуждения. У дошкольников повысился уровень форсированности нравственных ценностей.