Проектная деятельность

Динмухаметова Венера Мударисовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Проект

«Загляните в мамины глаза»

посвященный Дню матери

   

                                                                            Сроки проекта: с 10 по 30 ноября

 Автор: учитель-логопед

Динмухаметова В.М.

 

п. Пангоды. 2020 г.

Вид проекта:

творческий, групповой, краткосрочный.

Направления деятельности:

 - Художественно – эстетическое

 - Познавательно – речевое

 - Социально – личностное

Художественно – эстетическое направление:

Рисование портрета «Это мамочка моя»

Познавательно – речевое:

Беседа на тему «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

Конкурс чтецов ко «Дню матери»!

Чтение художественных произведений о маме:

 сказка «Кукушка» (ненецк.) обр. К.Шарова, «Айога» (нанайск.),

 «Разлука» А. Барто,  «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу»,

М. Пляцковский, «Посидим в тишине» З.Воскресенская.

совместное обсуждение пословиц и поговорок о маме.

составление рассказов о своей маме.

Социально – личностное:

Беседа на тему «Как я помогаю маме»

Цель проекта:

Цель проекта: формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребёнка.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательно отношение к матери.
  2. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о маме.

Актуальность проекта:

Важным фактором развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.

Мама – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой

Мама у всех на свете одна. Именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы не говорили о маме - этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того, в беседе с детьми, мне удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но не все знают, где и кем работают их мамы, не могут рассказать и о маминых увлечениях.

Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в

жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в

современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании

помогать и заботиться о них.

Предполагаемый результат:

Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие

образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной

литературе.

Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.

Отношения детей и родителей становятся ближе, доверительнее;

  • Дети учатся рассказывать о своей маме, выразительно читать стихи;

Создается трогательная, душевная атмосфера совместной деятельности

детей и родителей в детском саду.

Участники проекта:

дети, родители, воспитатели.

Оборудование, материалы:

оформление выставки рисунков детей «Портрет моей МАМЫ» в музыкальном зале.

Работа с родителями:

  • Информация в родительском уголке «День матери: история и традиции»,
  • «Изречения известных людей о маме».
  • Создание и обогащение картотеки «Художественного народного творчества
  • произведений о маме» совместно с родителями.
  • Оформление фотовернисажа: «Это мамочка моя»;

Продуктом данного проекта является конкурс чтецов.

Воспитанники детского сада будут участвовать в конкурсе чтений стихов и собственных сочинений о своей маме. Победители их нескольких номинаций будут награждены дипломами и ценными подарками. Лучшие работы будут отправлены на конкурсы различных уровней.

План мероприятий, посвященный «Дню матери»

Образовательная

область

Содержание

Задачи для детей старшей

группы

Дата

Социализация

дидактические игры

«Подбери наряд на

праздник», «Накрой на

стол», «Укрась шляпку»,

«Мама – детеныши»;

рассматривание семейных

фотоальбомов

беседа на тему

«Как я помогаю маме дома»,

«Мамино любимое занятие»

Продолжить развивать

игровую деятельность детей,

совершенствовать умение

самостоятельно выбирать

тему для игры.

Развить желание вместе с

взрослым и с их помощью

выполнять трудовые

поручения

с течение месяца

познание

беседа на темы «Мамы

разные нужны, мамы разные важны», «Как маме помочь

приготовить салат»

Расширить представления о

труде взрослых

16-20.11

коммуникация

заучивание стихотворений

наизусть Е. Благинина

«Посидим в тишине»,

М.Родина «Мамины руки»

словесная игра «Мамочка»

тематическая

образовательная

деятельность «День матери»

Продолжать учить

выразительно

пересказывать, рассказывать

литературный текст

10 -20.11

чтение художественной литературы

чтение рассказов: Емельянов

Б. МАМИНЫ РУКИ,

Е.Пермяка «Как Миша хотел

маму перехитрить»,

«Мамино горе», сказок

«Кукушка» ( ненецк.) обр. К.Шарова, «Айога»

(нанайск.), стихотворений:

А. Барто «Разлука»,

«Разговор с мамой», «Мама ходит на работу»,

М.Пляцковский «Мамина песенка»,

Е. Благинина «Мамин день»

Развить желание

рассказывать о своем

отношении к конкретному

поступку литературного

персонажа, помочь детям

понять скрытые мотивы

героев произведения,

приобщить их к словесному

искусству

10-24.11

Художественное творчество

рисование «Портрет моей мамы»!;

 

Совершенствовать

изобразительные навыки и

умения, формировать

художественно- творческие

способности.

18.11

Цель проекта: формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребёнка.

Задачи проекта:

* Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательно отношение к матери.

* Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

*Развивать творческие способности детей, желание дарить подарки маме.

* Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о маме, театрализацию.

 

Участники проекта: дети средней и старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный работник, представители библиотеки «Солнечный город»

Актуальность проекта:

Важным фактором развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.

Мама – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членами семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому – наша задача.

Ожидаемые результаты:

*     Расширять представления детей о роли мамы в семье.

*      Обогащение и активизация словарного запаса детей.

*      Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.

*      Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!

 Мама — первое слово,

                     Главное слово в каждой судьбе.

                     Мама жизнь подарила,

                                    Мир подарила мне и тебе.

                     (Песня из к/ф «Мама» (слова: Ю.Энтин, музыка: Ж.Буржоа, Т.Попа)

     Нет, наверное ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина №120 "О Дне матери" от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздаывая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

     Невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности. Из поколение в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

     28 ноября 2016 г. в нашем детском саду прошёл конкурс чтецов "Загляните в мамины глаза", посвящённый Дню матери.

http://ds101-arh.edusite.ru/images/p193_dscn2178.jpg

25 участников конкурса, воспитанников ДОУ, читали стихи о маме. О том, какиая мама красивая, добрая, заботливая. Желали маме здоровья, счастья, радости. И конечно же в этот день звучали слова благодарности. Спасибо маме за жизнь, которую она подарила. Спасибо за радости, которыми одарила. Спасибо за заботу, которой она окружила. Спасибо за счастье и любовь, которые научила ценить, дарить и принимать. Спасибо за каждый день, что она рядом.

Компетентное жюри оценивало выступления участников. Победителями конкурса чтецов стали:

 - Штыриков Григорий (Диплом 1 степени)

 - Семёнов Тимур (Диплом 1 степени)

 - Орехова Ольга (Диплом 1 степени)

 - Шевелёва Виталина (Диплом 2 степени)

 - Кузнецова Полина (Диплом 2 степени)

 - Шувалова Милана (Диплом 2 степени)

 - Боева Екатерина (Диплом 3 степени)

 - Чемисова Катерина (Диплом 3 степени)

 В завершении вечера все участники получили сертификаты и  памятные подарки.



Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ул.Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66  заведующий,  8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru,  ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ

Проект

по социально-педагогическому направлению

для детей 6-7 лет

«Занимательный «Синквейн»

Срок реализации 9 месяцев

 

п. Пангоды, 2019 год

Содержание

Название раздела

Страница

Паспорт проекта

3

1.

 Пояснительная записка.

4

2.

 Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

4

2.1.

Цель и задачи проекта

4

2.2.

Дидактические принципы обучения детей

4

3.

Объем и реализация проекта

5

3.1.

Этапы реализации проекта

5

3.2.

Взаимодействие с родителями

6

3.3.

 Ожидаемые результаты

6

3.4.

 Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа)

7

4.

Результаты по проекту

7

5

Список используемой и рекомендуемой литературы

7

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

Занимательный «Синквейн»

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
  3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2000

Руководитель проекта

Динмухаметова В.М., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды».

Участники проекта

Золотухина Н.В. и Лифанова Т.А. – педагоги, дети и родители.

Цель проекта

  Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей 6-7 лет.

Задачи проекта

для детей:

  1. Сформировать умения составлять и рассказывать синквейн.

для педагогов:

  1. Систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым лексическим темам;
  2. Активизировать познавательную деятельность;
  3. Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  4. Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.
  5. Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;
  6. Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

для родителей:

  1. Познакомиться с данной технологией, её значение на формирование у детей всех компонентов речи;
  2. Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;
  3.  Научиться составлять синквейн.

Сроки реализации

01.09.2018 – 31.05.2019 г.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный

2 этап – основной

3 этап – аналитический

Ожидаемые результаты

  1. Воспитанники:  С помощью внедрения технологии «Синквейн»  у  дошкольников будут развиты речевые и мыслительные навыки, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

- сформированность обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту детей;

- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;

 - сформированность мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;

- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.

Родители:

1.Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по речевому развитию дошкольников.

Педагоги:

1.Педагоги приобретут новый опыт работы по технологии «Синквейн».

2.Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Предполагаемые продукты

- Кейс дидактического материала для педагогов по технологии «Синквейн»

Территория реализации

МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района»

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в ДОУ.   Одним из эффективных и креативных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Дети с речевой патологией испытывают затруднения в умении кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему, в подборе действий и признаков к предметам, способности к обобщению.

Обоснование проблемы:

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Синквейн технология направлена на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Она способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания.  Синквейн технология учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.

На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект по шахматному образованию с элементами театрализации.

Новизна проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта: данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной креативно мыслить, исключать лишнее, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование технологии предполагает обогащение и активизацию глагольного словаря, словаря прилагательных, развитие ассоциативного и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

Данный проект направлен на организацию коррекционно – образовательной работы с детьми с различными речевыми нарушениями.

Этот проект является актуальным в современном образовательном пространстве.

 Сегодня существует множество технологий, направленных на максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, пришла к выводу, что необходимо оптимально использовать все известные в коррекционной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка является дидактический синквейн – работа над созданием нерифмованного стихотворения.

Значимость и целесообразность использования нами проекта объясняется тем, что, синквейн:

  • способствует развитию всех компонентов речи;
  • происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
  • даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала;
  • открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
  • содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Проект позволяет нам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения, т.к. работа по проекту уже сама по себе предполагает динамичность среды, её систематическое насыщение и трансформацию, а, следовательно, вариативность.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта:

Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей 6-7 лет.

Задачи:

для детей:

1.Сформировать умения составлять и рассказывать синквейн.

для педагогов:

1.Систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым лексическим темам;

2.Активизировать познавательную деятельность;

3.Формировать предпосылки поисковой деятельности;

4.Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.

5.Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;

6.Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

для родителей:

1.Познакомиться с данной технологией, её значение на формирование у детей всех компонентов речи;

2.Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;

3. Научиться составлять синквейн.

Форма и методы организации:

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила «Синквейна». Начать обучение необходимо с кодировки слов с помощью составление мнемосхем.

 Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме,  знакомить детей с технологией «Синквейн».

Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется игрой в технологии Синквейн.

При знакомстве детей с «Синквейном» подбираются мнемосхемы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения.

3. Объем и реализация проекта

Сроки реализации проекта 9 месяцев.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.

  1. Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

Дети помогают педагогу в постановке цели, названии проекта, решении задач при реализации данного проекта.

Педагог формулирует проблему; вводит детей в игровую ситуацию по реализации проекта.

По предложенной мотивации – озвучивает цель, задачи.

Подбирает информацию по теме.

Подбирает художественную и методическую литературу, картинный и иллюстративный материал; планирует наблюдения, экскурсии; определяет методы и приемы работы;

беседует с родителями о реализации проекта (доводит до сведения цель и задачи данного проекта).

Принимают поставленную цель; помогают в подборке художественной литературе, иллюстративного материала. Соглашаются в участии в конкурсах в этапах осуществления проекта.

Деятельностный

Участвуют в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности по темам проекта.

 

 

Знакомит детей с понятием «слово – предмет», «слово – обозначающее действие», «слово – признак предмета». Учит детей подбирать признаки, действия к предмету, составлять распространённые предложения, синквейн по графическому алгоритму; Оформляет книжный уголок, изготовляет вместе с детьми книжки – малышки, уголок детского творчества.

 

Вместе с детьми и педагогом выпускают книжки – малышки «Мои стихи» по различным лексическим темам.

Социальные партнеры проводят экскурсии в библиотеку, музеи по различным темам.

Завершающий

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

 

3.2. Взаимодействие с родителями

Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на речевое развитие и мыслительную деятельность ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • информационные стенды.

С целью повышения родительско-педагогической компетентности.

        3.3. Ожидаемые результаты        

 В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Для детей:

У детей имеются представления о синквейне и его разных формах. Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал;

Составлен кейс дидактического материала по темам.

Для родителей:

 Сформировано представление о методике составления синквейна, владеют навыками составления синквейна.

Прогнозы проекта:

Дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них веселым и занимательным делом.

Составление синквейна – как форме свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, будет  очень востребовано в современной (школьной) жизни детей.

3.4. Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

  1. Результаты по проекту: Занимательный «Синквейн».

В проект вовлечены педагоги все родители и дети подготовительной к школе группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.

Для детей и родителей и родителей созданы условия для творческого самовыражения, развития инициативы, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.

Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Получены углубленные знания о технологии дидактического синквейна у родителей.

Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:

 совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание в форме творческих посиделок «Взрослые и дети», мастер – класс «Стихи по синквейну», конкурс стихов «Я – поэт», творческий досуг «Поэтическая ярмарка».

Активизирована работа с социальными партнёрами через проведение различных мероприятий (беседы, викторины, экскурсии).

Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.

Вывод:

Реализация проекта органично вписался в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дал возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носил характер комплексного воздействия, позволил детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовал установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством работы проекта Занимательный «Синквейн» можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

  1. Информационно – методическое обеспечение проекта:
  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д:

«Феникс», 2011

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002
  2. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2005
  3. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. Волгоград: «Учитель», 2009
  4. Нищева, Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В.Нишева,-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001
  5. Ткаченко,Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей /Т.А.Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2002
  6. Шульгина Е. В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ПРОЕКТ

«Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование нейропсихологических игр и упражнений»

учителя-логопеда

Динмухаметовой Венеры Мударисовны

на 2020-2021 учебный год

п. Пангоды, 2021

Содержание

Название раздела

Страница

Паспорт проекта

3

I.

Пояснительная записка

4

1.1.

Цель и задачи проекта

4

1.2.

Ожидаемые результаты

6

1.3.

Формы и методы организации

8

II.

Этапы реализации проекта

9

III.

Взаимодействие с родителями

10

IV.

Информационно-методическое обеспечение

10

Паспорт проекта

Наименование проекта

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование нейропсихологических игр и упражнений.

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  1. Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымского района от   26 апреля 2019 года «Об утверждении дорожной карты по реализации национального проекта Образование до 2024 года в системе образования Надымского района».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  3. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. Пособие.
  4. Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. 

Руководитель проекта

Динмухаметова В.М., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды».

Участники проекта

Динмухаметова В.М., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка», дети 5-7 лет и родители, педагоги Золотухина Н.В., Карпенюк В.В.

Цель проекта

Активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста посредством использования  нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи проекта

  1. Способствовать речевому развитию детей с ТНР путем использования нейропсихологических игр и упражнений в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
  2. Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды;
  3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития связной речи детей.

Сроки реализации проекта

5 месяцев.

 

Участники проекта

Дети старшей и комбинированной подготовительной группы, родители, логопед ДОУ.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный

2 этап – основной

3 этап – аналитический

Ожидаемые результаты

  1. Воспитанники:
  1. Повысят уровень коммуникативных навыков

Родители:

1.Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по использованию нейропсихологических игр и упражнений.

Педагоги:

1.Педагоги приобретут новый опыт работы

2.Повысится мастерство

Предполагаемые продукты проекта

Кейс дидактического материала нейропсихологических игр и упражнений.

Территория реализации проекта

МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района»

Пояснительная записка

На сегодняшний день  проблема развития речи достаточно актуальна.  Дети меньше говорят, мало времени проводят в общении с родителями и сверстниками, благодаря электронным гаджетам, больше выступают в роли потребителей информации, а не собеседников.

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Из этого следует, что учитель-логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется этому направлению - нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР.

Актуальность моей работы по данной теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа учителя-логопеда с применением нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей. 

Обоснование проблемы

Для решения проблемы развития речи я разработала проект «Развитие речевой активности детей с ТНР с применением нейропсихологических игр и упражнений», что  позволит решать задачи речевого и развития психических процессов во взаимосвязи, в комплексе.

Новизна проекта заключается в комплексном использовании нейропсихологических игр и упражнений, которые позволят раскрыть резервные возможности стимулирования речевой активности каждого ребенка.

Социально – педагогическая значимость Проекта:

  • создание условия для того, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, преобразовывая полученную информацию в говорение;
  • использование потенциала семьи в увеличении социально значимых контактов и успешного речевого развития дошкольников;
  • применение опыта работы  по речевому развитию коллегами других дошкольных организаций.

Сроки реализации проекта 5 месяцев.

 Участники проекта:

Дети старшего и подготовительного возраста, родители, педагоги, учитель-логопед ДОУ.

  1.  Цели и задачи проекта

Цель проекта: 

1. Активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста посредством использования  нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр нейропсихологического содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
  2. Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды;
  3.  Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития связной речи детей.

  1. Ожидаемые результаты

Для воспитанников:         

  • повышение уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников;
  • расширение объема пассивного и активного словаря;
  • повышение эмоциональной выразительности речи;

Для педагогов:

  • повышение компетентности в области речевого развития детей;
  • создание развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей;
  • достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников нейропсихологических игр и упражнений;
  • обобщение работы РПМО на муниципальном уровне;
  • диссеминация инновационного опыта работы в сети интернет, журнале «Логопед», на сайте «Инфоурок», на собственном мини-сайте.

Для родителей (законных представителей):

  • активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе;
  • обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей;
  • удовлетворенность родителей (законных представителей) образовательным процессом.

Основное содержание проекта

С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий я используют нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович). Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Следует отметить, что логопедические занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке.

У детей с ТНР отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция.

Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи:

- выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга,

- определить причины трудностей обучения и развития ребенка,

- организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей.

Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Изучив методическую литературу, взгляды и подходы известных педагогов, психологов и логопедов к вопросу речевого развития, я поняла, для того чтобы развивать речь ребенка, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе я решила использовать нейропсихологические игры и упражнения 

Данный проект направлен на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с применением нейропсихологических игр и упражнений.

Во время диагностики составляется таблица, в которой отмечается:

•        Нейродинамический компонент;

•        Кинетическая основа движений

•        Кинестетическая основа движений

•        Зрительная память

•        Слухоречевая память

•        Ориентация в пространстве

•        Регуляция, контроль

•        Фонематический слух

Для диагностики нейродинамического компонента предлагается графическая проба «Забор», для определения сформированности кинетической основы движений предлагается выполнить упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Инертные повторения (персеверации), трудности переключения, сокращение программы говорят о несформированности нейродинамического, т.е.  кинетического фактора.

Сформированность кинестетического фактора определяется при выполнении праксиса позы рук и артикуляционных упражнений. При незрелости этого фактора наблюдаются специфические ошибки – дети с трудом находят нужную позу для пальцев с помощью перебора пальцев, при выполнении артикуляционных движений с трудом находят нужное положение для языка, наблюдается поиск позы для языка.

Для диагностики зрительной памяти детям предлагается запомнить 6 картинок, 5 цифр и 5 фигур. Для диагностики слухоречевой памяти проводится проба по три слова А.Р. Лурии. При несформированности правого полушария наблюдаются характерные ошибки – изменение порядка зрительных или слуховых стимулов. Сокращение воспроизводимых стимулов говорит о несформированности объёма памяти в зрительной или слуховой модальностях.

Для диагностики зрелости пространственного фактора дети выполняют пробы Хеда. О несформированности этого фактора говорят зеркальные ошибки.

Зрелость фактора регуляции и контроля обследуется в счёте от 10 до 5, дети с трудностями в этой сфере не могут себя контролировать – не могут вовремя остановиться и считают от 10 до 1.

Благодаря системному нейропсихологическому анализу ВПФ создается возможность более глубокого понимания общих механизмов симптомообразования, структуры нарушений познавательной деятельности. Это позволяет построить более полный индивидуальный образовательный маршрут для дальнейшей работы.

Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед в процессе проведения нейропсихологических игр использует оборудование и тренажеры.

Форма и методы организации

Словесные методы

Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы

Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях

Практические методы

1. Упражнение;

2. Игровой;

3. Соревновательный;

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры

  1. Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап:

Организационный

1.Определение темы проекта.

2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

3.Разработка плана реализации проекта.

январь

1.Диагностика детей.

2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды.

3. Разработка перспективного плана работы с детьми.

4. Разработка картотек игр и упражнений:

- на развитие памяти, внимания, моторики;

- на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти;

- дыхательные упражнения;

- кинезиологические упражнения;

- игры для левшей.

2 этап:

Практический

1. Проведение занятий с использованием нейропсихологических игр и упражнений.

2.  Консультация для педагогов «Значение метода нейропсихологического подхода в речевом развитии детей».

3. Консультация для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития детей» 

Февраль

1. Проведение  занятий с нейропсихологических игр и упражнений.

2. Консультация для родителей «Использование нейропсихологических игр и упражнений при формировании навыков грамматического оформления высказывания 

Март

1. Проведение занятий с использование нейропсихологических игр и упражнений.

2. Оформление информационного – стенда «Использование нейропсихологических игр и упражнений, при формировании и развитии связной речи от фразы до развернутого высказывания»

Апрель

3 этап:

Заключительный

1. Диагностика детей.

2. Анализ результатов проектной деятельности.

3. Отчет о реализации проекта на педсовете.

Май

 

  1. Взаимодействие с родителями

Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на речевое развитие и мыслительную деятельность ребенка. Поэтому, я использую разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

1. Индивидуальные  беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

3. Мастер-класс «Нейропсихологические игры и упражнения»;

С целью популяризации при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • информационные стенды.

        

Ожидаемый результат:

Реализация проекта

Достоинством работы проекта можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

  1. Информационно – методическое обеспечение проекта:

  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — СПб.: Питер, 2008.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017.
  3. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
  5. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие / А. В. Семенович. — М.: Генезис, 2005.
  6. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Симерницкая под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1995.
  7. Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017.
  8. Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46. — URL: