Играем вместе

Динмухаметова Венера Мударисовна

В данном разделе подобраны игры и задания, необходимые для формирования лексико-грамматической стороны речи. Цель: сформироваить необходимые для обучения навыки; применять имеющиеся знания в различных условиях; развивать внимание, мышление, волю и любознательность. Увлекательные игры для дошкольников помогут закрепить элементарные  навыки    правильного согласования притяжательных местоимений “мой, моя, мои, моё” с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа, правильное употребление местоимений “он, она, они, оно”,  согласование прилагательных с существительными разных родов.

 Задания сгруппированы по лексическим  темам, по принципу от простого к сложному  и систематизированы в виде картотеки. Это позволит родителям или педагогам выбрать те из них, которые по силам именно вашему ребенку. Дети, имеющие нарушения в развитии речи, получат возможность догнать своих сверстников, уделив дополнительное внимание развитию определённых навыков. Дети с хорошо развитой речью получат удовольствие от «гимнастики ума».

Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, а научите: задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Только постепенные и регулярные занятия дают результат, но не заставляйте ребёнка играть в развивающие игры насильно. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную. Желаю приятных и увлекательных занятий!

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   К-1      Тема: « Дом и его части»

                            Игра «Что делают?»

Цель: упражнять детей в  подборе однородных сказуемых

Логопед предлагает детям подобрать однородные сказуемые к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д.

 

       К-2    Тема: « Дом и его части»

                                 Игра «Дом. С чем?»

Цель: Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со.

Логопед показывает части дома, а дети комментируют:

«Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестницами. Дом со ступеньками. Дом с окнами. Дом с балконами. с лифтами. Дом с лоджиями. Дом с подъездами».

     К-3   Тема: « Дом и его части»

                                 Игра «Назови форму».

Цель: Образование отыменных прилагательных.

        

Логопед показывает геометрическую форму и спрашивает детей:

Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.)

         К-4   Тема: « Дом и его части»

                                 Игра «Назови какой?»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки или называет: дом из дерева какой?

дом из кирпича - …, дом из железа - …,

дом из бетона - …, дом из глины - … .

То же со словами забор, стена, мост.

     К-5    Тема: « Дом и его части»

                                 Игра «Какой — какая ?»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Педогог предлагает детям дать сначала краткий, а затем полный ответ:

Дом из бревен. Какой? (бревенчатый)

 Дом из камня. Какой? Дом из кирпича. Какой?

 Крыша из железа. Какая? Окна из стекла. Какие?

 Фундамент из цемента. Какой? Пол из дерева. Какой?

 Труба из кирпича. Какая?

    К-6      Тема: « Семья»

                 

  Игра «С кем ты живешь?»

 

Цель: Составление предложений с предлогом с.

Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д.

    К-7    Тема: « Дом и его части»

                    Игра «Договори предложение»

 Цель: совершенствование навыков согласования слов в предложении.

Педагог начинает:

Предложение договори

И его ты повтори.

Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... {поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д.

   К-8    Тема: « Дом и его части»

                    Игра «А у вас?»

 Цель: Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных.

Педагог начинает предложение, а дети заканчивают: «Наша семья большая, ... а наша больше».

Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.

К-9    Тема: « Дом и его части»

                    Игра «Старше или младше».

 

Цель: Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи.

Педагог называет двух членов семьи (мама — бабушка), а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы».

Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама.

К-10    Тема: «Весна в окно стучится»

                 

 Игра « Почему зацвели первые цветы?»

 Цель: установление элементарных причинно-следственных связей.

Логопед предлагает детям порассуждать, почему зацвели первые цветы? Какие цветы называют – первоцветы?

К-11     Тема: «Весна в окно стучится»

                    Игра «Подбери слово».

 Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным, обогащать словарь прилагательных.

Весна КАКАЯ? ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, теплая.

К-12   Тема: «Весна в окно стучится»

                    Игра «Первые приметы весны». 

 Цель:  развивать и активизировать словарь, связную речь.

Педагог с помощью наводящих  вопросов выясняет у детей весенние приметы: увеличился день, подул теплый ветер, пригревает солнышко; снег потемнел, набух и стал таять; появились проталины; на реках тает и трескается лед; капель.

К-13    Тема: «Весна в окно стучится»

                  Игра «Почемучка».

Цель: Установление элементарных причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?    Почему трескается лед?

        Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему распускаются цветы?

Почему пробивается травка?

Почему появляются насекомые?

Почему прилетают птицы?

Почему животные просыпаются от зимней спячки?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче?

К-14      Тема: «Весна в окно стучится»

                    Игра «Исправь ошибку».

Цель:   Употребление сложных предложений с союзом потому что.

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Тает снег, потому что текут ручьи. И т. д.

К-15      Тема: «Весна в окно стучится»

                    Игра «Чего не бывает весной?»

Цель:   упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Образец ответа: «Весной не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.)».

К- 16    Тема: « Профессии»

                    Игра «Кто что делает ?»

Цель:  Образование существительных от глаголов.

Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспитатель, водит — водитель, грузит — грузчик, продает — продавец, варит — повар, убирает — уборщица, танцует — танцовщица, поет — певица, летает — летчик.

К- 17    Тема: « Профессии»

                    Игра «Подбери слово».

Цель:  Подбор подходящих по смыслу определений.

Летчик какой? — Храбрый, смелый.

Учитель какой? — Умный, добрый.

Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? — Сильный, могучий.

Строитель какой? — Умелый, ловкий.

Врач какой? — Старательный, добрый.

Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

Воспитательница какая? —Добрая, веселая, умная. И т.д 

      К-18     Тема: « Профессии»

                   

          Игра «Скажи о себе»

Цель: развивать умения изменять глаголы по лицам.   

Педагог показывает картинки с изображением людей разных профессий, а дети по образцу составляют предложения: «Учитель учит, и я учу». И т. д.

К-  19   Тема: « Профессии»

                 

  Игра «Кто работает на машинах?»

Цель:   Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.

На тракторе работает тракторист. На поезде работает машинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе работает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кране работает крановщик. На ракете работает космонавт.

      К-  20         Тема: « Профессии»

 

     Игра «Кем хочешь быть?»

Цель: развивать умение согласовывать слова

 в     предложении.  

Я хочу быть учителем или врачом.

Я хочу быть продавцом или поваром. И т. д.

   

                К- 21         Тема: « Профессии»

                    Игра «Разгадай слово»

Цель:  дать понятие «сложные слова».

Педагог предлагает детям объяснить значение слов: хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод.

      К-22     Тема: « Профессии»

                    Игра «Кому это нужно ?»

Цель:   Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа:

ножницы нужны портнихе;

градусник нужен врачу и т.д.

        

      К-23     Тема: « Профессии»

                    Игра «Скажи два (три) слова».

Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении.  

Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и т.д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т.д.).

     К-24                    Тема: « Профессии»

                    Игра «Исправь ошибку»

Цель:  развивать умения составлять предложения с союзом а.

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает и т. д.

К- 25               Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Какая?»

Цель: Подбор определений 

к слову мебель:

деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

Педагог называет начало слова, а дети угадывают его окончание.

 

    К- 26               Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Для чего?»

Цель:  Упражнение детей в подборе и употреблении в речи глаголов.

Педагог показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д

    К- 27               Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Что с чем?»

Цель:  Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

 Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с дверцей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подушками, комод с ящиками и с ручками и т. д.

      К- 28             Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Найди предмет».

Цель: Усвоение предлога для.

Крышка нужна для... {стола). Спинка нужна для... {стула, кресла, дивана). Ножки нужны для... {стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для... {шкафа, тумбочки). Ящики нужны для... {комода, стола). Матрац нужен для... {кровати). Подлокотники нужны для... {кресла). И т. д.

       К- 29              Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Где взял игрушку?»

Цель: Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. 

Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

       К- 30               Тема: «Мебель»

                   

                       Игра «Какая?»

Цель: упражнять детей в подборе определений .

 Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

Педагог называет начало слова, а дети угадывают его окончание.

 

       К- 31              Тема: «Мебель»

                   

              Игра «Для чего?»

Цель: активизация глагольного словаря.

Педагог показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

       К- 32             Тема: «Мебель»

                   

              Игра  «Что с чем?»

Цель: Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с дверцей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подушками, комод с ящиками и с ручками и т. д.

       К- 33               Тема: «Мебель»

                   

              Игра  «Найди предмет».

Цель: Усвоение предлога для.

Крышка нужна для... (стола). Спинка нужна для... (стула, кресла, дивана). Ножки нужны для... (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для... (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для... (комода, стола). Матрац нужен для... (кровати). Подлокотники нужны для... (кресла). И т. д.

     К- 34              Тема: «Мебель»

                   

              Игра  «Где взял игрушку?»

Цель: Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

 

Педагог показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

      К- 35               Тема: «Мебель»

                   

              Игра  «Куда спрятались игрушки?»

Цель: Закрепление употребления предлогов на, за, под.

На доске картинка с изображением комнаты.

Логопед. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.

Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.

   К- 36              Тема: «Овощи»              

Игра « Составь предложение».

Цель: упражнять в подборе описательных прилагательных.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка...

Редиска мелкая, а редька...

Огурец овальный, а тыква...

Кабачок большой, а тыква...

Лук горький, а морковка...

Помидор кислый, а чеснок...

Огурец зеленый, а свекла...

Морковка в земле, а помидор...

К-  37             Тема: «Овощи»

          Игра «Назови ласково».

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксам. 

Огурец — огурчик; помидор — помидорчик;

горох — горошек и т.д.

                   

           

К-  38             Тема: «Овощи»

        

Игра «Что приготовим».

 

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных:

из картошки— картофельное пюре и т.д.                    

                   

             

К-  39             Тема: «Овощи»

           

  Игра  «Чего много в корзине?» 

Цель: Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров.

В корзине много огурцов и т. д.

                   

К-  40             Тема: «Овощи»

              Игра   «Составь предложение».

Цель: Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).

Помидор красный, а морковь...

Помидор мягкий, а морковь...

Помидор кислый, а морковь...

У помидора внутри семечки, а у моркови...

Помидор растет на земле, а морковь... {в земле).

                   

К-41               Тема: «Овощи»

Игра «Исправь ошибку».

 Цель: Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных.

Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа. И т. д.

                   

             

К-  42             Тема: «Овощи»

                    Игра «Подбери слово». 

Цель: Подбор однородных прилагательных к существительным.

Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)

Помидор какой? (Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д.

                   

                

К-               Тема: «Овощи»          

    Игра   «Попробуем овощи». 

Цель: Упражнение детей в составлении предложений.

Логопед раздает детям по две картинки с изображением овощей и спрашивает: «Что ты съешь сначала, а что потом?»

Дети отвечают по очереди: «Сначала я съем помидор, а потом — огурец». И т. д.

                   

К-               Тема: «Овощи»

              Игра  «Соберем урожай». 

Цель: Усвоение глаголов с различным значением.

На игровом поле картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребенок берет картинку и комментирует:

  • Я срезаю капусту. — Я дергаю морковь. — Я срываю горох.
  • Я снимаю огурцы. — Я копаю картошку. — Я срезаю кабачок. И т. д.

                   

К- 43              Тема: «Овощи»

              Игра  «Закончи предложение». 

Цель: Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам.

Капуста больше моркови, а морковь... (меньше капусты).

Помидор мягче огурца, а огурец... (тверже помидора).

Кабачок длиннее огурца, а огурец... (короче кабачка).

Помидор меньше тыквы, а тыква... (больше помидора).

Чеснок крупнее редиски, а редиска... (мельче чеснока).

            К- 44              Тема:  «Осень»

                   

            Игра  «Вспомни и ответь». 

Цель: упражнять в составлении предложений с однородными членами.

Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «О чем мы сегодня говорили?» Дети отвечают: «Мы говорили об осени (о дожде, ветре, листьях, птицах, траве, листопаде, об одежде, о холоде, об урожае, о тучах, об овощах)».

К-  45             Тема: «Осень»

                   

         Игра - викторина «Ответь на вопросы». Цель: Употребление в речи
глаголов в разных временных формах.

ВЕТЕР

               -Что делает? (Дует.)

Что сделает? (Подует.)

Что делал? (Дул.)

                             Что будет делать? (Будет дуть.)

Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

К-   46           Тема: «Осень»

                 

              Игра  «Составь предложение». 

Цель: Работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

К-  47            Тема: «Осень»

   

              Игра  «Угадай слово». 

Цель: Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Окончания глаголов выделяются голосом.

Ветер дует, а ветры...        Цветок увядает, а цветы...

Птица улетает, а птицы...                Холод наступает, а холода...

Лист желтеет, а листья...                Урожай созревает, а урожаи...

Дождь моросит, а дожди...                Лист падает, а листья...

К-   50           Тема: «Фрукты»

                   

           Игра  «Что с чем рядом?» 

Цель: Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.

На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т. д.

  К-51              Тема: «Фрукты»

                   

                    Игра  «Чего не хватает в вазе?»

Цель: совершенствовать умения согласовывать слова в предложении.

 

На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши». И т. д.

К-  52             Тема: «Фрукты»

                   Игра  «Составь предложение». 

Цель: упражнять в составлении сложных предложений.

На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу». И т. д.

        

К- 53              Тема: «Фрукты»

                   

              Игра «Куда положил фрукт?» 

Цель: Употребление в речи предлога возле.

На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.

                   

К-54              Тема: «Фрукты»

                   

                              Игра «Четвертый лишний».

Цель: Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Педагог спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ». И т. д.

  

К-  55             Тема: «Фрукты»

              Игра  «Магазин». 

Цель: Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.

Дети «покупают в магазине» продукты (сок, варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.

Я покупаю вишневый компот.

Я покупаю яблочный пирог.

Я покупаю грушевое повидло. И т. д.

Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.

К-               Тема: «Сад – огород»

              Игра  «В саду или в огороде».

 Цель: Составление сложных предложений со значением противопоставления.

У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду». И т. д.

К-               Тема: «Сад – огород»

                   

              Игра «Четвертый лишний».

 Цель: Составление сложных предложений с союзом потому что.

На доске — четыре картинки (три овоща и фрукт или наоборот). Ребенок должен убрать одну из них и объяснить: «Лишний помидор, потому что это овощ, а на других картинках — фрукты». И т. д.

 

К-               Тема: «Сад – огород»

Цель: упражнять детей в составлении предложений.

         

Логопед молча выполняет три каких-либо действия с овощами и фруктами, а дети комментируют их.

Вы положили апельсин в вазу, огурец на тарелку, а яблоко разрезали пополам.

Вы отдали лимон Коле, грушу положили в карман, а чеснок разделили на дольки. И т. д.

При необходимости логопед помогает детям.

К-               Тема: «Сад – огород»

                   

              Игра  «Чей домик?» 

Цель: Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.

На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».

К-               Тема: «Сад – огород»

                   

  Игра  «Что сделаешь с овощем или фруктом?»

Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке.

Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол. И т. д.

К-  61             Тема: «Лес»

                   

                          Игра  «Какой?» 

Цель: упражнять  в подборе прилагательных.

Подбор прилагательных к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, березовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, темный, зимний, осенний, весенний, летний).

               К- 61              Тема: «Лес»

                   

         Игра  «Найди слово». 

Цель: Образование родственных слов от слова лес 

   (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесовал, лесозаготовки).

К-    63          Тема: «Лес»

                 Игра  «Один — много». 

Цель: Формирование навыка словоизменения:

дерево — деревья;                волк — волки;

куст — кусты;                        еж — ежи;

ствол — стволы;                лист — листья;

ветка — ветки;                        муравей — муравьи;

сук — сучья;                         травинка — травинки;

 соловей — соловьи;                змея — змеи;

ящерица — ящерицы;                 лиса — лисы;

стрекоза — стрекозы;                 оса — осы;

крона — кроны;                 медвежонок — медвежата.

             К-    64           Тема: «Лес»

                   

              Игра «Сосчитай до пяти». 

Цель:

Согласование числительных с существительными: жук, дерево, медведь и т. д.

Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.

 

К-65               Тема: «Лес»

                   

         Игра  «Прогулка по лесу». 

Цель: упражнять в составлении сложных предложений.

Дети «идут в лес». Логопед спрашивает: «Что можно делать в лесу?» Дети отвечают: «В лесу можно гулять (собирать грибы и ягоды, отдыхать, слушать птиц и т. д.)».

        

К-   66            Тема: «Лес»              

            Игра  «Незнайка в лесу». 

Цель: Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления.

Логопед. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает:

«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.

Дети должны исправить ошибки Незнайки.  

К-67               Тема: «Грибы и ягоды»

                   

             Игра  «Подбери слово».

 Цель: упражнение детей в составлении предложений с однородными членами.

Педагог спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

К-68              Тема: «Грибы и ягоды»

                   

        Игра «Что приготовим?» 

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных:

из малины — малиновое варенье;

из грибов — грибной суп;

из клюквы — клюквенный морс;

из грибов — грибной соус и т. д.

 

К-69               Тема: «Грибы и ягоды»

                   

       

Игра  «Съедобный несъедобный».

 

Цель: систематизировать знания детей по данной теме.

Педагог называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

К-70               Тема: «Грибы и ягоды»

           Игра  «Мы в лес пойдем». 

Цель: Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинки соберем

И домой мы принесем.

             Мы кричим в лесу: «Ау!»

Эхо там живет в бору.

Педагог вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)». Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.

К- 71              Тема: «Перелетные птицы»

              Игра «Как улетают птицы?» 

Цель: обогащение словарного запаса и кругозора.

Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы — стаей; журавли — клином; кукушки — поодиночке.

Педагог на доске или игровом поле схематически изображает, как улетают птицы.

 

К-  72            Тема: «Перелетные птицы»

                   

              Игра  «Чем питаются птицы?» 

Цель: Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

Педагог показывает детям картинки насекомых и спрашивает: «Чем питаются птицы?»

Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».

        

К-   73           Тема: «Перелетные птицы»

                 

              Игра  «Четвертый лишний». 

Цель: совершенствовать умения классифицировать предметы по обобщающим понятиям.

На доске — четыре картинки: три птицы и одно животное или три животных и одна птица. Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить, почему. Лишний волк, потому что это животное, а остальные — птицы.

Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные — животные. И т. д.

К-74              Тема: «Перелетные птицы»

                   

       Игра «Чего не хватает ?» 

Цель: согласование слов в предложении.

Педагог закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).

 

К- 75              Тема: «Перелетные птицы»

                   

       Игра  «Угадай слово». 

Цель: Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Птица улетает, а птицы... (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет).

Логопед выделяет голосом окончания глаголов. Каждое предложение дети повторяют целиком.

К-   76            Тема: «Зимующие птицы»

              Игра - викторина «Птицы»

Цель: систематизировать знания детей о птицах.

Какая это птица?

Почему она так называется?

Назови части тела птицы.

Эта птица домашняя или дикая?

Где она живет?

Назови ее детенышей.

Какую пользу приносит эта птица?

Что делают люди для птиц?

Что насыпают птицам в кормушку? И т. д.

К-77              Тема: «Зимующие птицы»

              Игра  «Назови ласково». 

Цель: Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок, круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мягонькие перышки.

К-  78             Тема: «Зимующие птицы»

                   

              Игра  «Какая!» 

Цель: Подбор прилагательных к слову птица.

Педагог называет начало слова, а дети — его конец: кра-

си.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта...

К-79               Тема: «Зимующие птицы»

                   

              Игра  «Что могут птицы?»

Цель: Активизация глаголов по теме

 (летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых).

К-               Тема: «Зимующие птицы»

                   

              Игра  «Для чего?» 

Цель: Закрепление знаний детей о частях тела птицы.

Для чего птичке клюв?

Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?

К- 81              Тема: «Зимующие птицы»

              Игра  «Составь предложение».

 Цель: Формирование навыка составления предложений по трем опорным предметным картинкам.

Птица — гнездо — кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)

Птичка — бабочка — птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

Птенчик — мальчик — гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.) И т. д.

К- 82              Тема: «Зимующие птицы»

              Игра  «Почему так называется?» 

Цель: Упражнять детей объяснять значения сложных слов:

длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая.

К- 83              Тема: «Части тела»

                   

              Игра  Шуточный рассказ «Голова»

Цель: развивать слуховое восприятие.

 «Жила-поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади — затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон — шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны!»

К-84               Тема: «Части тела»

                   

              Игра  «Для чего ?» 

Цель: Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть.)

Словарь: нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, зубы, колени и т. д.

К-   85            Тема: «Части тела»

                   

              Игра «Найди ошибку». 

Цель: Употребление грамматической категории дательного падежа.

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу. И т. д.

         

К- 86              Тема: «Части тела»

              Игра «Подумай и ответь».

 Цель: Согласование существительных с числительными.

Дети должны дать полный ответ на вопрос логопеда.

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза.)

Сколько ушей у трех мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько лап у двух кошек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько ушей у двух собак?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырех мальчиков?  

 

К-87               Тема: «Посуда»

                   

              Игра  «Чего не хватает?» 

Цель: Усвоение категории родительного падежа.

Педагог показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика.) И т. д.

К-  88             Тема: «Посуда»

                   

              Игра  «Составь предложение». 

Цель: Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Педагог выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения, например: «Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка — из фарфора». И т. д.

К- 89              Тема: «Посуда»

              Игра  «Посуда». 

Цель: развитие навыков четкого произношения стихотворений, зрительное восприятие.

Дети должны повторить за логопедом стихотворение и выучить его. Чтение сопровождается показом картинок.

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо, Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой, И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

К-  90             Тема: «Посуда»

                   

              Игра  «Где живут продукты?»

Цель: закрепление навыков словообразования.

Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в... (сахарнице). Соль живет в... (солонке). Сухари живут в... (сухарнице). Масло живет в... (масленке). Перец живет в... (перечнице). Чай живет в... (чайнике). Кофе живет в... (кофейнике). Селедка живет в... (селедочнице). Конфеты живут в... (конфетнице). Салат живет в... (салатнице).

К- 91              Тема: «Посуда»

              Игра « Чашка и блюдце». 

Цель: Дети выполняют инструкции логопеда и комментируют свои действия.

-Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.

-Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.

-Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку возле блюдца.

-Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.

-Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.

-Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку перед блюдцем.

-Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.

-Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца.

-Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце. — Я отдал Тане чашку, а у нее взял блюдце. И т. д.

 

К-  92             Тема: «Посуда»

                   

      Игра  «Объясни слово». 

Цель: Уточнить значение слов.

Мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).

К-               Тема: «Посуда»

      Игра  « Чего не бывает ?» 

Цель: закрепление умений составлять предложения с предлогом.

Логопед показывает какую-либо часть
предмета посуды, а дети комментируют.

Не бывает чайника без... (носика).

 Не бывает терки без... {дырочек).

Не бывает кастрюли без... (крышки).

Не бывает сковородки без... (дна).

Не бывает кофейника без... (ручки).

Не бывает сита без... (дырочек).

Не бывает ножа без... (лезвия) и т. д.

К- 94              Тема: «Продукты питания»

                   

              Игра «Что приготовим?»

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

Педагог раздает детям предметные картинки, на которых изображены: рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца. Каждый ребенок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т. д.).

 

К-  95             Тема: «Продукты питания»

                   

              Игра  «Что будем есть?» 

Цель: Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени.

Я буду есть колбасу, а Таня будет есть булку.

К- 96              Тема: «Продукты питания»

                   

       Игра  «Для чего нужен предмет ?» 

Цель: Употребление предлога для.

Дети вместе с логопедом выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар, овощерезка, хлеборезка, хлебница, сухарница, сахарница, солонка, перечница, супница, чайник, кофейник, селедочница, салатница, конфетница, соусник.

К-   97            Тема: «Продукты питания»

                   

              Игра  «Найди ошибку».

Цель: Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания.

 

Я пеку чай и кипячу блины. Я ем сок и пью суп.

Я жарю крем и взбиваю картошку.

Я варю котлеты и жарю суп.

Я пью торт и ем компот.

К-  98            Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

              Игра  «Договори слово».

Цель: Усвоение словаря по изучаемой теме.

Брю.., рубаш.., юб.., шап.., шуб.., панам.., колгот.., шляп.., плать.., кеп.., туф.., сапо.., паль.., ботин... и т.д.

К-99        Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

              Игра «Что наденем на прогулку?» 

Цель:  Усвоение глагола надеть.

У детей — картинки. Логопед задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня — платье». И т. д.

 

К-    100           Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

          Игра «Какая одежда?» 

Цель: подбор прилагательных к слову одежда.

 Верх.., детс, взрос, жене, муже, спортив.., сезон.., зим.., лет.., осен.., весен.., гряз.., чис, наряд.., теп... и т.д.

 

К-    101       Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

             Игра  «Скажи наоборот». 

Цель: усвоение глагольного словаря по изучаемой теме.

 Надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться.

К-               Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

              Игра  «Подбери слово». 

Цель: подбор глаголов к слову одежда.

Надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.

К-  102             Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

                   

             Игра  «Чего не хватает?» 

Цель: знакомство с деталями одежды, обуви и головных уборов, усвоение категории родительного падежа.

Педагог показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У рубашки не хватает рукава».

Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик, подошва, каблук, лямка и т. п.

К- 103      Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

              Игра  «Что с чем?» 

Цель: закрепление знаний детей о деталях одежды, усвоение конструкций с предлогом с.

Логопед предлагает детям назвать предметы одежды и обуви, а также перечислить детали названных вещей. У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. У меня шарф с кисточками. У меня туфли с каблуками. И т. д.

есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

 

  К-104              Тема: «Зима»

                 Игра «Какая!»

Цель: подбор однородных определений к слову зима

 

      Холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

 

К- 105              Тема: «Зима»

                   

              Игра  «Придумай слово». 

Цель: образование родственных слов

 Снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.

   К-106               Тема: «Зима»

                   

        Игра  «Что делает?» 

Цель: подбор однородных сказуемых к слову снег.

Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Педагог уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

        

К- 107              Тема:  «Зима»

              Игра  «Чего не бывает?» 

Цель:  усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

К- 109              Тема: «Зима»

          Игра  «Закончи предложение». 

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления. (Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.)

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

К-  110             Тема: «Новогодние праздники»

                   

              Игра  «Кто пришел на елку?»

Цель: согласование числительных с существительными.

Педагог показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям:

К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).

К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки).

К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки).

К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, кукол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лисичек, роботов и т. п.).

К-  111             Тема: «Новогодние праздники»

              Игра  «Что будешь делать?»

Цель: употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружиться — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — попою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — покатаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).

К-112               Тема: «Домашние животные»

                   

              Игра  «Кто чем питается?» 

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д.

К- 113              Тема: «Домашние животные»

               

              Игра  «Кто в домике?» 

Цель: усвоение названий детенышей животных, составление предложений. с предлогом с.

Педагог показывает картинки, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

К-    114           Тема: «Домашние животные»

                   

              Игра «Составь предложение». 

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Педагог произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

К-   115            Тема: «Домашние животные»

           

          Игра «Кто кем будет ?» 

Цель: Закрепление названий детенышей животных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа.

Щенок будет... собакой). Котенок будет... (кошкой).

Жеребенок будет... (лошадью).

Ягненок будет.. (овцой).

Козленок будет... (козой).

 Теленок будет... (коровой).

 Поросенок будет... (свиньей).

 

К-  116             Тема: «Домашние животные»

                   

  Игра  «Предложение договори и его ты повтори». 

Цель: Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

К-   117            Тема: «Домашние животные»

                   

              Игра «Кто хозяин?» 

Цель: Употребление притяжательных прилагательных.

Педагог показывает детям части тела домашних животных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т. д.

 

К-  118             Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра «Какие?» 

Цель: упражнять в подборе описательных прилагательных.

Подбор прилагательных к слову «животные»: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.

 

К-  119             Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Кто кем был?»

Цель: Усвоение категории творительного падежа Закрепление названий детенышей животных.

 

Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком)- Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).

К- 120              Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Чья семья?» 

Цель: Усвоение притяжательных прилагательных.

Волк, волчица и волчонок — это волчья семья.

 И т. д.

К-121               Тема: «Дикие животные наших лесов»

              Игра  «О чем думают животные?»

 Цель: Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.

Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

        

К-  122             Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Кто с кем живет ?» 

Цель: Усвоение категории творительного падежа. Закрепление и расширение словаря по изучаемой теме.

Волк живет с волчицей и волчатами. И т. д.

К-  123             Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

            Игра «Загадочное животное». 

Цель: развивать навыки слухового восприятия. Внимательность.

Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.

 

К-               Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Кто за кем бегает?» 

Цель: Употребление конструкции с предлогом за.

Волчонок бегает за... (волком). И т. д.

К-               Тема:         «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Кто с кем играет?» 

Цель: Употребление конструкции с предлогом с.

Лиса играет с... (лисенком). И т. д.

К-               Тема: «Дикие животные наших лесов»

                   

              Игра  «Кто кого кормит?»

 Цель: Усвоение категории родительного падежа.

Волк кормит... (волчонка или волчат). И т. д.

К-  124             Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

                   

             Игра  «Подбери слово». 

Цель: упражнять в подборе описательных прилагательных.

Подбор прилагательных к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.

К- 125              Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

        Игра  «Составь предложение». 

Цель: Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.

Тигр — это хищное животное, а жираф — травоядное. Пары слов: лев — кенгуру, белый медведь — зебра, антилопа — пантера, леопард — слон, морж — овцебык.

        

К-  126             Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

              Игра  «Исправь ошибку». 

Цель: Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Морж был ежонком, а еж моржонком. И т. д.

Пары слов: тюлень — олень, тигр — лев, медведь — заяц, слон — кенгуру и т. д.

К- 127              Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

              Игра «Кто за кем охотится?»

 Цель: Усвоение категории творительного падежа с предлогом за.

Педагог выставляет по две картинки с изображением животных. Дети составляют предложения, например: «Тигр охотится за зеброй».

Картинки: лев — кенгуру, пантера — зебра, крокодил — антилопа, белый медведь — рыба, песец — сова, морж — рыба.

 

К- 128              Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

              Игра  «Четвертый лишний». 

Цель: Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Дифференциация животных севера и юга.

На доске — четыре картинки. Дети составляют предложения: «Лишний жираф, потому что это южное животное, а медведь, морж и тюлень — это северные животные». И т. д.

К- 129      Тема: «Дикие животные холодных и жарких стран»

              Игра  «В зоопарке». 

Цель: Употребление порядковых числительных.

На доске — десять картинок с изображением животных. Дети «пришли в зоопарк и увидели много разных животных». Потом они по очереди рассказывают:

«В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидел жирафа. В третьей я увидел льва. В четвертой я увидел тигра. В пятой я увидел крокодила. В шестой я увидел белого медведя. В седьмой я увидел антилопу. В восьмой я увидел обезьяну. В девятой я увидел зебру. В десятой я увидел носорога.

В зоопарке очень интересно».

К-  133             Тема: «Рыбы»

                   

           Игра  «Подбери слово». 

Цель: упражнять в подборе глаголов.

Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.

К- 134             Тема: «Рыбы»

           Игра  «Запомни и повтори».

 Цель: Формирование обобщающих понятий у детей.

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.

Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.

Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.

К-135               Тема: «Рыбы»

              Игра  «Вопросы — ответы». 

Цель: Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? — Это рыбьи кости.

К-136               Тема:                   «Рыбы»

              Игра  «Рыбы-великаны». 

Цель: Формирование навыка словообразования, употребление существительных с суффиксами -ище, -ища.

пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси-ще, рыба — рыбища.

    К- 137             Тема: «Рыбы»

              Игра  «Рыболов».

 Цель: Согласование числительных с существительными.

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т. д.

  К-138               Тема: «Наш поселок»

              Игра  «В нашем поселке». 

Цель: Составление распространенных предложений.

В нашем поселке много улиц. В нашем  поселке много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

В нашем  поселке много домов. В нашем поселке  много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

В нашем поселке много деревьев. В нашем  поселке  много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем поселке много людей. В нашем  поселке много (каких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.

К- 139              Тема: «Наш поселок»

                   

              Игра  «Распутай предложение». 

Цель: Работа с деформированными предложениями.

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

К- 140              Тема: «Наш поселок»

              Игра  «Что у нас, а что у вас?» 

Цель: Усвоение степеней сравнения прилагательных. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

В нашем поселке деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные), ... а в нашем  поселке еще выше.

В нашем поселке улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), ... а в нашем поселке еще длиннее. В нашем поселке дома большие (белые, прекрасные, прочные) …а в нашем поселке еще больше.

В нашем поселке люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые), ... а в нашем поселке еще добрее. И т. д.

К-               Тема:  «Наш поселок»

                   

              Игра «Путешествие по городу». 

Цель: Составление распространенных предложений по опорным картинкам.

Логопед подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.