Педагогическая находка!
Музыкальная лаборатория ТРИО - Творческая Реализация Интересных Опытов!

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.91 КБ | |
| 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 45»
«Мой успешный проект»
«Тайна музыкального звука»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Чернова М.С.
2025 год
1 слайд – тема проекта
На экране видеозапись детского диалога.
1 ребёнок – Илюша, ты знаешь, что такое музыкальный звук?
2 ребёнок – Нет, Саша, не знаю.
1 ребёнок – А ты знаешь, как возникает музыкальный звук, как он передаётся?
2 ребёнок, - Нет, Саша, не знаю.
Вместе – Давайте разберёмся!
Что такое звук, как его услышать?
Любознательным ребятам хочется понять.
Чтоб на все вопросы им найти ответы,
Решили музыкальную лабораторию создать!
Наша музыкальная лаборатория «ТРИО» – творческая разработка интересных опытов.
Паспорт проекта
Цель – развивать музыкальные способности старших дошкольников через экспериментирование со звуком.
Задачи.
- развивать у ребёнка стремление поставить задачу и получить результат, который поможет чувствовать себя настоящим исследователем.
- помочь детям узнать и понять, что такое звук, что его характеризует, какие условия необходимы для создания звука.
- способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников
- формировать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов со звуками
- воспитывать любовь к миру музыки.
Проект долгосрочный.
Тип проекта – исследовательский.
Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, родители (законные представители).
Слайд – паспорт проекта.
Мы с ребятами предположили, что с помощью экспериментов можно узнать, что такое музыкальный звук, как он появляется, как он передается и почему музыкальные звуки имеют разные свойства.
Слайд - цель и задачи проекта.
Цель, задачи проекта представлены на экране. Такая форма работы даёт возможность сформировать у ребёнка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно – экспериментальной деятельности. В процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Создание музыкальной лаборатории полностью соответствует ФГОС ДО, где подчёркивается необходимость обеспечения саморазвития и самореализации ребёнка, развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Слайд – круг вопросов.
С детьми определили круг интересных вопросов, на которые будем искать ответы.
На основе детских вопросов были выстроены этапы работы над проектом, от простого - к сложному.
Слайд – знак вопроса.
А получить ответы мы можем:
- самостоятельно
- с помощью взрослого – музыкального руководителя, педагога, родителя.
Первый вопрос. Что такое музыкальный звук и как он рождается?
Дети прикладывали руку к своему горлу в то время когда пели или говорили. Дети подносили к уху вилочный камертон, звука не было. После удара о край стола камертон звучал. Дети извлекали звук с помощью линейки.
На основании проведённых экспериментов дети самостоятельно сделали следующие выводы.
Видеозапись ответов детей.
Следующий вопрос, на который детям было интересно найти ответ – как можно услышать музыкальный звук?
Дети бросали камешки разной величины в ёмкость с водой, сравнивали звуки по силе звучания от разных камней.
Изготовили стаканчиковый телефон. Сделали вывод, что стаканчик направленно концентрирует звук, поэтому прикладывая его к уху, мы хорошо слышим говорящего. Но если напряжение верёвки ослабить, то слышимость будет хуже.
Родители пришли нам на помощь и дома изготовили кукарекающий стаканчик.
А как музыкальный звук увидеть? Дети увидели звук с помощью таких экспериментов, как
«Танцующее конфетти», «Барабан», «Танцующие шарики в трубке».
Но особый интерес у детей вызвал эксперимент «Киматика звука». С помощью генератора вибрации дети рисовали песочные узоры.
Родители – наши активные помощники, провели дома эксперимент «Танцующий рис».
Дети пришли к выводу, что звуковые волны заставляют предметы двигаться, тем самым мы видим звук.
Как сделать звук громче?
Дети узнали это из экспериментов «Звуковая труба», «Хлопушка». Но чтобы получить более точный ответ на данный вопрос дети обратились за помощью к родителям. Вместе они изготовили прибор для усиления звука – рупор. Который потом продемонстрировали ребятам в группе.
На следующем этапе дети выяснили, что звуки бывают разные по высоте. Помог им в этом научный ксилофон. Дети наполняли пробирки разноцветной водой от большего к меньшему. При звучании наполненные пробирки издавали звук разной высоты.
Таким образом, мы подошли к более сложному этапу нашего проекта - созданию музыкальных звуков с помощью электроники. В этом нам помог набор с электрической цепью – «Музыкальная лаборатория». Ребята по указанной схеме подключали провода, и у них получилось создать электронное пианино.
Самым интересным для детей стало создание фруктового пианино. Педагогом была установлена программа на ноутбук. Для каждого фрукта были заданы звуковые сигналы. С помощью платы и проводов подсоединили фрукты. И при качании к ним они издавали звуковые сигналы.
Все результаты опытов мы зафиксировали и создали научную книгу «Тайны музыкального звука».
Свой проект считаю успешным, так как у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Ребята научились определять возможные методы решения вопросов самостоятельно и с небольшой помощью взрослого.
Своё выступление я хочу закончить словами известного педагога Иоганна Генриха Песталоцци
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 45»
План - конспект проведения
образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию (музыкальная деятельность)
Тема «Школа юного музыканта»
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Чернова М.С.
г. Заволжье, 2025
1. Цель – продолжать развивать у детей интерес к музыкальному искусству, формировать у детей предпочтения в области музыкальной деятельности.
2. Задачи.
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, совершенствовать вокально – слуховую координацию. Побуждать детей петь без напряжения, обращать внимание на артикуляцию.
- Закреплять у детей музыкальные понятия – ритм, пауза.
- Совершенствовать у детей ритмический слух, чётко простукивать ритмический рисунок на клавесах.
- Побуждать детей называть профессию деятелей искусства – композитор, дирижёр.
- Закреплять умение детей петь без музыкального сопровождения.
- Продолжать развивать умение детей моделировать содержание песни «Моя Россия» условно – схематическими карточками.
- Закреплять умение детей выполнять на 1 часть музыки шаг польки, на 2 часть переходить на лёгкий и бег и перестраиваться змейкой, совершенствовать умение детей выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
- Совершенствовать умения детей играть в оркестре слаженно, вступать на свою партию.
- Воспитывать интерес к национальным ценностям, культурным традициям народа в процессе восприятия классической, русской народной, современной музыки.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
3. Материал
- проектор
- ноутбук
- аудиомагнитофон
- магнитная доска, на которой расположен нотный стан, ноты
- видеозаписи с заданиями
- музыкально – дидактическая игра «Стиль музыки»
- схема моделирования содержания песни «Моя Россия»
- детские музыкальные инструменты: клавесы, металлофон, ксилофон, свистулька, треугольник, тарелки, колокольчик
- набор для опытов «Научный ксилофон»
- детские столы, стулья
4. Предварительная работа.
4.1. Разучивание песен «Моя Россия», «Песенка друзей», попевки «Горошина».
4.2. Выполнение музыкальных упражнений на развитие ритмического слуха.
4.3. Изготовление карточек – схем по моделированию содержания песни «Моя Россия»
4.4. Изготовление музыкально – дидактической игры «Стиль музыки»
4.5. Разучивание с детьми шага польки.
4.6. Проведение бесед с детьми: «Стиль музыки», «Композиторы», «Что такое ритм?»
4.7. Проигрывание с ребёнком мелодии попевки «Горошина» на металлофоне.
5. План – конспект.
1. Музыкально – ритмическое упражнение «Полька» (муз. И. Штрауса)
Дети на 1 часть музыки вбегают в музыкальный зал шагом польки, на 2 часть переходят на лёгкий бег змейкой. Встают полукругом.
2. Певческая деятельность.
Упражнение для развития слуха и голоса «Здравствуйте» (муз. и сл. М. Лазарева) Дети исполняют музыкальное приветствие.
3. Вовлечение детей в деятельность (приглашение в школу юного музыканта)
4. Восприятие музыки. Слушание музыки «Стиль музыки» с использованием ИКТ (задание предлагают воспитанники детского сада № 5 г. Солнечногорска Московской области). За правильно выполненное задание дети получают нотку. Дети слушают музыкальное произведение, узнают его стиль (классический, русский народный, современный) и поднимают соответствующую карточку.
5. Гимнастика для глаз – проводит воспитатель.
6. Игра на ДМИ. Мелодия попевки «Горошина» (муз. и сл. Е. Тиличеевой). Подготовленный ребёнок проигрывает мелодию попевки на металлофоне. Дети слушают и узнают мелодию, знакома ли она им.
7. Певческая деятельность. Упражнение для развития слуха и голоса «Горошина» (муз. и сл. Е. Тиличеевой) Пение без музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель настраивает детей на первый звук. Дети исполняют попевку без музыкального сопровождения.
8. Моделирование содержания песни «Моя Россия». Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки – схемы к содержанию куплетов песни «Моя Россия». Музыкальный руководитель предлагает их выстроить в нужной последовательности.
9. Певческая деятельность. Пение. Песня «Моя Россия». Для исполнения песни детям предлагается украсить песню свистульками. Музыкальный руководитель напоминает детям о дикции, чётком звукопроизношении.
10. Выполнение упражнения на развитие ритмического слуха «Фруктовые ритмы» с использованием ИКТ. Детям предлагается отдохнуть и подкрепиться музыкальными фруктами. Детям предлагают взять клавесы, разместиться на ковре. Дети смотрят на экран проектора и выполняют упражнение.
11. Гимнастика для глаз. Проводит воспитатель.
12. Опыт «Научный ксилофон». Музыкальный руководитель вспоминают с детьми как называют профессию человека, который сочиняет музыку – композитор. Предлагает детям самим создать музыку с помощью науки. Дети рассаживаются парами за столы. Музыкальный руководитель объясняет и показывает опыт, дети выполняют вместе с ним задание одновременно.
13. Игра на ДМИ. Оркестр «Часики». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на столы, на которых размещены музыкальные инструменты. Предлагает детям выбрать понравившийся. Дети вспоминают профессию человека, который руководит оркестром – дирижёр. Дирижёром выступает музыкальный руководитель. Дети исполняют свою партию в оркестре.
14. Певческая деятельность. Исполнение песни «Песенка для друзей» (исполнение парами). Из нот, что дети получали за выполнение заданий, сложилась мелодия. Музыкальный руководитель предлагает детям её послушать и отгадать. Это мелодия «Песенки для друзей».
15. Рефлексия занятия. Музыкальный руководитель проводить рефлексию – Понравилось ли занятие? Какое задание было самым сложным?, Какое задание было самым интересным? Музыкальный руководитель дарит детям на память значки юного музыканта.
16. Певческая деятельность. Упражнение для развития слуха и голоса. «До свиданья, музыка». Дети исполняют прощальную песенку.
Дети вместе с воспитателем уходят из зала.
