Методическая копилка

Абакумова Ольга Алексеевна

В данном разделе охотно делюсь своими наработками с коллегами — учителями начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«АЗБУКА, ПРОЩАЙ!»

Учитель начальных классов: Абакумова Ольга Алексеевна

Вед. Сегодня у первоклассников праздник. Они научились читать и теперь прощаются с Азбукой.

Песня.

На мотив песни «Ничего на свете лучше нету»

Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы : «До свиданья!»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой вначале –

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья наши не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету.

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

В зал заглядывают Лисенок и Зайчонок.

Л. Посмотри, Ушастик, как здесь весело!

З. А давай попросим разрешения войти.

В. Ребята, кажется, к нам явились гости из леса!

Л.и З. Здравствуйте,  меня зовут Рыжик! А меня Ушастик!

В. Здравствуйте!

Л. и З. Извините, мы без приглашения. Проходили мимо и услышали музыку.

В. Добро пожаловать, Рыжик  и Ушастик! Мы всегда рады гостям. Занимайте места в зале!

Л. А можно вот здесь присесть, на стульчике?

В. Чувствуйте себя как дома.

З. Спасибо, здесь удобней!

Л. Скажите, пожалуйста, а зачем нужно уметь читать?

З. Да, зачем? Мы вот читать не умеем.

Л. Зато мы знаем и умеем многое другое, например, как по следу добычу найти…

З. Как под кустом ночлег организовать…

Л. Как из-под снега мышку достать…

З. Как на пне вместо барабана сыграть…

Л. Как в норе жилище устроить.

З. А вот читать у нас в лесу никто не умеет!  

Л. А это трудно – научиться читать?

В. Давайте спросим у ребят!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы учили букву А,

Мы учили букву У.

Малыши кричат : уа,

Мы в лесу кричим: ау.

С буквы А – арбуз и аист.

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята…

Вот чему на первый раз

Научился первый класс!  

Вот проходят день за днем,

Изучаем «Азбуку»

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные…

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звук согласный дружит с гласным,

Образуют слог они.

Слог лежит в основе слова,

Он строителю сродни.

Если встанут слог за слогом,

То получатся слова.

Прочитаем : ПА-ПА, МА-МА,

ЛУ-ЖА, ДЕ-РЕ-ВО, ТРА-ВА.

Мы читать слова учились

Непременно по слогам,

И теперь любое слово

Без проблем доступно нам.

Сказать хотим: спасибо, слог!

Ты каждому из нас помог!

Песня.

Л. Какие вы молодцы, ребята, что освоили такое трудное дело – умение читать!

З. Скажите, пожалуйста, а что значит слово Азбука?

В. Слово «азбука» произошло от первых букв славянского алфавита – «аз» и «буки», которые теперь называются «А» и «Б». Так что азбука – это тоже самое, что и алфавит.

А вот и она, наша дорогая гостья, Азбука!

Азбука: Я книга школьная – «Азбука»,

               Учились все по мне и встарь.

                Рисунки, буквы, точки,

                Коротенькие строчки.

                Тому, кто хочет много знать,

                 Кто хочет книги прочитать

                 Про горы и долины,

                 Про водные глубины,

                 Про реки, звезды и моря,

                 Не обойтись здесь без меня.

 

Вед. Давайте попрощаемся с Азбукой весело. Если ребята-первоклассники выполнят все задания Азбуки, то получат удостоверения об окончании её изучения, а также призы. Ребята, поможем первоклассникам?

Азбука: Итак, первое задание! Я  буду  называть букву, а вы – имена известных героев книг, мультфильмов, сказок, начинающиеся с этой буквы.

Итак, аукцион сказочных персонажей начинается!

А – Айболит

Б – Буратино, Бармалей

В – волк, Винни-Пух

Е – Емеля, Елена Прекрасная

З – Золушка, Змей Горыныч

М – Морозко, Маугли, Мальвина, мышонок, медведь, Муха-Цокотуха

К – кот, колобок, Карлсон, Карандаш

Л – Леопольд, Лиса Патрикеевна

С – Снегурочка, Снежная королева

Азбука:  Молодцы! Справились с заданием!

А  теперь отгадайте мои загадки, друзья!

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс… (звонок)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные … (тетрадки)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все… (алфавит)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается … (гласный)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Все мы знать ее должны

Получилась буква … (Ы)

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? … (твердый знак)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем

Получилась буква… (М)

К единице три приставим

Что за букву мы составим? (букву В)

Поэт закончил строчку

В конце поставил… (точку)

Азбука: А теперь, друзья, следующее задание – анаграмма.  Что за слово здесь зашифровано?

( ДРУЖБА )

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется,

Значит, эта дружба навсегда.

Азбука:  Дружба – великая сила. Только вместе, сообща мы сможем сделать школьную жизнь интересной, веселой, узнаем много нового и полезного!

Песня.

1 куплет

Ветер зовет за собой облака вдаль, вдаль, вдаль

Если ты друга не встретил пока жаль, жаль, жаль.

Припев

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг,

Друга взять не забудь в путь,

Другом верным всегда будь.

2 куплет

Песня не зря собирает друзей в круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денек веселей друг, друг, друг.

Припев

Азбука: Ребята справились со всеми заданиями! Молодцы!

Азбука выдает удостоверения первоклассникам.

Лисенок и Зайчонок выносят сверток и раздают подарки.

В. Наш праздник заканчивается, но не заканчивается и не закончится праздник встречи с хорошей книгой, нашим верным другом. Любите книги! Читайте книги! Пусть они станут вашими верными друзьями и советчиками!

 «ЧАСТУШКИНО»

«Звериные частушки»

Дал медведь поэту в лоб,

И поэт на землю – хлоп!

А пускай не пишет впредь:

«Неуклюжий как медведь».

Покорили весь народ

Пес, Петух, Осел и Кот.

Им везде открыты двери.

Музыканты – просто звери!

Валерьянки выпил кот

И всю ночь будил народ.

Он уселся на суку

И кричал «кукареку!»

Вон корова пролетела

Прямо в теплые края.

Ну а мне какое дело?

Ведь корова не моя!

Ой, лягушки. Не шучу:

Я во Францию лечу.

Знаю от подружек –

Любят там лягушек!

Факт чудесный налицо –

Учит Курицу Яйцо.

Времена такие –

Яйца – то крутые!

Повстречала я Ужа

И сказала: «Здрасьте-ка!»

Уж в ответ как зашипит…

Нет страшней ужастика!

Под землею крот – слепец

Строит мышкам глазки…

Тут частушечкам конец

И начало сказки!

Что за ЛИ? Что за МОН?

В звуках нету смысла,

Никакого смысла.

А как скажут «ЛИМОН»

Сразу станет кисло-кисло-кисло.

Что за КИ? Что за НО?

Людям неизвестно,

Вовсе неизвестно.

А как скажут «КИНО»,

Сразу интересно, интересно.

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка,

Новая загадка.

А как скажут «ХАЛВА»,

Сразу станет сладко-сладко-сладко!

А

Б

В

Е

З

М

К

Л

С



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  

В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: «УДАРЕНИЕ»

Учитель: Абакумова О.А.

Цели урока: закреплять умение находить слоги, дать представление о роли ударения в речи, формировать умение обозначать в словах ударный слог.

Ход урока

  1. Организационный момент (музыка)

–Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну Грамматику. Посмотрите на свои парты. Они стоят как корабли на рейде, готовые отправиться в плаванье со своими капитанами. А капитаны этих кораблей – вы, мои ученики. Итак, друзья мои, в путь!  Полный вперед!

 

  1.  Сообщение темы и целей урока

- Ребята, течение вынесло наш корабль к берегам удивительной бухты. Нам нужно понять, как она называется, чтобы сегодня на нашем уроке изучить новую тему.

На доске:

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

- Прочитайте.

- Найдите слова, одинаковые по написанию. (Сорок, сорок; дорог, дорог)

- Почему вы читаете их по-разному? (Они имеют разное значение)

- Поставьте ударение в этих словах. Что обозначают данные слова?

На путях я вижу сорок (число, количество)

Резво скачущих сорок (Птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях)

Этот вид  мне очень дорог (имеет высокую цену)

Средь неведомых дорог. (Полоса земли для передвижения)

-Чем отличаются эти слова по произношению? (Ударением)

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Ударение.

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Чистописание

1. Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

                                   (В. Степанов)

- Сегодня на уроке чистописания мы будем писать слова с буквой Л.

Открываем учебники на странице 49, упражнение 70.

- Прочитайте, почему слова по морю написаны раздельно? (По – это предлог, пишется раздельно)

- Выполните задание. Обратите внимание на написание буквы Л.

Проверка.

Назовите буквы, которые вы подчеркнули.

- Какие звуки они обозначают?(Гласные)

2. Игра «Слова – невидимки»

Слова – невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой забавной игры:

Запомни: три буквы всего из первого слова.

В таком же порядке в составе второго,

И новая буква всего лишь одна

Словами ты строчки заполни сполна.

- Моя нора в корнях у ели.

Л _ _ _

- На мне весною птицы пели.

Л _ _ _

- Я хитроумное стекло.

Л _ _ _

- А я свечу сове в дупло.

Л _ _ _

(Лиса, липа, лупа, луна)

- Чем похожи все слова? (Состоят из двух слогов)

5. Работа по теме урока

1. Повторение.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки разделите их на слоги.

Слова записываются на доске.

  1. Модница крылатая,

Платье полосатое.

     Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (О-СА)

  1. На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

     То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (БА-БОЧ-КА)

  1. В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (ПА-УК)

  1. Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке (Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (ЖУК)

-  Какое слово вы не разделили на слоги? Почему? (Жук. В этом слове один слог)

- Из каких звуков может состоять слог? Приведите примеры. (Из одного гласного: О-СА. Из одного гласного и одного согласного: ПА-УК. Из одного гласного и нескольких согласных: БА-БОЧ-КА.)

2. Наблюдение над ударением.

На доске:

О-СА, БА-БОЧ-КА, ПА-УК, ЖУК.

- Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса? (Два слога)

- С одинаковой ли силой они произносятся? (Произносят хором слово ОСА)

- Какой слог произносится сильнее? (Второй слог произносится сильнее)

- В слове ОСА ударение падает на второй слог.

Учитель ставит ударение в слове ОСА. Аналогичная работа проводится со словами БАБОЧКА, ПАУК.

- На какой слог по счету может падать ударение? (На первый, второй, третий, четвертый)

3. Упражнение 71.

- Прочитайте слова с ударением.

- В каких словах не обозначено ударение? (На лугу, они)

- На какие слоги падает ударение в этих словах? (В слове на лугу на второй слог падает ударение, и в слове они тоже на второй слог.)

- Составьте из данных слов два предложения. (На лугу паслись козы и овцы. Они щипали траву.)

- Как в устной речи отделяем одно предложение от другого? (Делаем паузу в конце предложения.)

- А в письменной речи, какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения? (Первое слово пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.)

-  Запишите предложения.

Проверка

Упражнение для глаз.

Учитель: Посмотрите глазами на окно, боковую стену, потолок, окно, на пол. Сделайте круговые движения глазами.

4. Упражнение 72.

- Рассмотрите рисунки. Узнайте птиц. Впишите их названия.

- Что вы знаете об этих птицах?

- Составьте предложение о какой-либо птице. Посчитайте количество слов в ваших предложениях.

6. Физкультминутка

7. Закрепление

1. Упражнение 73.

- Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.

- выполните задание.

Проверка.

2.Сказка про ударение.

- Послушаем сказку про ударение.

Дело в том, что давным – давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.

Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе.

Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно. Только слоги об этом не знали.

Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые – непонятные.

Когда, например, слоги образовывали слова: ель, ёжик, селедка, клюква, -  все было понятно. А вот со словами: село, замок, пугало, гвоздики, - получались недоразумения.  

Пришел человек в хозяйственный магазин, попросил замок. А продавец удивился: «Откуда я вам замок достану?!» А другой человек хотел купить дочке к 8 Марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое «/». Чтобы они устанавливали его над теми гласными, которые обозначают УДАРНЫЙ СЛОГ. И с тех пор все недоразумения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок, гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот.

- Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод.

ВЫВОД: Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.

- А может в слове быть несколько ударных слогов? ( Нет. Если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)

3. Упражнение 74.

- Прочитайте загадку. Отгадайте (Это замок)

- Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? (Это замок)

- Сравните эти слова. Чем они похожи? (Одинаковые по написанию)

- Чем различаются? (Произношением и значением)

- Какое значение имеет слово замок? (Приспособление для запирания чего-либо)

- А какое значение имеет слово замок?(Дворец)

- Спишите загадку. В каждом слове обозначьте ударение.

Проверка.

Упражнение на расслабление (музыка)

Мы писали, мы писали,

На вопросы отвечали,

А теперь мы отдохнем,

Сладко, сладко все заснем.

Дети кладут голову на парту, закрывают глаза.

- Нам  пора возвращаться домой, ребята! Полный вперед!

 Мы снова в классе.

8. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какой слог называется ударным?

- Над какими словами не ставится ударение?

- Зависит ли от ударения смысл слова?



Предварительный просмотр:

ИГРЫ   НА  УРОКАХ  РУССКОГО   ЯЗЫКА

Составила

Абакумова О.А.

Сочиняем рассказ или сказку.

Открываем любой журнал (но лучше детский) на любой странице и, не глядя, попадаем пальцем в любое слово. Первый рассказчик читает слово и должен придумать фразу, в которой будет это слово. Следующий игрок снова попадает, не глядя пальцем в любое слово в журнале, но придуманная им фраза должна продолжить рассказ. И так, пока все игроки придумывают по фразе, складывается интересная история.

Любимая книга.

Перед школой совсем неплохо вспомнить прочитанные за лето книги. Выберите вместе с детьми какого-нибудь любимого героя (Незнайку, Пеппи-Длинный Чулок, Тома Сойера — кого угодно!) и сымпровизируйте сцену. Пусть все дети расскажут как можно больше о персонаже книги, желательно даже гораздо больше, чем в книге написано, — можно слегка присочинить. Причем нужно не просто рассказывать, а изображать эпизоды в лицах. Взрослому тоже можно вспомнить другого персонажа из той же книги и присоединиться к детям, разыгрывающим сцену. Можно придумать сцену, которой вовсе не было в книге, но которая могла бы быть. Например, Красная Шапочка встретила волка, который сломал ногу, и побежала в дом к бабушке, чтобы вызвать «волчью скорую помощь».

Слова.

Раздайте детям по листу бумаги и карандашу. Придумайте какое-нибудь длинное слово, например «празднование». Задача игроков — написать как можно больше слов, состоящих из букв этого длинного слова. Кто придумал больше слов, тот и победил. Или другой вариант. В мешочке лежат картонные квадратики. На каждом квадратике — по букве. Каждая буква повторяется пять раз. Каждый берет из мешочка по 10 квадратиков. Выигрывает тот, кто составит из них самое длинное слово.

Заколдованная буква.

Выбирается любая буква, и отвечать на вопросы ведущего можно, только подбирая слова на эту букву. Например, на букву «р»: Хочешь ли ты идти в школу?
Раньше рак рухнет в реку.
Как ты будешь его вытаскивать?
Расставлю ракиты у реки, растяну рогожу.
Может быть и другой вариант: сочинение рассказа, где все слова начинаются с определенной буквы.
Хорошая буква.

Вы называете какую-нибудь букву, а игроки должны вспомнить как можно больше предметов, названия которых начинались бы с этой буквы. Усложнить игру можно, попросив детей перечислить все предметы, которые оканчивались бы на названную букву. И это еще одна возможность для каждого ребенка оказаться в какой-то мере подготовленным к школе,

Собственное имя.

Интересным занятием может стать задание вырезать буквы из старых журналов, нарисовать картинку, а внизу наклеить собственные имена из вырезанных букв. Возможен такой вариант. Раздайте каждому по листу бумаги, на котором изображена какая-нибудь буква, и попросите малышей нарисовать или слепить из пластилина предмет, название которого начинается с этой буквы.

ШАРАДЫ

 Шарады — это отгадывание слов по частям, обычно по слогам. Для примера детям нужно показать, как это делается. Например, зашифровано слово «фасоль»:

«Первое — нота, второе — тоже, а целое — на горох похоже». (Фа — соль).

 

 Часть первая — на земле остается, когда по ней кто-то пройдет.

Вторая — дается ошибками в долгом труде. А словом охотник зовется, что зверя отыщет в тайге. (Следопыт).

 

 Слог первый — маленький грызун,

второй — вид дикого быка. Любой, кто в химии силен, ответ найдет наверняка. (Мышьяк).

 

 Бывает много странного на свете:

Вот вам предлог, союз и вновь предлог,

А целое в лесу я как-то встретил —

Со страху еле ноги уволок. (Удав).

 

Ты найдешь меня на дне

В синем море. И во мне

От начала до конца

Два предлога и три «ца». (Устрица).

 

ГИБРИДЫ (ИЗ РАЗДЕЛА «КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется.

Ход игры. Игра позаимствовала свое ироническое название из биологических терминов. Задача играющих – составить высказывание из частей известных устойчивых выражений: пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз – так, чтобы получилась правильная фраза с новым неожиданным смыслом. Например, из пословиц Береги честь смолоду и Неча на зеркало пенять, коли рожа крива получается вызывающая глубокий отклик в сердцах молодежи фраза Береги честь смолоду, коли рожа крива. «Скрестив» пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь и Скучен день до вечера, коли делать нечего, получаем здравый совет: Семь раз отмерь, коли делать нечего. Можно объявить конкурс на лучший гибрид и вывесить в классе лист, куда все могут записывать найденные варианты. Самые любимые можно оформить в виде типичных для школьных кабинетов «изречений великих» и развесить по стенам.

Цели. Процесс разрушения незыблемых устоев и традиций всегда привлекает подростков, а что может быть незыблемее устойчивых выражений? Это развлечение приводит ребят просто в восторг и заставляет их существенно пополнить свой запас идиом. Заодно развиваются чувство юмора и комбинаторное мышление.

КЛАССИФИКАЦИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»)

Знакомство с этой игрой может состояться уже в пятом классе, затем к ней можно периодически возвращаться. Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись на две-три команды. Времени потребуется не меньше 20 минут, каждой команде нужны листок бумаги и ручка.

Ход игры. Если играют впервые, перед началом игры ведущий проводит беседу о том, что такое классификация, какую классификацию считают правильной, корректной, какую нет. Можно привести известную «классификацию животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «Животные подразделяются на:

а) принадлежащих Императору,

б) бальзамированных,

в) прирученных,

г) молочных поросят,

д) сирен,

е) сказочных,

ж) бродячих собак,

з) включенных в настоящую классификацию,

и) буйствующих, как в безумии,

к) неисчислимых,

л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти,

м) и прочих,

н) только что разбивших кувшин,

о) издалека кажущихся мухами».

Первый тур лучше провести не в виде соревнования между командами, а в свободном порядке. Пусть каждый предлагает все, какие ему приходят в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, сидящих у окна и сидящих у стены, любящих математику и любящих литературу – и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается с точки зрения корректности. В процессе обсуждения вырабатываются критерии корректности классификации:

1) сравнивать и противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя: девочки и отличники),

2) не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий),

3) группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты). После такого обсуждения можно играть по командам. Ребята делятся на две-три команды, выбирается множество для классификации и засекается время на подготовку, от 5 до 10 минут. Подготовившись, команды начинают по очереди предлагать свои варианты классификации. Некорректные и повторяющиеся варианты снимаются. Команда, не сумевшая в очередной раз предложить новый правильный вариант классификации, выходит из игры. Побеждает команда, ответившая последней. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, орфографические и пунктуационные правила, части речи, ошибки в диктанте, любой тем или иным способом выбранный список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограниченно.

 Если игра вызывает большие затруднения, варианты быстро иссякают, часто приводятся некорректные классификации, и ребятам сложно объяснить, в чем ошибка, это говорит о слабом развитии аналитического мышления, прежде всего навыка противопоставления. Такому классу теоретическая часть программы по русскому языку (да и по другим предметам) будет даваться с огромным трудом, поэтому лучше не пожалеть времени и еще в пятом-шестом классах с помощью различных аналитических игр компенсировать отставание. А в последующие годы то, как ребята справляются с игрой «Классификация», может служить хорошим индикатором уровня развития их логического мышления.

Варианты. Уровень детей в классе обычно очень разный, а недостаток командной формы игры в том, что сильные оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ребят. Можно показать игру родителям слабеньких ребят и предложить играть в кругу семьи.

Цели. Игра позволяет познакомиться с важнейшими логическими понятиями и категориями, такими, как множество, элемент множества, противопоставление, основание классификации. Поразительно, но во всех школьных программах по всем предметам не нашлось места и времени для обсуждения этих понятий, а ведь используются они в скрытом и в явном виде очень активно. Между тем в основе многих наиболее распространенных ошибок, например, смешивания частей речи и членов предложения, лежит именно незнание того, что один и тот же объект может входить в разные и по-разному расклассифицированные множества, что нельзя строить противопоставление на разнохарактерных признаках, что при строгой классификации не может один элемент входить сразу в несколько групп. Таким образом, главное назначение этой игры – восполнить серьезнейший пробел в школьном обучении.

Кроме того, игра, конечно, является развивающей, помогает становлению логики, дисциплинирует мышление, стимулирует изобретательность, поиск неожиданных решений.

СРАВНЕНИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА  «АССОТИАТИВНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит средним и старшим школьникам. Количество играющих должно быть достаточным, чтобы составить команды по нескольку человек. Ведущий необязателен.

Ход игры. Играющие делятся на команды. Игрок (или два-три) одной из команд подходит к команде соперников, и те загадывают ему какое-либо слово. Затем он подходит к своей команде и называет ей сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например, загадано слово дождь. Игрок может приводить такие сравнения: Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ. Команда пытается угадать загаданное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством сравнений. Естественно, команды стараются задать друг другу слова посложнее, выбирая или очень абстрактные, которые трудно сравнивать (например, преобладание), или, напротив, очень конкретные, которые сложно угадать (вроде отвертки или застежки-молнии). Стоит оговорить, позволительно ли загадывать глаголы и прилагательные, а иногда ребята пытаются пустить в дело даже имена собственные и служебные слова. В принципе это возможно, но в тех границах, в которых интересность игры не приносится в жертву сложности.

Цели. Игра является как бы обратной к предыдущей, и ее развивающее действие примерно такое же. Но эта игра, конечно, сложнее и активизирует различные способности, поскольку требуется не только найти сравнение, но и оценить его информативность для отгадывающих, а загадывающей команде нужно заранее оценить потенциально возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Сравнения» к «Сравнениям-2», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым.

АВТОПОРТРЕТ (ИЗ РАЗДЕЛА  «КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит ребятам от 11–12 лет и старше, для школьников средних классов обязательным является условие, чтобы играющие хорошо знали друг друга, старшие справляются с игрой и в новой компании. Количество играющих – не менее 8–10 человек. Игру ведет ведущий, лучше взрослый. Игрокам понадобятся по два листочка бумаги и ручки.

Ход игры. Ведущий объясняет условия. Сейчас каждый из вас получит десять минут для того, чтобы составить собственный словесный портрет. Вы запишете его на листочках. При составлении портрета вы не должны нарушать такое правило: нельзя называть никакие конкретные факты. Вы не можете указать свое имя, пол, возраст, цвет волос, домашний адрес, не должны вспоминать и описывать никакие конкретные факты своей биографии, вы можете написать: «Я люблю собак», но нельзя писать: «У меня есть собака», можно писать: «У меня веселый характер», но нельзя: «На мне красный свитер». Автопортреты, составленные с нарушением этого условия, будут сниматься с игры. Постарайтесь описать себя как можно лучше, скажите о себе самое главное. Теперь начинайте работать.

Когда отведенное время истекает и автопортреты написаны, ведущий собирает листки, перетасовывает их и нумерует. После этого он просит играющих приготовить второй листок бумаги и начинает по очереди читать самоописания, снимая с игры те, в которых было нарушено оговоренное условие. После каждого автопортрета он внятно называет номер текста, а каждый играющий, подумав, записывает у себя на листке этот номер и имя того, кому, по его мнению, автопортрет принадлежит.

Когда все тексты будут прочитаны, производится подсчет правильных ответов. Победителями становятся те играющие, которых многие узнали, и те, кто сам точно распознал авторов описаний.

Конечно, играть в эту игру с теми же ребятами можно только одни раз: ведь если во время написания автопортрета они будут знать, что товарищи должны их угадать, в ход пойдут намеки, подсказки и прочие ухищрения, а это сведет на нет цели игры. Хочется оговорить, что проводить игру в форме соревнования, в атмосфере азарта и соперничества крайне нежелательно.

Цели. Основная цель игры – помочь ребятам увидеть разницу между тем, как видит себя человек и как воспринимают его окружающие, заставить задуматься о том, как мало мы знаем о людях, с которыми годами видимся ежедневно.

Скорее всего трудность вызовет и сам процесс написания своего портрета с соблюдением таких жестких ограничений. Это хороший повод подумать о том, как мало мы размышляем о самих себе, о своих особенностях, о том, что в нас самое главное. Для многих ребят мысль о том, что они как индивидуальность не сводятся к своему имени, внешности и истории жизни, оказывается абсолютно новой.